Восстановление емкости аккумулятора ИБП
Подавляющее большинство из нас использует такое крайне полезное устройство, как источник бесперебойного питания. Качество питания не везде идеальное, да и просто мельчайшие проблемы с электропитанием иногда могут дорогого стоить. Потери данных это всегда неприятно, а иногда просто таки фатально. Устройство куплено, установлено под стол, подключено и владелец его находится в полной уверенности, что в любом случае при перебое в электропитании он успеет корректно завершить работу, а может быть и сделать бэкап на флешку. Время идет, бесперебойник периодически дает о себе знать — как заправский сторожевой пес он подает голос при малейших отклонениях в параметрах электросети. Хозяин спокоен и все хорошо. Но в один из дней перебой таки случается и в этот раз ИБП не просто подает голос и сразу переключается с батареи на сеть, в этот раз свет выключили на долго. Мы спокойно копируем файлы (ведь в запасе у нас минут 15, не меньше) и тут бесперебойник начинает пищать совсем часто и все выключается. Как так? Ведь бесперебойник же должен был нас защитить от подобных ситуаций, а он только вселял нам ложную уверенность в нашей безопасности! Почему так произошло?
Все дело в аккумуляторных батареях, от которых наш бесперебойник и кормит все наше железо, когда внешняя сеть отключается. Но батареи эти, увы, не вечны, они деградируют, емкость их снижается, а вместе с ней и время автономной работы. Вплоть до нуля. К сожалению процесс, этот, зачастую никем не контролируется, хозяин пребывает в уверенности, что он защищен, а в это время аккумулятор уже не совсем аккумулятор, а так — муляж.
Как быть, что делать и куда бежать?
Почему деградируют аккумуляторы? Причин много. От интенсивного использования наступает сульфатация пластин, от перегрузок осыпается активные вещества и так далее. В ИБП стоит необслуживаемый аккумулятор, но в нем все равно есть электролит и электролит этот на основе воды. Находясь постоянно в буферном режиме, в режиме медленной подзарядки, вода это постепенно испаряется и электролит уже не выполняет своих функций. Батарея приходит в негодность. Как этого можно избежать? Избежать этого можно корректными механизмами зарядки аккумулятора, контролем его характеристик, но все это нам не подвластно — это удел производителей ИБП.
Так случилось, что интернет в моих местах только беспроводной, для его работы на крыше установлена устрашающего вида антенна, а для уменьшения потери сигнала в кабеле его длина минимизирована. Сервер, который раздает потом интернет (еще один сервер и свич) — установлены на чердаке. Для этой небольшой связки нужно бесперебойное питание. Даже без учета потерь данных — бегать загружать сервер при малейшем чихе (а у нас они случаются часто) — удовольствия мало. Бесперебойность должна быть и желательно побольше. Я купил бесперебойник на 1100ВА, не новый (новый стоит дороже чем те сервера) и конечно не надеялся на аккумуляторы — они зачастую поношены. Ну купил и купил. Поставил, все вроде бы как окей. В панели управления ИБП мне бодренько говорили про почти час работы от батарей (нагрузка порядка 70 ВА была). Решил я это проверить. Отключил питание и через две минуты, примерно, все благополучно выключилось. Аккумуляторы «мертвые». Как раз тот случай с ложной защитой. Делать нечего, надо покупать новые батареи. Поставил резервные аккумуляторы (так случилось, что от электровелосипеда есть и они бездействуют), по 12ВА. А дохленькие родные спустил вниз.
Я слышал, что электролит в аккумуляторах ИБП часто просто высыхает. Что не сульфатация, не выкрашивание пластин причина смерти аккумуляторов ИБП, а именно высыхание электролита. Попытка, как говорится, не пытка. Аккумуляторы все равно на выброс, а тяга к ковырянию не давала шансов. Для проведения экспериментов мне понадобились:
— Дистиллированная вода (ни в коем случае НЕ электролит!). Продается в автомагазине.
— Шприц, лучше с иглой — с иглой проще дозировать. Продается в аптеке.
— Нож для ковыряния, покрепче.
— Скотч для сборки (для эстетов, конечно ТОЛЬКО синяя изолента должна быть!).
— Фонарик.
На аккумуляторе приклеена крышка, которая закрывает банки. Ее я аккуратно поддел ножом (для ковыряния). Пришлось пройтись по кругу — приклеена она была в нескольких местах.
Под крышкой — банки, накрытые резиновыми колпачками. Колпачки эти, вероятно, нужны для стравливания паров воды, водорода и других вещей, которые могут создавать избыточное давление в банке при работе батареи. Такой себе ниппель, который выпускает газ наружу, но ничего не пропускает внутрь.
Колпачки не приклеены, просто снял их, поддев ножом.
Под колпачками, если заглянуть внутрь банки — ничего интересного. Совершенно. Для заглядывания нужен фонарик.
Взял шприц, набрал в него дистиллированную воду (Главное без грязи. Чтобы все чистенько!) и залил по кубику воды в каждую банку.
Вода благополучно впиталась, практически моментально. Повторил это еще раз. Потом еще раз 5 или 7, не помню. Вода не должна бултыхаться в банке, но и «брать» воду банка тоже не должна. Лучше присвечивать фонариком и посматривать. Главное не переливать.
После заливки воды я накрыл резиновыми крышечками банки и поставил батарею заряжать. А заряжал отдельно, большим зарядным, но думаю это не обязательно — можно заряжать просто в бесперебойнике. Если аккумуляторы разряжены ниже 10В, то зарядить их таким образом не удастся, есть сведения, что такие батареи тоже можно «раскачать», но для этого надо на начальных этапах подавать на них высокое напряжение (порядка 35В на 12В батарею) с контролем тока. Не пробовал, ничего конкретного сказать не могу. Рекомендовать этот способ так же не могу.
Первый момент — если вы перелили воды — она вернется из под крышки. Ее надо собрать шприцем и вылить в канализацию.
Второй момент — если вы накрыли банки крышками, то в процессе зарядки давление в банке немного поднимается и крышечки будут с характерным чпоком разлетаться по всей комнате. Это забавно, но только один раз. Я проверял дважды — во второй раз уже не весело. Я прикрывал крышки родной пластиковой крышкой, а на нее ставил груз.
После зарядки я немного разрядил аккумуляторы автомобильной «переноской», порядка получаса, измерял остаточное напряжение, прикинул емкость. Зарядил снова и опять немного разрядил.
Проделал тоже самое со второй батареей — в бесперебойнике их пара. После всего заклеил скотчем отковырянные крышки, поставил аккумуляторы на место.
За 10 минут при нагрузке в 110ВА аккумуляторы разрядились до 79 процентов. Время работы на батарее несколько менялось, в конце софт говорил о почти 29 минутах + 10 уже прошедших выходит почти 40 минут. Меня такое положение вещей устраивает. Вполне хватит, чтобы пойти и запустить генератор. Когда он у меня будет :). А по пути еще и чаю заварить. И выпить его.
Если исходить из 79% — это 21% за 10 минут или 47 минут работы от батарей. Где-то в районе того, что обещает софт.
Другой вариант расчета — полная емкость батарей 12В * 7Ач * 2шт = 168 Ватт/часов. Это в идеале. При нагрузке в 110Вт заряда должно хватать на 1,5 часа. Но в реальности даже на новых батареях такого времени работы не будет — разрядный ток великоват и отдаваемая емкость будет ниже. Сложно однозначно сказать на сколько восстановилась емкость, но очень похоже, что процентов до 80 от номинальной. На мой взгляд — совсем не плохо для одного шприца, банки дистиллята и часа времени.
Мораль сей басни такова:
— Проверяйте периодически время работы от батарей. Свинью они вам могут подложить в самый неприятный момент.
— На свой страх и риск даже видавшие виды аккумуляторы можно восстановить малой кровью. А нет, так всегда успеется купить новые.
Восстановление аккумулятора от бесперебойника ИБП
Практически все владельцы источников бесперебойного питания были в ситуации, когда при малейшем скачке напряжения техника выключается, хоть и была подключена к ИБП. Причиной тому служит выход из строя батарей. Цена их велика, и иногда дешевле купить новый источник. У многих сразу возникают вопросы: «Как отремонтировать бесперебойник? Можно ли самостоятельно починить батарею ИБП?»
Основные причины выхода из строя аккумуляторов ИБП.
- систематический не полный заряд батареи ИБП — это наиболее часта причина, так как бюджетные ИБП оснащаются не качественными зарядными устройствами;
- глубокий разряд – также возможен при плохом качестве входного напряжения;
- долгое нахождения батарей в разряженном состоянии – после долгой работы от аккумуляторов нужно оставлять ИБП включенным для того, чтобы он смог полностью зарядить свои батареи;
- снижение уровня электролита, что приводит к высыханию батареи и потере ее первоначальных качеств – это происходит из-за повышенного напряжения при зарядах;
- работа аккумулятора в повышенном температурном режиме.
Как восстановить аккумулятор ИБП.
Оживление аккумулятора бесперебойника в домашних условиях стопроцентных результатов не даст, да и методы оживления подходят лишь для некоторых видов поломок. Рассмотрим несколько способов восстановления аккумуляторных батарей.
Ремонт аккумулятора бесперебойника дистиллированной водой.
Для восстановления сначала нужно купить необходимые инструменты: шприц, дистиллированную воду. Дистиллированная вода продается в любом автомобильном магазине, а шприц можно купить в аптеки. Для восстановления аккумуляторных батарей нужно сорвать верхнюю крышку батареи, которая закрывает колпачки банок. Затем снимите резиновые колпачки, наберите в шприц дистиллированную воду, не более 2 мл, и выдавите в банку. Проделайте так с каждой банкой. Подождите время пока вода впитается (понадобится около получаса). Пластины должны быть слегка покрыты водой, если получился избыток, то удалите его шприцом, если мало до добавьте ещё.
Длительное заряжание
Восстановление аккумуляторов ИБП длительной зарядкой позволяет восстановить его первоначальные свойства после высыхания. Этот способ можно попробовать первым по восстановлению АКБ, чтобы не разбирать аккумулятор. Если длительное заряжание не помогло, то тогда придется разобрать ИБП и достать аккумуляторную батарею. Заряжать придётся зарядным устройством (подойдёт и автомобильная зарядка). Высохший аккумулятор изначально не будет потреблять ток от зарядного устройства. Заряжать нужно напряжением не менее 15 Вольт. Причем придется долго ждать, прежде чем аккумулятор начнет оживать и брать ток. Если в течение 15 часов зарядки АКБ так и не стала брать ток, то следует повысить напряжение до 20 В. В этом случае нельзя АКБ оставлять без присмотра, иначе можно испортить и батарею, и зарядное устройство.
Jpeg
Циклический заряд
Ещё один способ восстановления это «раскачать» его. Нужно поочередно выполнять циклы заряда/разрядки, что в свою очередь поможет восстановить первоначальные свойства АКБ. Первый цикл заряда следует проводить высоким напряжением около 30 В. При последующих циклах потребуется ступенчатое снижение напряжения до 14 В, например, 30-25-20-14 В. Разряжать батарею следует небольшой лампочкой на 5-15 Вт. При разряде следует следить за напряжением батареи и не допускать его просадки ниже 10,5 В.
Если все эти методы не помогли, то придется идти в магазин за новым аккумулятором. Просто взять и выбросить старые батареи на мусорку не рекомендуется. В аккумуляторах содержится свинец, который относится к тяжелым металлам, и кислота. Поинтересуйтесь в Интернете или в любом сервисном центре, где в вашем городе их утилизируют.
Оживление старого аккумулятора от ИБП из 2000х
И вот отдали мне нерабочий источник бесперебойного питания от компа.
Если кто не знает — там внутри стоит инвертер и маленький аккумулятор на 12 вольт, и через этот ИБП включается в сеть комп и монитор, и если вдруг выключат свет, ИБП сам может питать монитор и комп несколько минут, чтобы успеть сохранить работу.
Я думал, может в ИБП сгорел транзистор и легко будет все починить.
Но увы, починить его оказалось невозможным.
Во-первых на аккумуляторе было 0 вольт! ))
Он был мертвый абсолютно. Зарядка его не видела, а если подключить его к блоку питания, он принимал 0 ампер — то есть не заряжался вообще.
Во-вторых, транзисторы там сгорели, даже два, но еще и сгорела самая ценная и дорогая деталь — трансформатор! ))
Трансформаторчик!
Был… )
А он еще с кучей проводов — видимо там был еще встроенный релейный стабилизатор напряжения. Такой не купить, да и стоят трансформаторы очень дорого. Да и ИБП мне не нужен! ))
Ну чтож — такое только на помойку.
Ну хотя бы с его помощью снял фото про удобный инструмент — иглы для выпаивания деталей.
Однако, случайно я увидел ролик на YouTube про оживление аккумулятора от ИБП.
Смысл — снимается крышка, и внутрь заливается немного дистиллированной воды (некоторые советуют электролит заливать), а потом аккумулятор оживляется 30 вольтами. )
Правда у них аккумулятор показывал хоть что-то, а у меня было 0 вольт.
Дистиллированная вода как раз была.
Вот такой аккумулятор там стоял:
Сбоку написано каким током и напряжением заряжать
Крышечка приклеена, но легко снимается, если поддеть ее через отверстия для отвода газов, под ней находятся резиновые пробки:
Снял эти резиновые пробки, под ними видны пластины.
Фото сделано уже после заливки и зарядки
Между пластинами что-то вроде жестской ваты — видимо оно впитывает электролит, благодаря этому внутри ничего не плещется.
ВНИМАНИЕ: чтобы случайно вам в глаза не попал электролит, нужно надеть ОЧКИ!
Сначала я пытался лить воду в каждую ячейку, но она застревала в горлышке и воздух не давал ей заливаться внутрь.
Тогда я просто залил всю верхнюю поверхность водой (один фиг 0 вольт на нем! ), и так оставил на пару часов:
Потом шприцом еще потолкал, и вода стала проваливаться.
Лил, не кубик, или как там советуют (о чем я прочитал позже ), а до тех пор, пока вода не дошла до горлышка! ))
Потом откачал по ячейки шприцом и так оставил на часик.
Такой дохлый аккум естественно, не видели обычные зарядки.
Поэтому для оживления я использовал блок питания, на котором можно выставить напряжение и ток.
Увы, один только залив воды ничего не дал — на обычном напряжении аккум все так же не принимал ток вообще.
Тогда я поставил ограничение тока на 1 ампер и выкрутил ручку на максимум!
Он стал потреблять 0.032 ампера! ))
Ток медленно но верно рос!
Постепенно он вырос до пол ампера:
0.506 А
И вот пришел момент когда уже ток превысил 1 ампер, и блок питания стал снижать напряжение:
Все это было не быстро, я несколько раз ставил ограничение в 0.6 ампер и уходил.
И так со временем дошло напряжение до 13 вольт при токе 1 ампер:
Кстати, при зарядке выделяется газ (который, кстати, говорят вреден), поэтому нужно оставлять резиновые крышечки открытыми — иначе их срывает давлением образовавшегося газа, и они подлетают вверх, и могут потеряться! )
В нормальном режиме при зарядке крышечки держит приклеенная сверху крышка, а для выхода газа есть специальные дорожки и два малетньких отвестия в крышке.
Уже можно отключать БП и использовать обычную автомобильную зарядку, подумал я!
Мой чудесный Bosch C3 за 2500р теперь увидел аккумулятор, включил зарядку, но тут же показал что аккумулятор полностью заряжен, и отключил зарядку, хотя напряжение на аккуме было всего 11.5 вольт!
Тогда я вспомнил, что у меня есть другая зарядка — iMax B6, и там вроде есть режим для свинцовых аккумуляторов.
И он там оказался! )
Зарядка увидела аккум, и стала заряжать.
Я выбрал режим на 6 банок:
В инструкции сказано, что нет способов хорошо контролировать зарядку свинцовых аккумуляторов.
По идее нужно заряжать, пока аккумулятор не перестанет принимать ток.
Но эта зарядка в целях безопасности отключалась каждые 2 часа.
Потом я включал ее снова, и так до вечера.
Наконец, ток упал до 0.1 ампер.
После этого я выбрал режим разрядки, разрядил до 12 вольт и зарядил снова, потом еще раз.
Ночь аккумулятор постоял.
Напряжение не упало.
Чтобы проверить нагрузку, рекомендуют подключить 50 ваттную лампочку головного света на несколько минут, и последить за напряжением.
Все, что у меня нашлось — лампочка поворотника на 27 ватт:
Несколько минут я ее держал включенной, потом выключил, и напряжение вернулось в норму (около 12.8).
И таким оно остается уже несколько дней — то есть сам по себе аккум заряд не теряет, и его вполне можно использовать.
Увы, нельзя набрать электролит и проверить его плотность, чтобы узнать истинное состояние аккума.
У меня даже есть ареометр, но во-первых он тупо не пролезет в крышку, но если бы и пролез — там просто не наберется столько жидкости для него, она вся впитана в вату между пластин! )
Конечно, такой аккумулятор уже не подойдет для ИБП или питания чего-либо, но очень часто нужно 12 вольт с большим током для чего-нибудь, что от моего импульсного блока питания не работает, или работает неправильно.
У меня есть большой аккумулятор от Крайслера для этого, но он очень тяжелый и неудобный — провода тянуть. А этот — в самый раз на стол поставить.
Или вынести его куда-то — например, привод для ворот при настройке нужно еще до подключения подкрутить в нужную сторону до нужного положения — мотор можно подсоединить к этому аккумулятору.
А как потеплеет, я попробую его подсоединить к регулятору напряжения, и посмотреть как долго от него проработает, например, ESP8266, постоянно подключенный к Wi-Fi.
В общем, весело я провел денек, оживляя этот аккумулятор, и если у вас валяется что-то подобное — рекомендую попробовать — отличное развлечение! )
Разбираем аккумуляторы от бесперебойников и сдаём свинец
Привет, Пикабу!
Копились годами у нас АКБшки от ИБП, которые всё собирались утилизировать или сдать пункты приёма лома. Однако, решено было самостоятельно провести разборку и заодно моему ребёнку наглядно прочувствовать опасность выброса подобного лома и может немного кэша на карманные поиметь.
90 кг, 40 шт.
Довольно легко я их болгаркой с алмазным дисков вскрыл по шву верхней крышки.
Почти сухую межпластинную бумагу удаляем, с одного АКБ почти 1.5 кг свинца.
Пластмассовые корпуса и крышки были выброшены в соответствующие контейнеры, которые имеются в нашем городе.
В итого свинца почти 60 кг было извлечено, что в нашем городе при 60 р. за кг в пункте приёма воплощено в 3600 руб.
А парочку корпусов ребёнок под карандашницы использовал!
Всем добра и хорошей экологии!
Осталось впечатление, что автор мог нанести ущерб здоровью своему и ребенка, загрязнить окружающую среду свинцовой пылью, смывами из аккумуляторов, межпластинной бумагой. Плюс загрязненные корпуса выброшены в обычный нетоксичный пластиковый мусор.
В детстве с друзьями вытопили 90 кг свинца из аккумуляторов — хотели штангу сделать. Часть потом ушла на грузила, часть -на пули к рогаткам, а остаток проебался куда-то))
Если сдать эти аккумуляторы не разбирая, то выйдет примерно такая же сумма.
выкидывать корпуса от свинцовых батарей в контейнер для пластиковых отходов — это долбоебизм, извините
А вот у нас поставили бак для сбора электрического мусора
А вот у нас поставили бак для сбора электрического мусора, лампы, батареи т.д. маленький город около Тюмени.
Казань завалило мусором. Кто виноват и почему отходы не вывозят?
В последнее время в столице Татарстана участились жалобы на несвоевременный вывоз мусора. Соцсети заполонили кадры с горами гниющих бытовых отходов. Несмотря на своевременную оплату по вывозу мусора, такая проблема возникает уже не в первый раз. Руководитель Госкомитета РТ по тарифам Груничев Александр согласовывает повышение тарифов, но видимо не в курсе какой сервис получают жители.
Большинство жалоб поступает из поселков возле Казани, которые обслуживает региональный оператор УК «ПЖКХ». Мы решили проехаться и узнать, как сейчас обстоят дела с вывозом мусора в поселках Новая Сосновка, Малые Дербышки, Куюки, Большие Клыки, Самосырово, и Константиновка.
Что думают о ситуации экологи, какой комментарий дали в УК «ПЖКХ» и поможет ли строительство мусоросжигательного завода решить проблему, смотрите в нашем новом сюжете «ТатарстанДа»
Как сделать крутой 120 ваттный повербанк на 20Ah
Последнее время загорелся идеей создания своеобразного такого (G.E.C.K.) универсального чемоданчика, чтобы и павербанком был, и инет раздавал, и чтоб запитать его можно было почти от чего угодно от картошки до розетки. В общем, чтоб максимально был функциональным и насыщеным всякими полезняшками как любят разные выживальщики.
О самом проекте и его фич-листах я еще не писал, но ютуб уже исправно подстраивает выдачу показывая классные самоделки на эту тему. Буду делиться материалами пока готовлю статеечку про комплект кибервыживальщика.
Хочется таких банок несколько, чтоб как ячейки вставлялись в чемодан и служили ему батареей, заряжались и разряжались в порядке очереди, чтоб совокупную энерговооруженность показывали на дисплее чемодана, ну и торчали своими портами наружу тоже.
Кто в теме — прошу помозгоштурмить со мной в этом направлении.
Два листа алюминия 25*8 (см?)
Металлические спейсеры (эдакие длинные гайки)
Вльтамперметр 100В 10А
Кусок клянцевого ПВХ (чтобы эпоксидка не липла)
Battery monitor Display 12-24-36-48Vdc — LY6
Micro switch 6X6X9MM
DC-DC Booster Converter Module 10-50V 10A 250W
Li-Ion Battery 3.7V формата 18650 3350mAh (6 шт)
Lithium Battery Charger Protection Board Module 3S 10A (2 шт)
Прозрачный лак для ногтей
QC4.0-QC3.0 fast charging module 60W USB-C PD Fast Charger (2 шт)
P.S.
Видос свежий, вроде на пикабу не было, искал тщательно, но если кто уде постил — не бейте. Пусть это будет затравочкой для серии статей про G.E.C.K.
Бережное производство
С тех пор, как у нас появилось собственное производство, стали появляться не только экономические задачи, но и вопросы экологического характера. В частности одним из своих принципов я вижу снижение количества отходов от производства. Чем дальше развивается бизнес, тем актуальнее это становится.
Так, например, картон и плёнку (в которых приходят материалы и комплектующие) мы не выбрасываем на мусорку, а сдаём в переработку.
За это даже платят какие-то деньги – хватает на бензин, чтобы доехать до приёмки.
Мы печатаем наши изделия на 3д принтерах. Пластик приходит на катушках, мы его вырабатываем, а катушки остаются. Не знаю, куда их девать.
Производитель у себя на сайте призывает возвращать их к себе на завод в Томск для повторного использования, но когда мы посчитали логистику, то доставка оказалась в три раза дороже, чем изготовить новую катушку.
То есть это работоспособный вариант только в пределах города, максимум региона.
Может кто-то из вас подскажет, куда их можно сдавать? Или ещё покопить немного и выкинуть на помойку? Но честно говоря, не хочется.
А может быть я зря заморачиваюсь, когда одна ракета превращает в гору строительного мусора целый цех промышленного предприятия вместе с оборудованием, которое находится внутри.
Стабилизатор по швейцарски. Гидроаккумулятор на 20 млн кВтч
Два кристально чистых голубых озера в швейцарском кантоне Вале, Лак-д’Эмоссон и Лак-дю-Вьё-Эмоссон, на первый взгляд выглядят как множество местных ледниковых озёр, окружённых горами и обдуваемых ветрами, дующих со склонов близлежащего Монблана. Но первое впечатление может быть обманчивым: водоёмы-близнецы являются центральными компонентами «Нан-де-Дранс», одной из самых оригинальных батарей в мире.
Такие проекты, известные как гидроаккумулирующие электростанции, которые накапливают электроэнергию в виде потенциальной энергии воды, перекачивая её вверх, приобретают всё большее значение, поскольку страны начинают включать возобновляемые источники энергии в свои энергетические балансы. Возобновляемые источники энергии непостоянны — в изобилии только тогда, когда светит солнце и дует ветер — поэтому, чтобы полностью заменить ископаемые виды топлива, они должны быть в состоянии круглосуточно удовлетворять потребности в энергии и поддерживать хрупкий баланс энергосистемы между спросом и предложением.
Европейский Союз имеет одни из самых высоких амбиций в мире в отношении смягчения последствий изменения климата. Существует жёсткий график почти полного прекращения использования ископаемого топлива и достижения углеродной нейтральности. Это означает, что подавляющее большинство видов личной и экономической деятельности, требующих энергии, должны быть электрифицированы из ВИЭ. По данным Европейской ассоциации хранения энергии (EASE), к концу десятилетия ЕС потребуются мощностью 200 ГВт накопителей энергии, а к 2050 году — 600 ГВт.
Поскольку развитые страны заинтересованы в использовании энергии из ВИЭ, существует необходимость хранения этой энергии, которая производится с перерывами в зависимости от погодных условий и времени суток. В то время как плотные аккумуляторные блоки являются решением проблемы, этим устройствам хранения нужны редкие металлы, такие как никель, кобальт и литий, добыча которых не является экологически чистым.
Учёные во всем мире экспериментируют с другими методами хранения энергии, такими как использование двуокиси углерода или использование грузоподъёмности лифтов в небоскрёбах для быстрого рассеивания энергии при пиковых нагрузках. Хотя они в значительной степени всё ещё являются экспериментальными, использование «водяных батарей» является давно известным рабочим методом. Гидроаккумуляторы являются наиболее ёмким типом накопителей энергии, доступных в настоящее время. Гидроаккумуляторы особенно полезны для хранения избыточной энергии, вырабатываемой прерывистыми источниками энергии, такими как ветер, Солнце и атомная энергия. Энергия перекачивается в верхний бассейн в периоды перепроизводства, а затем может быть высвобождена для производства энергии в периоды высокого спроса.
Примерная схема гидроаккумуляторной станции
Гидроаккумулятор мощностью 900 МВт, который обошёлся Швейцарии в 2 миллиарда евро и строился 14 лет, запущен в работу. Аккумулятор расположен на глубине 600 м под землёй в швейцарских Альпах. Электростанция, построенная компанией Nant de Drance, была введена в эксплуатацию 1 июля 2022 года.
Гидроаккумулятор состоит из двух больших бассейнов с водой, расположенных на разной высоте. Когда выработка электроэнергии высока, избыточная мощность используется для перемещения воды из нижнего бассейна в бассейн повыше, что аналогично зарядке обычной батареи. Когда потребление электроэнергии увеличивается, вода с более высокого уровня спускается и, направляясь в нижний бассейн, проходит через турбины, которые вырабатывают электроэнергию. Это экологическая батарея, которая использует одну и ту же воду снова и снова. Выход составляет более 80 %: на каждый киловатт-час электроэнергии, используемый для перекачки воды вверх по течению, 0,8 подаётся в сеть.
Швейцарская гидроаккумуляторная станция имеет ёмкость хранения 20 миллионов кВтч, что эквивалентно ёмкости батарей от 400 000 электромобилей, и предназначена для стабилизации энергосистемы в Швейцарии и других подключённых сетей в Европе. На станции установлены шесть турбин, которые могут генерировать 900 МВт электроэнергии. Эти турбины-насосы практически не имеют аналогов в мире по своим размерам и используемой технологии. Менее чем за 10 минут можно изменить направление вращения турбин и переключиться с производства электроэнергии на хранение. Такая гибкость является ключевой для быстрого реагирования на потребности электросети и адаптации производства/потребления электроэнергии. В противном случае есть риск обрушения сети и отключения электроэнергии, как это произошло в Техасе в начале 2021 года.
Континентальный выключатель
Батарея построена между водохранилищами Emosson и Vieux Emosson в Вале, кантоне в юго-западной части Швейцарии. Объём воды, проходящей через турбины Нан-де-Дранс, достигает 360 кубических метров в секунду, что примерно соответствует потоку Роны в Женеве летом. Верхний резервуар Vieux Emosson вмещает 25 миллионов кубических метров воды, что соответствует ёмкости хранения 20 миллионов кВтч.
1 — Vieux Emosson, 2 — водозабор, 3 — предохранительные клапаны, 4 — вертикальные затворы, 5 — напорные трубы, 6 — электростанция, 7 — трансформаторная, 8 — предохранительные клапаны, 9 — водозабор, 10 — Emosson
Около 22 миллионов евро было потрачено на 14 проектов, чтобы компенсировать воздействие завода на окружающую среду, в основном на воссоздание определённых биотопов на местном уровне, чтобы стимулировать повторное заселение территории перемещёнными животными и растениями.
В пик строительства на стройплощадке работало 650 рабочих, а реализовывать строительство объединились около 60 компаний. Расположенная в самом сердце горы пещера электростанции длиной 194 м, высотой 52 м и шириной 32 м потребовала выемки 1 700 000 кубических метров породы и бурения 17 км тоннелей и галерей. Плотина Vieux Emosson, расположенная на высоте 2200 м, была поднята на 21,5 м, чтобы удвоить ёмкость водохранилища. При заполнении водохранилище Vieux Emosson может обеспечить около 18 гигаватт-часов электроэнергии.
1 — мостовые краны, 2 — генератор переменного тока, 3 — главный впускной клапан, 4 — турбина, 5 — главный сферический клапан, 6 — дренажный канал, 7 — вентиляция, 8 — частотные преобразователи, 9 — инверторы, 10 — автоматические выключатели, 11 — система управления, 12 — охладители, 13 — выпускная труба
Чтобы доставить строительные материалы на площадку, инженерам пришлось сначала прорыть туннели через Альпы. После того, как эти туннели были построены, строительные материалы и сборные дома можно было перемещать в гору, и этот процесс занял 14 лет. После всей этой тяжелой работы батарея теперь работает и на пике своей мощности способна одновременно обеспечивать электроэнергией 900 000 домов.
Электростанция жизненно важна для обеспечения электроснабжения и стабильности сети, но она «слишком велика для Швейцарии». Это может сыграть роль в стабилизации сети на континентальном уровне. Географически Швейцария находится в центре Европы, и энергетические потоки проходят через всю страну. Например, если в Германии будет перепроизводство ветровой энергии, то в Швейцарии смогут использовать излишки электроэнергии для перекачки и хранения воды. Однако не следует переоценивать роль гидроаккумулятора, которая, прежде всего, напрямую зависит от пропускной способности существующих сетей.
Эта концепция не нова, и использовалась в Италии и Швейцарии ещё в 1890-х годах. США с 1930-х годах также используют этот метод. По состоянию на 2019 год мощность хранения гидроэнергии в мире составляла 158 ГВт. А к 2025 году Китай решил построить гидроаккумулятор на 270 ГВт. Это удовлетворит 23% пикового спроса в стране. Кроме того, для сравнения, это больше, чем совокупная мощность всех электростанций в Японии. Национальное управление энергетики Китая (NEA) оценило потенциал хранения гидроэнергии в стране на уровне колоссальных 680 ГВт.
Испанская компания Iberdrola внесла свой вклад, открыв свою гигабатарею Tâmega в Португалии. По заявлениям компании, это один из крупнейших гидроаккумулирующих проектов в Европе мощностью 1,16 ГВт за последние 25 лет. Tâmega Gigabattery планируется модернизировать до гибридной электростанции путем интеграции двух ветряных электростанций. Она расположена на севере страны между Порту и испанским городом Оренсе. Объект стоит 1,5 миллиарда евро, и он ещё не завершен. Строительство Tâmega Gigabattery началось в 2014 году. Система будет иметь общую ёмкость хранения 40 ГВтч, что эквивалентно потребностям в электроэнергии 11 миллионов жителей в течение 24 часов.
В мире насчитывается около 616 000 потенциальных площадок, где можно было бы построить гидронасосные станции замкнутого цикла с двумя резервуарами. Достаточно построить всего 1 % из них, чтобы решить все проблемы, связанные с хранением прерывистой энергии, говорят в Австралийском национальном университете, основывая свою оценку на чисто географических соображениях.
В будущем будет всё больше необходимо хранить огромные объёмы электроэнергии, поскольку возобновляемые источники постепенно заменяют ядерную и ископаемую энергию. Однако солнечная и ветровая энергия являются энергозависимыми источниками, которые не обязательно производят электроэнергию, когда это необходимо. Поэтому такие системы, как этот швейцарский гидроаккумулятор, так важны, чтобы иметь возможность хранить энергию и поддерживать стабильность сети.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить новые интересные посты!
"Планета в порядке, это людям ***** !"
Зашёл сегодня в «Пятёрочку» на раёне. Увидел, что возле входа поставили контейнер для сдачи батареек. Вот такой:
Но. погодите-ка! И что же мы видим внутри?
Гора мусора более чем на половину объёма ящика, ага. Ну не батарейки же, в самом деле, туда кидать!
При оформлении Пикабу предложил тег «Туалет». Не удивлюсь, если этот контейнер уже успели использовать в качестве оного, невзирая на камеры, охрану и посетителей.
Обычно в подобных ситуациях в постах пишут что-нибудь эмоциональное, типа «Бесит!» или «Люди, что с вами не так. » Да только уже и писать ничего не хочется.
Ну и классика, вынесенная в заголовок поста.
Методика восстановления свинцово-кислотных аккумуляторов
ЕС вводит правило для смартфонов — батарея должна быть съемной
К 2024 году аккумуляторные батареи в смартфонах, скутерах, электровелосипедах должны быть спроектированы так, чтобы их могли легко заменить сами потребители или специалисты по ремонту. Депутаты Европарламента поддержали новые правила, регулирующие весь жизненный цикл батареи.
В отчете, который будет окончательно принят в марте, содержится призыв к более строгим целям по сбору портативных батарей (70% к 2025 году по сравнению с 65%, предложенными ранее, и 80% к 2030 году вместо 70%). Они также вводят минимальные нормы сбора для аккумуляторов легких транспортных средств (75% к 2025 году и 85% к 2030 году).
По данным Евростата за 2019 год, 51% портативных аккумуляторов, проданных в ЕС, были отправлены на переработку. В числе стран-лидеров Хорватия (90,9%), Польша (72,6%), Люксембург (71,7%).
Возможность замены аккумуляторных элементов в батареях для электрических велосипедов и скутеров ремонтными мастерскими также станет частью нового европейского регламента. Как и запрет на использование программного обеспечения для блокировки замены батарей или других ключевых компонентов. Инструкции по замене батарей должны быть постоянно доступны в Интернете.
Новые правила в отношении аккумуляторов в Европе также будут учитывать углеродный след от производства, сбора, переработки и использования содержимого батарей.
«Существующее законодательство в отношении аккумуляторов прямо не касается литиевых аккумуляторов, несмотря на то, что они быстро стали доминирующим химическим составом аккумуляторов и оставляют после себя огромный экологический след. Литиевые батареи можно найти во всем: от смартфонов до скутеров, электромобилей и накопителей энергии», — заявила коалиция «Право на ремонт».
Кампания «Право на ремонт» совместно с Европейским экологическим бюро (EEB) и Лундским университетом в недавно опубликованном отчете обнаружила, что широкое использование как не подлежащих замене, так и не подлежащих ремонту батарей приводит к увеличению электронных отходов, ненужным расходы для потребителей, а также к сокращению срока службы техники.
Сдать автомобильный аккумулятор за деньги будет нельзя. За это даже придется платить сбор
UPD. К посту есть вопросы #comment_225755418
Все никак не наедятся, сцуки!
Заниматься сбором и утилизацией свинцовых батарей будет структура «Росатома», а для их сбора у населения будут назначены операторы в регионах.
Отлаженная годами схема скупки автомобильных аккумуляторов у населения может рухнуть уже с 1 марта. Тогда вступают в силу новые правила сбора и утилизации отработанных свинцово-кислотных аккумуляторов. Сейчас АКБ у населения скупают небольшие фирмы – непосредственно за деньги или за скидку на покупку новой батареи. Затем фирмы продают эти аккумуляторы перерабатывающим заводам через процедуру тендеров.
В новой схеме обращения с токсичными отходами 1 и 2 классов опасности появляется единый оператор – государственное предприятие «Федеральный экологический оператор», входящий в структуру «Росатома», сообщает «Коммерсантъ». Именно он будет заниматься обращением с отработанными батареями – самостоятельно или через операторов.
С марта переработка и утилизация отработанных аккумуляторов будет облагаться специальным сбором – тариф установит сам ФЭО, пока его размер неизвестен. Теперь фирмы, собирающие аккумуляторы, будут не продавать их заводам, а наоборот – заказывать их утилизацию у ФЭО через онлайн-систему, и платить за это сбор. В каждом федеральном округе будет отобран оператор-утилизатор, который должен будет создать пункты сбора аккумуляторов у населения. Эксперты считают, что построить сеть пунктов до марта – физически невозможно.
13 компаний, которые занимаются переработкой вторичного свинца, направили письмо в правительство, Минпромторг и Совет федерации с просьбой исключить автомобильные аккумуляторы из закона. Они полагают, что с запуском новой схемы обращения с такими отходами, компании и люди не станут платить за утилизацию, а будут выбрасывать аккумуляторы на свалку или продавать их на черном рынке. А около 10 тысяч небольших фирм, скупающих АКБ, разорятся.
Всего это может затронуть сбор более 317 тысяч тонн аккумуляторов в год, 75% из которых сдают физические лица. Учитывая, что тонна АКБ стоит около 85 тысяч рублей, реформа может лишить компании до 27 миллиардов рублей выручки за год.
Правда, в ФЭО не видят серьезных проблем – там считают, что исключать аккумуляторы из новой схемы нет смысла, потому что ради таких отходов и был принят соответствующий закон. А с 1 марта новая схема начнет действовать прежде всего для отходов, которые образуются у юридических лиц, не имеющих возможностей для их переработки.
А учитывая, что добываемые свинцовые руды и производимые концентраты из России уходят в основном в Китай, а цены на свинец выросли до 2300 долларов за тонну, реформа может привести к подорожанию аккумуляторов и росту их импорта.
Утилизируем правильно!
Эти насекомые едят пластик, который разлагается сотни лет! Как им это удаётся?
Все знают, что пластик вредит окружающей среде. Но никто не может отказаться от него полностью, ведь мы делаем из него почти всё! Пакеты, посуду и даже мебель. Ждёт ли нас пластиковый апокалипсис? Многие учёные думают, что да. А вот насекомые не думают, а просто жрут то, что в природе перерабатывается веками.
Ммм, зелёный полиэтилен. Вкуснятина!
Главный кандидат на освободителя планеты от пластика — это гусеницы восковой моли, или восковые черви. До нынешнего момента они считались вредителями — в дикой природе эти насекомые гадят пчёлам, пожирая восковые соты. Об их суперспособностях, как водится, узнали случайно.
Из-за деятельности восковых червей структура сот ломается, что очень раздражает пасечников.
Однажды одна пчеловодка чистила соты от восковых червей и мусора. Сложила это добро в целлофановый пакет и пошла отдыхать. А когда вернулась — пакет превратился в дырявое сито. Насекомые его прогрызли! При этом целлофаном диета восковых червей не ограничивается — они могут есть и другие виды пластика, например, полиэтилен. Для справки, в естественных условиях он разлагается на протяжении 100-500 лет! Это один из самых сложных в переработке пластиков!
Наглядный результат работы восковых червей.
Такое стало возможно благодаря уникальным ферментам, которые вырабатываются в их пищеварительной системе. Если мы научимся получать такие ферменты в лаборатории, то пластиковую катастрофу можно будет смело послать на небо за звёздочкой.
Ты думаешь, я тебя не переиграю, не уничтожу?
Но не только восковые черви прославились пожиранием пластика. Схожие способности обнаружились у личинок мучных хрущаков — жуков из семейства чернотелок. В экспериментах они показывали удивительную способность жрать пенопласт. При этом личинки, выросшие на пластиковой диете, были такими же здоровыми, как и те, кто сидел на стандартном питании из отрубей.
Фото здорового завтрака здоровых мучных хрущаков. Пожелаем им приятного аппетита!
Разумеется, это не означает, что теперь можно раскидывать пластик как попало и где попало: его по-прежнему придётся собирать в специально установленные места. Но благодаря этим уникальным насекомым мы на шаг ближе к победе над пластмассовым миром! Ура, товарищи!
Tesla способна восстанавливать до 92% минералов из отработавших аккумуляторов
Потребность рынка в тяговых аккумуляторах в связи с амбициозными планами многих стран по электрификации будет в ближайшие годы увеличиваться опережающими производство темпами, актуальность будет обретать проблема вторичной переработки отслуживших батарей. Компания Tesla уже сейчас способна извлекать из старых аккумуляторов до 92 % минералов для повторного использования.
Как отмечает Electrek, в своём годовом отчёте о влиянии на окружающую среду Tesla поведала о создании первой линии по переработке аккумуляторов на предприятии в штате Невада. Здесь Tesla будет как перерабатывать отходы от первичного производства литиевых аккумуляторов, так и извлекать минералы из отслуживших батарей. До этого компания полагалась на услуги сторонних переработчиков, но в рамках собственного производства она смогла добиться переработки до 92 % минералов в ёмкостном выражении.
В дальнейшем компания создаст линии по переработке аккумуляторов на всех своих новых предприятиях, которые одновременно с выпуском электромобилей будут производить и аккумуляторы, включая застраиваемые сейчас площадки в Техасе и окрестностях Берлина. Напомним, здесь компания рассчитывает выпускать литиевые ячейки типоразмера 4680. По словам представителей Tesla, масштабная переработка аккумуляторов позволит экономить на сырье для производства новых батарей. На окружающей среде подобные меры тоже сказываются положительно. В прошлом году компания извлекла из переработанных аккумуляторов 1300 тонн никеля, 400 тонн меди и 80 тонн кобальта.
Давайте заботится об экологии, говорили они
Из Твиттера Ильи Яшина.
Где можно сдать обувь на переработку в Москве?
Ненужную обувь на переработку принимают в пяти экоцентрах Мосприроды. Можно приносить любые кроссовки, туфли, сапоги, ботинки — главное, чтобы они были чистыми и в пакете.
Экоцентр «Воробьевы горы»
Адрес: Андреевская набережная, дом 1, строение 8.
Одежду и обувь принимают со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00. Также там можно сдать пластиковые крышки, но только собранные в пятилитровой канистре.
Экоцентр «Экошкола “Кусково”
Адрес: 3-я Музейная улица, дом 40, строение 1.
Обувь принимают с 10:00 до 17:00. Контейнер расположен во дворе напротив входа в экошколу «Кусково». В контейнерах «Добрые вещи» и «Доброворот» можно оставить текстиль и игрушки для помощи нуждающимся.
Экоцентр «Битцевский лес»
Адрес: Новоясеневский тупик, дом 1, строение 3.
Сдать обувь можно с 08:00 до 17:00 в будние дни и с 10:00 до 17:00 в выходные. Контейнер находится в пункте приема вторсырья (беседка за экоцентром).
Экоцентр «Скворечник»
Адрес: Каширское шоссе, дом 148, корпус 1.
Можно сдать обувь и пластиковые крышки с понедельника по четверг с 09:00 до 16:00, в пятницу — с 09:00 до 15:00, в субботу и воскресенье — с 09:00 до 16:00. Необходимо предварительно позвонить по номеру: +7 (499) 782-78-23.
Экоцентр «Конный двор»
Адрес: улица Металлургов, дом 41, строение 1.
Помимо обуви можно сдать пластиковые крышки и принять участие в буккроссинге. Вещи принимают ежедневно с 08:00 до 17:00, контейнер находится в здании экоцентра на застекленной террасе.
Контейнеры поставили в рамках акции #Добробувь. Ее цель — приучить школьников, студентов и их родителей к сбору и вторичной переработке обуви и других ненужных вещей. Итоги акции подведут 5 июня во Всемирный день охраны окружающей среды.
Аккумуляторы немножечко вспучило
Разобрали сегодня UPS на работе, недовольно пищал и моргал аккумуляторной иконкой. Оказалось за зиму они накопили немого жирка.
Фольксваген открыл завод по глубокой переработке литий-ионных аккумуляторов
В 2019 году сообщалась, что немецкий автомобильный концерн Фольксваген (Volkswagen, VW) начал строить завод по глубокой переработке литий-ионных аккумуляторов в Зальцгиттер (Salzgitter), ФРГ.
В пятницу автопроизводитель сообщил о запуске этой пилотной площадки.
По заявлению компании, она использует процесс замкнутого цикла для восстановления ценного сырья, такого как литий, никель, марганец и кобальт, из литий-ионных аккумуляторов. Цель состоит в том, чтобы обеспечить 90-процентную степень переработки этих материалов, а также алюминия, меди и пластика, которые затем можно снова использовать для производства новых батарей.
На построенном экспериментальном заводе перерабатываются только такие батареи, которые больше не могут использоваться для каких-либо других целей. То есть перед переработкой проводится анализ, подходят ли аккумуляторы для повторного использования в мобильных системах хранения, гибких станциях быстрой зарядки или мобильных зарядных роботах.
Большие объёмы батарей, которые совсем ни на что не годны, достигли конца своего жизненного цикла, появится не раньше конца десятилетия, говорится в сообщении VW. Поэтому пилотная установка в Зальцгиттер может ежегодно перерабатывать до 3600 аккумуляторных блоков. Это соответствует примерно 1500 тоннам. В дальнейшем возможно масштабирование.
Разработанный процесс переработки не требует энергоемкой плавки. Согласно заявлению Volkswagen, поставляемые аккумуляторные системы сначала глубоко разряжаются и разбираются. Затем отдельные части измельчают в гранулы, которые после этого сушат. Помимо алюминия, меди и пластмасс, в первую очередь получается ценный «черный порошок», который содержит важное сырье для аккумуляторов — литий, никель, марганец и кобальт, а также графит. Разделение и обработка отдельных веществ с помощью гидрометаллургических процессов — с использованием воды и химических реагентов — осуществляется специализированными партнерами.
Затем восстановленные вещества могут использоваться для производства новых батарей. «Таким образом, основные компоненты старых аккумуляторных элементов могут быть использованы при производстве нового катодного материала», — объясняет Марк Мёллер, руководитель отдела технических разработок и электронной мобильности Фольксваген. Исследования показали, что батареи, изготовленные из переработанных материалов, столь же эффективны, как и новые. Таким образом, Volkswagen поддержит собственное производство элементов восстановленным сырьем. «Поскольку спрос на батареи и, следовательно, на электронное сырье резко возрастет, мы сможем эффективно использовать каждый грамм восстановленного материала», — говорит Мёллер.
Новое производство также обеспечит сокращение выбросов парниковых газов и улучшит углеродный баланс электромобилей. По оценкам Volkswagen, сокращение выбросов CO2 составит около 1,3 тонны на одну батарею мощностью 62 киловатт-часа, которая производится с использованием катодов из переработанных материалов и на 100% экологически чистой электроэнергии.
«Мы внедряем экологически безопасный цикл вторичной переработки и, таким образом, являемся пионерами в отрасли в области защиты климата и поставок сырья», — сказал Томас Шмалл, член правления Volkswagen AG.
Прошлый год стал рекордным по продажам электромобилей в мире, но особенно бурный рост зафиксирован в Европе. Германия впервые опередила США. С ростом парка этих машин, будут расти и объемы отработанных аккумуляторов. Важно, что автопроизводители и специалисты по управлению отходами решают задачи переработки батарей уже на нынешней, начальной стадии развития рынка.