Световые явления. Часть 1
Много тысячелетий прошло прежде, чем была выяснена природа этого замечательного явления – свет. Десятки гипотез, предположений, догадок выдвигались учеными. Но вот в конце девятнадцатого века Д. Максвелл и Г. Герц установили, что природа света электромагнитная.
Значение света в жизни человека и в природе громадно. Зарождение и развитие всего живого происходит под влиянием тепла и, конечно, света.
Свет для человека – важнейшее средство познания окружающего мира.
Основной источник света для всей Земли – это Солнце. Световые потоки устремляются к планетам от Солнца благодаря ядерным реакциям, происходящим на нем.
При изучении тепловых явлений одним из видов теплообмена названо излучением, с помощью которого Земля получает от Солнца тепло. Тепло невидимо. Та часть излучения, которая видима глазом человека, называется видимым излучением.
Именно это излучение рассматривается как световое явление.
Раздел физики, посвященный световым явлениям называют оптикой (греч. «оптикос» — «глаз», «зрительный», «видимый»).
Не умея объяснить природу света, многие древние ученые придерживались мнения о том, что световые лучи исходят из глаз человека и «ощупывают» все вокруг. Некоторые считали, что есть другое объяснение свету, но не могли его сделать, не зная теории электромагнетизма. Как же далеки были эти люди от современных знаний в оптической области физики.
Сейчас известна природа света, свойства его, строение глаза, создано большое число оптических устройств и простых приборов. Световые явления широко используются в жизни человека.
Создается световое излучение источниками света, которые бывают естественными и искусственными. Сама природа создала естественные источники света. Искусственные источники придумал и изготовил человек.
Естественные (природные) источники света:
- Солнце и другие звезды;
- молния;
- полярные сияния;
- светящиеся вещества (фосфор, радий, актиний и другие);
- насекомые (например, светлячки, грибные комары);
- морские животные (медузы, электрические скаты, угри и другие);
- старые гниющие пни;
- светящиеся грибы.
Среди таких источников есть яркие, дающие много света, а есть едва видимые в темноте.
Например, науке известно уже около семидесяти видов светящихся грибов. Из них некоторые можно увидеть ночью на расстоянии десяти метров.
Светящиеся грибы.
Светиться могут подгнившие грузди и старые сыроежки.
Подкрашенный фосфором циферблат часов.
Светящиеся медузы.
Искусственные источники света:
- всевозможные фонари и лампы;
- прожекторы и маяки;
- экраны телевизоров, проекторов;
- гаджеты;
- светящиеся рекламы;
- свечи.
Ночной город.
Не может деятельность человека протекать без освещения. Трудно представить современный город в ночное время без освещенного дома, улицы, квартиры.
Созданные человеком источники света.
Искусственное освещение создано человеком лишь благодаря научному подходу к изучению таких интересных явлений природы – световых.
Распространение света
Чтобы лучше понять, как свет распространяется, введено понятие светового луча. А там, где лучи, там геометрия. Поэтому появился новый подход к световым явлениям, который называется геометрическая оптика.
Для практического изучения света учеными рассматриваются узкие пучки световых лучей. Для их получения используют непрозрачные экраны с отверстиями.
Каковы же главные законы, по которым свет распространяется?
Один из них подтверждается достаточно легко. Человек, который не хочет, чтобы яркий свет бил ему в глаза, приставляет ко лбу ладонь. Он видит окружающие предметы, а свет прямо в глаза ему не попадает.
Это говорит о том, что свет не может обогнуть ладонь и попасть в глаза наблюдателю. Этот пример показывает, что свет идет по прямой.
Значит, существует закон прямолинейного распространения света. Он звучит так:
Как на рисунке, луч света не пойдет. Он не может огибать препятствия.
Первая научная формулировка этого важного закона была дана в третьем веке до нашей эры Евклидом.
В соответствии с этим законом свет в одной и той же среде не может идти по ломаной траектории и огибать препятствия. Отсюда вытекает понятие тени. Тень сопровождает человека всюду.
На экране тень и полутень. Источник
Если поместить между источником света предмет, например, шар, он перекроет путь световых лучей. За шаром на экране в центре тень более темная, чем по краям. Почему так?
Объяснить это можно, проведя два эксперимента.
Первый. Источник по своим размерам очень мал по сравнению с шаром и расстоянием до экрана. Такой источник света называют точечным. Пусть это будет светящаяся точка А. Та часть прямых лучей, которая упирается на шар не дойдет до экрана, и в соответствующей области его образуется темное пятно – тень. Лучи, идущие выше и ниже шара достигают цели и на экране в этой области светло.
Второй эксперимент. Берется источник света большой или сравнимый с предметом, помещенным между источником и экраном. Такой источник содержит огромное число светящихся точек, испускающих лучи. Из каждой точки, которые находятся между А и В выходит такой же пучок света, как и в первом эксперименте.
Потоки лучей из разных точек источника устремляются к экрану, но доходят до него не все. Мешает шар, дающий для каждого потока свою тень. Все тени пересекаются в центре экрана и образуют общее темное пятно – общую тень. Вокруг нее образуется область размытая, куда от одних точек свет попадает, а от других нет – это полутень.
Природа предоставила человеку яркий пример распространения света, который очень напоминает второй эксперимент. Это солнечные и лунные затмения.
Солнечное затмение.
Они происходят, когда Солнце, Луна и Земля, двигаясь по законам Солнечной системы, выстраиваются в одну линию, как показано на схемах.
Схема солнечного затмения. Источник
Схема лунного затмения. Источник
Затмения для науки представляют большой интерес, особенно солнечные. Они позволяют наблюдать, хоть и кратковременно, состояние солнечной атмосферы, процессы внутри ее и состав.
Отражение света и его законы
Наверное, нет человека, который бы не наблюдал одно из явлений. Снежинки попадают в свет фар автомобиля или солнечные лучи попадают в запыленную комнату, или солнце освещает влажный воздух леса.
Сами снежинки не являются источниками света, но человек их видит. Но видит только те, которые падают на землю в свете фар. Падающий снег за пределами автомобиля человеческий глаз не фиксирует.
В пыльной комнате наблюдается плавное движение мелких пылинок в том месте, где через окно проникает солнечный свет. Но ведь это не значит, что пыль в комнате находится только там, где лучи света. Пылинки летают по всей комнате, но не видны глазом.
В утреннем влажном лесу там, куда прокрадываются яркие лучи, становятся видны мельчайшие капельки воды и лесные пылинки. Они тоже есть по всему лесу, но видны только, где свет.
Эти явления объясняются тем, что человеческий глаз воспринимает свет, идущий от источника или отраженный от освещенного тела.
Если взять в темноте лист бумаги, то сказать, какого цвета этот лист, невозможно. Лист – не источник света и не освещен, поэтому он невидим. Другое дело, если лист попал в руки в светлом помещении. Человек его видит, так как бумага отражает световые лучи, отраженные лучи уже попадают в глаз.
Так снежинки в свете фар, капельки воды и пылинки на свету отражают лучи света, которые и воспринимает человек.
Приведенные примеры показывают, что свет обладает свойством отражения. Как и прямолинейность распространения света, древнегреческим ученым Евклидом был открыт первый закон отражения света. «Световые лучи обратимы» — утверждали древние ученые. Современная трактовка закона следующая:
Для экспериментального подтверждения этого закона используется устройство, называемое оптическим диском.
Оптический диск.
На светлый круг этого прибора нанесена шкала с градусами. Яркая лампочка осветителя находится в светонепроницаемом футляре с очень узким отверстием. В центре диска прикрепляется отражающая поверхность, например, зеркальная пластинка. Осветитель имеет возможность перемещаться вокруг диска.
Из осветителя луч света от лампочки падает на пластинку и отражается от нее. Если переместить осветитель, направление падения луча света изменится. Соответственно изменится и направление отражения света. Но все это происходит в одной плоскости диска, что подтверждает первый закон отражения света.
При сравнении углов, которые образуются световыми лучами в этих опытах, подтверждается второй закон отражения света. Но прежде, чтобы его понять, следует изучить геометрическую схему отражения света.
На схеме представлен геометрический подход к изучению световых явлений. Пучки света заменены геометрическими лучами и добавлены некоторые геометрические элементы, нужные для исследования.
- α – угол падения;
- β – угол отражения.
- прямая MN – плоскость отражения;
- СО – перпендикуляр к поверхности отражения;
- АО – падающий луч;
- ОВ – отраженный луч;
Нужно четко запомнить: углы падения и отражения берутся не к поверхности отражения, а к проведенному в точку падения перпендикуляру.
Если передвигать осветитель вокруг диска, угол падения будет меняться. Угол отражения тоже изменится и будет таким же, как угол падения. Это свойство отражения является вторым законом отражения света:
Если падающий луч пойдет от точки В по направлению ВО, то он отразится от поверхности MN как раз по линии ОА. Это свойство называют обратимостью световых лучей, о чем говорили еще в древности, но дать научного объяснения не могли.
Почему сломался карандаш?
Наблюдательный рыболов видит, что весла от его лодки при погружении в воду как будто ломаются. Когда весла над поверхностью воды, они снова прямые. Почему? Это объясняют оптические законы.
Взмахнуть рукой в воздухе гораздо легче, чем провести рукой внутри воды. Вот и свет проходит в разных средах (например, в вакууме, стекле, воздухе, алмазе, воде) тоже по-разному. На границе двух различных сред меняется направление хода лучей света.
Углы падения и преломления, которые определяются, как и при отражении, с помощью перпендикуляра к границе раздела, в данном случае не равны.
Вот почему карандаш выглядит в стакане сломанным. Здесь не нужно путать световые лучи и сам карандаш. Лучи идут человеку в глаз, как показано на чертеже. То, что карандаш воспринимается глазом в сломанном виде – это оптическая иллюзия, созданная ходом всех лучей, отражающихся от карандаша.
Как проходит свет в разных средах?
Различные среды преломляют лучи по-разному. Так, на границе между воздухом и водой угол преломления примерно 30 о , а на границе воздух – алмаз, угол преломления около 21 о . Причем, это с одним углом падения в 60 о .
Не всегда угол преломления меньше угла падения, как в приведенных примерах. Если вспомнить, что свет – это электромагнитная волна, то значит, он обладает скоростью (300 000 км/с в вакууме). В веществах скорость света другая, всегда меньше.
На своем пути лучи света проходят по различным прозрачным веществам, которые образуют оптическую среду. Если скорость света в одной среде больше, чем в другой, то первая среда называется оптически менее плотной, а вторая – оптически более плотной средой. Например, попадая в воду из воздуха, лучи света переходят из оптически менее плотной среды (воздух) в оптически более плотную (воду).
Преломление лучей на границе раздела связано с оптической плотностью каждой из сред следующим правилом:
Отсюда видно, что угол преломления может быть больше или меньше угла падения. Все объясняется оптическими свойствами среды, куда переходит световой луч.
Источники света. Распространение света. Тень и полутень
Настало время познакомиться с новым для вас разделом физики — оптикой.
Оптика — это раздел физики, изучающий свет и световые явления.
Свет исключительно важен как для человека, так и для большинства живых организмов на нашей планете. Благодаря ему мы хорошо ориентируемся в пространстве, различаем цвета. Он участвует во многих биологических процессах. Например, у человека свет регулирует выработку гормонов, ответственных за сон, активность и структуризацию настроения, а у растений под действием света происходит фотосинтез.
Изучение света дало гигантские плоды в различных исследованиях. В астрономии установлены законы движения планет и звёзд, их химический состав, в биологии — строение клетки живых организмов.
Свет кажется для нас абсолютно обыденной вещью. Но, если задуматься, появляется очень много вопросов. Что же такое свет? Какова его природа? Как он распространяется? На данном уроке вы узнаете ответы на эти вопросы.
Свет как физическое явление
Под действием света предметы, на которые он падает, нагреваются. Например, находясь на пляже в солнечный день, мы чувствуем тепло — наша кожа нагревается. Температура тел изменяется — изменяется и их внутренняя энергия. Это означает, что свет передает энергию этим телам.
Происходит изменение внутренней энергии с изменением температуры тела. Это уже известное нам определение теплопередачи. Она бывает трех видов: теплопроводность, конвекция и излучение. Очевидно, что свет — это излучение, но лишь та его часть, которая заметна глазу.
Вспомним особенности излучения. Все они будут характерны и для света:
- Перенос энергии может осуществляться в вакууме
- Энергия частично поглощается телами, на которые падает свет. При этом они нагреваются.
Источники света
Источники света — это тела, от которых исходит свет.
Они могут быть естественными и искусственными.
К естественным источником света относятся те, присутствие в окружающем нас мире которых не связано с деятельностью человека, а только с природой. Солнце, звезды, атмосферные разряды — примеры естественных источников света. Также таковыми являются различные животные (рисунок 1). Например, светлячки, гнилушки, некоторые виды медуз и глубоководных рыб.
Искусственные источники света, в свою очередь, делятся на два вида (рисунок 2): тепловые и люминесцирующие. Они определяются тем процессом, который лежит в основе излучения.
Тепловыми искусственными источниками света являются электрические лампочки, пламя свечи, костра, газовой горелки и т. д. Люминесцирующие — это люминесцентные и газосветовые лампы.
Согласитесь, что мы видим не только источники света, но и огромное количество других предметов вокруг нас. Дело в том, что видим мы их только тогда, когда на них попадает свет.
Излучение от источников света, попав на предмет, меняет свое направление и попадает на сетчатку глаза. Она же содержит специальные светочувствительные клетки. Эти клетки работают как датчики: распознают сигналы и отправляют их в наш мозг. Мозг переводит эти сигналы в образы, которые мы видим.
При изучении световых явлений для нас будет важен размер источника света.
Точечный источник света — это светящиеся тело, размеры которого намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие.
К примеру, гигантские звезды, чей размер во много раз превосходит размер Солнца, для нас будут точечными источниками света. Определяет этот факт огромное расстояние от них до Земли.
Распространение света
Говоря о распространении света, мы будем использовать понятие светового луча.
Световой луч — это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.
О том, как распространяется свет, известно с древних времён. Об этом писал основатель геометрии Евклид (300 лет до н. э.).
Свет распространяется прямолинейно в однородной среде.
Это легко проверить на практике. Если мы поместим между своими глазами и источником света непрозрачный предмет, то мы не можем увидеть источник света.
В древние времена прямолинейность распространения света часто использовалась при строительстве. Например, древние египтяне таким образом устанавливали колонны на одной линии. Смысл в том, чтобы из-за ближайшей к глазу колонны не были видны остальные.
Тень и полутень
В солнечные дни мы наблюдаем тени, отбрасываемые различными предметами, людьми, зданиями, растениями. В физике дополнительно используется понятие полутени. Образование тени и полутени объясняется прямолинейностью распространения света в однородной среде.
Рассмотрим получение тени (рисунок 3). Используя точечный источник света S (карманный фонарик), мы освещаем непрозрачный шар. Само слово «непрозрачный» говорит нам о том, что шар не пропускает свет, который на него падает. В затемненной комнате на экране образуется тень.
Тень — это та область пространства, в которую не попадает свет от источника.
Возьмем точку A на краю шара. Проведем прямую через точки S и A. Продолжим ее до экрана с тенью. Точка B окажется тоже на этой прямой. Таким образом, прямая SB — это луч света, который касается шара в точке A.
Проделав те же действия с другой стороны шара, мы получим луч света SC, который касается шара в точке B.
Если бы свет распространялся не прямолинейно, то мы могли и не получить тень. Мы же получили четкую тень. Такая тень называется полной. Это получилось, потому что расстояние между нашим источником света и экраном намного меньше размеров используемой лампочки в фонарике.
Теперь возьмем большую лампу, размеры которой будут сравнимы с расстоянием от нее до экрана (рисунок 4).
На экране мы увидим небольшую тень в центре и частично освещенное пространство вокруг нее — полутень.
Полутень — это та область, в которую попадает свет от части источника света.
Давайте рассмотрим, как этот опыт подтверждает прямолинейное распространение света. В данном случае наш источник света — это множество точек. Каждая из них испускает лучи. В итоге, на экране мы видим области, в которые попадает свет от одних точек, а от других не попадает. В таких областях и образуется полутень (области A и B). При этом в центре все же будет полностью неосвещенная область — полная тень.
Солнечное и лунное затмения
Такие явления, как затмения Солнца или Луны, объясняются образованием тени при попадании света на непрозрачный объект.
Луна непрерывно движется вокруг нашей планеты. Иногда Земля оказывается в положении между Солнцем и Луной. Происходит лунное затмение (рисунок 5, а). А порой Луна находится между Землей и Солнцем. Тогда наблюдается солнечное затмение (рисунок 5, б).
Во время лунного затмения Луна попадает в тень, которую отбрасывает Земля. При солнечном затмении на некоторые участки Земли падает тень — происходит полное затмение (область A на рисунке 5, б). Также есть области, в которых только часть Солнца закрыта Луной. В них образуется полутень (область B на рисунке 5, б). Это явление называется частным затмением. В других областях Земли затмение наблюдаться не будет.
Солнечные и лунные затмения представляют большой интерес для ученых. Так как движения Луны и Земли хорошо изучены, существует их календарь на многие годы вперед.
При полном солнечном затмении ученые получают возможность наблюдать внешнюю часть атмосферы Солнца — солнечную корону. В обычных условиях ее просто не видно из-за яркого блеска поверхности Солнца.
8 класс
Упражнение по теме «Свет. Источники света.Распространение света».
Видимое движение светил
Задание по теме «Работа и мощность тока»
Соберите правильные пары, синяя кнопка в правом нижнем углу задания покажет результат.
Магнитное поле
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля — Ленца.
При работе с интерактивным приложением используйте кнопки передвижения, кнопки управления «мышкой». Мышью можно не только передвигать объекты, но и управлять ими. Обязательно надо разрешить запуск Falsh Player.
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.
Закон Ома для участка цепи
Электрическое сопротивление
ВНИМАНИЕ. После выполнения теста, не забудьте в строку над результатом вписать свою фамилию и имя
Урок по физике в 8-м классе на тему: "Свет. Источники света. Распространение света"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Воспитательная: учить находить и воспринимать прекрасное в природе, воспитывать бережное к ней отношение, а также к людям, лишенных зрения.
Тип урока: лекция с элементами беседы
Форма проведения урока: традиционная с применением компьютерной технологии.
Место урока в учебном плане: вхождение в тему “Оптика”.
Оборудование: компьютер, презентация “Свет” , проектор (или медиапроектор), акустические колонки.
I. Организационный этап (1-2 мин)
Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
Учитель. Ученый исследует законы природы не потому, что это приносит пользу; он делает это потому, что такое занятие доставляет ему радость, а радуется он потому, что Природа красива. Если бы это было не так, то Природу не стоило изучать, а если ее не стоило бы изучать, то и жизнь не имела бы смысла.
II. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала (2 мин)
В затемненном кабинете на столе горит свеча. Звучит “Лунная соната” Бетховена в современной обработке . Учитель читает отрывок из стихотворения Б.Л.Пастернака “Зимняя ночь”.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Что объединяет эти произведения?
Учитель. Сегодня на уроке вы начнете изучать новый раздел физики — “Оптику”. Вы узнаете, что такое свет, познакомитесь с источниками света, узнаете, как распространяется свет и каково его значение в нашей жизни.
III. Усвоение новых знаний, умений и навыков (15-18 мин)
Учитель. Восприятие окружающего мира по количеству информации на 90% осуществляется с помощью зрения. Зрение – это способность видеть окружающий мир, процесс зрительного восприятия предмета. Зрительный аппарат состоит из глаз и мозга. Свет от окружающих предметов попадает в глаз, вызывая реакцию его чувствительных элементов (сетчатки). Эта реакция расшифровывается мозгом, и мы видим изображение. Посмотрите фрагмент видеофильма “Микрокосмос”…
Обладая прекрасным даром – зрением, мы ежедневно восхищаемся красотой и уникальностью окружающего мира. Но можем ли мы детально пронаблюдать такие явления, как испарение, форму падающей капли воды во время дождя, передачу пыльцы растением маленькой пчелке, и ?… Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека и позволяют нам заглянуть в Микромир. С егодня я хочу предложить вам стать свидетелями великого таинства — рождения комара…
Наверняка рядом с вами живут люди, которые лишены зрения. Как им живется в этом мире?… Эксперимент. Закройте глаза и представьте “жизнь во тьме”. ( Фронтальная беседа о бережном отношении к слепым людям)
Учитель. Что же такое свет? Природа его сложна. Ученые выделяют ее двойственную природу. Свет — это поток очень маленьких частиц – фотонов. Они существуют только в движении со скоростью света и обладают массой и энергией. Скорость света:
— в вакууме — 3 ·10 8 м\с;
— в воздухе – 2,99 ·10 8 м\с;
— в воде – 2,25 ·10 8 м\с;
— в стекле — 2 ·10 8 м\с.
Попадая на тела, свет отдает свою энергию и производит различные действия.
Свет — это видимое излучение. Это электромагнитные волны, вызывающие у человека зрительные ощущения. Главным источником света для нас является Солнце. Оно излучает электромагнитные волны всевозможных частот. Большая их часть никаких зрительных ощущений у человека не вызывает, это невидимые излучения (радио-, инфракрасное и ультрафиолетовое, рентгеновское и гамма-излучения). Зрительные ощущения у человека вызывают электромагнитные волны частотой от 400 до 800 ТГц. При этом излучения разных частот вызывают ощущения разных цветов — от красного до фиолетового. В отличие от человека некоторые насекомые различают ультрафиолетовое излучение, а некоторые виды ящериц — инфракрасное. Поэтому мир красок, воспринимаемых этими животными, существенно отличается от нашего.
Солнце — не единственный источник света. Помимо него существует множество других тел, излучающих электромагнитные волны видимого диапазона. Среди них есть искусственные и естественные источники света.
Источники света мы видим потому, что создаваемое ими излучение попадает к нам в глаза. Предметы мы видим потому, что свет, достигнув предмета, отражается от поверхности и рассеивается по всевозможным направлениям.
То, что Луна светит не своим, а отраженным солнечным светом, впервые понял древнегреческий ученый Демокрит (V в. до н.э.). Вид Луны на небе постоянно меняется (происходит, как принято говорить, смена фаз Луны): иногда мы видим ее в виде узкого серпа, иногда — в виде полного яркого диска (демонстрация рисунка с фазами Луны). Происходит это из-за непрерывного изменения положения Луны относительно Земли и Солнца. Наблюдения за изменением лунных фаз позволили древнегреческому ученому Пифагору сделать еще одно открытие: Луна представляет собой не плоский диск, а шарообразное тело.
А как распространяется свет?
Впервые закон прямолинейного распространения света был сформулирован в III в. до н.э. древнегреческим ученым Евклидом. Под прямолинейностью распространения света он имел в виду прямолинейность световых лучей. Сам Евклид, правда, отождествлял лучи света со “зрительными лучами”, которые якобы выходили из глаз человека и в результате “ощупывания” предметов позволяли видеть последние. Такая точка зрения была достаточно широко распространена в древнем мире. Однако уже Аристотель спрашивал: “Если бы видение зависело от света, исходящего из глаз, как из фонаря, то почему бы нам не видеть в темноте?” Теперь мы знаем, что никаких “зрительных лучей” не существует, и видим мы не потому, что какие-то лучи выходят из наших глаз, а наоборот, потому что свет от различных предметов попадает нам в глаза.
Под световым лучом в современной физике понимают достаточно узкий пучок света, который в той области, в которой изучается его распространение, можно считать не расходящимся. Это физический световой луч . Различают еще и математический (геометрический) луч — это линия, вдоль которой распространяется свет. Этим понятием мы и будем пользоваться.
Понятия. Тень, полутень, затмение.
IV. Подведем итоги.
Запись в тетрадях ОК по теме урока.
V. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (10 мин)
Учащиеся отвечают на вопросы:
? У Хаджы Насретдина спросили: “Если у тебя спрошено будет: что полезнее, Солнце или месяц? — ответствуй: месяц. Ибо Солнце светит днем, когда и без того светло, а месяц — ночью”. Прав ли Хаджы Насретдин? Почему?
? Назовите источники света, которыми вам приходилось пользоваться при чтении?
? Нагретый утюг и горящая свеча являются источниками излучения. Чем отличаются друг от друга создаваемые этими приборами излучения?
? Из древнегреческой легенды о Персее: “Не далее полета стрелы было чудовище, когда Персей взлетел высоко в воздух. Тень его упала в море, и с яростью ринулось чудовище на тень героя. Персей смело бросился с высоты на чудовище и глубоко вонзил ему в спину изогнутый меч”.
Что такое тень и какой физический закон позволяет объяснить ее образование?
? От чего на самом деле зависит видимая форма Луны?
? Шар раскаленный, золотой
Пошлет в пространство луч огромный,
И длинный конус тени темной
В пространство бросит шар другой.
Какое свойство света нашло отражение в этом стихотворении А.Блока? О каком явлении говорится в стихотворении?