Что такое плагины в музыке
Перейти к содержимому

Что такое плагины в музыке

  • автор:

Форматы звуковых плагинов (plug-in)

В последнее время чрезвычайно популярными стали аудиоэффекты и виртуальные инструменты, реализованные программным путём и работающие в режиме реального времени. Они могут представлять собой как самостоятельные приложения, так и плагины (plug-in), предназначенные для использования из других приложений — приложений-хостов.

Что такое плагин (plug-in)

Эффекты звуковой обработки могут быть реализованы аппаратным путём, в виде цифровых сигнальных процессоров (англ. Digital Signal Processor— DSP), в основе принципа действия которых лежит аналого-цифровое преобразование сигнала с последующей обработкой, основанной на нескольких алгоритмах цифровой фильтрации и задержки .

В компьютерных студиях эффекты и обработки создаются программным способом. Реализация эффектов и управление ими осуществляется с помощью звуковых редакторов. И одним из наиболее популярных видов являются плагины, которые можно подключить к любому DAW (секвенсору).

Плагины (от англ. plugin) — подключаемый к программе модуль, благодаря работе которого эта программа (приложение-хост) получает новые возможности. В настоящее время наиболее популярными форматами звуковых плагин на платформе PC можно считать VST и DX; на платформе MAC — GRM, VST.

Существующие форматы звуковых плагинов (plugin):

DirectX (DX)

Технология DirectX была разработана компанией Microsoft для платформы ПС. Программные модули, поддерживающие DirectX, могут работать в режиме реального времени и используют мощности центрального процессора компьютера.

Среди известных производителей, которые пишут программные модули для DirectX, можно назвать Antares Audio Technologies, Arboretum Systems (Restoration NR – восстановление старых записей), Dsound, Sonic Timeworks (различные аудиоэффекты), Native Instruments, Power Technology (DSP-FX – пакет из двенадцати высококачественных эффектов), Spectral Design (эквалайзеры, фильтры, мастеринг ), TC Works, Waves.

VST

Технология VST (Virtual Studio Technology) была разработана компанией Steinberg для программ и программных модулей, работающих в режиме реального времени и использующих мощность центрального процессора. Платформа – Mфс или РС, операционные системы — Mac OS, различные версии Windows. Основная программа должна поддерживать технологию VST или иметь патч, позволяющий подключать модули VST.

В числе производителей программных модулей для VST следует упомянуть Antares Audio Technologies, Applied Acoutics Systems (модульный синтезатор Tassman), Arboretum Systems, Bias(Vbox – комбинирование, микширование всех подключенных VST-модулей), Dsound, BitHeadz, DUY, Native Instruments, Spectral Design (денойзер, декликер, фильтры и т.д.), Steinberg ( ревербераторы , хорусы , фильтры, а также виртуальные синтезаторы и семплеры), TC Works, Waldorf (виртуальный модульный синтезатор) и Waves.

GRM

Плагины в формате GRM используются многими дизайнерами звука во всём мире для создания звукового оформления фильмов. («Матрица. Революция», «Матрица. Перезагрузка») для лёгкого, натурального звучания самых нереальных тембров.

Premiere

Формат Premiere был разработан компанией Adobe довольно давно для видеомонтажа. Платформа — Macintosh и PC, основные программы, понимающие этот формат, в основном под MacOS – BIAS Peak, BIAS DeckII, Emagic Logic Audio, Opcode Studio Vision Pro. Среди известных разработок можно назвать пакет программных модулей Hyperprism, созданный компанией Arboretum Systems.

TDM

Формат TDM (Time Division Multiplex) был создан компанией Digidesign для программы Pro Tools, работающей с оборудованием Digidesign. Программные модули используют внешние процессоры, поэтому количество модулей, которые можно использовать одновременно, зависит от числа установленных плат. Платформа – МacOS или РС. Основной программой может быть любая из тех, что работают с Pro Tools и поддерживают TDM, например — Digital Performer или Logic Audio.

Из известных производителей, выпускающих программные модули для формата TDM, можно назвать Antares Audio Technologies, Bomb Factory, Arboretum Systems (пакет Hyperprism – около сорока различных эффектов), DUY (DSPider – набор модулей для создания различных эффектов, пакет эффектов Global TDM Bundle), Kind Of Loud (ревербераторы и другие эффекты), TC Works, Wave Mechanics (питч-шифтеры, фильтры и др.), Waves.

HTDM

Формат HTDM (Host TDM) для вычислений использует центральный процессор компьютера (в отличие от TDM). Поэтому можно одновременно использовать столько программных модулей данного формата, сколько позволяет его мощность. Формат доступен только для компьютеров Мacintosh. Большая коллекция различных модулей HTDM была создана компанией Native Instruments.

AS

Формат AS (AudioSuite) был разработан компанией Digidesign и позволяет создавать программные модули для Pro Tools. Обработка пофайловая (режим реального времени отсутствует), причём может производиться только для всего файла целиком, результат сохраняется в этом же или в новом файле. Платформа – Mac или РС. Основные программы — Pro Tools и ProTools LE. Производители: Arboretum Systems (Hyperprism и денойзер Ray Gun) и Bomb Factory (виртуальный компрессор , дилэй , эквалайзер и т.д.).

RTAS

Формат RTAS (Real Time AudioSuite) – более поздняя версия формата AS и позволяет разрабатывать программные модули, работающие в режиме реального времени. Для работы используется центральный процессор компьютера. Платформа – Mac или РС. Основная программа – ProTools LE. Производители: Arboretum Systems, Bomb Factory, Antares Audio Technologies, DUY, Kind Of Loud, Prosoniq (Orange Vocoder), Waves.

MAS

Формат MAS (MOTU Audio System) был разработан компанией Mark of the Unicorn (МОТU), чтобы создавать программные модули для аудио/MIDI-секвенсоров Performer и Digital Performer. MAS работает в режиме реального времени и использует мощности центрального процессора. Для формата MAS программные модули пишут многие производители, среди них: Antares Audio Technologies (Auto-Tune – исправление интонационных ошибок у вокалистов, Microphone Modeler – моделирование микрофонов различных типов), BitHeadz (виртуальные синтезаторы, электропиано, ударные и т.д.), Bomb Factory, Native Instruments (виртуальные синтезаторы, семплеры и т.д.), TC Works (эквалайзер, максимайзер , ревербератор и т. д.), Waves (эквалайзер, лимитер , ультрамаксимайзер и т.д.).

Всем удачи в творчестве и спасибо, что читаете New Style Sound . Подписывайтесь по почте или RSS-ленте и делитесь статьями с друзьями. Подробнее что такое RSS здесь ⇒ ( читать ).

Что такое VST-плагины и их преимущества

Плагины VST являются обычным явлением в музыкальном мире и стали неотъемлемой частью создания музыки. Независимо от того, на каком уровне вы находитесь, будь то профессионал или любитель, вы, скорее всего, в тот или иной момент полагались на новые плагины при работе над музыкой. За прошедшие годы многочисленные разработчики создали несколько поразительных плагинов с функциями, которые помогли упростить процесс создания музыки. В этой статье мы узнаем больше о плагинах VST и изучим различные способы, которыми они могут помочь повысить вашу креативность при создании музыки.

Что такое VST-плагины?

«VST» расшифровывается как Virtual Studio Technology и был создан для имитации различного аппаратного оборудования, используемого в студиях. Термин «плагин» относится к программному обеспечению, которое работает внутри другой программы. Как следует из названия, вы буквально «подключаете» его к чему-то другому.

В этом случае плагины VST работают с DAW (цифровой аудио рабочей станцией) по вашему выбору, будь то Ableton, FL Studio, Logic и т. д.

Плагины VST сделали процесс создания музыки намного проще и доступнее. Раньше вам требовалось аппаратное обеспечение и оборудование, которые были бы практически недоступны для большинства начинающих музыкантов из-за высокой стоимости. Аналоговое оборудование обойдется вам в копеечку, но VST экономически выгодны. Плагины VST бывают как инструменты (VSTi), так и эффекты (VSTfx).

Преимущества

VST позволяют иметь тот же звук без необходимости покупать эти инструменты физически. Большинство VST загружаются с различными звуками инструментов, и вы даже можете загрузить и установить определенные инструменты с более подробными звуковыми библиотеками.

Благодаря VST теперь вы можете эмулировать звук вращающегося органа или фортепиано Rhodes, которые в противном случае обойдутся вам в копеечку, если вы решите приобрести аппаратное оборудование. Еще одним огромным преимуществом является то, что VST работают во всех различных DAW, которые в настоящее время представлены на рынке.

Когда музыканты попадают в «зону», мы пытаемся сделать как можно больше работы за один присест. Когда вы находитесь в своем творческом рабочем процессе, ничто не может помешать, и иногда малейшее препятствие может отвлечь вас от вашего внимания.

Плагины VST облегчают жизнь, сокращая весь этот процесс вдвое. Допустим, вы хотите записать гитарное соло в 2 часа ночи, но не хотите подключать свой усилитель и будить соседей, вы можете легко подключить свою гитару к компьютеру и записать с помощью имитационных усилителей. Это не только экономит время и усилия, но и дает вам больший контроль над DAW, позволяя быстро переключаться между звуками усилителя одним нажатием кнопки.

Что такое VST-плагин: общее понятие, виды и использование

Подавляющее большинство компьютерных музыкантов, композиторов и звукорежиссеров в своей работе все большее предпочтение отдает специальным дополнениям к основным программным продуктам, выпускаемым в виде так называемых плагинов различных форматов, среди которых наиболее популярными являются DX, RTAS, AAX и VST. Первенцами среди них были именно плагины стандарта VST. О том, что такое VST-плагин, какие типы таких дополнений бывают, как установить их и использовать в своей основной музыкальной программе, далее и поговорим более предметно. Для непосвященных пользователей в качестве начального материала отдельно приведем общее понимание технологии VST.

Что такое VST-плагин: общее понимание

Сама технология VST (Virtual Synth Technology) в свое время была разработана компанией Steinberg, которая и стояла у истоков создания дополнительных виртуальных средств для использования в музыкальных программах (секвенсорах, трекерах, аудиоредакторах и студиях). Но что такое VST-плагин, сам по себе? Это специальное дополнение, чаще всего выпускаемое в виде файлов динамических библиотек формата DLL, которое подключается к основной программе через ее собственный хост.

То есть, если для такого дополнения не предусмотрена установка самостоятельного приложения, которое можно запустить на компьютере в виде отдельной программы, сами по себе плагины работать не будут. Динамические библиотеки представляют собой специальные модули, исполнение которых происходит исключительно в оперативной памяти. а вот для того, чтобы их можно было загрузить в ОЗУ, как раз и нужен основной хост, который является своего рода мостом между самим дополнением и вычислительными средствами компьютерной системы.

Типы VST-плагинов

Говоря о том, что такое VST-плагин, следует четко ориентироваться в их классификации. Обычно их разделяют на две большие группы – виртуальные инструменты (VSTi) и эффекты (VST).

VST-инструменты и эффекты

Однако сегодня все чаще встречаются комбинированные плагины, которые могут быть использованы и в качестве виртуального синтезатора, и в качестве набора эффектов (например, универсальный инструмент Shutter). Кроме всего прочего, файлы библиотек разделяются и по архитектуре операционной системы, в которой они могут быть использованы (32 и 64 бита). Наконец, среди огромного количества всевозможных виртуальных инструментов и эффектов очень часто можно встретить полные аналоги «железных» собратьев.

Очень популярными являются виртуальные синтезаторы Korg, Yamaha, Roland, Casio, Kurzweil и т. д. Нередко можно встретить наборы для воссоздания натурального звука гитар, ударных, скрипичных или духовых инструментов. Очень интересно смотрятся всевозможные сэмплеры, позволяющие создавать новые звуки. Также можно найти проигрыватели с готовыми наборами в виде ромплеров или плееров специфичных форматов вроде SF2. Особой популярностью пользуются синтезаторы звуков и FX-эффектов, не существующих в природе. В плане эффектов представлены практически все известные на сегодня средства обработки звука вроде ревербераторов, хорусов, флэнджеров, фазеров, компрессоров, лимитеров, дилэев, комбинированных процессоров, инструментов для обработки вокала и т. д.

