Шина медная для чего
Перейти к содержимому

Шина медная для чего

  • автор:

Применение медной шины

Стандартные медные шины представляют собой металлопрокат с сечением в форме прямоугольника. Габаритные размеры и состав подобной продукции может отличаться, соответственно материал имеет большое количество вариантов использования. Медь широко применяется в электротехнике, строительстве, архитектуре и других сферах деятельности.

Достоинства и особенности медных шин

Для производства сортового металлопроката применяются очищенные от примесей сплавы, с содержанием меди более 99,7 процента. Для заказа и приобретения доступна продукция в бухтах или отрезках мерной и немерной длины. Основными достоинствами, определяющими востребованность в медных шинах, являются:

  • высокие показатели устойчивости к коррозии и окислению, длительный срок эксплуатации в сложных условиях, при воздействии химически активных сред;
  • материал характеризуется отличной электропроводностью, способностью выдерживать большие электрические нагрузки по сравнению с другими металлами;
  • пластичность и гибкость металла дает возможность его использования в условиях, где другие сплавы могут сломаться под нагрузкой;
  • сварка и пайка – стандартные операции с медными шинами. Металл хорошо обрабатывается, изделия из него можно оперативно демонтировать;
  • материал подвергается переплавке неограниченное количество раз. Утилизация продукции из меди не вызывает сложностей.

Повышенная стойкость к износу в различных условиях и при любых нагрузках делает медные шины универсальным в применении материалом. Активная эксплуатация не сказывается на характеристиках продукции.

Варианты использования медных шин

В зависимости от марки и характеристики медного сплава возможно большое количество вариантов использования материала. Подобная продукция активно используется в качестве сырья для производства крепежной арматуры и сопутствующих модулей в сфере энергообеспечения. Популярными способами использования шин разного состава и размеров являются:

  • при сборке радиоаппаратуры медные шины являются одним из основных материалов; из медных сплавов используются для производства мощных и надежных шинопроводов различного назначения; применяются в производстве распределительного оборудования, для изготовления электронных приборов, линейных ускорителей;
  • материал активно используется в микроэлектронике за счет отличных характеристик электропроводности и коррозийной устойчивости;
  • в системах заземления и экранирования шина из медного сплава является одним из наиболее востребованных материалов;
  • металл используется в производстве судов речного и морского назначения, при изготовлении кранового оборудования;
  • в строительной сфере медная шина также востребована, применяется при возведении конструкций различного типа и назначения;
  • за счет отличных эксплуатационных характеристик использование медной шины актуально в дизайнерских работах, при проектировании и сборке конструкций для украшения интерьера;
  • в низковольтном оборудовании использование шин дает возможность соединить между собой электрические цепи и проводники;
  • материал активно применяется в ювелирном производстве.

Большое количество вариантов сплавов с разным содержанием меди, других металлов и примесей позволяет изменять характеристики готовой продукции, соответственно расширять область использования медных шин. Продукция, изготовленная в соответствии с требованиями ГОСТ и других нормативных документов, в точности соответствует заявленным характеристикам и способам использования.

Что такое шина медная и ее монтаж

Для реализации передачи электроэнергии на малые расстояния активно применяется шинопровод. Шина медная часто используется для реализации токопроводов. В зависимости от того, при каких условиях будет эксплуатироваться токопровод, применяют разные типы шин, изготавливаемых из меди или алюминия.

1 Почему медь и какие виды шин существуют

Выбор типа, марки, параметров должен быть осуществлен специалистом (инженером-конструктором). Для некоторых нестандартных задач шины могут быть изготовлены под заказ, под строго указанные спецификацией параметры. Электротехнические шины являются незаменимыми элементами при создании распределительных устройств, систем автоматизации и управления. При этом наиболее часто в качестве основного материала используется медь. О том, почему рекомендуется применять шины электротехнические, какому материалу отдать предпочтение, как выбрать и произвести монтаж, как не допустить ошибок при монтаже и выборе, рассказано ниже.

Для начала стоит описать, что такое шина. Шиной называют проводник, обладающий низким сопротивлением, независимо от формы, размера, сечения и материала изготовления. Их применяют в различных электрических установках. Например, в низковольтных установках их используют для соединения с отдельными электрическими цепями. В высоковольтных могут применяться на участках, которые требуют наличие низких активных и реактивных сопротивлений проводника.

Шина медная представляет собой либо полосу металла различных размеров, либо несколько сплетенных проводников круглого сечения (плетеные) — именно эти 2 формы встречаются наиболее часто.

Полосы металла различных размеров

Наиболее часто все провода, кабели и шины изготавливают из 2 материалов: алюминия и меди. Все профессиональные электрики советуют выбирать медные проводники, потому что медь, в отличие от алюминия, имеет более высокую механическую прочность, обладает высокой гибкостью, благодаря чему очень просто производить монтаж медных проводников, она прекрасно стыкуется с другими проводниками (медными) и не окисляется. Алюминий, хоть и имеет примерно сходные с медью параметры, на воздухе очень быстро окисляется, что существенно ухудшает его проводимость. Кроме того, при соединении алюминиевых проводников с проводниками из других материалов, образуется гальваническая пара, которая стимулирует развитие коррозии, и проводник будет быстро разрушаться. Именно поэтому настоятельно рекомендуется использовать медь, несмотря на дешевизну алюминия.

Шина медная, как и любой другой материал, имеет свои характеристики и типы, все они регламентируются ГОСТ 434-78. Начать стоит с разделения шин на твердые и мягкие:

  1. Твердые (ШМТ). Применяются реже, чем мягкие. Изготавливается из обычной меди, имеет более низкую проводимость, чем шины мягкие. Шина медная ШМТ используются в местах, где требуется обеспечить прочность и неподвижность шинопровода.
  2. Мягкие (ШММ). Получили широкое распространение во всех отраслях промышленности: от авиастроения до металлургии, в быту, в космической отрасли и т.д. Для их изготовления используется мягкая медь марок М1, М1М, М2 и т.д.
  3. Медная шина из бескислородной меди (ШМТВ). Это особый сплав меди, не имеющий в своем составе оксидов. На данным момент все брендовые производители изготавливают продукцию именно из такой меди. Она имеет несколько преимуществ перед обычной: нет жестких условий для термообработки, не происходят испарения меди при нагреве проводника, менее ломка и хрупка. Однако цена на такие изделия очень высока и не оправдывает их покупку.

Изделия из бескислородной меди

Шину электротехническую подбирают не только по материалам, но и по условиям ее применения. Так, луженая применяется в электротехнических установках, которые находятся во влажных условиях (улица, навес, влажное помещение). Часто такие проводники используют на подстанциях, для перехода с трансформаторов и выключателей элегазовых. Шина медная гибкая может быть как плетеной, так и плоской (в форме полосы). Применяют шины медные гибкие для монтажа шинопроводов различных установок, потому что они обладают высокой проводимостью и механической прочностью. Другая разновидность шина — плетеная медная гибкая изолированная.

Используют шину медную гибкую изолированную для создания защищенных токопроводов в помещениях, где может произойти контакт с другими проводниками или объектами.

Каждый тип шин имеет свое сечение (все возможные сечения указаны в ГОСТ 434-78), однако при необходимости ряд фирм может изготовить шину электротехническую нестандартных размеров. Для этого необходимо составить спецификацию и начертить чертеж такой нестандартной детали. Без спецификации изготовление по индивидуальным размерам затруднительно, кроме того, такую деталь нельзя применять в промышленных установках.

2 Как подбирать шины

Для реализации токопровода используют несколько шин. Количество их зависит от количества подводимых фаз, от наличия/отсутствия шины заземления, нулевой шины. Подсчет фаз дело несложное, и производится на начальном этапе проектирования, как и определение наличия земли или нуля.

Чтобы осуществить выбор шин по сечениям, необходимо рассчитать максимальный ток, который будет протекать по шинопроводу и, исходя из его значения, определить по ПУЭ и ГОСТ 434-78 сечения шин. Сечение определяется шириной и толщиной полосы, выбор не зависит от длины шинопровода. Согласно ПУЭ, значение допустимого тока может изменится в меньшую сторону, если в шинопроводе проложен более чем 1 проводник. Так шина электротехническая 40х4, проложенная в однофазном токопроводе, позволяет питать установку током в 625 А. Для двухфазного шинопровода допустимый ток составляет уже 1090 А, а не 1250. Для сечения 40х5 ток в однофазном токопроводе составляет 700 А или 705 А (для постоянного и переменного тока соответственно). Шина медная 50х10 обеспечивает работу при токе около 1000 А. Резкое увеличение значения допустимого тока наблюдается при увеличении сечения, так сечение 100х10 допускает токи 2310 А и 2470 А. А медная самолудящаяся 3×1 мм может использоваться для обеспечения питания током в 470А.

Шина электротехническая 40х4

В качестве примера: следует запитать установку НКУ постоянным током. Величина тока составляет 550 А. Поскольку расчетный ток находится между значениями допустимых токов шин сечением 40х3 (475А) и 40х4 (625А), выбирают шину, которая обеспечит расчетное значение тока. В данном случае это будет шина медная 40х4.

Шину заземления выбирают, исходя из расчетного тока, однако шина заземления будет обладать меньшим сечением.

При проектировании шинопроводов и при отсутствии каких-либо жестких требований к ним, следует отдать предпочтение гибким проводникам. Гибкая шина более прочна и долговечна, обладает лучшими характеристиками, чем твердые. Также особое внимание следует уделить фирмам-изготовителям материала. Предпочтение следует отдать отечественным производителям, поскольку все иностранные изготовители намеренно завышают характеристики своих изделий. В то время как отечественные компании их занижают. При этом важно приобретать продукцию у крупных и проверенных компаний. Например, «Норильск Никель», «Русская медная компания», «УГМК» и др. Многие мелкие компании торгуют импортным контрафактом, и высока вероятность приобретения некачественного материала.

3 Как производится монтаж

Обычно монтаж шин электротехнических не составляет особого труда. Для этого продаются специальный крепеж. В комплект обычно входит держатели из диэлектрического материала и метизы для крепления держателей к несущей конструкции. Крепление в таком случае осуществляется следующим образом: проводник вставляется в держатели и прикладывается к конструкции. Далее производится разметка под крепежные метизы. По разметкам сверлят отверстия для крепления держателей, в которые вставляется проводник.

Крепление электротехнической шины

После монтажа шины производят подключение. Для этого на полосе обычно имеются специальные отверстия, которые осуществляют соединение кабеля и шинопровода. Если отверстий нет или они находятся в неудобном для подключения месте, то их можно просверлить самостоятельно. Для подключения возможно использование и специальных приспособлений. При подключении очень важно:

  1. Обеспечить переход специальными деталями между алюминиевым проводом (жилой кабеля) и шиной электротехнической медной.
  2. Покрасить шины согласно ГОСТ в зависимости от назначения и фазы. Фаза А должна иметь желтый цвет, фаза В — зеленый, фаза С — красный, рабочая нейтраль — голубой, шина заземления — продольные полосы (желтого и зеленого цветов).

Монтаж должен обеспечивать надежное соединение проводников и надежное крепление к конструкции. Не допускается контакт шинопровода с другими устройствами, проводниками, элементами. Шинопровод должен быть защищен от посторонних контактов защитным экраном.

Часто, для экономии времени и материала, электромонтеры и монтажные организации не устанавливают защитные экраны. Цена этому — человеческая жизнь. Так, в 2011 году в Кемеровской области монтер, выполнив монтаж и подключение шинопровода, но не установив защитный экран, начал монтаж оборудования шкафа НКУ. При этом не была смонтирована система защиты и автоматического отключения питания шкафа, система оповещения (индикатор напряжения на шине). В тестовом режиме на объект было подано питание, и монтер, случайно задев головой шины, получил сильное поражение током.

Шина медная

Согласно Техническому циркуляру № 11/2006 от 16.10.2006 «О заземляющих электродах и заземляющих проводниках» и приведенной таблице ниже, для горизонтального заземлителя необходима медная шина размером 20х3 мм. Медная полоса размером 20х3 мм может поставляться немерной длиной. Это весьма удобно, при прокладке контура заземления и объединения вертикальных заземлителей.

Таблица 1. Минимальные размеры заземляющих электродов из наиболее распространенных материалов с точки зрения коррозионной и механической стойкости, проложенных в земле.

Площадь поперечного сечения

Прямоугольный

Аналогично контуру заземления медная полоса может устанавливаться внутри помещения как магистральный заземляющий проводник, к которому подключается заземленное оборудование.

Выбор сечения для медной шины осуществляется по допустимо длительному току на полюс или на фазу.

Медная шина

шина медная

Медная шина представляет собой прокат прямоугольного сечения. Токопроводящие детали, изготовленные из медных шин, являются неотъемлемой составляющей любого электротехнического прибора. Такие заготовки незаменимы при изготовлении соединительных элементов и накопительных шин для электрораспределительных щитов, приборов и аппаратов. Также шина медная используется в строительстве и архитектуре для сооружения кровельных конструкций, фасадов, фурнитуры и декоративных элементов.

Преимущества медных шин

  • Медь хорошо поддается сварке и пайке, изделия из этого металла ремонтопригодны, они легко монтируются и демонтируются.
  • Шины из меди пластичны, поэтому риск их механической поломки сведен к нулю.
  • Высокая коррозионная стойкость и устойчивость к химикатам позволяет длительно эксплуатировать такие заготовки в любых условиях.
  • Медные шины выдерживают более высокие электрические нагрузки по сравнению с аналогами из других металлов.
  • Медь безопасно утилизируется и может перерабатываться неограниченное количество раз.

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ЦЕНА НА МЕДНЫЕ ШИНЫ ЗАВИСИТ ОТ УСЛОВИЙ ПОСТАВКИ (КОЛИЧЕСТВА, УСЛОВИЙ ОПЛАТЫ, ДОСТАВКИ), ДАННЫЙ ПРАЙС-ЛИСТ НОСИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИНФОРМАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР!

Характеристика и технические свойства медных шин

медная шина

Медная электротехническая шина — это изделие цветного проката металла, которое характеризуется оптимальным уровнем проводимости, а так же высокими эксплуатационными свойствами. По структуре электротехническая полоса из меди представляет собой ленту, выпускаемую из высокочистых медных композиций с минимальным содержанием примесей, или круглый пруток, изготовленный из переплетения проводников. Оба эти виды очень востребованы на рынке металлопроката.

Медные шины применяют в качестве полуфабриката в производстве разнообразной крепёжной арматуры и сопутствующих элементов, применяемых в комплексе энергообеспечения. Кроме того, данная продукция востребована во многих областях промышленного производства, сборке радиооборудования, а так же строительной отрасли.

Медные сплавы и медь в чистом виде обладает хорошими показателями проводимости тепла и электричества. Одновременно изделия характеризуются высокой устойчивостью к образованию очагов коррозии в межкристаллической решетке, поэтому привлекает своими эксплуатационными параметрами. Медный металлопрокат, в частности ленты и полосы, обладают оптимальным уровнем мягкости, а так же легко обрабатывается всеми типами сварки. Представленные изделия и материалы возможно применять повторно после переработки, таким образом, реализованы минимальные риски загрязнения окружающей среды.

  • Оптимальная пластичность;
  • Высокая температура плавления;
  • Хорошая тепло и электропроводимость;
  • Удовлетворительное значение удельного электросопротивления.

упаковка медных шин

Именно эти качества композиций меди предоставляют возможным выпускать такой вид сортового цветного проката, как медна электротехническая шина. Такие изделия очень востребованы в производстве электротехнического оборудования и его элементов.

Основные физико-технологические параметры медных шин

Производственный процесс электротехнических полос из меди и медных композиций М-0б, М-1, М-2 регламентируется действующим ГОСТ 434-78 и Техническими условиями ТУ 48-0814-105-2000. Химсостав исходного сырья должен соответствовать нормам ГОСТ 859-2001. В настоящее время используется свыше 20 марок медных сплавов, однако для выпуска данного сортового металлопроката изготовления используются только высококачественные маркеры с содержанием меди более 99,7%. ГОСТ 24231-80 регламентирует процесс изучения и анализа состава пробных экземпляров исходного сырья.

Отгрузка медных электротехнических шин осуществляется бухтами либо отрезами длиной по 2-4 метра, поэтому вы сможете купить подходящую вариацию. В поперечном основании шин расположен прямоугольник, поэтому она очень схожа с лентой, однако высота больше.

Основные размерные параметры электротехнической шины из меди

  • Ширина: 15-120 мм;
  • Длина: 2-6 метров;
  • Толщина: 3-30 мм.

Масса 1 погонного метра шинной полосы напрямую зависит от ее плотности, а так же длины и ширины изделия. К примеру, масса одного погонного метра шины 50*5-2.230 кг, 40*4-1.430 кг, 100*10-8.910 кг, 120*100-10.690 кг, а 15*3 — всего лишь 0.400 кг. Медные шины отличаются оптимальным уровнем пластичности, тепло- и электропроводимости, при этом сохраняется высокую антикоррозийную устойчивость.

Марка в маркировке медной полосы означает композицию сплава, его чистоту, присутствие легирующих веществ, а так же отличительные черты способа производства.

Бескислородная медная шина марки М0б

производство медных шин

Маркер М0б означает, что изделие изготовлено из бескислородного медного сплава, в составе которого нет примесей, либо присутствуют в минимальном количестве. Такая продукция прекрасно обрабатывается в условиях повышенных температур, хорошо сваривается и спаивается высокими температурами.

Электротехнические шины из меди М-1 и М-2

Медные шинные ленты марок М1 и М2 производят из сплавов меди, в которых присутствует наличие кислорода, именно поэтому для обработки свариванием и пайкой обязательно создание особой рабочей среды. Такие полуфабрикаты легко поддаются деформированию, как в разогретом, так и охлажденном виде. А главной отличительной чертой подобных изделий выступает их повышенная стойкость к износу при длительной активной эксплуатации.

В зависимости от состояния металла выделяют электротехнические медные шины в твёрдой (ШМТ) и мягкой (ШММ) вариациях.

Твёрдая шина из меди

ШМТ применяется реже в сравнении с мягкими, потому что при изготовлении в качестве сырья выступает обыкновенный медный сплав, поэтому характеризуется сниженной проводимой способностью нежели ШММ. Твёрдая медная шина применяется в отраслях, где необходимо осуществить монтаж надежного и неподвижного шинного провода.

Мягкая медная шина (ШММ)

Мягкая электротехническая шина особо востребована из-за своих технических характеристик при эксплуатации в разнообразных отраслях промышленного комплекса: от самолетостроения и металлургии до бытового применения. В данных направлениях используют сплавы с маркировкой М-1, М1М, М-2 и прочие.

Шина из бескислородных медных сплавов

шина медна электротехническая

ШМТВ – это металлоизделия цветного проката, которое производится из медных композиций, не содержащих оксидных соединений. В настоящее время ведущие заводы-изготовители в производстве применяют именно такие медные сплавы, потому что они обладают рядом достоинств в сравнении с прочими марками, а именно:

  • при термообработке не требуется особых условий;
  • не испаряется при нагревании;
  • менее хрупкая и ломкая.

Однако, при своих явных преимущества стоимость бескислородных шин достаточно высока.

Изделия медного металлопроката характеризуются ровной, гладкой поверхностью, без загрязнений, с правильными обрезными краями без загибов и заусенцев. Обыкновенная обработка и нормальная точность изготовления по ширине и толще, а так же ровная поверхность с матовым покрытием.

Популярность медных электротехнических шин в области изготовления электротехники в качестве сырья обусловлена благодаря ряду преимуществ:

  • легкость и простота монтажных и демонтажных работ;
  • универсальная конструкция;
  • отличная гибкость и пластичность, благодаря которой сохраняются все первоначальные свойства, даже после гибки и деформирования;
  • плавится только при повышенных температурах, поэтому гарантируют определенный уровень пожарной безопасности;
  • высокие прочностные показатели;
  • устойчивость к процессам коррозии;
  • долговечность;

при изготовлении используют композиции с содержанием меди более 99,7% с добавлением легирующих веществ, увеличивающих пластичность готовой продукции;

производители выпускают типовые формы, которые готовы к использованию в конкретной области по сборке и монтажу электрооборудования.

Преимущественные особенности медных электротехнических шин

Как правило, в производстве кабелей, проводов, шин и прочих проводников применяют такие материалы, как алюминий или медь. Но специалисты и эксперты рекомендуют именно изделия из меди, так как они обладают повышенной стойкостью к механическим воздействиям, оптимальной гибкостью, таким образом, достигается безопасность использования и простота монтажных работ. Одновременно медные проводники легко соединяются с прочими видами оборудования и не подвергаются окислительным процессам. Хоть алюминий по свойствам практически аналогичен меди, при воздействии окружающей среды и воздуха подвергаются окислительным процессам, поэтому снижается уровень проводимости. При стыковании разных материалов (проводники из меди и алюминия) происходит образование гальванической пары, что приводит к образованию очагов коррозии и разрушению оборудования, поэтому не стоит экономить и лучше использовать медные изделия.

Правила маркировки и размеры шин из меди

Медная шина М1

Действующими Государственными стандартами сортамент производимых шинных лент предусматривает следующие параметры:

  • толщина: 4-30 мм;
  • ширина: 16-120 мм;
  • длина: 2-6 м.

В обязательном порядке в производственном процессе осуществляется закругление внешних углов поперечины. В качестве сырья заводы-изготовители используют композиционные медные сплавы, удельный вес примесей в которых максимально составляет 0,05%.

На каждую единицу продукции наносится маркировка, которая содержит следующие данные:

  • «ШМ» — шина из меди;
  • «М» или «Т» — третье буквенное обозначение указывает на состояние материала: твердое или мягкое;
  • «50х5» — цифровое выражение – отображает габариты поперечного прямоугольника (мм);
  • Если изделие производится с использованием бескислородной меди, тогда в буквенном выражении добавляется «В».

Сфера использования медных шин

Шины из медных сплавов используют для монтажа шинопроводов. Такая конструкция обеспечивает экономию электроэнергии, характеризуется малым весом, повышенными прочностными параметрами и долгим сроком эксплуатации.

Шины из бескислородной меди востребованы в распределительном оборудовании, линейных ускорителях, сверхпроводниках и приборах электроники. Так же они необходимы в отрасли микро электроники, в атомно-энергетическом комплексе, строительстве и производстве ювелирных изделий.

Условия транспортировки медных шин

Шины поставляются в штучных заготовках оговоренной длины. Допустимые отклонения по длине уточняются дополнительно с заказчиком. Если ширина шины не превышает 50 мм, а толщина – 8 мм, то заготовки могут поставляться в бухтах массой до 60 кг. Упаковки шин, выполненных в виде прямых отрезков, имеют вес от 60 кг до 0,5 т. По требованию заказчика, шины любой твердости могут быть упакованы в ящики. Бухта закрепляется в трех точках и обматывается плотным джутом, либо упаковывается любым из способов, указанных заказчиком. Такая технология транспортировки груза позволяет сохранить целостность заготовок в пути.

Стандартизированную шину медную купить вы можете, оформив заявку на нашем сайте. Компания «Ресурс» занимается оптовой продажей медных шин высокого качества. Параметры продукции соответствуют действующему стандарту ГОСТ 434-78.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *