Как подключить конденсатор к электродвигателю 220в три провода
Перейти к содержимому

Как подключить конденсатор к электродвигателю 220в три провода

  • автор:

Как подключить конденсатор к электродвигателю

Почти ко всем частным домам, гаражам и территориям подведена однофазная сеть 220В. От нее работают очень многие бытовые устройства. Если подключить трехфазный агрегат к бытовой сети с напряжением 220В, просто соединив обмотки статора с питающей сетью, то ротор не будет двигаться, так как нет вращающегося магнитного поля. Здесь нужен пусковой и рабочий конденсатор. Первый включается на непродолжительное время. Он позволяет увеличить пусковой момент. Из-за того, что напряжение во время заряда конденсатора возрастает постепенно, разность потенциалов на его выводах будет неизменно отставать от питающей сети, благодаря чему и произойдет сдвиг фаз и возникнет вращающееся магнитное поле. Но как подключить конденсатор к электродвигателю?

Как подключить конденсатор к электродвигателю 220В?

Сперва открутите крышку клеммной коробки (расположена на корпусе агрегата). Здесь можно увидеть количество выходящих из статора контактов, на которые выведены концы обмоток статора — 6. Если соединение выполнено только по схеме «Звезда» в коробке клеммной будет лишь 3 контакта. Переключение схемы соединения обмоток статора со «Звезды» на «Треугольник» осуществляется с помощью перестановки перемычек, которые замыкают концы обмоток. Пример представлен на фото:

Как подключить пусковой конденсатор к электродвигателю по схеме «Треугольник» и «Звезда». Рассмотрим эти два способа подробно.

  1. При помощи перемычки соедините конец фазной обмотки U2 с началом фазной обмотки V1.
  2. При помощи перемычки соедините конец фазной обмотки V2 с началом фазной обмотки W1.
  3. При помощи перемычки соедините конец фазной обмотки W2 с началом фазной обмотки U1.

Все точки соединения, о которых сказано выше, являются точками подключения к трехфазной сети. Подключение конденсаторов к электромотору с обмотками статора соединенных по схеме «Треугольник» выполняется через специальную пусковую кнопку, а включение агрегата в сеть производится согласно приведенной схеме.

Когда у электромотора обмотки соединены только по схеме «Звезда», то в клеммную коробку уже выведены 3 клеммы. Подключение конденсаторов выполняется по приведенной схеме. К концам обмоток U, V и W (или U1, V1 и W1 — как на схеме), нужно через пусковую кнопку подключить конденсаторы и жилы кабеля (подвести питающее напряжение), что и позволит запустить агрегат от однофазной сети.

При подключении в однофазную сеть электромотора, у которого обмотки статора соединены по схеме «Треугольник», потеря мощности составит не менее 25%. При подключении в однофазную сеть трехфазного двигателя со схемой соединения обмоток «Звезда» потеря мощности составит не менее 50%. Можно разобрать агрегат, рассоединить центральное соединение обмоток и вывести недостающие концы обмоток в клеммную коробку. Далее следует соединить концы обмоток по схеме «Треугольник» и вести подключение по ранее описанному принципу.

Если агрегат имеет мощность до 1,5 кВт, то чаще всего установки рабочих конденсаторов оказывается достаточно, так как конденсаторов, соединенных параллельно может быть несколько. Если же предполагаются значительные нагрузки на электродвигатель, то к нему стоит подключить рабочий и пусковой конденсаторы.

Чтобы подобрать емкость для конденсатора примените следующую формулу:

Сраб. = k х Iф/U сети

k – коэффициент равный 4800 для схемы соединения обмоток статора «Треугольник» и 2800 — для схемы «Звезда».

Iф – номинальное значение тока статора (определяется по справочным данным, исходя из маркировки двигателя или замера присоединительных и габаритных размеров).

U сети – напряжение питания сети (220В).

Теперь вы знаете, как подключить конденсатор к электродвигателю 220в. Примите во внимание все, что написано выше и смело действуйте.

Схемы подключения электродвигателя через конденсаторы

Асинхронные двигатели получили широкое применение, потому что они малошумны и легки в эксплуатации. Особенно это касается трехфазных короткозамкнутых асинхронников с их прочной конструкцией и неприхотливостью.

Основным условием для преобразования электрической энергии в механическую является факт наличия вращающегося магнитного поля. Для формирования такого поля требуется трехфазная сеть, при этом электрообмотки должны быть смещенными между собой на 120 0 . Благодаря вращающемуся полю система начнёт работать. Однако бытовая техника, как правило, используется в домах, имеющих лишь однофазную сеть 220 В.

заземление дома

Почему применяется запуск двигателя 220 В через конденсатор?

Для начала определимся с терминологией. Конденсатор (лат. condensatio — «накопление») – это электронный компонент, хранящий электрический заряд и состоящий из двух близкорасположенных проводников (обычно пластин), разделенных диэлектрическим материалом. Пластины накапливают электрический заряд от источника питания. Одна из них накапливает положительный заряд, а другая – отрицательный.

конденсаторы

Емкость – это количество электрического заряда, которое хранится в электролите при напряжении 1 Вольт. Емкость измеряется в единицах Фарад (Ф).

Метод подключения двигателя через конденсатор – этот способ применяют для достижения мягкого пуска агрегата. На статоре однофазного движка с короткозамкнутым ротором размещают дополнительно к основной электрообмотке ещё одну. Две обмотки соотнесены между собой на угол 90 0 . Одна из них является рабочей, её предназначение заставить работать мотор от сети 220 В, другая – вспомогательная, нужна для запуска.

Рассмотрим схемы подключения конденсаторов:

  • с выключателем,
  • напрямую, без выключателя;
  • параллельное включение двух электролитов.

1 вариант

К обмотке асинхронника подсоединяется фазосдвигающий конденсатор. Подключение осуществляется в однофазную сеть 220 В по специальной схеме.

схема подключения двигателя

Здесь видно, что электрообмотка прямо подключена к линии питания 220 В, вспомогательная соединена последовательно с конденсатором и выключателем. Последний предназначен для отключения дополнительной обмотки от источника питания после запуска.

Коммутационный аппарат настроен так, чтобы оставаться закрытым и поддерживать вспомогательную обмотку в эксплуатации до тех пор, пока мотор запускается и разгоняется примерно до 80% от полной нагрузки. На такой скорости, выключатель размыкается, отключая цепь вспомогательной обмотки от источника питания. Затем мотор работает как асинхронный двигатель на основной обмотке.

2 вариант

Схема идентична конденсаторному мотору, но без выключателя. Пусковой момент составляет только 20–30% от полной нагрузки крутящего момента.

схема подключения без выключателя

Применение этого типа однофазных двигателей, как правило, ограничивается прямым приводом таких нагрузок, как вентиляторы, воздуходувки или насосы, которые не требуют высокого пускового крутящего момента. Возможны различные модификации схем с предварительным расчетом необходимой емкости конденсатора для подсоединения к двигателю 220 В.

Стоит отметить, что обеспечение лучших характеристик нужно при изменении нагрузки мотора. Увеличение емкости ведёт к уменьшению сопротивления в цепи переменного тока. Правда замена емкости электролита несколько усложняет схему.

3 вариант

Схема подключения двух электролитов, подсоединенных параллельно к мотору, приведена ниже. При параллельном соединении общая ёмкость равна сумме емкостей всех подключенных электролитов.

с 2-мя конденсаторами

Cs – это пусковой конденсатор. Величина емкостного реактивного сопротивления Х тем меньше, чем больше ёмкость электролита. Она рассчитывается по формуле:

При этом следует учитывать, что на 1 кВт приходится 0,8 мкФ рабочей емкости, а для пусковой емкости потребуется больше в 2,5 раза. Перед подключением к движку следует «прогнать» конденсатор через мультиметр. Подбирая детали нужно помнить, что пусковой кондер должен быть на напряжение 380 В.

Для управления пусковыми токами (контролем и ограничением их величины) используют преобразователь частоты. Такая схема подключения обеспечивает тихий и плавный ход электродвигателя. Принцип действия используется в насосном оборудовании, холодильных установках, воздушных компрессорах и т. д. Машины такого типа имеют более высокий КПД и производительность, чем их аналоги, работающие лишь на основной электрообмотке.

Методы подключения трёхфазного электродвигателя

Попытка приспособить некоторое оборудование встречает определённые трудности, так как трёхфазные асинхронники большей частью подключаться должны к 380 В. А в доме у всех сеть на 220 В. Но подключить трёхфазный движок к однофазной сети – это вполне выполнимая задача.

  1. Включение трехфазного асинхронного мотора.

Подключение 3-фазного мотора к сети 220

  1. Подключения трехфазного движка к 220 В, с реверсом и кнопкой управления.

схема с реверсом

  1. Соединение обмоток трехфазного мотора и запуск как однофазного.

объединение обмоток

  1. Другие возможные способы соединений трёхфазных электродвигателей.

треугольником и звездой

Заключение

Асинхронники на 220 В широко применяются в быту. Исходя из требуемой задачи, существуют различные методы подключения однофазного и трёхфазного мотора через конденсатор: для обеспечения плавного пуска либо улучшения рабочих характеристик. Всегда можно самому легко добиться нужного эффекта.

Схема подключения электродвигателя на 220В через конденсатор

электродвигатель на 220В

Электродвигатели

Подключение электродвигателя к однофазной сети – это ситуация, которая встречается достаточно часто. Особенно такое подключение требуется на загородных участках, когда трехфазные электродвигатели используются под какие-то приспособления. К примеру, для изготовления наждака или самодельного сверлильного аппарата. Кстати, мотор стиральной машины через конденсатор производится. Но как это сделать правильно? Необходима схема подключения электродвигателя на 220В через конденсатор. Давайте разбираться в ней.

Реверсивная схема подключения электродвигателя

Начнем с того, что существует две стандартные схемы подключения электродвигателя к трехфазной сети: звезда и треугольник. Оба вида подключения создают условия, при которых в обмотках статора двигателя попеременно проходит ток. Он создает внутри вращающееся магнитное поле, которое действует на ротор, заставляя его вращаться. Если подключается трехфазный электродвигатель в однофазную сеть, то вот этот вращающийся момент не создается. Что делать? Вариантов несколько, но чаще всего электрики устанавливают в схему конденсатор.

Что при этом получается?

  • Скорость вращения не изменяется.
  • Мощность сильно падает. Конечно, говорить о конкретных цифрах здесь не приходиться, потому что падение мощности будет зависеть от разных факторов. К примеру, от условий эксплуатации самого двигателя, от схемы подключения, от конденсаторов, а, точнее, от их емкости. Но в любом случае потери будут составлять от 30 до 50 процентов.

Внимание! Конденсаторный двигатель в однофазную сеть лучше подключать через схему треугольник. Это обусловлено тем, что при таком виде подключения уменьшаются потери мощности агрегата.

Обратите внимание в рисунке на нижнюю бирку (Б). Она говорит о том, что двигатель можно подключить только через звезду. С этим придется смириться и получить аппарат с низкой мощностью. Если есть желание изменить ситуацию, то придется разобрать двигатель и вывести еще три конца обмоток, после чего провести подключение по треугольнику.

Схема включения двигателя с конденсатором

И еще один очень важный момент. Если вы устанавливаете в однофазную сеть электродвигатель с напряжением 127/220 вольт, то понятно, что к сети напряжением 220В можно подключиться через звезду. Потери мощности гарантированы. Но сделать в данном случае ничего нельзя. Если будет произведено подключение этого прибора через треугольник – мотор просто сгорит.

Схемы подключения

Давайте рассмотрим обе схемы подключения. Начнем с треугольника. В любой схеме очень важно правильно подключить именно конденсатор. В данном случае провода распределяются таким образом:

  • Два контакта подсоединяются к сети.
  • Один через конденсатор к обмотке.

Но тут есть один момент, если электродвигатель не нагружать, то его ротор без проблем начнем вращаться. Если пуск будет производиться под определенной нагрузкой, то вал или не будет вращаться вообще, или с очень низкой скоростью. Чтобы решить эту проблему, в схему необходимо установить еще один конденсатор – пусковой. На нем лежит всего лишь одна задача – запустить мотор, отключиться и разрядиться. По сути, пусковой работает всего 2-3 секунды.

Схема

В схеме звезда подключение конденсатора производится на выходные концы обмоток. Две из них соединяются с сетью 220В, а свободный конец и один из подключенных к сети замыкают конденсатор.

Как рассчитать емкость

Емкость конденсатора, который устанавливается в схему подключения трехфазного электродвигателя, подсоединяемого к сети напряжением в 220В, зависит от самой схемы. Для этого существуют специальные формулы.

Cр = 2800•I/U, где Ср – это емкость, I – сила тока, U – напряжение. Если производится подсоединение треугольником, то используется та же формула, только коэффициент 2800 меняется на 4800.

Хотелось бы обратить ваше внимание на тот факт, что сила тока (I) на бирке мотора не указывается, поэтому ее надо будет рассчитать по вот этой формуле:

I = P/(1.73•U•n•cosф), где Р- это мощность электрического двигателя, n – КПД агрегата, cosф – коэффициент мощности, 1,73 – это поправочный коэффициент, он характеризует соотношение между двумя видами токов: фазным и линейным.

Рассчитали ёмкости конденсаторов

Так как чаще всего подключение трехфазного двигателя к однофазной сети 220В производится по треугольнику, то емкость конденсатора (рабочего) можно подсчитать по более простой формуле:

C = 70•Pн, здесь Рн – это номинальная мощность агрегата, измеряемая в киловаттах и обозначаемая на бирке прибора. Если разобраться в этой формуле, то можно понять, что существует достаточно простое соотношение: 7 мкФ на 100 Вт. К примеру, если устанавливается мотор мощностью 1 кВт, то для него необходим конденсатор на 70 мкФ.

Как определить, точно ли подобран конденсатор? Это можно проверить только в рабочем режиме.

  • Если в процессе эксплуатации мотор перегревается, то, значит, емкость прибора больше требуемой.
  • Низкая мощность двигателя, значит, емкость занижена.

Даже расчет может привести к неправильному выбору, ведь условия эксплуатации мотора будут влиять на его работу. Поэтому рекомендуется начинать подбор с низких величин, и при необходимости наращивать показатели до необходимых (номинальных).

Подключение мощного трехфазного двигателя

Что касается пусковой емкости, то здесь в первую очередь учитывается, какой пусковой момент необходим для запуска электродвигателя. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что пусковая емкость и емкость пускового конденсатора – это не одно и то же. Первая величина – это сумма емкостей рабочего и пускового конденсаторов.

Внимание! Емкость пускового конденсатора должна быть раза в три больше емкости рабочего. При этом специалисты советуют вместо одного большого прибора использовать несколько с малой емкостью. К тому же пусковые работают непродолжительное время, поэтому на их место можно устанавливать дешевые модели.

В качестве рабочих можно использовать бумажные, металлизированные или пленочные аналоги. При этом необходимо учитывать тот факт, что допустимое напряжение должно быть в полтора раза быть больше номинального. Как видите, подобрать точно конденсатор под электродвигатель достаточно непростым. Даже расчет является процессом неточным.

Однофазный асинхронный двигатель: схема подключения с пусковой обмоткой и конденсаторным запуском — чем отличаются и как их реализовать на практике

Изготовление самодельных станков и механизмов требует наличия источника крутящего момента, способного развивать высокую механическую мощность на валу привода при питании от сети 220 вольт.

Для этих целей подходит электродвигатель от бетономешалки, стиральной машины, другого оборудования или просто приобретенный в продаже.

В статье я рассказываю все про однофазный асинхронный двигатель, схема подключения которого зависит от внутренней конструкции и может быть выполнена с пусковой обмоткой или конденсаторным запуском.

С чего обязательно следует начинать подключение двигателя: 2 важных момента, проверенные временем

Перед первым включением любого электродвигателя необходимо уточнить его устройство: конструкцию статора и ротора, состояние подшипников.

Устройство асинхронного двигателя

Устройство однофазного электродвигателя

На собственном и чужом опыте могу заверить, что проще раскрутить несколько гаек, осмотреть внутреннюю конструкцию, выявить дефекты на начальном этапе и устранить их, чем после запуска в непродолжительную работу заниматься сложным ремонтом, который можно было предотвратить.

Важное предупреждение

Начинающие электрики довольно часто сами создают неисправности двигателя, нарушая технологию его разборки, работая обычным молотком: разбивают грани вала.

Для сохранения структуры деталей без их повреждения необходимо использовать специальный съемник подшипников электродвигателя.

Съемник подшипников электродвигателя

В самом крайнем случае, когда его нет, удары молотком наносят через толстые пластины из мягкого металла (медь, алюминий) или плотную сухую древесину (яблоня, груша, дуб).

Как состояние подшипников влияет на работу двигателя

Любой асинхронный электродвигатель (АД) имеет ротор с короткозамкнутыми обмотками. В них наводится ток, создающий магнитный поток, взаимодействующий с вращающимся магнитным полем статора, которое и является его источником движения.

Ротор внутри корпуса крепится на подшипниках. Их состояние сильно влияет на качество вращения. Они призваны обеспечить легкое скольжение вала без люфтов и биений. Любые нарушения недопустимы.

Дело в том, что обмотку статора можно рассматривать как обыкновенный электромагнит. Если у ротора разбиты подшипники, то он под действием магнитного поля станет притягиваться, приближаясь к статорной обмотке.

Зазор между вращающейся и стационарной частями очень маленький. Поэтому касания или биения ротора могут задевать, царапать, деформировать статорные обмотки, безвозвратно повреждая их. Ремонт потребует полной перемотки статора, а это весьма сложная работа.

Обязательно разбирайте электродвигатель перед его подключением, тщательно осматривайте всю его внутреннюю конструкцию.

Что надо учитывать в конструкции статорных обмоток и как их подготовить

Домашнему мастеру чаще всего попадают электродвигатели, которые уже где-то поработали, а, возможно, и прошли реконструкцию или перемотку. Никто об этом обычно не заявляет, на шильдиках и бирках информацию не меняют, оставляют прежней. Поэтому рекомендую визуально осмотреть их внутренности.

Статорные катушки у асинхронных двигателей для питания от однофазной и трехфазной сети отличаются количеством обмоток и конструкцией.

Трехфазный электродвигатель имеет три абсолютно одинаковые обмотки, разнесенные по направлению вращения ротора на 120 угловых градусов. Они выполнены из одного провода с одинаковым числом витков.

Все они имеют равное активное и индуктивное сопротивление, занимают одинаковое число пазов внутри статора.

Это позволяет первоначально оценивать их состояние обычным цифровым мультиметром в режиме омметра при отключенном напряжении.

Однофазный асинхронный двигатель имеет две разные обмотки на статоре, разнесенные на 90 угловых градусов. Одна из них создана для длительного прохождения тока в номинальном режиме работы и поэтому называется основной, главной либо рабочей.

Для уменьшения нагрева ее делают более толстым проводом, обладающим меньшим электрическим сопротивлением.

Перпендикулярно ей смонтирована вторая обмотка большего сопротивления и меньшего диаметра, что позволяет различать ее визуально. Она создана для кратковременного протекания пусковых токов и отключается сразу при наборе ротором номинального числа оборотов.

Пусковая или вспомогательная обмотка занимает примерно 1/3 пазов статора, а остальная часть отведена рабочим виткам.

Однако, приведенное правило имеет исключения: на практике встречаются однофазные электродвигатели с двумя одинаковыми обмотками.

Для подключения статора к питающей сети концы обмоток выводят наружу проводами. С учетом того, что одна обмотка имеет два конца, то у трехфазного электродвигателя может быть, как правило, шесть выводов, а у однофазного — четыре.

Но из этого простого правила встречаются исключения, связанные с внутренней коммутацией выводов для упрощения монтажа на специальном оборудовании:

  • у трехфазных двигателей из статора могут выводиться:
    • три жилы при внутренней сборке схемы треугольника;
    • или четыре — для звезды;
    • три вывода при внутреннем объединении одного конца пусковой и рабочей обмоток;
    • или шесть концов для конструкции с пусковой обмоткой и встроенным контактом ее отключения от центробежного регулятора.

    Техническое состояние изоляции обмоток

    Где и в каких условиях хранился статор не всегда известно. Если он находился без защиты от атмосферных осадков или внутри влажных помещений, то его изоляция требует сушки.

    В домашней обстановке разобранный статор можно поместить в сухую комнату для просушки. Ускорить процесс допустимо обдувом вентилятора или нагревом обычными лампами накаливания.

    Сушка электродвигателя

    Обращайте внимание, чтобы разогретое стекло лампы не касалось провода обмоток, обеспечивайте воздушный зазор. Окончание процесса сушки связано с восстановлением свойств изоляции. Этот процесс необходимо контролировать замерами мегаомметром.

    Как отличить конструкцию однофазного асинхронного электродвигателя и определить его тип по статистической таблице

    Привожу выдержку из книги Алиева И И про асинхронные двигатели, вернее таблицу основных электрических характеристик.

    Таблица однофазных асинхронных двигателей

    Как видите, промышленностью массово выпущены модели с:

    • повышенным сопротивлением пусковой обмотки;
    • пусковым конденсатором;
    • рабочим конденсатором;
    • пусковым и рабочим конденсатором;
    • экранированными полюсами.

    А еще здесь не указаны более новые разработки, называемые АЭД — асинхронные энергосберегающие двигатели, обеспечивающие:

    • значительное снижение реактивной мощности;
    • повышение КПД;
    • уменьшение потребления полной мощности при той же нагрузке на вал, что и у обычных моделей.

    Их конструкторское отличие: внутри зубцов сердечника статора выполнены углубления. В них жестко вставлены постоянные магниты, взаимодействующие с вращающимся магнитным полем.

    Во всем этом многообразии вам предстоит разбираться самостоятельно с неизвестной конструкцией. Здесь большую помощь может оказать техническое описание или шильдик на корпусе.

    Я же дальше рассматриваю только две наиболее распространенные схемы запуска АД в работу.

    Схема подключения асинхронного двигателя с пусковой обмоткой: последовательность сборки

    Например, мы определили, что из статора выходят четыре или три провода. Вызваниваем между ними активное сопротивление омметром и определяем пусковую и рабочую обмотку.

    Допустим, что у четырех проводов между собой вызваниваются две пары с сопротивлением 6 и 12 Ом. Скрутим произвольно по одному проводу от каждой обмотки, обозначим это место, как «общий провод» и получим между тремя выводами замер 6, 12, 18 Ом.

    Сопротивление обмоток двигателя

    Точками на этой схеме я обозначил начала обмоток. Пока на этот вопрос не обращайте внимание. Но, к нему потребуется вернуться дальше, когда возникнет необходимость выполнять реверс.

    Цепочка между общим выводом и меньшим сопротивлением 6Ω будет главной, а большим 12Ω — вспомогательной, пусковой обмоткой. Последовательное их соединение покажет суммарный результат 18 Ом.

    Помечаем эти 3 конца уже понятной нам маркировкой:

    • О — общий;
    • П — пусковой;
    • Р — рабочий.

    Дальше нам понадобиться кнопка ПНВС, специально созданная для запуска однофазных асинхронных двигателей. Ее электрическая схема представлена тремя замыкающими контактами.

    Но, она имеет важное отличие от кнопки запуска трехфазных электродвигателей ПНВ: ее средний контакт выполнен с самовозвратом, а не фиксацией при нажатии.

    Схема кнопки ПНВС

    Это означает, что при нажатии кнопки все три контакта замыкаются и удерживаются в этом положении. Но, при отпускании руки два крайних контакта остаются замкнутыми, а средний возвращается под действием пружины в разомкнутое состояние.

    Кнопка ПНВС

    Эту кнопку и клеммы вывода обмоток статора из электродвигателя соединяем трехжильным кабелем так, чтобы на средний контакт ПНВС выходил контакт пусковой обмотки. Выводы П и Р подключаем на ее крайние контакты и помечаем.

    С обратной стороны кнопки между контактами пусковой и рабочей обмоток жестко монтируем перемычку. На нее и второй крайний контакт подключаем кабель питания бытовой сети 220 вольт с вилкой для установки в розетку.

    Схема подключения асинхронного двигателя с пусковым конденсатором

    При включении этой кнопки под напряжение все три контакта замкнутся, а рабочая и пусковая обмотка станут работать. Буквально через пару секунд двигатель закончит набирать обороты, выйдет на номинальный режим.

    Тогда кнопку запуска отпускают:

    • пусковая обмотка отключается самовозвратом среднего контакта, но остается работать от рабочего и величина тока снижается.;
    • главная обмотка двигателя продолжает раскручивать ротор от сети 220 В.

    Это самая доступная схема подключения асинхронного двигателя с пусковой обмоткой для домашнего мастера. Однако, она требует наличия кнопки ПНВС.

    Если ее нет, а электродвигатель требуется срочно запустить, то ее допустимо заменить комбинацией из двухполюсного автоматического выключателя и обычной электрической кнопки соответствующей мощности с самовозвратом.

    Придется включать их одновременно, а кнопку отпускать после раскрутки электродвигателя.

    С целью закрепления материала по этой теме рекомендую посмотреть видеоролик владельца Oleg pl. Он как раз показывает конструкцию встроенного центробежного регулятора, предназначенного для автоматического отключения вспомогательной обмотки.

    Схема подключения асинхронного двигателя с конденсаторным запуском: 3 технологии

    Статор с обмотками для запуска от конденсаторов имеет примерно такую же конструкцию, что и рассмотренная выше. Отличить по внешнему виду и простыми замерами мультиметром его сложно, хотя обмотки могут иметь равное сопротивление.

    Ориентируйтесь по заводскому шильдику и таблице из книги Алиева. Такой электродвигатель можно попробовать подключить по схеме с кнопкой ПНВС, но он не станет раскручиваться.

    Ему не хватит пускового момента от вспомогательной обмотки. Он будет гудеть, дергаться, но на режим вращения так и не выйдет. Здесь нужно собирать иную схему конденсаторного запуска.

    2 конца разных обмоток подключают с общим выводом О. На него и второй конец рабочей обмотки подают через коммутационный аппарат АВ напряжение бытовой сети 220 вольт.

    Конденсатор подключают к выводам пусковой и рабочей обмоток.

    В качестве коммутационного аппарата можно использовать сдвоенный автоматический выключатель, рубильник, кнопки типа ПНВ или ПНВС.

    Схема подключения асинхронного двигателя с конденсаторным запуском

    Здесь получается, что:

    • главная обмотка работает напрямую от 220 В;
    • вспомогательная — только через емкость конденсатора.

    Эта схема используется для легкого запуска конденсаторных электродвигателей, включаемых в работу без тяжелой нагрузки на привод, например, вентиляторы, наждаки.

    Если же в момент запуска необходимо одновременно раскручивать ременную передачу, шестеренчатый механизм редуктора или другой тяжелый привод, то в схему добавляют пусковой конденсатор, увеличивающий пусковой момент.

    Принцип работы такой схемы удобно приводить с помощью все той же кнопки ПНВС.

    Схема подключения асинхронного двигателя с пусковым конденсатором ПНВС

    Ее контакт с самовозвратом подключается на вспомогательную обмотку через дополнительный пусковой конденсатор Сп. Второй конец его обкладки соединяется с выводом П и рабочей емкостью Ср.

    Дополнительный конденсатор в момент запуска электродвигателя с тяжелым приводом помогает ему быстро выйти на номинальные обороты вращения, а затем просто отключается, чтобы не создавать перегрев статора.

    Эта схема таит в себе одну опасность, связанную с длительным хранением емкостного заряда пусковым конденсатором после снятия питания 220 при отключении электродвигателя.

    При неаккуратном обращении или потере внимательности работником ток разряда может пройти через тело человека. Поэтому заряженную емкость требуется разряжать.

    В рассматриваемой схеме после снятия напряжения и выдергивания вилки со шнуром питания из розетки это можно делать кратковременным включением кнопки ПНВС. Тогда емкость Сп станет разряжаться через пусковую обмотку двигателя.

    Однако не все люди так поступают по разным причинам. Поэтому рекомендуется в цепочку пуска монтировать два дополнительных резистора.

    Схема подключения асинхронного двигателя через конденсаторы

    Сопротивление Rр выбирается номиналом около 300÷500 Ом нескольких ватт. Его задача — после снятия напряжения питания осуществить разряд вспомогательной емкости Сп.

    Резистор Rо низкоомный и мощный выполняет роль токоограничивающего сопротивления.

    Где взять номиналы главного и вспомогательного конденсаторов?

    Дело в том, что величину пусковой и рабочей емкости для конденсаторного запуска однофазного АД завод определяет индивидуально для каждой модели и указывает это значение в паспорте.

    Отдельных формул для расчета, как это делается для конденсаторного запуска трехфазного двигателя в однофазную сеть по схемам звезды или треугольника просто нет.

    Вам потребуется искать заводские рекомендации или экспериментировать в процессе наладки с разными емкостями, выбирая наиболее оптимальный вариант.

    Владелец
    видеоролика “I V Мне интересно” показывает способы оптимальной настройки параметров схемы запуска конденсаторных двигателей.

    Как поменять направление вращения однофазного асинхронного двигателя: 2 схемы

    Высока вероятность того, что АД запустили по одному из вышеперечисленных принципов, а он крутится не в ту сторону, что требуется для привода.

    Другой вариант: на станке необходимо обязательно выполнять реверс для обработки деталей. Оба эти случаи поможет реализовать очередная разработка.

    Возвращаю вас к начальной схеме, когда мы случайным образом объединяли концы главной и вспомогательной обмоток. Теперь нам надо сменить последовательность включения одной из них. Показываю на примере смены полярности пусковой обмотки.

    Как поменять направление вращения двигателя

    В принципе так можно поступить и с главной. Тогда ток по этой последовательно собранной цепочке изменит направление одного из магнитных потоков и направление вращения ротора.

    Для одноразового реверса этого переключения вполне достаточно. Но для станка с необходимостью периодической смены направления движения привода предлагается схема реверса с управлением тумблером.

    Этот переключатель можно выбрать с двумя или тремя фиксированными положениями и шестью выводами. Подбирать его конструкцию необходимо по току нагрузки и допустимому напряжению.

    Схема реверса однофазного АД с пусковой обмоткой через тумблер имеет такой вид.

    Схема реверса двигателя

    Пускать токи через тумблер лучше от вспомогательной обмотки, ибо она работает кратковременно. Это позволит продлить ресурс ее контактов.

    Реверс АД с конденсаторным запуском удобно выполнить по следующей схеме.

    Реверс асинхронного двигателя

    Для условий тяжелого запуска параллельно основному конденсатору через средний контакт с самовозвратом кнопки ПНВС подключают дополнительный конденсатор. Эту схему не рисую, она показана раньше.

    Переключать положение тумблера реверса необходимо исключительно при остановленном роторе, а не во время его вращения. Случайная смена направления работы двигателя под напряжением связана с большими бросками токов, что ограничивает его ресурс.

    Если у вас еще остались неясные моменты про однофазный асинхронный двигатель и схему подключения, то задавайте их в комментариях. Обязательно обсудим.

    Рейтинг статьи

    Рекомендуем прочитать:

    Ветрогенератор для частного дома

    Цифровая антенна

    Подключение трёхфазного двигателя к однофазной сети без конденсаторов

    Комментарии 63

    Сергей

    очень важно, что сопративления пусковой и рабочей обмоток. не всегда однозначны по отношению друг к
    другу и сопративление рабочей обмотки может быть как меньше, так и больше сопративления пусковой.
    Нужно смотреть схему двигателя, его харрактеристики.
    Спасибо. действительно очень свободно вздохнул.
    Не верте сразу интернету, очень много невежественных, то есть не профессиональных показанцев, любителей собирать лайки,
    Было б не плохо узнать адреса сайтов где возможно найти паспорта на двигатели, харрактеристики
    Вобщем документацию.
    И ещё (если не утомил) почему пусковую обмотку изготовляют из более тонкого провода,
    если опять же верить кому не попадя, то горит именно пусковая обмотка. И по логике — если обмотка
    нужна только для запуска, то зачем тратить столько провода.

    Алексей

    Сергей, благодарю за вопросы.
    Вопрос достоверных сведений о технических характеристиках двигателей, да и любого оборудования, сейчас становится все сложнее. На всю советскую технику выпускались инструкции, содержащие информацию, необходимую не только для эксплуатации, но и ремонта. Сейчас вторая часть обычно умалчивается . Видио, производителям выгоднее ремонтировать ее в собственных сервисных центрах.
    Название пусковой обмотки говорит о ее кратковременной работе: только на время запуска. Все остальное время она не используется. Поэтому и стараются на ее диаметре экономить. Как это получается доказывает практика. Опять же режим пуска может не всегда отвечать условиям оптимальной эксплуатации…

    Сергей

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста почему при неоднократном включении электродвигателя с конденсатороми выбивает автомат , двигатель однофазный с шестью выводами

    Алексей

    Здравствуйте, Сергей.
    Не достаточно исходных данных, чтобы дать точный ответ. Какая мощность и нагрузка на двигатель? В каком он состоянии? Какой тип и номинал автомата, его защищающего? Есть ли другие потребители на автомате? В каком состоянии кабель питания? Нет ли утечек тока?
    Вам надо проанализировать эти вопросы и ответ получите скорее всего сами.

    Александр

    У человека перестал работать токарный станок. Он говорит, что как только пошёл дым, он его отключил. Больше станок не работает.
    Пришёл мой товарищ, всё разобрал, отрезал, поменял, ничего не смог и убежал.
    Пришёл я. Все ждут чуда. Схемы нет. Сейчас сам пытаюсь её составить.
    Двигатель однофазный с двумя конденсаторами. Вся автоматика управления нужна лишь затем, чтобы перекидывать фазу куда попало.
    Скорость двигателя не регулируется. Просто кнопочки, ключики, лампочки, предохранитель (сгоревший) и двигатель. Токарь меняет скорость вращения двигателя, перекидывая ремни. Есть ключик реверса, но токарю он не нужен.
    Марка токарного станка aiken metalworker MCJ 250/400-1.
    То, что выпаяно (отлито на клеммнике двигателя) не совпадает с бирками проводков. Нумерация жилок в районе двигателя: V2, V1, U1, U2, Z1, Z2. На клеммнике двигателя вообще какие-то W вылиты. (поэтому я на клеммник не ориентируюсь)
    Конденсаторы возле двигателя собраны так: (V2) —-||——(z1)——||—— (v1), Где Z1 — самостоятельная отпайка/развилка в виде отдельно-уходящего провода с кембриком Z1. Причем V2, Z1, V1 подключаются к соответствующим проводам , уходящим в двигатель.
    Интересные замеры сопротивлений у двигателя: Z1-Z2 = 13.6 Ом; U1-U2 = 5,8 Ом; U2-Z1= 65 кОм; U1-V1=68 кОм; V1-U1 = 33,8 Ом; V1-U2=36,6 Ом
    Итак, внимание вопросы!
    +Почему внутрь двигателя уходит 6 проводов (нумерация указана выше)?
    +По какой схеме оно там внутри соединяется?
    +Почему проводу, который выходит из двигателя с обозначением Z2 уже на клеммной коробке трансформируется в Z2V2 и идёт в область ключа управления двигателем?
    Всё, что лежит в интернете, не подходит. Делали нерусские люди этот станок. Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!

    Алексей

    Здравствуйте, Александр.
    Довольно сложно давать советы удаленно, не видя технику и по чужим замерам да еще и вероятно поврежденного двигателя.
    Например, если исходить из того, что одной и той же буквой маркируется обмотка (электрическая цепочка), а цифрами ее концы, то мне непонятно какое сопротивление между выводами V1-V2.
    Номиналы конденсаторов я рекомендую проверить, их емкость может измениться и влиять на работу.
    Из шести выводов на однофазном двигателе два вполне могут относиться к центробежному регулятору. Возможно это цепочка Z, но все надо проверять. Поэтому я рекомендую брать в руки фотоаппарат и все сфотографировать в начальном состоянии, а затем разбирать и на каждом этапе делать фотографии, включая и замеры. Они очень пригодятся при сборке и анализе повреждения.
    Движку нужна качественная ревизия, внутренний осмотр обмоток, подшипников, зазора между ротором и статором…Вот тогда и будет ответ на вопрос про внутренние соединения.
    Важно оценить толщину провода рабочей и пусковой обмоток, не занижена ли она…Качественно ли собрана? Наши производители из Китая часто ради прибыли значительно упрощают конструкцию электрических приборов. Приведу пример с их паяльником Licota. У меня есть статья про самодельный паяльник Момент Под нее мне прислали для анализа неисправностей аналогичный китайский паяльник Ликота. Что там было — я показал серией других статей…
    Не исключаю, что может быть аналогичная картина. Движок чуть перегрели при обработке металла и пошли чудеса. Поэтому его надо разбирать, осматривать и ремонтировать. Раз реверс не нужен, а скорости переключаются ременной передачей, то конструкцию можно упростить.
    Опять же, если движок сгорел и перемотка нецелесообразна, то его можно просто заменить аналогичным по мощности и оборотам.
    Мне интересен конечный результат, да и промежуточные этапы. Если не сложно, то отпиши. Будут вопросы — спрашивай.

    Иван

    Это обычный конденсаторный двигатель с центробежным выключателем. Могу помочь с подключением, если еще нужно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *