Перегрев плюсового провода. Восстановление контакта с клеммой.
Утром сел в машину, все в огне, но не доехав до работы глянул на цифры — 12,8 В… Опять тоже самое, с чем и боролся… Ну думаю попал опять на съем генератора и на замену реле регуляторв, хотя когда ставил гену на место была мысль купить и поменять сразу…
Покуривши форумы у всех все сводится именно к реле регулятору… Но чисто логически было непонятно почему проявляется… Странная плавающая неисправность с реле не вязалась…
Набрал знакомому ремонтнику и просто умудренному опытом человеку Адрейро и получил несколько дельных советов… Пошел проверять самый простой и легкий, не требующий физических, моральных и материальных затрат…
Завел машину, включил все потребители: обогрев зеркал и заднего стекла, фен салона на 4-ку, дальний свет, мафан + саб и даже пару раз крутнул руля до упора… Не более минуты прошло с момента заводки авто и включения нагрузки… Коснулся пальцем плюсового провода в месте обжимки с клеммой АКБ и ожог кожного покрова такой-то фаланги мизинца был заработан.
На этом диагностика неисправности была закончена и вынесен вердикт — окисление медного многожильного провода в месте заводской обжимки, т.е. внутри клеммы аккумулятора… Решений проблемы несколько: замена клеммы на другую или переделка имеющейся… Но было предложено попробовать ужать обжимку текущую и я согласился…
Сразу скажу, что металл клеммы аццки прочный и твердый, просто так голыми руками не взять и не дообжать…
Распустили провода и обнаружили, что изоляция плюсового провода прилично подгарела в месте стылка с клеммой… Поврежденную изоляцию убрали и под ней оказались окисленные жилы…
Для удобства работы пришлось снять поддон аккумулятора… Вместо поддона были установлены компактные переносные 🙂 тиски…
Ну и собственно сама аццкая приспособа, в которую с усилием зажимали клемму и по которой били молотком для обжимки провода…
На фото видно, что немного сжалась часть клеммы, куда вставлен провод… Поверьте, что пришлось прилично потрудиться, чтобы хоть так дообжать провод…
Так как товарищь имел в наличии старую распотрошенную "косу" с такой же клеммой и распилив место обжима увидел, что все жилы зеленые и окисшие, то было принято решение сделать контрольное отверстие и проанализировать состояние "моих" жил…
Просверлив аккуратно стенку обоймы клеммы заглянули внутрь — жилы оказались чистыми. Далее мечиком нарезали резьбу и закрутили винт — дополнительный контакт и обжим… Обильно замотали провод в несколько слоев изолентой, особенно там, где срезали изоляцию… Минусовую клемму просто дообжали на всякий случай…
Выгнали машину на улицу, включили все потребители на полную… После 5 минут клемма и провод холодные, а это значит, что проблема устранена и шансов спалить авто из-за проводки стало меньше…
Напруга держится в нормальном диапозоне 13,8 -14,2 В и пока не падает… А снаружи плюсовой провод был вне всяких подозрений и сам бы еще долго искал причину недозарядов, перебрав или заменив для начала генератор…
Почему плюсовая клемма горячая и искрит
Их второе название — «токовыводы» — говорит само для себя. Именно к ним крепятся провода электропитания двигателя и всего автомобиля. В подавляющем большинстве материал аккумуляторных клемм — свинец, а размеры —строго нормированы:
Стандарт | Диаметр (мм) | |
Минусовая | Плюсовая | |
Европейский | 19,5 | 17,9 |
Азиатский | 12,7 | 11,1 |
На заметку! Существует еще и американский стандарт. Он предусматривает резьбовое соединение токовыводов с проводами и допускает расположение клемм плюс и минус на боковой поверхности АКБ.
Клемма нагревается. Причины и последствия
Токопроводящим элементам сети свойственна повышенная (отличная от окружающей среды) температура. Законы Ома и сохранения энергии работают здесь на все 100%. Увеличение сопротивления — главная причина того, что греется минусовая клемма. Поводом к этому служат—слабый контакт, а также наличие:
- Окислов между электродами аккумулятора и клеммами проводов;
- Воздушной прослойки;
- Заниженного сечения токоотводящих элементов цепи.
Как известно, внутри батареи происходит реакция электролиза, где роль проводника играет очень агрессивная среда — серная кислота и дистиллят. Клемма аккумулятора, покрытая белым налетом (двуокисью свинца), — первый признак того, что соединение подвергается контакту непосредственно с электролитом или с его парами.
Еще одной причиной того, что греются клеммы на проводах и самом аккумуляторе может служить долгая работа стартера. При заводке мотора пусковой ток часто превышает значения 150 и даже 200 ампер, а это — в состоянии нагреть довольно толстый провод и расплавить любую изоляцию.
Совет! Не допускать при запуске долгой (более 30 секунд) работы стартера. Если завести с первого раза не удалось — повторите попытку с интервалом хотя бы в пол минуты. Но помните при этом, что с каждым разом клемма нагревается сильнее.
В качестве дополнительной меры борьбы с пусковым током — вообще и с тем, что греется клемма — в частности — может быть замена минусового провода на аналогичный, но большего сечения.
Устраняем окисление
Основными материалами клемм токоотводящих проводов от электродов плюс и минус на автомобильных аккумуляторах являются активные металлы: свинец, латунь или медь. Именно поэтому — их взаимодействие с кислородом воздуха — неизбежно. Появление на соединениях характерного налета (окиси) — тому первое подтверждение. В этом кроется и один из ответов на вопрос «почему греется минусовой провода от аккумулятора». Перечислим несколько способов устранения сульфатации:
- Зачистка контактов наждачной бумагой.
- Снятие окиси напильником или щеткой по металлу.
Существует также способы предотвратить реакцию окисления:
- Периодическая смазка. Оптимальные варианты – литол или солидол;
- Использование в качестве защиты специальной пасты или лака.
Улучшаем контакт и уменьшаем нагрев клемм
Даже в таком простом соединении, как провод–клемма аккумулятора есть свои сложности. Неплотное сопряжение токовыводящих штырей и проводов оставляет воздушную прослойку, провоцирующую рост сопротивления и возможность образования искры. Как избежать этого:
- Диаметр кольца клеммы должен быть достаточным для того, чтобы болтовое соединение обеспечивало плотный контакт.
- Даже при максимальном зажиме — между губками клеммы должен оставаться просвет. Это обеспечит надежность и даст гарантию при следующей затяжке.
- Во избежание проворачивания болта или гайки — зажим на аккумуляторе при их установке — желательно производить двумя ключами.
- Сам провод при соединении с клеммой должен находиться в запрессованном состоянии. Жгут лучше пропаять, чтобы исключить любую подвижность жил кабеля.
- Не допускается даже незначительное нарушение изоляции. Помните, что искры под капотом авто — предвестник большой беды.
Какими должны быть кабели на клеммах
Каждый электрический провод и клемма на автомобиле должны быть стандартизированы и разрешены для применения на транспортных средствах. Практически все они имеют масло-, бензо- и термостойкую изоляцию, способную обеспечивать защиту при любой температуре и химическом воздействии.
Важно! Даже настолько безразличная к химическим и механическим воздействиям изоляция проводов – не повод для халатного отношения к ее чистоте.
Соединение АКБ с массой автомобиля желательно производить медным проводом плетеного сечения.
Важно! Данный элемент весьма уязвим при воздействии щелочью и кислотой в месте отсутствия изоляции. В связи с этим требуется особая аккуратность при работе с технологическими и едкими жидкостями в непосредственной близости от него.
Сегодня ассортимент качественных клемм и проводов достаточно представлен на рынке запасных частей. При выборе звеньев электрической цепи своего авто не противопоставляйте внешнюю привлекательность и надежность, стоимость и проверенного производителя. Помните — уверенность в своем средстве передвижения — дороже экономии и эстетики. Плохой контакт на клеммах и, как следствие, — их высокая температура — серьезный повод для беспокойства владельцам автомобилей. Не стоит откладывать устранение этой проблемы в «долгий ящик». Тем более что многое здесь можно сделать собственными силами. Тема — почему нагреваются клеммы на аккумуляторе — гораздо шире рамок, в которые она уместилась на этой странице. Если у вас есть желание поделиться знаниями и опытом — оставляйте свои комментарии. Нам и нашим читателям это будет весьма интересно и полезно!
Неисправности генератора
Если утечки тока нет, и поездки довольно длительные, значит аккумулятор недозаряжается. Важно знать какую зарядку должен давать исправный генератор. При заведенном двигателе, нужно проверить напряжение на клеммах аккумулятора.
Это интересно: Правила первой зарядки нового телефона
Без включения дополнительных электроприборов, вольтметр должен показывать значения в 13.5 — 14 вольт, именно такой заряд должен выдавать исправный генератор. Если на вольтметре низкое напряжение (меньше 13 вольт), то следует приступить к выявлению причин, почему система не выдает полную зарядку.
Схема зарядки аккумулятора от генератора проста, зачастую он напрямую подключён к главному выходу генератора, посредством толстого кабеля, а иногда даже двух.
Современный генератор — долговечное устройство, все «детские болезни» давно решены. Однако, без своевременного обслуживания и замены расходных деталей, он может сломаться.
При наличии должных знаний, выявить неисправности генератора несложно, для этого потребуется минимум инструментов. Проверку лучше проводить всё по тому же принципу исключения возможных причин от простых и дешевых к сложным и дорогим.
Натяжка ремня
Если приводной ремень порвался или растянулся со временем, генератор будет «пробуксовывать» под нагрузкой. О необходимости подтяжки свидетельствует свист, исчезающий при прогазовке.
Решение — натянуть ремень, в зависимости от конструкции крепления генератора эта процедура может отличаться. Есть три вида натяжителя: пружинный самозатягивающийся, с червячным натяжителем, натяжка при помощи рычага. Без должной натяжки ремня всё чаще будет повторяться ситуация, когда автомобиль работает но не заряжает аккумулятор.
Подшипники
Ротор генератора крутится на подшипниках. Если они заклинили или рассыпались, генератор работать не будет. При замене или натяжке ремня стоит раскрутить и пошатать шкив, люфтов, заеданий и посторонних стуков или гула быть не должно.
Для замены подшипников генератор придется полностью разобрать, потребуется слесарный инструмент, тиски и сьемники.
Если подшипник рассыпался, якорь задевает за обмотки статора, и получается короткое замыкание. Как правило, такой генератор подлежит замене.
Проверка возбуждения
В большинстве автомобилей для начала выработки электрического тока к генератору приходит отдельный провод под напряжением.
Это называется «возбуждение». Чтобы прибор не сгорел и не потреблял электричество при выключенном зажигании, ток подается через сопротивление — лампочку на приборной панели. Если при включении зажигания лампочка не горит, то ток на аккумулятор не подается.
Порядок диагностики:
- При включенном зажигании контрольной лампочкой проверяем, есть ли напряжение на клемме «30» генератора. Как правило, к нему подходит синий провод небольшого сечения.
- Если напряжения нет, проверяем предохранители.
- Предохранители в порядке, проверяем лампочку на приборной панели.
- Если лампочка в порядке, проверяем электрическую цепь: предохранители — замок зажигания — приборная панель — генератор. Устраняем обрыв или перетертость изоляции провода.
Щетки генератора
Угольные токосъемники со временем изнашиваются.
Снимаем регулятор напряжения (в обиходе автолюбителей называется «шоколадка»), проверяем длину угольных щеток. Короткие или застрявшие в корпусе щетки могут не прилегать плотно. Они перепаиваются или заменяются вместе с регулятором.
При замене щеток стоит оценить состояние токосьемных медных дорожек ротора. В случае, если щетки прогрызли глубокие канавки, потребуется разборка и замена дорожек. Эта операция возможна только в специализированной мастерской — дорожки привариваются или припаиваются, напрессовываются на вал «на горячую».
Диодный мост
В темное время суток может наблюдаться следующий эффект: фары горят ярче при повышении оборотов двигателя. Это свидетельствует о повреждении регулятора или диодного моста. Что может служить причиной, почему генератор не дает зарядку.
Это интересно: Как самостоятельно провести восстановление аккумулятора ноутбука
Регулятор можно заменить на заведомо исправный, и если дефект не исправился — нужно проверить диоды. Они служат для выпрямления колебаний тока. Обмоток на статоре генератора три, они по очереди вырабатывают электрический ток. Каждая обмотка выдает ток «всплеском», напряжение растет и падает. Диод нужен, чтобы отрегулировать напряжение, в итоге получается постоянный ток без скачков напряжения.
Диоды проверяются при помощи мультиметра или осциллографа. Диод пропускает электрический ток в одну сторону, во вторую — нет.
Диоды с оплавлениями или механическими повреждениями лучше заменить. Проще и эффективнее заказать целый диодный мост, он похож видом на подкову.
Пробой обмоток.
Если между корпусом и обмотками статора или ротора возникает короткое замыкание, генератор работать не будет. В некоторых случаях дефект внешне не заметен, но возможно дымление или проскакивание искры.
Пробой можно диагностировать при помощи контрольной лампочки на 3 вольта или мультиметра.
Перегрев аккумуляторных клемм — причины, последствия и способы устранения
Проблема греющихся аккумуляторных клемм способна доставить массу неудобств водителю. Самая главная опасность кроется в обесточивании приборов и преждевременной разрядке АКБ. Ещё хуже, если на дороге произойдёт замыкание в цепи, которое чревато пожаром. Поэтому необходимо периодически контролировать состояние аккумуляторных контактов.
Перегрев контактов аккумуляторной батареи может обнаружиться как в зимнее, так и в летнее время года. Явление может наблюдаться во время запуска мотора или уже на работающем двигателе. Контактные группы способны разогреваться настолько, что, если капнуть на них водой, то выделяется пар.
Почему греется плюсовой или минусовой контакт
На протяжении участка цепи между аккумулятором, а также стартером, генератором возникают очень большие токи. А, к примеру, в холодную пору года они могут достигать 600 ампер. Любой тонкий провод не способен справиться с такой силой тока. Поэтому используются толстые провода, рассчитанные на большие нагрузки.
Причин, почему могут греться клеммы на аккумуляторе, может быть много. Но в любом случае это какая-либо из неисправностей в электрической цепи транспортного средства. Опытные электрики знают, что при таких симптомах стоит опасаться короткого замыкания в каком-то из мест соединений. Может идти речь о повреждении кабеля. Необходимо найти неисправность и устранить её.
В числе основных причин, почему греется плюсовая клемма либо «минус», могут быть следующие:
- Плохой контакт с заземлением приводит к нагреванию минусового провода из-за возросшей нагрузки. Для диагностики такой проблемы достаточно увеличить число оборотов двигателя.
- Низкое качество самих контактов, которые обычно приобретаются вместе с аккумулятором. В этом случае греться могут сразу обе клеммы.
- Со временем неизбежны окислительные процессы. Обнаружить их можно, осмотрев клеммы на свет — наличие потемнений или зелёных следов говорит о том, что они окислились и требуют чистки.
- Ещё одна причина, почему нагревается плюсовой контакт, заключается в несоответствии размеров. Это может привести к неплотному соединению.
- Механическое повреждение кабеля на любом участке. Приводит к потерям тока, поступающего от генератора.
Нередко возникает такая ситуация, когда нет достаточного контакта с кузовом. Вследствие этого будет перегреваться именно отрицательная клемма вместе с проводом. Дело в том, что именно он заземлён на кузов, а дальше от него питаются стартер и генератор. Причина может крыться в самом кабеле, хотя водитель ошибочно предполагает, что виноват токовывод. А вот плюсовой контакт обычно перегревается от плохого соединения или образовавшихся окислов.
Опасность разогрева клемм АКБ
Повышенная температура контактов АКБ несёт в себе определённые угрозы для всей электрической цепи автомобиля. Такое явление чревато следующими последствиями:
- возрастающая температура токовыводов может привести к сильному перегреву электролита в банках батареи, из-за этого рабочая масса пересыхает и осыпается, а характеристики аккумулятора существенно снижаются;
- периодические нагревы и остывания контактов приводят к тому, что физические свойства корпуса устройства изменяются, и он частично деформируется;
- повышение температурного режима вызывает постепенную деформацию и самих тоководов;
- разряд батареи, который любой водитель ощутит уже при следующем запуске двигателя своего автомобиля;
- выход из строя отдельных узлов или элементов цепи, например, предохранителей, диодного моста и так далее;
- перегрев любого участка цепи способен стать причиной возгорания.
После запуска силового агрегата может и не наблюдаться повышения температуры на токовыводах. Зато после того как будут включены токопотребители (обогрев зеркал или сидений, освещение, аудиоустройства), начинается повышенное нагревание клеммы. В ряде случаев она бывает настолько горячей, что до неё нельзя даже дотронуться. При таком количестве работающих приборов генератор не вытягивает возросшей нагрузки. Часть электричества приходится брать от аккумуляторной батареи, и при плохих контактах клеммы будут перегреваться.
Как бороться с нагревом клемм
Любая борьба с перегревом основана на приведении в исправность электрооборудования автомобиля. Для этого необходимо проверить работоспособность всех проводников, а также не перегружать сеть излишним электрооборудованием. Также нужно оценить сечение кабеля и допустимую нагрузку на него, которая напрямую связана с количеством и мощностью электрических приборов.
Сильно греться клеммы аккумулятора могут вследствие ненадёжного соединения и плохого контакта. Зачастую это явление возникает по причине использования неподходящих токовыводов, отличающихся от рекомендованных производителем АКБ. Отдельное внимание следует уделить плотности прилегания токоведущих частей. В результате вибрации может наблюдаться их смещение.
Необходимо проверять состояние проводников в концевиках. Если окажется, что они болтаются, то их стоит дополнительно обжать и пропаять места соединений. Таким образом, они будут меньше подвержены нежелательным последствиям вибрации. Слишком повреждённые детали нужно заменять без жалости и сожаления.
Нередко повышенная температура на клеммах появляется из-за окисления либо ненадёжной фиксации. Поэтому соединения должны быть затянуты максимально туго, но без пережима. Перед затяжкой каждого соединения нужно брать наждачную шкурку и зачищать их для обеспечения лучшей токопроводности. В отдельных случаях любые профилактические мероприятия не приводят к успеху, но решением вопроса может стать полная замена токовыводов на новые.
Одним из самых опасных для токовыводов аккумуляторной батареи являются образования окислов. По этой причине возрастает сопротивление и повышается температура электропроводки. Окислы представляют собой своеобразную плёнку, которая образуется при взаимодействии влаги и кислорода. С другой стороны, вследствие возрастания температуры интенсивность процессов окисления тоже возрастает.
Поэтому их нужно удалять в обязательном порядке, а для этого зачищать контакты и открытую проводку без изоляции в местах соединений металлической щёткой. Наиболее важные участки можно дополнительно обрабатывать специальной смазкой или токопроводящими пастами. Периодически надо проводить профилактические мероприятия: очищать от следов коррозии, подтягивать места соединений.
Итак, как мы выяснили выше, недооценивать перегревающиеся клеммы ни в коем случае нельзя. Как минимум, это может грозить выходом из строя самого аккумулятора вследствие частичной, но постоянной потери мощности. Гораздо более серьёзные последствия вызывает оплавление изоляции кабелей. Может произойти короткое замыкание и возгорание транспортного средства. Вот почему регулярная профилактика состояния клемм и проводки является частью общего технического обслуживания автомобиля.
Выключатели аккумуляторов
Эта проблема может проявляться как в зимний (холодный), так и летний (теплый) период времени, и она практически никак не зависит от зимних пусков. Что происходит при запуске или уже при запущенном двигателе, одна из клемм аккумулятора, начинает дико разогреваться, если капнуть на нее водой, то она начнет парить. Почему такое происходит и как с этим бороться, давайте разбираться …
В самом начале хочу сказать, что это неисправность может проявляться на различных автомобилях (марка и модель не имеет значения), и зачастую это может быть причиной выхода АКБ из строя, причем за очень короткий период времени.
Почему АКБ выходит из строя
Буквально пару строк, почему может выходить аккумулятор из строя:
- Разогрев клеммы, а далее разогрев токовывода и после всего АКБ (в том числе и пакетов пластин), провоцирует испарение дистиллированной воды из электролита. Падает емкость пластины могут осыпаться и в общем то в таком режиме батарея прослужит не долго.
- Если токовывод разогревается, он может оплавлять пластик корпуса, который находится рядом с ним. Появляются микротрещины, через которые начинает испаряться вода из электролита, да и серная кислота зачастую попадает на клемму. НА ней образовываются сильные «окислы» которые еще сильнее препятствуют работе АКБ, возможен недозаряд, плохой пуск
- ДА и самая банальная причина – корпус может расплавиться от высоких температур. Это редко но бывает, использовать такой источник питания уже нельзя.
НО не только в этом опасность, здесь и до пожара не далеко.
Неисправности генератора
Если утечки тока нет, и поездки довольно длительные, значит аккумулятор недозаряжается. Важно знать какую зарядку должен давать исправный генератор. При заведенном двигателе, нужно проверить напряжение на клеммах аккумулятора.
Это интересно: Как зарядить аккумулятор машины, если вы оказались без зарядного устройства
Без включения дополнительных электроприборов, вольтметр должен показывать значения в 13.5 — 14 вольт, именно такой заряд должен выдавать исправный генератор. Если на вольтметре низкое напряжение (меньше 13 вольт), то следует приступить к выявлению причин, почему система не выдает полную зарядку.
Схема зарядки аккумулятора от генератора проста, зачастую он напрямую подключён к главному выходу генератора, посредством толстого кабеля, а иногда даже двух.
Современный генератор — долговечное устройство, все «детские болезни» давно решены. Однако, без своевременного обслуживания и замены расходных деталей, он может сломаться.
При наличии должных знаний, выявить неисправности генератора несложно, для этого потребуется минимум инструментов. Проверку лучше проводить всё по тому же принципу исключения возможных причин от простых и дешевых к сложным и дорогим.
Натяжка ремня
Если приводной ремень порвался или растянулся со временем, генератор будет «пробуксовывать» под нагрузкой. О необходимости подтяжки свидетельствует свист, исчезающий при прогазовке.
Решение — натянуть ремень, в зависимости от конструкции крепления генератора эта процедура может отличаться. Есть три вида натяжителя: пружинный самозатягивающийся, с червячным натяжителем, натяжка при помощи рычага. Без должной натяжки ремня всё чаще будет повторяться ситуация, когда автомобиль работает но не заряжает аккумулятор.
Подшипники
Ротор генератора крутится на подшипниках. Если они заклинили или рассыпались, генератор работать не будет. При замене или натяжке ремня стоит раскрутить и пошатать шкив, люфтов, заеданий и посторонних стуков или гула быть не должно.
Для замены подшипников генератор придется полностью разобрать, потребуется слесарный инструмент, тиски и сьемники.
Если подшипник рассыпался, якорь задевает за обмотки статора, и получается короткое замыкание. Как правило, такой генератор подлежит замене.
Проверка возбуждения
В большинстве автомобилей для начала выработки электрического тока к генератору приходит отдельный провод под напряжением.
Это называется «возбуждение». Чтобы прибор не сгорел и не потреблял электричество при выключенном зажигании, ток подается через сопротивление — лампочку на приборной панели. Если при включении зажигания лампочка не горит, то ток на аккумулятор не подается.
Порядок диагностики:
- При включенном зажигании контрольной лампочкой проверяем, есть ли напряжение на клемме «30» генератора. Как правило, к нему подходит синий провод небольшого сечения.
- Если напряжения нет, проверяем предохранители.
- Предохранители в порядке, проверяем лампочку на приборной панели.
- Если лампочка в порядке, проверяем электрическую цепь: предохранители — замок зажигания — приборная панель — генератор. Устраняем обрыв или перетертость изоляции провода.
Щетки генератора
Угольные токосъемники со временем изнашиваются.
Снимаем регулятор напряжения (в обиходе автолюбителей называется «шоколадка»), проверяем длину угольных щеток. Короткие или застрявшие в корпусе щетки могут не прилегать плотно. Они перепаиваются или заменяются вместе с регулятором.
При замене щеток стоит оценить состояние токосьемных медных дорожек ротора. В случае, если щетки прогрызли глубокие канавки, потребуется разборка и замена дорожек. Эта операция возможна только в специализированной мастерской — дорожки привариваются или припаиваются, напрессовываются на вал «на горячую».
Диодный мост
В темное время суток может наблюдаться следующий эффект: фары горят ярче при повышении оборотов двигателя. Это свидетельствует о повреждении регулятора или диодного моста. Что может служить причиной, почему генератор не дает зарядку.
Это интересно: Как работает ареометр?
Регулятор можно заменить на заведомо исправный, и если дефект не исправился — нужно проверить диоды. Они служат для выпрямления колебаний тока. Обмоток на статоре генератора три, они по очереди вырабатывают электрический ток. Каждая обмотка выдает ток «всплеском», напряжение растет и падает. Диод нужен, чтобы отрегулировать напряжение, в итоге получается постоянный ток без скачков напряжения.
Диоды проверяются при помощи мультиметра или осциллографа. Диод пропускает электрический ток в одну сторону, во вторую — нет.
Диоды с оплавлениями или механическими повреждениями лучше заменить. Проще и эффективнее заказать целый диодный мост, он похож видом на подкову.
Пробой обмоток.
Если между корпусом и обмотками статора или ротора возникает короткое замыкание, генератор работать не будет. В некоторых случаях дефект внешне не заметен, но возможно дымление или проскакивание искры.
Пробой можно диагностировать при помощи контрольной лампочки на 3 вольта или мультиметра.
- На контакты снятого с автомобиля генератора подается напряжение, на корпус подключается масса.
- Один провод контрольной лампочки присоединяем к массе аккумулятора, второй — к корпусу.
- Медленно вращаем шкив.
- Если лампочка загорелась — есть короткое замыкание.
- Обмотки статора или ротора придется перематывать или заменить весь прибор целиком.
Почему разогревается клемма?
От аккумулятора до стартера, и затем от генератора опять до батареи ходят достаточно большие токи. Подумать только – токи запуска, зимой, могут доходить до 600А. Если вы поставите тонкий провод, то он банально не справится с такой нагрузкой и расплавится у вас на глазах. Вот почему провода такие толстые и основательные, все потому что они рассчитаны на высокие нагрузки.
Смотрим небольшое видео.
Причина не так много и они все банальные:
- Дело в самой клемме. Между проводом и креплением плохой контакт, бывает сразу с завода, заводской брак (например — отверстие в клемме 10 мм, а провод 8 мм).
- Бывает со временем, в это место может попадать вода или образовываться окислы. Суть какая, провода и крепления зачастую делаются из разных металлов, разница потенциалов приводит рано или поздно к окислению места контакта и токопроводимость падает в разы.
- Окислы между клеммой и токовыводом. Такое тоже бывает, но редко, если контакт плохой, тогда ток должен проходить по очень узкому месту соприкосновения. Отсюда может идти разогрев.
- Провод. Иногда страдает сам провод, скажем от нечаянного разрыва посередине, который не виден глазу. То есть порвали несколько нитей, и нагрузка которую он сможет держать уменьшилась.
- Плохой контакт с кузовом. Зачастую греется именно минусовой кабель и после клемма. Все потому что он прикручен к кузову автомобиля, а далее от кузова «запитывается» и стартер и генератор. На современных иномарках, минусовой кабель достаточно короткий (на некоторых авто его крепят к блоку двигателя). Так вот — будет разогреваться кабель, но вы будете ошибочно думать что клемма (хотя при такой неисправности, скорее всего начнет оправляться оплетка самого провода).
Плюсовая клемма – может греться только от плохого контакта или опять же от окислов, которые образовались между креплением и токовыводом.
Аккумулятор искрит при подключении зарядного устройства
- Когда подключаю аккумулятор немного искрит и включается магнитола, в чем дело? – 2 ответа
- Схема вуометра – 6 ответов
- Нет зарядки, контрольная лампочка не горит вообще, на ВАЗ 2101 – 6 ответов
- Для шестёрки (ВАЗ 2106) какой взять аккумулятор и зарядку? – 5 ответов
- Почему горит лампочка зарядки, даже когда вытащен ключ из замка? – 4 ответа
Не ну надо понять коротковременно это при прикосновение только потому что потребители включены. Или это замыкание + на массу. Греется сразу клемы, провод? Это может замкнуто провод + от АКБ к стартеру. Бывает от там задевает трубку по которой ОЖ течёт.
Надо искать короткое замыкание. Выдёргивайте все предохранители. Пробуйте подключить АКБ. Если норма, пробуйте вставлять по одному и контролировать. На котором начнёт греться, в этой цепи короткое.
Генератор или стартер имеют замыкание на корпус.
Откидывайте провод от генератора и стартера, и смотрите будет ли без них козлить.
Что бы задымились провода от акб нужен огромный, ток его может создать только вышедший из строя диодный мост на генераторе( нужно откинуть три розовых провода от генератора ), или отвалившийся толстый провод от стартера.
Перепутал полярность — вот оно искрит и дымит. Сейчас аккумы есть с прямой полярностью и есть с обратной. Надо смотреть с какой стороны какая клемма и не ошибаться, а то и машина может сгореть.
Это основные моменты. Однако хочу вас немного успокоить, на современных автомобилях система автомобиля защищена от переполюсовки! Во многих блоках стоят диоды, также могут быть диоды даже на самих клеммах аккумулятора, борются они как раз с таким неправильным подключением. Сгорит один предохранитель, который питает этот диодный мост и все!
на наш канал в
Я ндекс.Дзене
Еще больше полезных советов в удобном формате
Когда подключаю аккумулятор немного искрит и включается магнитола, в чем дело?
#1 Yaric3000
- Клубные пользователи
- Cообщений: 2 100
- Город: Москва, ЮЗАО, Ясенево
- Интересы: Жена, дети, крысы.
- Автомобиль: Renault Fluence, 2.0 CVT
- @Упоминание
Даю нагрузку — идет перегрев
Зачастую может быть и такая ситуация. Запускаете машину вроде все хорошо, но после того как включаете нагрузку, скажем подогревы сидений, зеркал, лобового стекла и прочее, клемма начинает греться! Почему?
И тут все просто и работают причины, которые я описал выше. Все дело в том, что генератор один может не справляться с такой нагрузкой (особенно когда работают и фары, и магнитола, и подсветка приборов), мощность его ограничена. Поэтому часть энергии берется от АКБ, а если у вас контакт плохой, либо есть окислы – это место будет греться.
Что делать?
Все банально и просто, есть все несколько пунктов:
- Нужно очистить все окислы. Если они повторно проявляются на поверхности батареи, скажем с одной или с другой стороны, нужно смотреть ее на герметичность.
- Посмотреть провод на пробои, разрывы – если они есть, то провод лучше заменить.
- Нужно смотреть место соприкосновения кабеля и клеммы. Зачастую дело именно здесь. Если это минусовой – его легко можно снять и проверить дома. Иногда легче отрезать кабель от клеммы, купить новую (сейчас продаются усовершенствованные медные или латунные для аудио техники, у них кстати и крепление хорошее, на болтах) и далее установить на свой автомобиль
Как правило, все проблемы сразу уходят. Если не предпринимать ничего, то как минимум ваш аккумулятор выйдет из строя (вы не запустите свой автомобиль), как максимум и до пожара не далеко, оплетка провода может оплавится и замкнуть. ТАК ЧТО УСТРАНЯТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!
НА этом заканчиваю, думаю было полезно, читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на канал в YOUTUBE.
Почему греются клеммы на аккумуляторе
В процессе эксплуатации электрооборудования автомобильной техники может происходить сбой, автовладелец наблюдает, что греется плюсовая клемма аккумулятора. Нарушение нормального контакта на клеммах источника питания возникает при воздействии внешних факторов. Необходимо предотвращать подобное влияние на соединения, подверженные высоким токовым нагрузкам, и при эксплуатации в агрессивных средах.
Коротко о клеммах
Соединение контактной группы электрооборудования автомобильной техники с выводами батареи производится при помощи металлических клемм.
В соответствии с международными стандартами выпускаются следующие виды:
- Тип А. Предназначен для применения в источнике питания европейского производства. Выводы представляют собой конус усеченной формы, положительный и отрицательный токоотводы имеют диаметр 19,5 мм и 17,9 мм соответственно.
- Тип В. Это контакт для источника питания автомобиля с диаметром элементов 11,1 мм для отрицательного и 12,7 мм для положительного вывода. Применяется в технике производства Японии.
- Типы F и G. Предназначены для подключения провода бортовой сети с АКБ при помощи винтов и болтов.
- Типы Т и Е. Применяются для источников питания производства России, также допускается использовать в европейской технике.
Распространение получили АКБ с выводами типа А и В, многие производители изготавливают технику соответствующей конструкции. Клеммы представляют собой металлические хомуты, которые предназначены для обеспечения контакта бортовой сети с аккумулятором. Чтобы избежать плохого контакта, необходимо затягивать детали при помощи болтов или винтов, пропущенных через корпус и с другой стороны закрепленных гайкой.
Проводники присоединяются к источнику питания:
- съемными прижимными пластинами;
- при помощи сварки или пайки, если применяются клеммы несъемной конструкции;
- методом запрессовки и обжимным патроном цельного исполнения.
Минимальное сопротивление считают одним из основных требований к контактным соединениям. В местах непосредственного соприкосновения клемм и токоотводов бортовой сети не должно быть большого сопротивления.
Через проводники протекают токи высоких значений, и такое явление может привести к тому, что нагреются выводы аккумулятора. Для предотвращения негативных последствий высокого сопротивления при изготовлении деталей используют материалы с хорошей проводимостью (свинцовые, медные, латунные и бронзовые).
К клеммам предъявляют следующие требования:
- высокая масса, благодаря которой снижается риск разрыва контакта при движении автотранспорта;
- повышенная прочность, позволяющая сохранить целостность конструкции при затягивании и ослаблении соединительной детали;
- сопротивление к износам;
- сохранение начальной формы при деформации;
- простота конструкции, позволяющая без труда устанавливать и снимать клеммы с выводов источника питания.
Однако даже детали, произведенные при соблюдении требований технологии, могут выходить из строя.
Почему греется плюсовой или минусовой контакт
Во время поворота ключа зажигания при запуске техники аккумулятор до двигателя, а также работающий генератор до источника питания передают токи высоких значений. В холодное время года показатели могут достигать 600 А. Если применять провод малого сечения, возможен перегрев проводников и непосредственно клемм.
Основные причины нагрева плюсового или минусового контакта:
- Плохой контакт клеммы и вывода источника питания. Происходит это в результате брака напроизводстве, а также износа детали при длительной эксплуатации.
- Появление пленки окисления на внутренних поверхностях контактов. Для предотвращения необходимо своевременно зачищать клеммы, выводы АКБ.
- Повышение собственного сопротивления проводников. В процессе эксплуатации происходитпреломление провода, в результате снижается проводимость, возрастает сила тока и повышается температура. В таких ситуациях специалисты рекомендуют заменить поврежденные участки проводки.
- Плохая коммутация с корпусом автомобиля (при нагреве минусовго контакта). Опытные автовладельцы советуют принимать во внимание, что иногда нагреваются не клеммы, а сами провода.
- Окисление на выводах и внутренних поверхностях клемм, плохая коммутация, которая возникает при неисправности АКБ (если повышается температура плюсового контакта). Рекомендуется зачистить металлические детали и заменить источник питания.
Опасность разогрева клемм АКБ
Повышение температуры контактной группы негативно сказывается на внутренних процессах батареи питания.
Частый разогрев клемм приводит к таким последствиям:
- При повышении сопротивления на контактах может наблюдаться рост температуры внутренних пластин АКБ. При таком явлении электролит начинает закипать и ускоренно испаряться. Источник выходит из строя, банки пересыхают, внутренние пластины осыпаются, и снижается собственная емкость.
- Постоянный нагрев контактов приводит к появлению трещин на поверхности корпуса аккумулятора. Через поврежденные участки будет происходить утечка электролита, которая грозит преждевременным выходом АКБ из строя.
- При температуре выше точки плавления свинцовых контактов происходит деформация выводов и клемм.
Иногда перегрев случается в момент запуска автомобильной техники. Во время работы двигателя при подаче нагрузки на контактную группу наблюдается повышение температуры. В данном случае у генератора не получается справиться с нагрузкой, поэтому проводники начинают забирать недостающую мощность от аккумулятора.
Если в процессе эксплуатации автомобиля стартер будет подклинивать, а запуск генератора не происходить своевременно, необходимо контролировать мощность потребления бортового электрооборудования.
Как бороться с нагревом клемм
Для того чтобы предотвратить преждевременный выход из строя клемм в результате критического повышения температуры, рекомендуется выполнять следующее:
- Не применять оборудование с мощностью потребления и силой тока, превышающими номинальные значения бортовых проводников. В этом случае необходимо заменять провода на такие, у которых сечение большего диаметра.
- Все потребители должны находиться в рабочем состоянии, чтобы не было короткого замыкания.
- Устанавливать на автомобильной технике источники питания с токоотводами, которые будут соответствовать клеммам на проводниках бортовой сети. В случае покупки АКБ другого типа рекомендуется заменять контактную группу.
- Проверять места коммутации проводов с наконечниками. Зачищать отверстие на клеммах, подтягивать болтовые соединения, при необходимости проводить пайку металлических деталей.
- При появлении на внутренних поверхностях дефектов, трещин и щерблений следует зачищать поврежденные участки наждачной бумагой с мелким абразивом либо полностью заменять элементы. Износ деталей приводит к появлению небольшого слоя воздуха, в результате повышается сопротивление и происходит перегрев.
- Удалять окислы (результат взаимодействия оксидов металлов, сульфатов и паров электролита с кислородом) с поверхности при помощи металлических щеток, наждачной бумаги с мелким абразивом и надфиля. Чтобы защитить детали от воздействия внешних факторов, после зачистки на клеммы наносят специальные смазки и спреи.
Соблюдение требований эксплуатации проводников бортовой сети увеличит продолжительность срока службы металлических контактов. При обнаружении нагрева клемм рекомендуется выявить причину, затем провести ремонт, обслуживание или полную замену контактной группы.
Греется клемма на аккумуляторе: основные причины нагрева клемм и способы решения проблемы
В процессе эксплуатации автомобиля можно столкнуться с тем, что плюсовая или минусовая клемма АКБ нагревается, причем достаточно сильно. Греться клеммы могут как постоянно (при работе двигателя), так и во время запуска ДВС стартером.
Причин такой неисправности может быть несколько, однако среди наиболее распространенных проблем можно выделить следующие:
- плохой контакт клемм и наконечников;
- ненадежное крепление наконечника к силовому проводу;
- недостаточный контакт провода «массы» с кузовом;
- силовой провод поврежден или перебит.
В любом случае, игнорировать данную проблему никак нельзя. Если было замечено, что клеммы аккумулятора горячие, это может стать причиной не только выхода из строя АКБ или активного попадания паров или самого электролита в подкапотное пространство со всеми вытекающими последствиями, но и пожара. По этой причине необходимо определить причину и как можно быстрее устранить данную неисправность. Как это сделать, читайте в нашей статье.
Горячая клемма на аккумуляторе: причины нагрева «плюсовой» и «минусовой» клеммы
Чтобы понять, почему греется клемма аккумулятора, в процессе диагностики нужно учесть некоторые особенности. Сразу отметим, что в ряде случаев допускается небольшое повышение температуры на клеммах, особенно сразу после запуска двигателя, но сильно нагретыми или постоянно горячими они быть не должны.
Нагрев клеммы АКБ может встречаться на разных авто, независимо от марки и модели. Обратите внимание, такая неисправность может быстро вывести даже исправную аккумуляторную батарею из строя.
Причина — в отдельных случаях высокая температура приводит к оплавлению корпуса батареи. Далее электролит вытекает, АКБ теряет емкость, происходит осыпание пластин аккумулятора. Теперь давайте перейдем к причинам, по которым происходит нагрев клемм.
Проблемы с наконечниками
Чтобы понять, почему разогревается клемма, следует обратить внимание на особенности работы цепи, включающей в себя стартер, генератор и аккумулятор. Если просто, от АКБ на стартер, а также от генератора на аккумулятор подаются достаточно большие токи.
Например, пусковой ток в момент запуска холодного ДВС может быть на отметке 600А. Чтобы справляться с такими нагрузками, в автомобиле установлены многожильные «толстые» провода, так как тонкий одножильный провод с недостаточным сечением попросту начнет плавиться.
Часто бывает так, что в месте крепления наконечника к силовому проводу происходит обрыв, провод может быть плохо закреплен в отверстии наконечника или частично оборван/обломан (разрыв нескольких нитей) и т.п. В таком случае сильно разогревается сам провод, от него идет нагрев на наконечник и далее на клемму. По этой причине необходимо тщательно проверить как «плюсовой», так и «минусовой» наконечники.
Нарушен контакт «массы»: греется минусовая клемма
Если «минусовой» провод, часто именуемый «массой», имеет плохой контакт с кузовом, будет происходить сильный нагрев данного провода. Этот провод короткий, прикручивается к кузову авто, также соединен со стартером и генератором. Фактически, от нагретого провода разогревается и наконечник, что и приводит к нагреву «минусовой» клеммы.
В случае, когда греется минусовая клемма, нужно в первую очередь обратить внимание на оплетку провода «-» (часто верным признаком будет ее оплавление). Если же с оплеткой все визуально нормально, следует осмотреть место крепления к кузову. В точке соединения «массы» с кузовом часто возникает коррозия, накапливаются сильные загрязнения и формируются окисления. В свою очередь, это существенно ухудшает контакт.
Почему сильно нагревается «плюсовая» клемма
Если нет проблем с проводом и наконечником, клемма «+» обычно нагревается только по причине нарушения контакта между наконечником и клеммой АКБ. В свою очередь, контакт часто бывает нарушен в результате окисления клеммы.
Горячие клеммы под нагрузкой
Данная проблема проявляется после запуска двигателя и включения какого-либо мощного потребителя электричества в автомобиле (подогрев сидений, стекол и зеркал, прикуривателя и т.п.). Как только нагрузка возрастает, клеммы нагреваются, после отключения потребителя происходит снижение их температуры.
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему аккумулятор автомобиля не заряжается. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах данной неисправности, а также как обнаружить и устранить причины, по которым не заряжается аккумулятор автомобиля.
В таком случае следует внимательно рассмотреть причины, описанные выше. Если просто, при задействовании мощного потребителя энергии в автомобиле, часть нагрузки автоматически перекладывается с генератора на аккумулятор. Вполне очевидно, что если есть проблемы с клеммами, силовыми проводами, наконечниками и т.д., будет происходить разогрев указанных элементов.
Советы и рекомендации
Столкнувшись с проблемами, рассмотренными выше, необходимо внимательно изучить качество соединения клемма-наконечник. Также нужно проверить целостность силовых проводов, наконечников, надежность соединения наконечника и провода, уделить внимание точкам крепления «массы» к кузову.
Это значит, что если на поверхности клемм батареи или наконечников в сжатые сроки повторно проявляются окислы, причем локализуются на каких-либо отдельных участках, это может указывать на следующее:
- аккумулятор потерял герметичность, электролит активно испаряется (имеются микротрещины в корпусе, проблемы с клапаном сброса избыточного давления батареи и т.д.);
- установлена старая или сильно изношенная АКБ, аккумулятор «кипит» (произошло осыпание пластин, замыкание «банок» аккумулятора и т.д.);
- есть проблемы с генератором или реле-регулятором (идет сильный перезаряд АКБ со всеми вытекающими последствиями).
В подобной ситуации рекомендуется провести углубленную диагностику, проверить все элементы, отвечающие за зарядку аккумулятора, а также установить заведомо исправную и полностью работоспособную АКБ.
Если же было выявлено, что поврежден сам силовой провод, в этом случае оптимальным решением будет исключительно его полная замена на качественный аналог. Лучше сразу отказаться от попыток ремонта поврежденного элемента, так как восстановление будет предполагать интеграцию дополнительных соединений, перемычек, пайки и т.п. В случае с силовыми проводами для аккумулятора это недопустимо.
Что в итоге
Как видно, наиболее распространенной причиной того, что на аккумуляторе нагреваются клеммы, можно считать окислы клеммы и плохой контакт. Удаление окислов (при условии полной исправности остальных элементов) в большинстве случаев позволяет устранить нагрев клемм, а также облегчает запуск двигателя, продлевает эффективность работы и общий срок службы аккумулятора.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как очистить и смазать клеммы аккумулятора правильно. Из этой статьи вы узнаете, почему нужно смазывать клеммы, по какой причине клеммы АКБ могут окисляться, а также какую смазку лучше использовать для клемм.
По этой причине рекомендуется периодически (1-2 раза в год) контролировать состояние клемм, наконечников и т.д. В случае появления окислов, их нужно немедленно устранять, а также в обязательном порядке смазывать клеммы аккумулятора для герметизации точек соединений.
Почему плюсовая клемма горячая и искрит
Искрение контактов: причины возникновения и способы устранения
Практически все электромеханические коммутирующие устройства со временем начинают сильно искрить. Как вы уже догадались – это искрят контакты, замыкающие и размыкающие различные цепи. Строго говоря, искрение обычных контактов происходит всегда, но оно незначительно. Проблемы начинаются с того момента, когда искрообразование нарушает нормальный режим работы электроприбора, а в области рабочего пространства коммутационного узла ощущается запах озона и гари.
Основные причины искрения
Чтобы ответить на вопрос, почему и при каких обстоятельствах возникает электрическая искра, выясним, какие процессы лежат в основе искрообразования. Собственно говоря, их немного – всего два:
-
.
- Влияние индуктивных цепей при их коммутации.
Существует ещё несколько факторов усиливающих процесс искрения. Это износ, превышение значений токов коммутации, ослабление пружин или уменьшение упругости пластин и некоторые другие.
Для лучшего понимания причин искрения рассмотрим более детально физику процесса. Начнём с понятия искры.
Из школьного курса физики известно, что между проводниками, на которых образовались электрические заряды, происходит ионизация воздушного пространства. По нему в определённый момент протекает ток. Если поддерживать разницу потенциалов на определённом уровне, то образуется электрическая дуга, с огромным тепловым излучением. Примером может служить работа сварочного аппарата.
Известно, что заданным током электрическую дугу можно зажечь лишь на определённом расстоянии между электродами. Чем больше разница потенциалов, тем больший промежуток, на котором происходит образование дугового электротока.
Искра – это частный случай кратковременной электрической дуги. Для этого явления справедливы утверждения приведённые выше. Отсюда вывод – для недопущения процесса искрообразования необходимо устранить причины, вызывающие зажигание электрической дуги. В частности, при разомкнутом или замкнутом положении контактов искрение прекращается по причине исчезновения условий для существования тока в ионизированном пространстве.
А теперь остановимся вкратце на процессах, вызывающих искрение в коммутационных устройствах.
Дребезг контактов
Когда катушка реле замыкает электрическую цепь или разрывает контакт, он под действием упругих сил несколько раз отскакивает. В определённые моменты расстояние между контактами оказывается настолько маленькое, что создаются условия для электрического пробоя. Поскольку процесс дребезга длится лишь доли секунды, то образуется именно искра, которая исчезает в положении замкнутого контакта. Искрение прекращается также в том случае, когда цепи полностью разомкнуты.
Влияние индуктивных цепей
При коммутации электродвигателей и различных соленоидов на выводах индуктивной нагрузки происходит образование ЭДС самоиндукции: E = -L*di/dt.
Из формулы видно, что ЭДС пропорциональна скорости изменения силы тока. Поэтому, при мгновенном расхождении контактов её величина резко возрастает. Кроме того, на ЭДС самоиндукции влияет индуктивность коммутируемого устройства. В частности, такой принцип коммутации использовался в старых моделях автомобилей. Контакты прерывателя с огромной скоростью разрывали цепь катушки индуктивности, в результате чего на электродах свечей зажигания напряжение достигало десятки киловольт.
В нашем случае напряжение разрыва, конечно же, значительно меньше, однако его вполне достаточно для образования искры. Заметим, что определённой индуктивностью обладают даже обычные провода. Поэтому искрение возможно при отключении нагрузки, находящейся в конце длинных линейных цепей.
Прочие причины искрения
Выше упоминалось о том, что усилить искрение могут различные факторы, связанные с эксплуатацией коммутационных устройств. В данном разделе мы рассмотрим, что происходит под действием некоторых факторов:
- При плохом контакте увеличивается продолжительность дребезга, что является причиной усиления искрения.
- Если ток коммутации сильно отличается от номинального (в большую сторону) то, во-первых, греются контакты, а во-вторых – искра получается более мощной и разрушительной.
- Когда ослабление упругости пластин коммутационной системы не обеспечивает надёжного замыкания, то это ведёт к подгоранию контактов, образованию налёта и сажи, увеличивающих процесс искрообразования.
Заметим, что в электродвигателях постоянного тока искрят щетки. В оптимальном режиме работы мотора искрение незначительное. Но при перегрузках или в случаях междувитковых замыканий происходит значительное искрообразование, разрушающее коллектор. Похожее явление происходит при плохом прижимании щёток или в результате засорения промежутков между пластинами коллектора.
На рисунке 1 изображен якорь с подгоревшим коллектором.
Рис. 1. Подгоревший коллектор
Искрение наблюдается, когда вставляют в розетку вилки шнуров, во время подключения мощных электроприборов. Явление усиливается, если штырьки штепселя не соответствуют гнезду розетки.
Последствия, к которым приводят плохая коммутация в розетке, показаны на рис.2.
Рис. 2. Последствия плохой коммутации
Последствия
Искрение контактов не проходит бесследно. Возникают побочные следствия, сокращающие срок службы коммутирующих устройств:
- выгорают контакты;
- ослабляются упругие пластины, контактной группы;
- перегреваются реле и розетки;
- при наличии мощного тока отключения искра может стать причиной пожара, вызвать ожоги у обслуживающего персонала.
Пригоревшие контакты могут залипать, вследствие чего нарушается работа электрооборудования. Если такая неприятность случится в защитных коммутирующих устройствах, это может привести к непредсказуемым ситуациям.
Способы устранения
Выяснив причины искрения, вы можете выбрать действенный способ устранения неполадки. Например, если плохо соединяются контакты, это может быть признаком их засорения сажей. Необходимо удалить весь нагар, используя растворители. Обычно протирают контакты ваткой, пропитанной спиртом. В качестве растворителя подойдёт обычная водка или одеколон.
Изначально поверхность контактов делают очень гладкой для лучшего прижатия их друг к другу. Но в процессе эксплуатации искрение разрушает напыление, вследствие чего появляются шероховатости. Для восстановления работоспособности достаточно отшлифовать поверхность нулёвкой. Если покрытие серебряное – лучше использовать деревянную пластинку, а когда контакт сгорел, то он подлежит замене.
Возможна ситуация, когда искрит замкнутый контакт. Причиной может быть сильное его выгорание или потеря упругости пластины, которая разрывает контакт. Можно попытаться временно восстановить работоспособность реле путём шлифования или попытаться восстановить изгиб пластин.
Мы рассмотрели примеры устранения последствий искрения. Но существует ряд эффективных способов борьбы с причиной этого явления. Остановимся на некоторых из них:
- Применение неокисляющихся металлов – серебра и различных сплавов.
- Покрытие контактов ртутью (при условии, что они находятся в закрытой камере, например, контакты манометра).
- Использование схем для шунтирования.
- Встраивание в конструкции коммутирующих аппаратов искрогасительных RC цепей.
Метод с применением схем для подавления искрения довольно эффективен и не дорогой. При желании каждый, хоть немного разбирающийся в электротехнике человек, может самостоятельно изготовить искрогасящую цепь.
Для гашения искрообразования в индуктивных цепях постоянного тока достаточно установить диод параллельно нагрузке. При этом катод диода необходимо подключить к положительному, а анод соединить с отрицательным полюсом.
На рисунке 3 изображены схемы, объясняющие действие шунтирующего диода. Обратите внимание на то, как индукционный ток рассеивается на диоде, не попадая на коммутационное реле (позиция С).
Рис. 3. Схемы объясняющие действие шунтирующего диода
Для переменного тока устанавливают шунтирующую искрогасительную RC цепь. Накопленная энергия рассеивается на переходном сопротивлении, а не на контактах. Ёмкость шунтирующего конденсатора можно вычислить по формуле: Cш = I 2 /10, здесь I – рабочий ток нагрузки, а 10 – условная постоянная, позволяющая производить расчёты для простых схем RC цепей.
Сопротивление резистора находим [ 1 ]: Rш = E0 / (10*I*(1 + 50/E0)), где E0 – ЭДС (напряжение) источника питания, I – сила рабочего тока нагрузки, цифра 50 –стандартная частота переменного ток в электросети. Также пользуются для подбора параметров номограммой ниже.
По известным значениям напряжения источника питания U и тока нагрузки I находят две точки на номограмме, после чего между точками проводится прямая линия, показывающая искомое значение сопротивления резистора R. Значение емкости С отсчитывается по шкале рядом со шкалой тока I. Номограмма дает разработчику достаточно точные данные, при практической реализации схемы необходимо будет подобрать ближайшие стандартные значения для резистора и конденсатора RC-цепи.
Рис. 4. Номограмма
Сама типовая схема искрогасительной RC цепи изображена на рисунке 5.
Рис. 5. Схема искрогасительной RC цепи
Защита контактов от искрения – лучший способ продлить срок службы коммутирующего устройства. Применив несложную схему можно успешно решить задачу, связанную с искрением.
Искра при подключении аккумулятора
Трещит розетка: несоответствие стандартов и плохое качество
Итак, если вы обратили внимание, что в одном из комнатных помещений розетка коротит и трещит, когда вставляешь в нее вилку от электроприбора либо самостоятельно. Не следует сразу паниковать, если шипит розетка при включении ноутбука, или вызывать мастера специализированной компании, либо идти в торговый центр и приобретать новое устройство, потому как причина может состоять не в самой розетке или устройство ещё можно отремонтировать своими руками.
Одна из частых причин, почему при включении шипит и пищит розетка – это отличие стандартов между электровилкой и самим устройством.
Дело в том, что ещё со времен СССР было распространено 2 главных стандарта: (С) и Schuko. Различаются они сечением электродов штепселя. Для непрофессионала разница не слишком заметна, однако в то же время этот разбег приводит к неплотному электроконтакту между розеткой и вилкой. Если Schuko вилка плотно зайдет в советские гнёзда, все будет нормально, а вот обратная связь может спровоцировать то, что гнездо будет искрить при втыкании вилки.
Оптимального результата можно добиться посредством замены старых СССР элементов электрической проводки на современные устройства, которые предусматривает сегодняшний стандарт. Вторая причина, почему гудит розетка, если засунуть в нее вилку электроприбора – плохое качество устройства. Фурнитура из Китая имеет плохое качество, быстро ломается, поэтому лучше не экономить, так как микроволновка, ноутбук или другая техника могут выйти из строя, а цена того или иного электроприбора достаточно высокая.
Сборка китайских изделий некачественная:
- Электроконтакты плохо затянуты;
- Элементы из металла очень тонкие;
- Пластиковые детали мягкие;
- Сами крепежи ненадёжные.
В результате – плохой электроконтакт вилки, если ее воткнуть в гнездо с источником электрической сети, от чего и сверкает, шипит, гудит проводка. Разрешить такую ситуацию просто – следует выполнить замену китайской фурнитуры на наиболее дорогостоящую.
Предпочесть лучше таких изготовителей розеток и выключателей, как:
- ABB;
- Legrand;
- Jung.
Если есть сомнения правильно обратиться к специалисту специализированного магазина электроники.
Почему греется плюсовая или минусовая клемма аккумулятора
Чтобы понять причины, почему на аккумуляторе греется плюсовая или минусовая клемма, необходимо для начала разобраться, какие они бывают и как устроены.
Металлические клеммы являются связующим звеном между пластинами батареи и остальным электрооборудованием автомобиля. Международные стандарты предусматривают следующую классификацию клеммных выводов:
- тип А характерен для аккумуляторов европейского форм-фактора, это выводы слегка конической геометрии, сужающиеся кверху, с разным диаметром плюсовой (95 см) и минусовой (1.79 см) клемм;
- тип В характерен для АКБ, соответствующих японским стандартам, положительный вывод имеет диаметр 27 см, отрицательный – 1.11 см, что намного меньше европейских типоразмеров;
- типы F, G характеризуются винтовым или болтовым креплением проводов;
- типы Е, Т, такие клеммы распространены в России, их можно встретить и в батареях европейского производства.
Наиболее распространены батареи с выводами А и В – у большинства крупных производителей автомобильных аккумуляторов линейка моделей содержит АКБ именно этих двух типов.
Часто клеммами называют и металлические хомуты, с помощью которых кабели питания бортовой сети соединяются с выводами аккумулятора. Качественный контакт обеспечивается посредством затяжки хомутов винтами или болтами, которые с другой стороны имеют головку в виде гайки.
Сами электроды могут крепиться в батарее разными способами:
- с помощью прижимных пластин;
- цельной запрессовкой с использованием обжимного патрона;
- методом сварки или пайки (вариант исполнения с несъёмными выводами).
Минимизация электрического соединения – главное требование, предъявляемое к качеству контактного соединения. Поскольку через проводники автомобильного аккумулятора протекают токи больших номиналов, увеличение сопротивления по любой причине приведёт к разогреву контактной группы.
Чтобы минимизировать сопротивление, для изготовления деталей клеммных выводов используют материалы, обладающие отличной проводимостью (медь, свинец, бронза, латунь).
Перечислим другие требования, предъявляемые к контактам АКБ:
- большая масса, которая позволяет снизить риски потери контакта при движении транспортного средства, для которого характерны тряска и вибрационные воздействия;
- высокая механическая прочность, сохраняющая целостность конструкции после многочисленных затяжек и ослаблений клеммных соединений;
- высокая износостойкость;
- сопротивляемость к деформационным воздействиям, способность сохранять первоначальную форму;
- простота конструкции: демонтаж проводов и самого аккумулятора не должен вызывать затруднения.
А теперь перейдём к рассмотрению непосредственных причин нагрева плюсовых и/или минусовых клемм аккумулятора.
При запуске мотора, во время поворота ключа в замке зажигания, аккумулятор передаёт на стартер токи повышенного номинала, достигающие при отрицательных температурах наружного воздуха значений порядка 600 А. Если используются провода недостаточного сечения, они будут греться, то же самое может происходить и с клеммами. Рассмотрим основные причины возникновения таких проблемных ситуаций:
- плохой контакт между зажимом и выводом батареи вследствие заводского брака или нарушения геометрии одного из контактов:
- появление на клемме плёнки окислов, требующей своевременной зачистки с помощью наждачной бумаги;
- увеличение внутреннего сопротивления проводников, происходящее в результате преломления или истирания проводов. Этот процесс сопровождается снижением проводимости и повышением температуры контактной группы. Неполадка устраняется заменой повреждённого участка;
- если греется только минусовая клемма, это означает ухудшение контакта с корпусом ТС.
В некоторых случаях (при повреждениях внутренних поверхностей клеммных выводов) локализовать причину бывает практически невозможно.
Почему искрит розетка
Любое устройство, которое используется, систематически имеет свойство изнашиваться с годами. Все болтики, защёлки, пружины откручиваются и слабеют за все время применения. В итоге все это приводит, к плохому электроконтакту электродов с электросетью, в результате чего вполне реально видеть, как фурнитура искрит сама по себе, даже если вытащить штепсель.
Если электропроводка представлена проводами с жилами из алюминия, то винтовые зажимы необходимо периодически подтягивать, потому как алюминиевый сплав имеет качество «вытекать», из-за чего ослабевает электроконтакт, с которого идет искра. Также могут быть изношены сами разъёмы, куда вставляется вилка. Фиксируется штекер благодаря специальным зажимным губкам, которые при частом подкл/откл разгибаются. В такой ситуации надо пассатижами подогнуть их во внутреннюю часть.
Вышеописанные причины являются наиболее часто диагностируемыми и если своевременно обнаружить искру, проблему можно исправить стандартным ремонтом. Он несложный. Перед работой надо снять замок со щитка, воспользоваться кнопкой выключения тока, повесить предупреждающую табличку. Если розетка уже разобрана надо изучить, все остальные детали устройства: может надо исправить что-то еще.
Не менее распространенная причина того, что гнездо при включении искрит, состоит в невнимательности при приобретении розетки. Любое устройство имеет свою маркировку буквами. На фурнитуре в обязательном порядке указывается номинальный электроток (например, 16 А). Это значит, что нагрузка тока от электрических приборов не должна быть более 16 ампер. Если нагрузка не совпадает, могут развиться проблемы, в том числе и искра в розетке при вставлении в неё штекера. Бывает, даже замыкает из-за этого.
Чтобы верно подобрать подходящую фурнитуру, запомните такой расчёт:
- 1 ампер может содержать не больше 220 Вт;
- Итого, 16-амперная розетка может выдержать приблизительно 3,5 кВт;
- Этого хватит, чтобы поставить стиралку или водонагреватель.
Тут же надо оговориться. Если будет приобретена, например, 2-ая розетка и на ней будет написано 16А, это не значит, что каждое гнездо может держать такой электроток. В такой ситуации номинальный электроток разделен на оба гнезда.
Второй важный момент – следует учитывать параметр тока при включении удлинителя.
Нередко люди подключают переносное приспособление на 7 гнезд, от каждого из которых работает мощнейший электрический прибор. Если мощность будет превышать ту, что разрешена на устройстве – изделие начнёт искрить и сломается!
Внимание! Если розетка загорелась, нельзя тушить, надо вызвать пожарных, обесточить квартиру. Если она не работает, просто перегорела, следует заменить на новую, на которой стоит защита, чтобы розетка не замкнула.
Что делать, если клеммы аккумулятора сильно греются
Чтобы не допустить преждевременного выхода из строя контактной группы или всей АКБ в результате критического нагрева клемм, необходимо выполнять следующие рекомендации:
- При добавлении оборудования не использовать устройства, мощность которых в сумме с остальными потребителями превышает возможности генератора, или рассчитанные на силу тока, которая является недопустимой для проводки. В последнем случае можно заменить провода на имеющие достаточное сечение.
- Следите за тем, чтобы все электроприборы были исправными. Особенно губительными являются короткие замыкания.
- Выбирая новую батарею, обращайте внимание на геометрию и размеры токоотводов: они должны соответствовать клеммам на кабелях бортовой сети. Если вы приобретаете АКБ другого типа, не поленитесь заменить и контактную группу на кабелях.
- Регулярно проверяйте состояние контактов электродов и наконечников проводов, при их окислении/загрязнении производите качественную чистку, при необходимости подтягивайте болтовое соединение.
- В случае обнаружения на поверхности контактных элементов повреждений в виде щерблений и трещин необходимо выполнить обработку дефектов наждачной бумагой. Если это не принесёт желаемого результата, повреждённую деталь необходимо заменить. Помните, что излишний износ клеммных выводов приводит к появлению воздушных карманов и повышению сопротивления в месте контакта.
- Своевременно удаляйте окислы, появляющиеся на поверхности клемм в результате воздействия на свинец паров электролита, кислорода и сульфатов. Для этого можно использовать металлические щётки, наждачку, мелкоабразивный надфиль и даже обычный нож. После зачистки от окислов клеммы желательно обработать специальной смазкой, предотвращающей доступ к детали кислорода.
Соблюдение этих рекомендаций позволит увеличить ресурс металлических контактов и аккумуляторной батареи в целом. Сложнее обстоят дела с контактами на проводе – в отличие от АКБ, они рассчитаны на весь срок службы автомобиля, так что за их состоянием нужно следить особо тщательно.
Как избежать проблем: треск в розетке
Выше были описаны основные причины, почему может шуметь и давать искру розетка при включении штекера и методы ремонта фурнитуры своими руками. Теперь следует поговорить о том, как предупредить проблемы, а другими словами – о профилактике.
Профилактические меры следующие:
- Хотя бы раз в год надо проводить ревизию проводки.
- Зрительно надо осматривать все электроприборы в доме.
- Вставлять и доставать вилку из гнезда надо плавно, делать это разрешено только при выключенном электропитании прибора.
Ход действий на примере ТВ такой. Подключаем к электросети, нажимаем на вкл. и наоборот – отключаем ТВ. Достаем вилку из электросети. Поставить на розеточную линию автовыключатель, который предотвратит перенапряжение в сети и спасёт не только розетку.
Почему гудит розетка: последствия
Если своевременно не выявить, что розетка самостоятельно заискрила, то в итоге могут наступить печальные последствия.
А именно:
- Изначально корпус из пластика начнет плавиться;
- Далее, электроконтакт начнет подгорать;
- Затем произойдёт возгорание проводки, что приведет к пожару.
Кроме того, никто не исключает удар током и короткое замыкание. Если подключение розеток выполнено шлейфом и видно, что одно из устройств нагревается при вынимании либо включении штепселя, это может означать что монтаж был выполнен с нарушениями (например, подобрано маленькое сечение электропроводов или некачественно затянут шлейф). Соседние устройства правильно не соединять между собой, необходимо проделывать ответвление электропроводов на каждую электроточку.
Почему греются клеммы на аккумуляторе
В процессе эксплуатации электрооборудования автомобильной техники может происходить сбой, автовладелец наблюдает, что греется плюсовая клемма аккумулятора. Нарушение нормального контакта на клеммах источника питания возникает при воздействии внешних факторов. Необходимо предотвращать подобное влияние на соединения, подверженные высоким токовым нагрузкам, и при эксплуатации в агрессивных средах.
Коротко о клеммах
Соединение контактной группы электрооборудования автомобильной техники с выводами батареи производится при помощи металлических клемм.
В соответствии с международными стандартами выпускаются следующие виды:
- Тип А. Предназначен для применения в источнике питания европейского производства. Выводы представляют собой конус усеченной формы, положительный и отрицательный токоотводы имеют диаметр 19,5 мм и 17,9 мм соответственно.
- Тип В. Это контакт для источника питания автомобиля с диаметром элементов 11,1 мм для отрицательного и 12,7 мм для положительного вывода. Применяется в технике производства Японии.
- Типы F и G. Предназначены для подключения провода бортовой сети с АКБ при помощи винтов и болтов.
- Типы Т и Е. Применяются для источников питания производства России, также допускается использовать в европейской технике.
Распространение получили АКБ с выводами типа А и В, многие производители изготавливают технику соответствующей конструкции. Клеммы представляют собой металлические хомуты, которые предназначены для обеспечения контакта бортовой сети с аккумулятором. Чтобы избежать плохого контакта, необходимо затягивать детали при помощи болтов или винтов, пропущенных через корпус и с другой стороны закрепленных гайкой.
Проводники присоединяются к источнику питания:
- съемными прижимными пластинами;
- при помощи сварки или пайки, если применяются клеммы несъемной конструкции;
- методом запрессовки и обжимным патроном цельного исполнения.
Минимальное сопротивление считают одним из основных требований к контактным соединениям. В местах непосредственного соприкосновения клемм и токоотводов бортовой сети не должно быть большого сопротивления.
Через проводники протекают токи высоких значений, и такое явление может привести к тому, что нагреются выводы аккумулятора. Для предотвращения негативных последствий высокого сопротивления при изготовлении деталей используют материалы с хорошей проводимостью (свинцовые, медные, латунные и бронзовые).
К клеммам предъявляют следующие требования:
- высокая масса, благодаря которой снижается риск разрыва контакта при движении автотранспорта;
- повышенная прочность, позволяющая сохранить целостность конструкции при затягивании и ослаблении соединительной детали;
- сопротивление к износам;
- сохранение начальной формы при деформации;
- простота конструкции, позволяющая без труда устанавливать и снимать клеммы с выводов источника питания.
Однако даже детали, произведенные при соблюдении требований технологии, могут выходить из строя.
Почему греется плюсовой или минусовой контакт
Во время поворота ключа зажигания при запуске техники аккумулятор до двигателя, а также работающий генератор до источника питания передают токи высоких значений. В холодное время года показатели могут достигать 600 А. Если применять провод малого сечения, возможен перегрев проводников и непосредственно клемм.
Основные причины нагрева плюсового или минусового контакта:
- Плохой контакт клеммы и вывода источника питания. Происходит это в результате брака напроизводстве, а также износа детали при длительной эксплуатации.
- Появление пленки окисления на внутренних поверхностях контактов. Для предотвращения необходимо своевременно зачищать клеммы, выводы АКБ.
- Повышение собственного сопротивления проводников. В процессе эксплуатации происходитпреломление провода, в результате снижается проводимость, возрастает сила тока и повышается температура. В таких ситуациях специалисты рекомендуют заменить поврежденные участки проводки.
- Плохая коммутация с корпусом автомобиля (при нагреве минусовго контакта). Опытные автовладельцы советуют принимать во внимание, что иногда нагреваются не клеммы, а сами провода.
- Окисление на выводах и внутренних поверхностях клемм, плохая коммутация, которая возникает при неисправности АКБ (если повышается температура плюсового контакта). Рекомендуется зачистить металлические детали и заменить источник питания.
Опасность разогрева клемм АКБ
Повышение температуры контактной группы негативно сказывается на внутренних процессах батареи питания.
Частый разогрев клемм приводит к таким последствиям:
- При повышении сопротивления на контактах может наблюдаться рост температуры внутренних пластин АКБ. При таком явлении электролит начинает закипать и ускоренно испаряться. Источник выходит из строя, банки пересыхают, внутренние пластины осыпаются, и снижается собственная емкость.
- Постоянный нагрев контактов приводит к появлению трещин на поверхности корпуса аккумулятора. Через поврежденные участки будет происходить утечка электролита, которая грозит преждевременным выходом АКБ из строя.
- При температуре выше точки плавления свинцовых контактов происходит деформация выводов и клемм.
Иногда перегрев случается в момент запуска автомобильной техники. Во время работы двигателя при подаче нагрузки на контактную группу наблюдается повышение температуры. В данном случае у генератора не получается справиться с нагрузкой, поэтому проводники начинают забирать недостающую мощность от аккумулятора.
Если в процессе эксплуатации автомобиля стартер будет подклинивать, а запуск генератора не происходить своевременно, необходимо контролировать мощность потребления бортового электрооборудования.
Как бороться с нагревом клемм
Для того чтобы предотвратить преждевременный выход из строя клемм в результате критического повышения температуры, рекомендуется выполнять следующее:
- Не применять оборудование с мощностью потребления и силой тока, превышающими номинальные значения бортовых проводников. В этом случае необходимо заменять провода на такие, у которых сечение большего диаметра.
- Все потребители должны находиться в рабочем состоянии, чтобы не было короткого замыкания.
- Устанавливать на автомобильной технике источники питания с токоотводами, которые будут соответствовать клеммам на проводниках бортовой сети. В случае покупки АКБ другого типа рекомендуется заменять контактную группу.
- Проверять места коммутации проводов с наконечниками. Зачищать отверстие на клеммах, подтягивать болтовые соединения, при необходимости проводить пайку металлических деталей.
- При появлении на внутренних поверхностях дефектов, трещин и щерблений следует зачищать поврежденные участки наждачной бумагой с мелким абразивом либо полностью заменять элементы. Износ деталей приводит к появлению небольшого слоя воздуха, в результате повышается сопротивление и происходит перегрев.
- Удалять окислы (результат взаимодействия оксидов металлов, сульфатов и паров электролита с кислородом) с поверхности при помощи металлических щеток, наждачной бумаги с мелким абразивом и надфиля. Чтобы защитить детали от воздействия внешних факторов, после зачистки на клеммы наносят специальные смазки и спреи.
Соблюдение требований эксплуатации проводников бортовой сети увеличит продолжительность срока службы металлических контактов. При обнаружении нагрева клемм рекомендуется выявить причину, затем провести ремонт, обслуживание или полную замену контактной группы.