Лучшие VST-плагины для виртуальных студий, секвенсоров и аудиоредакторов

Как уже понятно, изначально подключение виртуального инструмента или эффекта возможно только в том случае, если основное музыкальное приложение поддерживает VST-хост. Для улучшения звучания или обработки звука очень часто рекомендуется устанавливать специальные драйверы ASIO, а не использовать первичные звуковые драйверы операционной системы или саундкарты. Это могут быть такие программные продукты как ASIO4ALL, FL Studio ASIO, ASIO Low Latency Driver и т.д. Но что предпочесть в плане самих VST-плагинов среди всего того, что можно найти в интернете?

Среди всего этого многообразия наиболее качественными (хотя и не бесплатными) являются инструменты и эффекты от Native Instruments (Kontakt, Maschine, Massive, Absynth, Kore, Reaktor и т. д.), программные продукты от Korg (самый известный набор полных аналогов «железа» Korg Legacy Collection, в котором представлен даже легендарный синтезатор M1), виртуальные синтезаторы Roland, ударные установки Steven Slate’s Drum Sampler, Toontrack Superrior Drummer, EZ Drummer), мощнейшие синтезаторы вроде Omnisphere, средства для микширования вроде EZ Mix, наборы для мастеринга Wave Audio Bundle, программные модули iZotope и SugarBytes и многие другие.

Сэмплер NI Kontakt 5

Особого внимания среди всех плагинов заслуживает сэмплер Kontakt, для которого выпускается наибольшее количество звуковых библиотек. Тут вам и полные наборы «железных» синтезаторов разных поколений, и готовые к использованию аналоги «живых» инструментов, и многое другое. В некотором смысле этот плагин можно назвать даже своеобразной рэковой стойкой, в которую загружается нужно вам количество инструментов, которые можно использовать даже в концертных выступлениях.

Нюансы установки инструментов и эффектов в FL Studio

Теперь же давайте посмотрим, как устанавливать VST-плагины для использования их в основных музыкальных программах. Для чего это нужно? Да только для того, чтобы расширить возможности обработки звука и реализовать собственную фантазию при создании музыкальных произведений. Но ведь во многих таких приложениях и так можно найти немало встроенных инструментов и эффектов. Так почему бы не воспользоваться ими? К сожалению, VST-плагины для FL Studio смотрятся гораздо интереснее и мощнее, нежели собственные предустановленные наборы, рассчитанные больше на написание электронной музыки всевозможных направлений (это видно даже по демо-композициям). А что, если вы хотите создать трек, скажем, в стиле thrash metal? Где взять набор необходимых гитар или ударных? Конечно же, установить их в виде плагинов VST или библиотек для сэмплера Kontakt. Но вот сами VST-плагины не всегда целесообразно устанавливать именно в той локации, которую предлагает установщик.

Настройка локации VST-плагинов в FL Studio

Для этого лучше всего инсталлировать их либо в папку VST, находящуюся в каталоге Plugins основной программы, либо изменить (добавить) нужную директорию в настройках файлов, указав собственную папку, которая может отличаться от каталога, установленного по умолчанию.

Поиск плагинов в FL Studio

После этого, чтобы инструмент или эффект отобразился в списке, необходимо через меню ADD выполнить быстрый поиск новых плагинов, который активируется через пункт Refresh Plugin List (fast scan).

Примечание: обратите внимание, что одни и те же плагины с разной разрядностью (x86 и x64) не могут быть установлены в одну и ту же папку.

Эпилог

Остается сказать, что выше было приведено только самое общее описание инструментов и эффектов VST-формата. Упомянуть абсолютно все виртуальные инструменты, эффекты и библиотеки невозможно даже в принципе. Их сегодня можно найти огромное количество, и зачастую дополнения от малоизвестных разработчиков выглядят очень даже неплохо рядом с грандами. Но, чтобы выбрать оптимальный по качеству инструмент или средство обработки звука, придется экспериментировать самому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *