Как переместить чертеж в компасе
Перейти к содержимому

Как переместить чертеж в компасе

  • автор:

Настройка, использование курсора и управление отображением документа в KOMPAS 3D

Курсор в программе KOMПAC-3D используется практически во всех операциях работы над объектами, поэтому удобство работы с ним имеет большое значение. По умолчанию курсор настроен оптимальным образом и его первоначальная настройка подходит для большинства пользователей. Как бы то ни было, курсор всегда можно перенастроить под предпочтения пользователя. Это можно сделать в меню СервисПараметры на вкладке Система в разделе Графический редакторКурсор.

Кроме настройки размера и цвета курсора, здесь можно настроить и шаг курсора. Шаг курсора — это величина (в установленных единицах измерения длины), на которую перемещается курсор по полю чертежа при нажатии стрелок на клавиатуре. В текстовых документах при нажатии на стрелку клавиатуры курсор перемещается на один символ или на одну строку. Шаг курсора делается дискретным для того, чтобы было легче отмерять расстояния. Упростить работу с чертежом поможет опция Округление — она заставляет программу выполнять построения с указанным шагом курсора (то есть кратно этому шагу), но при приближении в другому объекту округление временно перестает действовать для получения возможности привязки к этому объекту.

Настройка, использование курсора и управление отображением документа в KOMPAS 3D 2

Например, при построении отрезка его длина будет изменяться кратно шагу курсора, хотя это не будет являться привязкой к сетке.

Шаг курсора можно быстро изменить во время работы с чертежом на панели инструментов Текущее состояние. Это делается в поле Текущий шаг курсора. На этой же панели инструментов можно быстро включить или отключить режим округления, о котором говорилось ранее.

Настройка, использование курсора и управление отображением документа в KOMPAS 3D 3

Курсор можно перенести в точно указанное место, экрана, если ввести координаты расположения по X и Y в полях Координаты курсора на этой же панели инструментов и нажать Enter. Для быстрого перехода к этим полям можно нажать клавиши ALT+X и клавишу TAB для переключения между полями. В том случае, если требуется переместить курсор относительно текущих координат на определенную величину — необходимо в поля координат курсора ввести значение приращения с использованием символа ^ перед вводимым числом (например, ^50 — смещение на 50 единиц).

Использование полей координат курсора — один из способов для точного построения геометрии.

Управление отображением документа

В программе КОМПАС-ЗD предусмотрена возможность изменять стиль просмотра документа. Это такие команды, как масштабирование изображения, сдвиг изображения и порядок наложения объектов изображения. Дополняет эти возможности команда обновления изображения.

Под масштабированием изображения следует понимать приближение или удаление виртуального листа, на котором находится изображение. Важно, что масштаб геометрии при этом не изменяется. Это необходимо для лучшего обзора элементов изображения.

Под сдвигом изображения следует понимать перемещение виртуального листа, на котором находится изображение. Важно, что позиции геометрических объектов при этом не изменяются. Это также необходимо для лучшего обзора элементов изображения. Далее рассматриваются все эти возможности управления отображением документа.

Изменение масштаба изображения

Управление масштабом изображения осуществляется через панель инструментов Вид или через меню ВидМасштаб.

Для любого типа документов KOMПAC-3D всегда в меню ВидМасштаб доступны команды увеличения или уменьшения масштаба изображения. На панели возможно точное назначение масштаба изображения (в случае вертикального расположения панели инструментов Вид можно также задать точный масштаб.

Настройка, использование курсора и управление отображением документа в KOMPAS 3D 4

Коэффициент масштабирования по умолчанию задан равным 1.2, но его можно изменить. Для этого необходимо зайти в меню СервисПараметры и зайти на вкладку Система.

Настройка, использование курсора и управление отображением документа в KOMPAS 3D 5

Новый коэффициент изменения масштаба можно ввести в трех независимых разделах:
  • Коэффициент масштабирования для ЗD-моделей настраивается в разделе Редактор моделейПараметр управления изображением.
  • Коэффициент масштабирования для чертежей настраивается в разделе Графический редакторРедактирование.
  • Коэффициент масштабирования для спецификаций и прочих текстовых документов настраивается в разделе Текстовый редакторРедактирование.

В некоторых типах документов доступны дополнительные возможности масштабирования изображения. На них можно остановиться подробнее.

Команда Увеличить масштаб рамкой позволяет увеличить выделенную область изображения. Для этого сначала зафиксируйте с помощью щелчка мышки первую точку области и затем зафиксируйте с помощью щелчка мышки вторую точку области. Указанная область (отображается при работе команды в виде рамки) впишется в размер графического окна.

Команда Масштаб по выделенным объектам из меню ВидМасштаб позволяет вписать изображение выделенных в документе объектов в размер графического окна. Эта команда не работает, если не выделен ни один объект чертежа. Выделенная вспомогательная геометрия, пустые виды (не имеющие объектов) и выделенная точка при выполнении команды не учитываются.

Команда Приблизить / Отдалить позволяет плавно изменять масштаб изображения. Для этого при нажатой левой кнопке мыши необходимо передвигать мышь вверх для увеличения масштаба изображения и вниз для уменьшения масштаба изображения. Колесико мыши выполняет ту же функцию в чертежах и моделях, а для масштабирования в текстовых документах колесико мыши изменяет масштаб только при нажатой клавише CTRL. По умолчанию центром масштабирования является центр экрана. При нажатой клавише SHIFT центром масштабирования становится первоначально выбранная точка, в которой была нажата кнопка мыши.

Команда Показать все позволяет вписать в графическое окно изображение всех объектов, представленных в документе (клавиша F9).

Команды Предыдущий масштаб и Последующий масштаб предназначены для возврата к предыдущему и последующему (если такой есть) масштабу документа неограниченное число раз.

В текстовых документах (а также в редакторе технических требований и основной надписи) возможна автоматическая подгонка масштаба формата (вписывание в графическое окно) по высоте или по ширине. Для этого предназначены команды Подогнать масштаб по высоте и Подогнать масштаб по ширине.

Как двигать чертеж в окне КОМПАС

Управление сдвигом изображения осуществляется через команду Сдвинуть

панели инструментов Вид или через меню ВидСдвинуть. Масштаб изображения при этом не изменяется.

Если на компьютере используется двухкнопочная мышь, то сдвиг можно производить с помощью левой кнопки мыши при нажатых клавишах CTRL+SHIFT. Если на компьютере используется трехкнопочная мышь, то сдвиг можно производить с помощью средней кнопки мыши или колесика мыши.

Сдвигать изображение документа возможно также с использованием стандартных для Windows полос прокрутки. Они располагаются снизу и справа графического окна. Если они выключены, то их несложно включить в меню СервисПараметры на вкладке Текущее окно в разделе Линейки прокрутки.

Настройка, использование курсора и управление отображением документа в KOMPAS 3D 6

В текстовых Документах для плавной прокрутки документа можно использовать колесико мыши, а для постраничной прокрутки необходимо дополнительно удерживать клавишу SHIFT или просто нажимать клавиши Page Up и Page Down.

Для мгновенного перехода к нужной странице в текстовом документе необходимо на панели инструментов Текущее состояние в поле Текущая страница ввести номер страницы и нажать клавишу Enter.

Управление порядком наложения объектов

Порядок наложения или отрисовки объектов имеет большое значение при отображении и печати документов. По умолчанию в КОМПАС-ЗD сначала прорисовываются штриховки и заливки, затем вспомогательная геометрия и поверх них контуры основной геометрии и далее размеры (т.е. по умолчанию размеры будут видны всегда). Это особенно заметно при работе с разноцветными объектами.

Порядок наложения объектов можно изменить через меню РедакторПорядок. Отдельной панели инструментов для этого в КОМПАС-3D нет, но команды всегда можно вынести на собственную панель инструментов через меню СервисНастройка интерфейса. Для изменения порядка наложения объектов служат следующие команды:

Настройка, использование курсора и управление отображением документа в KOMPAS 3D 7

  • Команда Впереди всех – располагает выделенный объект поверх всех существующих объектов.
  • Команда Позади всех – располагает выделенный объект за всеми существующими объектами.
  • Команда Перед объектом – располагает выделенный объект перед указанным мышкой объектом.
  • Команда За объектом – располагает выделенный объект за указанным мышкой объектом.
  • Команда На уровень вперед – меняет местами выделенный объект и объект, расположенный перед ним.
  • Команда На уровень назад – меняет местами выделенный объект и объект, расположенный за ним.

Изменение порядка наложения объектов при выбранном объекте возможно также через меню по правой кнопке мыши. Эти операции можно производить сразу над несколькими выделенными объектами.

Настройка, использование курсора и управление отображением документа в KOMPAS 3D 8

Если требуемый объект скрыт другим объектом и недоступен для прямого выбора мышкой, то следует воспользоваться перебором объектов. Это можно сделать так: нажать левую кнопку мыши в месте нахождения требуемого объекта и включить режим перебора с помощью нажатия клавиш CTRL+T и, нажимая клавишу Пробел, подсветить требуемый объект. После чего нажать клавишу Enter для подтверждения выбора. Эти операции доступны через меню правой кнопки мыши – команда Перебор объектов и при втором нажатии правой кнопки мыши команды Следующий объект и Закончить перебор объектов.

В этом случае важно помнить, что все команды сопровождаются подсказками в строке сообщений.

Важно знать, что:
  • С наложением можно работать только с объектами, находящимися в активных слоях.
  • Виды, созданные позже, перекрывают виды, созданные раньше. И это невозможно изменить.
  • Над всеми объектами находятся формат, технические требования, неуказанная шероховатость и спецификация на листе.
  • Управлять наложением объектов фрагмента, вставленного в чертеж, невозможно из чертежа. Управлять наложением объектов фрагмента можно только в открытом документе фрагмента.

Обновление изображения

При работе КОМПАС-ЗD иногда оставляет следы от временной геометрии и выделения на объектах документа. Для их удаления предназначена команда Обновить изображение , доступная на панели инструментов Вид или через меню ВидОбновить изображение. Эта команда также восстанавливает видимость объектов, пострадавших от удаления или перемещения какого-либо из наложенных или пересекающихся объектов.

Kompas-3d iconГорячие клавиши для Компас-3D

Компас-3D — система автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, спецификаций и т.д. Встроенных горячих клавиш в Компасе немного, однако же он позволяет пользователю настроить множество собственных сочетаний клавиш. Для настройки клавиш необходимо щёлкнуть по значку с изображением шестерёнки в правом верхнем углу программы и в выпадающем меню выбрать «Настройка клавиатуры». Обращаю внимание, что после настройки клавиш изменения хранятся в буфере Компаса и сохраняются на диск только после выхода из него, аварийное завершение программы приведёт к потере внесённых изменений.

Здесь предлагается наиболее полный список назначенных горячих клавиш (более 250 сочетаний), чтобы они работали, необходимо скачать файл настроек горячих клавиш (в zip-архиве):

распаковать и положить его в пользовательскую папку профиля Компаса, заменив им старый. Для Windows (7 и выше) это обычно путь:

C:\Users\Текущий_пользователь\AppData\Roaming\ASCON\KOMPAS-3D\19\

Как переместить чертеж в компасе

Команды, расположенные на панели инструментов Редактирование, предназначены для изменения расположения, геометрии и других параметров ранее созданных объектов. Команды редактирования в программе КОМПАС-ЗD доступны через меню Редактор, а также из панели инструментов Редактирование, которая по умолчанию находится на компактной панели инструментов.

Для активации команд сдвига, поворота, масштабирования, симметрии, копирования и разрушения сначала необходимо выбрать требуемую для этих команд геометрию.

Использование мыши и клавиатуры для редактирования объектов

Для редактирования параметров объектов в программе KOMПAC-3D активно используется мышь. Например, двойной щелчок мыши на геометру вызывает панель параметров этой геометрии. Двойной щелчок мыши на тексте, даже включенном в какой-либо символ, вызывает редактор текста.

Для перемещения объекта или группы, объектов вначале необходимо выделить эту геометрию. Затем необходимо нажать левую кнопку мыши на перемещаемой геометрии и переместить курсор мыши в нужную область. После перемещения курсора достаточно отпустить левую кнопку мыши, и выделенная геометрия появится в новом выбранном месте.

Для копирования объекта или группы объектов все действия с мышью аналогичны действиям по перемещению объектов. Отличие только одно — после выделения геометрии необходимо, кроме левой кнопки мыши, дополнительно удерживать клавишу CTRL и после перемещения отпустить клавишу CTRL и левую кнопку мыши. Команда при этом не прерывается, поэтому можно создать дополнительные копии выделенного объекта.

Если выбрать объект в графическом окне, то на нем выделятся характерные точки в виде черных квадратиков. Нажав левую кнопку мыши и удерживая ее на любой характерной точке, можно переместить объект или часть объекта, а также изменить его геометрию. Если курсор мыши над характерной тонкой приобретает форму, то ее можно переместить в произвольном направлении. Если курсор мыши над характерной точкой приобретает форму то ее можно переместить только по определенной траектории (например, переместить размерную линию вдоль размерных линий-выносок). Если курсор мыши над характерной точкой приобретает форму, то объект можно вращать за эту точку (например, повернуть полку выносной линии на 90 градусов).

Перемещение характерных точек можно осуществлять с помощью клавиатуры. Для этого необходимо навести курсор мыши на нужную точку и нажать ENTER (при этом она выделяется другим цветом) и с помощью клавиш со стрелками переместить эту точку в другое место. Для завершения перемещения необходимо еще раз нажать ENTER.

При перемещении характерных точек также можно использовать глобальные привязки для присоединения точек к другой геометрии. Если в процессе перемещения нажать SHIFT+F10 или правую кнопку мыши, то можно включить режим локальных привязок.

В режиме перемещения характерной точки можно вводить ее новые координаты, используя поля Координаты курсора на панели инструментов Текущее состояние.

Удаление характерных точек (например, для кривых или ломаных линий) производится в режиме редактирования геометрии (когда подсвечен значок ).
Для этого необходимо выделить требуемую точку и нажать клавишу DEL. Удаление точки может привести к удалению объекта в том случае, когда объект представлен минимально возможным количеством точек.

Копирование свойств (параметров) объекта

Перенесение параметров с одного объекта на другой осуществляется через меню Редактор → Копировать свойства или с помощью аналогичной команды Копировать свойства на панели инструментов Стандартная. Для этого сначала выбирается объект-источник свойств, а затем указывается объект-наследник свойств. Команда на этом не завершается, и программа предлагает выбрать другие объекты-наследники свойств.

Свойства (структурированные параметры) объектов доступны также меню Редактор Свойства или с помощью кнопки Свойства Кнопка "Свойства" на панели инструментов Стандартная.

Сдвиг объектов

Перемещение выбранного объекта (группы объектов) в КОМПАС-ЗD осуществляется через команды меню Редактор → Сдвиг → Указанием и Редактор → Сдвиг → По углу и расстоянию или с помощью аналогичных команд Сдвиг и Сдвиг по углу и расстоянию на панели инструментов Редактирование. При работе этих команд допускается вводить отрицательные значения расстояний и углов.

Для осуществления перемещения по декартовой системе координат необходимо выбрать команду Сдвиг . Для этого сначала в графическом окне или на панели параметров указываются координаты первой точки-базы и координаты второй точки-смещения выбранного объекта. Затем необходимо выбрать режим сдвига среди группы кнопок Режим Удалять исходные объекты или Оставлять исходные объекты. Если после выбора первой точки-базы ввести числовые значения в поля Сдвиг Х и Сдвиг У, то объект переместится на величину указанного смещения.

Для осуществления перемещения по цилиндрической системе координат необходимо выбрать команду Сдвиг по углу и расстоянию . Для этого сначала на панели параметров указываются в полях Угол и Расстояние соответствующие величины сдвига.

Затем необходимо выбрать режим сдвига среди группы кнопок РежимУдалять исходные объекты или Оставлять исходные объекты. Числовые значения в полях Сдвиг Х и Сдвиг У заполняются автоматически — по ним можно отслеживать относительное смещение объекта в декартовой системе координат. Команда завершается нажатием клавиши ENTER.

Поворот объектов

Поворот выбранного объекта (группы объектов) в КОМПАС-ЗD осуществляется с помощью команды меню Редактор → Поворот или с помощью аналогичной команды Поворот на панели инструментов Редактирование.

Для осуществления поворота сначала в графическом окне или на панели параметров указываются координаты первой точки-базы, вокруг которой будет производиться вращение объекта. Затем необходимо выбрать режим поворота среди группы кнопок Режим Удалять исходные объекты или Оставлять исходные объекты. Затем необходимо ввести значение угла поворота в поле Угол и нажать клавишу ENTER. Допускается вводить отрицательные значения углов. Если сначала ввести угол, то размещение точки поворота будет сопровождаться перестраивающимся виртуальным образом выбранного объекта.

Масштабирование объектов

Масштабирование выбранного объекта (группы объектов) в КОМПАС-ЗD осуществляется с помощью команды меню Редактор → Масштабирование или с помощью аналогичной команды Масштабирование Масшабирование на панели инструментов Редактирование.

Для осуществления масштабирования сначала на панели параметров задаются числовые значения масштаба вдоль осей X и У в полях Масштаб Х и Масштаб Y. Затем необходимо выбрать режим масштабирования среди группы кнопок Режим Удалять исходные объекты или Оставлять исходные объекты, а также среди группы кнопок Выносные линии Не масштабировать или Масштабировать. Потом в графическом окне или на панели параметров указываются координаты точки-базы, относительно которой будет масштабироваться выбранный объект.

Создание отражения объекта. Симметрия объектов

Отражение выбранного объекта (группы объектов) в КОМПАС-3D осуществляется с помощью команды меню Редактор → Симметрия или с помощью аналогичной команды Симметрия на панели инструментов Редактирование.

Для осуществления зеркального отражения выбранного объекта сначала в графическом окне или на панели параметров указываются координаты первой точки-базы, относительно которой будет строиться ось симметрии для отражения. Затем необходимо выбрать режим отражения среди группы кнопок Режим Удалять исходные объекты или Оставлять исходные объекты. Затем необходимо ввести значение угла поворота оси симметрии относительно выбранной точки-базы в поле Угол и нажать клавишу ENTER. Если перемещать курсор мыши вокруг точки-базы, то поворот оси вращения будет за курсором мыши, и это будет сопровождаться перестраивающимся виртуальным образом выбранного объекта.

Зеркальное отражение

Произвольное копирование и массивы объектов

Копирование выбранного объекта (группы объектов) в КОМПАС-ЗD осуществляется через команды меню Редактор → Копия → Указанием, По кривой, По окружности, По сетке и По концентрической сетке или с помощью аналогичных команд Копирование , Копия по кривой , Копия по окружности , Копия по концентрической сетке и Копия по сетке на панели инструментов Редактирование.

При работе этих команд допускается вводить отрицательные значения расстояний и углов. Практически в каждой команде копирования есть вкладка Атрибуты, на которой задаются дополнительные указания по копированию атрибутов выбранного объекта с помощью группы кнопок Копирование атрибутовНе копировать или Копировать соответственно. Атрибуты объекта представляют собой специальную неграфическую информацию, необходимую для дополнительного описания объекта. Они используются для поиска объекта и работы специальных программ (например, генератора спецификаций, отчетов и т.д.). Атрибуты выделенного объекта задаются через меню Сервис → Атрибуты.

Копирование по декартовой системе координат

Для осуществления копирования по декартовой системе координат необходимо выбрать команду Копирование . Для этого сначала в графическом окне или на панели параметров указываются координаты первой точки-базы, а также при необходимости указываются угол поворота (поле Угол) и масштаб (поле Масштаб) будущей копии. Затем необходимо выбрать режим копирования среди группы кнопок Выносные линии Не масштабировать или Масштабировать. После этого необходимо указать координаты второй точки-смещения выбранного объекта. Если после выбора первой точки-базы ввести числовые значения в поля Смещение Х и Смещение У, то объект скопируется на величину указанного смещения.

Создание массива копий объектов вдоль кривой

Для осуществления копирования по кривой необходимо выбрать команду Копия по кривой . Для этого сначала в графическом окне или на панели параметров указываются координаты первой точки-базы и выбирается кривая, вдоль которой будет производиться построение массива копий. Также при необходимости указываются угол поворота (поле Угол) и масштаб (поле Масштаб) будущих копий относительно исходной геометрии объекта.

Массив объектов

После этого необходимо задать дополнительные параметры копирования:

  • в поле Шаг — задается шаг между копиями;
  • с помощью группы кнопок Интерпретация значения шага (Расстояние между соседними копиями или Расстояние между крайними копиями) задается способ расчета шага. Если выбрана кнопка Расстояние между крайними копиями, то остальные копии вписываются между крайними копиями с равным шагом;
  • в поле с выпадающим меню Количество копий — задается количество копий;
  • с помощью группы кнопок Ориентация копий (Не доворачивать до нормали или Доворачивать до нормали) — задается режим ориентации будущих копий: относительно кривой или относительно горизонтали;
  • с помощью группы кнопок Направление копирования (Положительное направление или Отрицательное направление) — задается направление построения массива копий относительно второй точки начала копирования;

Ориентация объектовс помощью группы кнопок Выносные линии (Не масштабировать или Масштабировать) — задается режим масштабирования размеров и прочих элементов с выносными линиями. Это актуально в том случае, когда в поле Масштаб задан масштаб не 1:1;

После этого на кривой необходимо указать координаты второй точки- начала копирования выбранного объекта.

Создание кругового массива одинаковых объектов

Для осуществления копирования по окружности необходимо выбрать команду Копия по окружности . Для этого сначала в графическом окне или на панели параметров задается количество необходимых копий объекта в поле с выпадающим меню Количество копий. Затем выбирается режим копирования с помощью группы кнопок Режим С заданным шагом или Вдоль всей окружности (в этом режиме копии распределяются равномерно, и поэтому поле Шаг и группа кнопок Направление становятся недоступными). В режиме С заданным шагом необходимо задать угловой шаг следования копий и выбрать направление копирования относительно объекта-оригинала с помощью группы кнопок Направление копирования (Положительное направление или Отрицательное направление).

Копирование вдоль окружности

После этого в графическом окне или на панели параметров задается точка-центр виртуальной или реальной окружности, вдоль которой осуществится построение массива копий. Радиус виртуальной окружности рассчитывается автоматически как расстояние от объекта- оригинала до выбранной точки-центра окружности. Для точного определения радиуса необходимо предварительно построить собственную временную окружность в нужном положении относительно объекта-оригинала и указать ее центр при копировании.

Создание массива объектов по концентрической сетке

Для осуществления копирования по концентрической сетке (т.е. по набору виртуальных концентрических окружностей) необходимо выбрать команду Копия по концентрической сетке . Для этого сначала в графическом окне или на панели параметров указываются координаты первой точки-базы, относительно которой будет производиться построение концентрического массива копий. Также при необходимости указываются угол поворота (поле Угол) и масштаб (поле Масштаб) будущих копии относительно исходной геометрии объекта. Также с помощью группы кнопок Выносные линии (Не масштабировать или Масштабировать) — задается режим масштабирования размеров и прочих элементов с выносными линиями. Это актуально в том случае, когда в поле Масштаб задан масштаб не 1:1.

С помощью группы кнопок Режим (Удалять исходные объекты или Оставлять исходные объекты) — задается режим копирования: с удалением или сохранением оригинала.

Копирование по концентрической сетке

После этого необходимо задать дополнительные параметры копирования на вкладке Параметры:

  • в поле Радиус — задается начальный радиус (радиус первой окружности) концентрической сетки;
  • в поле Шаг 1 — задается шаг массива копий в радиальном направлении;
  • в поле с выпадающим меню N1 — задается количество копий в радиальном направлении построения массива;
  • в поле Угол — задается начальный угол между первой осью концентрической сетки и осью X текущей системы координат;
  • в поле Шаг 2 — задается шаг массива копий в кольцевом направлении;
    в поле с выпадающим меню N2 — задается количество копий в кольцевом направлении построения массива;
  • с помощью 2 групп кнопок Интерпретация значения шага (Расстояние между соседними копиями или Расстояние между крайними копиями) — задается способ расчета шага в радиальном и кольцевом направлениях создания массива копий. Если выбрана кнопка Расстояние между крайними копиями, то остальные копии вписываются между крайними копиями с равным шагом;
  • с помощью группы кнопок Копия в центре (Не оставлять копию в центре сетки или Оставлять копию в центре сетки) — задается режим создания дополнительной копии, базовая точка которой совпадала бы с центром концентрической сетки;
    с помощью группы кнопок Ориентация копий (Не доворачивать копии до радиального направления или копии до радиального направления) — задается режим ориентации будущих копий; относительно виртуальной концентрической окружности или относительно горизонтали.

После этого в графическом окне или на панели параметров необходимо указать координаты второй точки-начала концентрической сетки.

Создание прямоугольного массива одинаковых объектов. Массив по сетке

Для осуществления копирования по сетке (т.е. по узлам виртуального прямоугольника (параллелограмма) сетки) необходимо выбрать команду Копия по сетке . Для этого сначала в графическом окне или на панели параметров указываются координаты первой точки-базы, относительно которой будет производиться построение массива копий. Также при необходимости указываются угол поворота (поле Угол) и масштаб (поле Масштаб) будущих копий относительно исходной геометрии объекта. Так же с помощью группы кнопок Выносные линии (Не масштабировать или Масштабировать) — задается режим масштабирования размеров и прочих элементов с выносными линиями. Это актуально в том случае, когда в поле Масштаб задан масштаб не 1:1.

С помощью группы кнопок Режим (Удалять исходные объекты или Оставлять исходные объекты) — задается режим копирования: с удалением или сохранением оригинала.

После этого необходимо задать дополнительные параметры копирования на вкладке Параметры:

  • в поле Наклон — задается угол наклона первой оси сетки относительно текущей системы координат;
  • в поле Шаг 1 — задается шаг массива копий в направлении первой оси сетки;
  • в поле с выпадающим меню N1 — задается количество копий в направлении первой оси сетки;

Копирование объектов по сетке

  • в поле Угол раствора — задается угол между первой и второй осями сетки;
  • в поле Шаг 2 — задается шаг массива копий в направлении второй оси сетки;
    в поле с выпадающим меню N2 — задается количество копий в направлении второй оси сетки;
  • с помощью 2 групп кнопок Интерпретация значения шага (Расстояние между соседними копиями или Расстояние между крайними копиями) — задается способ расчета шага в направлениях первой и второй осей сетки. Если выбрана кнопка Расстояние между крайними копиями, то остальные копии вписываются между крайними копиями с равным шагом;
  • с помощью группы кнопок Копии в углах сетки (Не оставлять копии в углах сетки или Оставлять копии в углах сетки) — задается режим выключения/включения угловых копий. Если нажата кнопка Не оставлять копии в углах сетки, то 4 копии в углах виртуального прямоугольника (параллелограмма) сетки не построятся;
  • с помощью группы кнопок Копии внутри сетки (Не оставлять копии внутри сетки или Оставлять копии внутри сетки) — задается режим выключения/включения внутренних копий. Если нажата кнопка Не оставлять копии внутри сетки, то массив копий построится только по границе виртуального прямоугольника (параллелограмма) сетки.

После этого в графическом окне или на панели параметров необходимо указать координаты второй точки-начала сетки.

Деформация объектов

Деформация объекта в КОМПАС-ЗD осуществляется с помощью команд меню Редактор → Деформация → Сдвигом, Поворотом и Масштабированием или с помощью аналогичных команд Деформация сдвигом , Деформация поворотом и Деформация масштабированием на панели инструментов Редактирование. При работе этих команд допускается вводить отрицательные значения расстояний и углов.

Для всех этих команд действует единая методика выбора объекта при помощи рамки. При вызове любой из этих команд на панели параметров появляются 2 специфических кнопки — Выделить новой рамкой и Исключить /добавить объект . При нажатии на кнопку Выделить новой рамкой появляется возможность выбрать в графическом окне или на панели параметров новую область объекта, которую необходимо деформировать. При нажатии на кнопку Исключить/добавить объект появляется возможность отменить или восстановить выбор, выделенных рамкой элементов в графическом окне с помощью мыши.

Выбор рамкой области деформации объекта

Сдвиг части объекта

Для осуществления деформации объекта путем сдвига его части необходимо выбрать команду Деформация сдвигом . Для этого сначала необходимо выбрать рамкой деформируемую часть объекта. Затем в графическом окне или на панели параметров указываются координаты первой точки базы, относительно которой будет производиться сдвиг.

Потом необходимо выбрать координаты второй точки-смещения выбранной части объекта. При этом объект растянется или сожмется, но не переместится в пространстве. Это не относится к тому случаю, когда объект выбирается целиком. В этом случае происходит перемещение, а не деформация объекта.

Если после выбора первой точки-базы ввести числовые значения в поля Сдвиг Х и Сдвиг У, то объект будет деформирован на величину указанного смещения. Данная команда прекрасно подходит для удлинения профильных объектов. Если объект был заштрихован, то штриховка сдвигается (если она была выделена) вслед за деформируемыми границами.

Деформация объекта сдвигом

Поворот части объекта

Для осуществления деформации объекта путем поворота его части необходимо выбрать команду Деформация поворотом . Для этого сначала необходимо выбрать рамкой деформируемую часть объекта. Затем в графическом окне или на панели параметров указываются координаты первой точки-центра, относительно которой будет производиться поворот. Потом необходимо выбрать координаты второй точки-радиуса смещения выбранной части объекта. Точное значение поворота можно ввести в поле Угол.

Деформация объекта поворотом

Обрезание кривых и удлинение прямых линий. Удаление фасок и скруглений

Обрезание кривых осуществляется с помощью команд , меню Редактор → Удалить →Часть кривой, Часть кривой между 2 точками, Редактор → Выровнять кривую по границе, Редактор → Удлинить до ближайшего объекта и Редактор → Удалить → Фаску/скругление или с помощью аналогичных команд Усечь кривую , Усечь кривую 2 точками , Выровнять по границе , Удлинить до ближайшего объекта и Удалить фаску/скругление на панели инструментов Редактирование.

Удаление участков кривой другой геометрией

Для удаления части кривой с использованием геометрии других объектов необходимо выбрать команду Усечь кривую . Для этогв необходимо сначала выбрать режим удаления в группе кнопок Режим — Удалять указанный участок или Оставлять указанный участок. Затем следует выбрать участок кривой с помощью мышц
в графическом окне, который подлежит удалению или сохранению. Если кривая не будет пересекаться другой геометрией, то она удалится полностью (при включенном режиме удаления выбранного участка).

Для удаления части кривой с использованием двух точек на этой кривой необходимо выбрать команду Усечь кривую 2 точками . Для этого необходимо сначала выбрать режим удаления в группе кнопок Режим — Удалять указанный участок или Оставлять указанный участок. Затем следует выбрать кривую с помощью мыши в графическом окне и выбрать на ней последовательно 2 точки-границы удаления. Если будут выбраны 2 крайние точки незамкнутой кривой, то она удалится полностью (при включенном режиме удаления выбранного участка).

Для выравнивания (удаления или наращивания) прямых отрезков или кривых по единой границе (прямой или кривой) необходимо выбрать команду Выровнять по границе . Для этого сначала в графическом окне необходимо выбрать границу выравнивания — кривую или прямую линию.

Затем следует необходимо последовательно выбрать все кривые или прямые отрезки, геометрия которых пересекает или допускает существование возможной точки пересечения с выбранной границей. Если выбранная кривая пересекает границу, то в результате работы команды останется только указанная часть кривой до границы. А часть кривой, выходящая за границу, удалится.

Для наращивания прямых отрезков до ближайшего объекта (прямой или кривой) необходимо выбрать команду Удлинить до ближайшего объекта . Для этого в графическом окне необходимо последовательно выбрать все концы прямых отрезков, которые теоретически пересекаются с ближайшим объектом. Выбор одного или другого конца прямого отрезка будет определять приоритет удлинения его в ту или иную сторону.

Разбиение кривых

Обрезание кривых осуществляется с помощью команд меню Редактор → Разбить → Кривую и Редактор → Разбить → Кривую на N частей или с помощью аналогичных команд Разбить кривую и Разбить кривую на N частей на панели инструментов Редактирование.

Для разбиения кривой или прямого отрезка на 2 части в указанной точке необходимо выбрать команду Разбить кривую . Для этого в графическом окне необходимо выбрать кривую и указать точку-разделитель кривой. Если кривая является замкнутой (например, эллипс), то для разбиения необходимо указать последовательно 2 точки-разделителя.

Разбиение кривой на две части

Для разбиения кривой или прямого отрезка на равные части необходимо выбрать команду Разбить кривую на N частей .

Для этого сначала на панели параметров в поле с выпадающим меню Количество участков необходимо ввести число сегментов, полученных после разбиения кривой.

Затем в графическом окне необходимо выбрать кривую, которая подлежит разбиению. Если кривая является замкнутой (например, окружность), то для разбиения необходимо указать точку-разделитель, от которой начнется отсчет разбиения на равные части.

Разбиение кривой на равные части

Очистка области: удаление объектов в ограниченной области

Удаление объектов в ограниченной области или за ее пределами осуществляется с помощью команды меню Редактор → Удалить → Область или с помощью аналогичной команды Очистить область на панели инструментов Редактирование. Для этого необходимо сначала выбрать режим удаления в группе кнопок Режим — Удалять объекты внутри границ (удаляет все объекты внутри указанной границы или между выбранных границ) или Удалять объекты снаружи от границ (удаляет все объекты вне указанных границ). Затем в графическом окне необходимо выбрать замкнутую границу или несколько замкнутых границ и нажать кнопку Создать объект на панели параметров. Выбор нескольких границ производится простым щелчком левой кнопки мыши, и клавишу CTRL нажимать не требуется.

С помощью кнопки Обход контура по стрелке можно выбрать границы области удаления из сложного набора контуров. Также можно нарисовать контур области удаления с помощью кнопки Ручное рисование границ.

Важно знать, что при работе команды очистки области удаляются только те элементы, которые находятся в активных слоях. Удаляются полностью: эквидистанты, символы с панелей инструментов Обозначение и Обозначение для строительства. Не удаляются только вспомогательные прямые размеры, текст которых попал в область для очистки (если текст не попал область для очистки, то размер удаляется).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *