Как называется зарядка для электромобиля
Перейти к содержимому

Как называется зарядка для электромобиля

  • автор:

Всё о электрозарядках: классификация, особенности, расчеты

Электромобили не требуют от водителя посещения заправочных станций и долгого ожидания очередей в них. Вместо этого свою очередь приходится ждать на зарядной станции. Чтобы ожидание не оказалось напрасным, важно разбираться в таких терминалах и знать особенности зарядки своего авто.

Основные виды станций для зарядки авто

Пополнить аккумулятор электромобиля энергией можно с помощью переменного (АС) или постоянного (DC) тока. В первом случае зарядка происходит медленным способом, во втором — быстрым.

Зарядка батареи переменным током делится на несколько видов:

  1. Mode 1 — зарядка от бытовой розетки (на даче, в гараже, дома). Зарядное устройство, один разъем которого представлен классической вилкой, подключается к розетке напрямую. Использование защитных устройств не является обязательным (но важно учитывать, что без них риск перегрева, замыкания или тепловой перегрузки существенно возрастает). Скорость бытовой зарядки медленная. Аккумулятор емкостью 35 кВт⋅ч будет полностью заряжен за 10-12 часов.
  2. Mode 2 — зарядка от бытовой розетки, но с применением специального защитного блока, который устанавливается на самом зарядном кабеле. Отличается повышенным уровнем безопасности. Полный заряд аккумулятора емкостью 35 кВт⋅ч в данном случае займет 8-10 часов.
  3. Mode 3 — зарядка от специальной зарядной станции. Подобное оборудование устанавливается на парковках, заправках, различных общественных площадках. Особенность такого метода заключается в токе повышенной мощности. На то, чтобы полностью зарядить электромобиль от специальной станции, уходит до 4 часов.

Зарядка переменным током носит название «Mode 4» и на сегодня она является самой скоростной. На станции быстрой зарядки пополнить аккумулятор энергией до 80-100% можно всего за 20-40 минут. Минусом такого метода является малая распространенность оборудования. Объясняется это их высокой стоимостью.

Разъемы АС станций

Станции переменного тока обладают мощностью до 43 кВт и двумя основными разъемами:

  • Type 1 (J-PLUG, Тип 1, J штекер, SAE J1772);
  • Type 2 (Mennekes, Тип 2).

Первый разъем выполнен по североамериканскому стандарту. В основном, он характерен для электромобилей японских и американских производителей. В таких разъемах 5 контактов. Сила тока составляет 32 А, а максимальная мощность и напряжение — 7,4 кВт и 230 В соответственно.

type1-2_2.jpg

Type 2 является европейским стандартом. В отличие от североамериканского разъема, он имеет 7 контактов, что позволяет ему подключаться к трехфазной электросети. Сила тока Type 2 составляет 63 А, а максимальная мощность и напряжение — 7,4/22 кВт и 400 В. Актуален такой разъем, в основном, для автомобилей из Европы. Также он популярен среди некоторых китайских электромобилей.

Разъемы DC станций

DC станции отличаются более высокой мощностью — до 500 кВт. Соответственно, и разъемы в данном случае используются другие:

  • CHAdeMO (CHArge de Movie);
  • GB/T (GBT);
  • Tesla Supercharger;
  • CCS Combo (Combo 1 и 2).

CHAdeMO является японской разработкой. Поэтому и актуален такой разъем, в большей степени, для авто из Японии, а также для некоторых американских электромобилей. Сила тока в данном случае составляет 125/400 А, максимальное напряжение — 500 В, а максимальная мощность — 62,5/200 кВт.

Типы_разъемов_94cab45cecb2b562bda4566261e2a2f8.png

CCS Combo — европейский разъем. Он представляет собой усовершенствованную версию Type 1. Использовать его можно для подзарядки от источника как постоянного, так и переменного тока. Разъем Combo 1 характерен для европейских электрокаров, а Combo 2 используется крайне редко и только на американских и японских авто. Контактов в данных разъемах 7 и 5 соответственно. Сила тока в обоих случаях составляет 200 А. Максимальное напряжение — 200/500 В. Мощность переменного тока — до 7,4 кВт, а постоянного — до 350 кВт.

GB/T (GBT) на российском рынке практически не встречается. Он разрабатывался исключительно для китайских электромобилей. Tesla Supercharger же характерен для автомобилей одноименного бренда.

Как найти подходящую зарядную станцию?

Лишь на первый взгляд может показаться, что в разъемах зарядок для электромобилей легко запутаться. В действительности же достаточно знать характеристики зарядного кабеля своего автомобиля.

Например, самый популярный в России электромобиль Nissan Leaf поставляется с кабелем, один разъем которого идентичен разъему на самом электромобиле и представлен Type 2, а второй — Type 1. Соответственно, станцию для него необходимо искать по разъему для самой зарядки — Type 1. Чтобы сделать это было проще, можно использовать специальное приложение, указав в нем необходимые параметры искомой станции.

IMG_0826-min.jpg

В России среди станций с переменным током наиболее распространенными являются те, что поддерживают подключение разъема Type 2. Самым популярным стандартом быстрой зарядки же является CCS Combo. Если вы часто путешествуете, всегда держите в багажнике переходник для зарядного кабеля. В мире пока нет единого стандарта разъема для зарядки электромобилей.

Сколько стоит зарядка электромобиля?

Стоимость зарядки электромобиля напрямую зависит от трех параметров:

  1. Способ зарядки;
  2. Тарифы на электричество;
  3. Емкость аккумулятора.

При зарядке через домашнюю сеть стоимость «заправки» электромобиля рассчитывается по тарифам на электричество в конкретном регионе. Средняя цена киловатта электроэнергии в России — 6 рублей. Соответственно, зарядка автомобиля с аккумулятором емкостью 40 кВт⋅ч обойдется в 240 руб. Дешево, но долго (одна зарядка может занять до 15 часов). Такой вариант удобен, например, если вы оставляете авто на паркинге или в гараже на ночь.

Важно: Ускорить зарядку дома можно с помощью полноценных домашних терминалов.

Если пользоваться услугами зарядных станций, то расходы на поддержку работоспособности авто окажутся чуть выше. Средняя стоимость подзарядки переменным током на терминалах составляет 8 руб., а постоянным током — 15 руб. Соответственно, чтобы зарядить аккумулятор емкостью 40 кВт⋅ч придется потратить от 320 до 600 руб.

272276a714080ae41828fc6a05902e54.jpg

На сегодняшний день в России (по данным Минэнерго) более 1600 коммерческих зарядных станций для электромобилей. Большая часть из них поддерживает разъемы Type 2/CCS Combo 2. Все терминалы зарядок собраны в специальные приложения для iOS, Android. Поэтому найти подходящую для себя станцию сегодня — не проблема. Более того, «заправлять» автомобиль можно и дома или даже на работе, что делает эксплуатацию электромобиля еще более выгодной и комфортной.

Заряжаем электромобиль — основные типы зарядных станций и разъемов зарядных устройств

Заряжаем электромобиль — основные типы зарядных станций и разъемов зарядных устройств

Итак, вы рассматриваете покупку подключаемого к сети автомобиля — отличный выбор. Однако покупая электромобили, вы должны проанализировать не только обычные критерии покупки, такие как цена, кузовные особенности, мощность, эффективность, запас хода, комплектация и цвет, но и вопрос зарядки электромобиля. Приобретая электромобиль или подключаемый плагин-гибрид первое, о чем задумывается потенциальный владелец — как и при помощи чего будет происходить зарядка аккумуляторных батарей. Ведь даже человек мало осведомленный о возможностях экоавтомобилей, прекрасно понимает, что обычной вилки и розетки для этого бывает недостаточно.

Попробуем разобраться, какие существуют на сегодняшний день, основные типы зарядных устройств и разъемов.

Зарядки для электромобилей априори разные, к сожалению единого стандарта, по примеру mini-USB в производстве электрокаров пока нет (на данный момент ведется работа по внедрению в Европе потенциально единого стандарта с разъемом коннектора CCS Combo 2). Существует 4 типа зарядных станций, о которых должен быть осведомлен каждый водитель или будущий владелец электромобиля и несколько видов коннекторов, которыми комплектуются станции и модели электромобилей.

Типы зарядных станций:

Mode 1

Наименее мощный тип зарядки, осуществляемый преимущественно от бытовой сети. Интервал подзарядки электромобиля с помощью такого метода, составляет приблизительно 12 часов. Процесс происходит без специального оборудования, при помощи стандартной розетки и специального адаптера переменного тока. На сегодня данный тип практически не применяется для зарядки серийных автомобилей из-за низкой безопасности подключений.

Mode 2

Стандартный тип зарядной станции переменного тока, использовать которую можно в быту или пользоваться на автозаправочных комплексах. Применяется для зарядки электромобилей всех типов с традиционными разъемами подключаемого коннектора с системой защиты внутри кабеля. Длительность процесса составляет порядка 6-8 часов при емкости аккумуляторных батарей 20-24 кВт•ч.

Mode 3

Самый мощный режим, используемый на станциях с переменным током. К нему применимы разъемы Type 1 — для однофазной и Type 2 — для трехфазной сети.

Mode 4

Тип зарядных станций в которых применяется не переменный, а постоянный ток. Мощность подобных комплексов для некоторых электромобилей бывает слишком высока. У тех же, что поддерживают подобный стандарт, аккумуляторы заряжаются до 80% в течении 30 минут. Подобные зарядные комплексы можно встретить на городских парковках и шоссе, хотя они довольно редки в Украине, поскольку обустройство такого комплекса требует отдельной линии электроснабжении большой мощности. Кроме того цена данной зарядной станции довольно высокая.

Tesla Supercharger

Разъем Tesla Supercharger (США)

Разъем Tesla Supercharger (США)

Разъем для зарядки европейской версии Tesla Model S

Разъем для зарядки европейской версии Tesla Model S

Разъем для зарядки американской версии Tesla Model 3

Разъем для зарядки американской версии Tesla Model 3

Так как в характеристики Mode 1-4 постоянно вносятся правки, предлагаем более простую классификацию типов зарядных станций по мощности зарядки:

  1. Для бытовых электросетей переменного тока 230 В до 16 А (3,7 кВт). Их часто называют кабелем так как они имеют малый корпус.
  2. Для ускоренной зарядки от электросетей переменного тока 230 В/400 В от 16 А до 40 А (от 3,7 кВт до 30 кВт).
  3. Fast charger или «Суперчарджер» — быстрая зарядка постоянным током подает питание на аккумулятор минуя инвертор. Это габаритное стационарное оборудование мощностью от 10 кВт до 400 кВт.

Зарядные станции также можно классифицировать по принципу использования:

  • Станции предназначенные для стационарной установки.
  • Для портативного использования в одном или нескольких местах.
  • Станции для портативного и стационарного использования.
Зарядные станции
Скоростные Ускоренные
Стационарные Портативные
Персональные Коммерческие

Классификация видов электромобильных разъемов

Кроме режимов работы зарядных станций необходимо знать и типы разъемов подключения коннектора, которые адаптированы к работе каждой из них.

Тип разъема коннектора Type 1 J1772

5-ти контактный стандартный разъем электромобильного коннектора, характерный для большинства электромобилей американского и азиатского производства. Разъем Type 1 применим для подзарядки электромобиля от зарядных комплексов, работающих по стандартам Mode 2, Mode 3. Подзарядка происходит при помощи однофазной сети переменного тока с максимальным напряжением 230 В, силой тока 32 А и предельной мощности в 7,4 кВт.

Электромобильный коннектор с разъемом Type 1 J1772 (США/Япония)

Тип разъема Type 1 J1772 (США/Япония)

Разъем Type 1 J1772 для зарядки американской версии Nissan Leaf 2018

Разъем Type 1 J1772 для зарядки американской версии Nissan Leaf 2018

Type 2 (Mennekes)

7-ми контактный разъем характерный в основном для европейских электромобилей, а также для ряда китайских авто прошедших адаптацию. Особенность разъема заключается в возможности использовать однофазную и трехфазную сеть, с максимальным напряжением 400 В, силой тока 63 А, и мощностью 43 кВт. Обычно 400 В 32 А

22 кВт при трехфазном подключении и 230 В 32 А

7,4 кВт при однофазном подключении. Разъем допускает использование зарядных станций с режимами работы Mode 2, Mode 3.

Электромобильный коннектор с разъемом Type 2 Mennekes (Европа)

Тип разъема Type 2 Mennekes (Европа)

Разъем Type 2 Mennekes для зарядки европейской версии Nissan Leaf 2018

Разъем Type 2 Mennekes для зарядки европейской версии Nissan Leaf 2018

CHAdeMO

2-контактный коннектор постоянного тока разработанный при сотрудничестве крупнейших японских автопроизводителей с компанией TEPCO. Может использоваться для зарядки большинства японских, американских и ряда европейских электромобилей. Рассчитан для использования на мощных зарядных станциях работающих от постоянного тока в режиме Mode 4, позволяющих заряжать батарею электромобиля до 80% в течении 30 минут (на мощности 50 кВт). Рассчитан на максимальное напряжение 500 В и силу тока 125 А с мощностью до 62,5 кВт, но уже характеристики существенно увеличиваются.

Электромобильный коннектор с разъемом CHAdeMO (США/Япония/Европа)

Тип разъема CHAdeMO (США/Япония/Европа)

Разъем CHAdeMO для зарядки европейской и американской версии Nissan Leaf

Разъем CHAdeMO для зарядки европейской и американской версии Nissan Leaf

CCS Combo (Type 1/Type 2)

Комбинированный тип коннектора, который позволяет вам использовать как медленные, так и быстрые быстрые точки зарядки. Работа разъема возможна благодаря инверторной технологии преобразующей постоянный ток в переменный. Транспортные средства с таким типом соединения могут принимать зарядную скорость вплоть до максимально «быстрой» зарядки. Разъемы CCS Combo не одинаковы для Европы и США и Японии: для Европы предлагают разъем Combo 2 совместимый с Mennekes, а для США и Японии Combo 1 который связан с J1772. Зарядка при помощи CSS Combo рассчитана на 200-500 В при 200 А и мощности 100 кВт. CSS Combo 2 на данный момент наиболее распространенный тип разъема на быстрых зарядных станциях в Европе вместе с CHAdeMO.

Электромобильный коннектор с разъемом Type 2 CCS Combo2 (Европа)

Тип разъема Type 2 CCS Combo2 (Европа)

Opel Ampera-e для европейского рынка с с разъемом Type 2 CCS Combo

Opel Ampera-e для европейского рынка с с разъемом Type 2 CCS Combo

Электромобильный коннектор с разъемом Type 1 CCS Combo1 (США/Япония)

Тип разъема Type 1 CCS Combo1 (США/Япония)

Chevrolet Bolt EV для американского рынка с разъемом Type 1 CCS Combo

Chevrolet Bolt EV для американского рынка с разъемом Type 1 CCS Combo

Данный стандарт характерен для автомобилей только китайского производства и часто его называют просто GBT. Визуально он почти полностью напоминает европейский Mennekes, но технически с ним не сопоставим. Существует два типа разъемов для данного стандарта один для медленной второй для быстрой зарядки.

Электромобильный коннектор с разъемом GB/T 20234 переменнонго тока (AC)

Электромобильный коннектор с разъемом GB/T 20234 переменнонго тока (AC)

Электромобильный коннектор с разъемом GB/T 20234 постоянного тока (DC)

Электромобильный коннектор с разъемом GB/T 20234 постоянного тока (DC)

Далее приводим информационную таблицу, в которой вы сможете найти данные о типах разъемов для европейских и американских электромобилей популярных в Украине. Данная информация поможет тем, кто хочет купить электромобиль, но не владеет в полной мере данными касательно зарядки электромобилей.

Электромобиль Регион Порты переменого тока АС Порты постоянного тока DC Примечание
Type 1 J1772 Type 2 Mennekes Tesla Supercharger CCS Combo 1 CCS Combo 2 CHAdeMO Tesla Supercharger
BMW i3 US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка только через CCS Combo
EU нет да нет нет да нет нет
Chevrolet Bolt EV US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка только через CCS Combo
Opel Ampera-e EU нет да нет нет да нет нет
Chevrolet Spark EV US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка только через CCS Combo (Скоростная АС зарядка не поддерживается)
EU нет нет нет нет нет нет нет
Fiat 500e US да нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет да нет нет нет нет нет
Ford Focus Electric US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет да нет нет да нет нет
Hyundai Ioniq Electric US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка только через CCS Combo
EU нет да нет нет да нет нет
Jaguar I-Pace US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка только через CCS Combo
EU нет да нет нет да нет нет
Kia Soul EV US да нет нет нет нет да нет Скоростная зарядка только через CHAdeMO
EU да нет нет нет нет да нет
Mercedes-Benz B-Class Electric US да нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет да нет нет нет нет нет
Mitsubishi i-MiEV US да нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU да нет нет нет нет нет нет
Nissan e-NV200 US да нет нет нет нет опция нет Скоростная зарядка только через CHAdeMO
EU до 2018 с 2018 нет нет нет опция нет
Nissan Leaf US да нет нет нет нет опция нет Скоростная зарядка только через CHAdeMO
EU до 2018 с 2018 нет нет да опция нет
Renault Kangoo Z.E. US нет нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет да нет нет нет нет нет
Renault ZOE US нет нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка только АС
EU нет да нет нет нет нет нет
Smart ForTwo Electric Drive US да нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет да нет нет нет нет нет
Tesla Model S US нет нет да нет нет переходник да Скоростная зарядка CHAdeMO через адаптер, Tesla Supercharger
EU нет да нет нет нет переходник да
Tesla Model X US нет нет да нет нет переходник да Скоростная зарядка CHAdeMO и CCS Combo2 через адаптер, Tesla Supercharger
EU нет да нет нет переходник опция да
Toyota RAV4 EV US да нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет нет нет нет нет нет нет
Volkswagen e-Golf US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка только через CCS Combo
EU нет да нет нет да нет нет

Хотели бы напомнить, что для удобства использования электромобилей работает online-карта электрических зарядных станций в Украине, и на которой видно, какие типы зарядных станций действуют в стране и какой тип разъемов используется на каждой из них.

Если статья вызвала у вас не только праздный, но и практический интерес и вам действительно необходимо купить зарядные станции или устройства для электромобилей, сделать это можно при помощи удобной формы для заказа:

Типы зарядок электромобилей

Зарядка для электромобиля

Электромобиль обладает такой же батареей, как и сотовый телефон или ноутбук. Различаются эти батареи лишь в мощности и объеме. Поэтому вполне понятно, что для ее подзарядки применяется такая же зарядка, что и для любого иного гаджета, различия заключаются только в мощности, размере зарядки и силе тока. Также отметим, что производители электромобилей применяют свои уникальные разъемы.

Понятие зарядного устройства для электромобиля

Зарядное устройство для электрокара является устройством, преобразующим переменный ток высокого напряжения в постоянный. Оно может быть различного типа:

  • стационарными (например, стойки, шкафы настенные и другое);
  • портативными (есть возможность с собой возить, в багажнике).

Выглядит портативная зарядка как обычный гаджет, подключающийся к источнику питания при помощи обычной бытовой розетки либо к специальному разъему. С иной стороны такое устройство наделено соответствующим разъемом для подключения к электрокару. Стационарные устройства имеют подключение к электросети за счет однофазной или трехфазной цепи, причем трехфазная выдает наибольшую мощность, благодаря чему увеличивается срок зарядки. По своей сути, это стационарная станция, которую есть возможность поставить в гараже. Эти же станции можно встретить на электрозаправочной станции https://toka.energy/, а также на стоянках, предназначенных для электромобилей.

Такая стационарная станция имеет всегда подключение к электросети. Чтобы подключиться к автомобилю, есть специальный шнур, иначе электрокабель, а на его конце имеется разъем для подключения к электрокару.

Типы зарядных устройств для электрокара

Бывают различные зарядки для электрокаров. Различаются они в портативности и в разных схемах питания. Хотя есть такие зарядные устройства, которые могут работать без проводов.

Типы зарядок для электромобилей, которые вы должны знать:

  • от обыкновенной розетки в 220 Вт;
  • от сети, имеющей напряжение в 380 Вт. Причем имеет два типа: однофазная цепь, трехфазная цепь;
  • беспроводная;
  • с постоянным током;
  • от бензогенератора;
  • от солнечной батареи.

Если говорить о солнечной батарее, то данный вариант не считается самым эффективным, потому такая зарядка используется производителями только для небольшого увеличения запаса хода.

Самые распространенные способы зарядки

Самыми распространенными сейчас являются зарядки от обыкновенных розеток, потому как зачастую только этим способом есть возможность зарядить свой электромобиль у себя в гараже. Что же касается электрозаправочных станций, то наибольшее распространение получили трехфазные цепи.

Если брать во внимание темпы развития электрокаров, то можно с уверенностью сказать, что это довольно перспективный транспорт. Благодаря регулярно растущему количеству электрозаправок уже довольно скоро владельцы автокаров смогут позволить ездить без ограничений даже на загородных трассах, а за счет существования портативных зарядных устройств уже сейчас есть возможность остановиться на ночь и подзарядить батарею, оставшись на ночлег в гостинице.

Зарядки для электромобиля: типы зарядных станций и отличия между ними

Зарядка для электромобиля (зарядная станция, установка или даже кабель) — простыми словами, это электрическое оборудование зарядки тяговой аккумуляторной батареи электротранспорта (средств индивидуальной мобильности вроде электросамокатов, легковых автомобилей на электротяге, грузовиков, автобусов, лодок и так далее).

В качестве зарядной станции для электромобилей может выступать и обычная домашняя розетка 220 В в квартире.

Евровилка с одной стороны, совместимый с транспортом штекер с другой — розеточный зарядный кабель должен быть толстым и иметь блок защиты от перегрева и короткого замыкания. Но едва ли вам понадобится домашняя розетка, если в городе будут строить удобные, мощные и быстрые станции зарядки электромобилей с приложениями и даже с бесплатной электроэнергией.

Зарядка для электромобиля: типы зарядных станций и отличия

Три категории зарядных станций для электромобилей (по целям применения)

В мире ещё не появилось чётких общеприменимых стандартов и правил кластеризации зарядных установок зарядки электротранспорта. Этим, например, EV-зарядники (EV — electric vehicle, примечание автора) отличаются от смартфонных — нет унификации.

Условно их разделяют [как указано в справочнике Национального электрического кодекса США, PDF-файл] на три основных категории целевого применения.

1. Домашние зарядки

Зарядка для электромобиля: типы зарядных станций и отличия

Домашняя зарядка нужна для поддержания личного электромобиля в заряженном состоянии. Применяется оборудование без специального контроля данных, чаще всего без сбора статистики. Используется в личных целях в собственном доме или на домашней парковке.

Однако в 2021-м году, например, в США правительство поощряет подключение «умных» домашних станций к единой сетке «Smart Grid» [источник]. Это нужно для сбора данных на сервере в целях более разумного энергопотребления и снижения затрат владельца.

2. Частные зарядки

Зарядка для электромобиля: типы зарядных станций и отличия

Частные зарядные станции электромобилей нужны для поддержания в заряженном состоянии коммерческого транспорта какой-то одной компании или групп компаний с одним владельцем без доступа для других. Подобная схема применяется в США, например, в Amazon [источник].

Как и «домашние», их закупают и устанавливают «для себя». Но основное отличие частных зарядок — они ориентированы на оптимизацию амортизационных затрат компании на транспорт. Потому оборудование должно уметь собирать статистику, управлять данными и предоставлять возможность контролировать весь процесс удалённо в режиме реального времени.

3. Общественные зарядки («электрозаправки»)

Зарядка для электромобиля: типы зарядных станций и отличия

Общественные станции зарядки электромобилей нужны для расширения автомобильной инфраструктуры. Как, например, в качестве расширения телекоммуникационной инфраструктуры применяются вышки мобильной связи.

В отличие от частных и домашних зарядные станции общественной категории ориентированы на общее использование. Их можно вполне называть «электрозаправками», которые доступны всем владельцам электротранспорта. Как городские топливные АЗС доступны всем владельцам автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Такое оборудование практически всегда [источник] оснащено системами контроля данных (по электроэнергии), безопасности и самоконтроля технического обслуживания (сбор данных для понимания, когда нужно что-то ремонтировать). Пользователям общественных зарядных станций электромобилей обычно предлагается приложение на смартфон для удобного контроля зарядки.

Зарядка для электромобиля: типы зарядных станций и отличия

Отличия разных зарядок для электромобилей

В домах горожан, в частных компаниях и на общественных пространствах могут использоваться станции зарядки электромобилей самых разных форм и конфигураций оборудования. Применяются зарядки, как в виде обычных кабелей с блоком защиты, так и в составе гигантских «колонок» по типу тех, что установлены на топливных автозаправках.

Общей международной классификации оборудования зарядных станций электромобилей пока не существует.

Есть две попытки стандартизации:

  • американская (три уровня зарядок «Level 1-3» [источник], разделены по сложности в целях понимания инвестиционных затрат);
  • европейская (четыре режима зарядок «Mode 1-4» [пример EVlink], разделены по мощности — скорости зарядки).

Для общего понимания лучше использовать американский подход. Он подразумевает именно сложность оборудования и дороговизну его эксплуатации, что важнее для российских экономических реалий, чем европейские маркетинговые «режимы» зарядки электромобилей.

1 уровень

Зарядка для электромобиля: типы зарядных станций и отличия

Оборудование малой мощности до 1,4 кВт на электромобиль с отдаваемым током 6-8 Ампер (максимально 24 А). Принцип работы, как у зарядника для смартфона. Обычно подключается к 20/30-амперной розетке переменного тока 110-120 В.

Такие зарядники уже почти не используются из-за низкой мощности. Современные электромобили за час заряжают на пробег не более 10 км (полная зарядка электромобиля занимает до 20 часов). Оборудование применимо для зарядки гибридных автомобилей с маленькими тяговыми батареями.

В России не используется. В Европе сопоставляется режиму «Mode 1».

2 уровень

Зарядка для электромобиля: типы зарядных станций и отличия

Оборудование повышенной мощности от 6,2 до 7,6 кВт при работе от переменного тока 208-240 В (до 32 Ампер). Как и зарядка первого уровня, может подключаться к бытовой 40-амперной розетке 220 В. Хотя чаще всего устанавливается стационарно с подключением к централизованному электроснабжению.

Наиболее распространённый тип оборудования в домашней и частной категориях (отличаются системой ограничения доступа, экраном управления и функциями коммутации с сервером). Оборудование заряжает современный электромобиль в течение 8 часов (за ночь). От наиболее мощных коммерческих моделей зарядников — за три часа.

В России используется на большинстве зарядных станций для электромобилей. В Европе такое оборудование наиболее распространено в режимах «Mode 2» (обычная зарядка) и «Mode 3» (ускоренная зарядка).

3 уровень

Зарядка для электромобиля: типы зарядных станций и отличия

Оборудование высокой мощности до 250 кВт (как у Tesla Supercharger до 800 А) с быстрой зарядкой от постоянного тока с напряжением до 480 В (в перспективе 1500 В с током до 3000 А, источник). Оснащается большим силовым модулем, чтобы преобразовывать ток и контролировать безопасность процесса. Устанавливается стационарно (выглядит как большой «шкаф-холодильник» с очень тяжёлыми толстыми кабелями). Подключается к промышленной трёхфазной электросети.

Его задача — быстро обслужить большое количество потребителей (электромобилей). Лучше всего подходит на роль общественной электрозаправки или частной под обслуживание большого коммерческого парка электротранспорта. Время зарядки современных тяговых батарей до 100% около 30 минут. Управление чаще всего идентично оборудованию уровня 2 (Level 2).

В России уже строятся такие электрозаправки. В Европе идентичное стационарное промышленное оборудование относят к режиму «Mode 4», и оно тоже мало распространено.

Подытожим: в чём особенности зарядок для электромобиля?

Если совсем упростить, то оборудование для зарядки электромобиля можно условно разделить на три основных типа.

  • • Устаревшие американские зарядки от сети 110 В (всё реже используется, маломощные);
  • • наиболее распространённые от сети 220-В переменного тока (используются массово в домах и частными компаниями);
  • • общественные электрозаправки от промышленной сети до 480 В постоянного тока (пока нераспространены, но за ними будущее).

Теперь вы знаете основные отличия зарядных станций для электромобилей. И это главная цель статьи — познакомить с основами инфраструктуры для электротранспорта.

Если вам интересно узнать больше подробностей (например, о кондуктивной и индуктивной зарядке, различиях в кабелях и так далее), то пишите в комментарии. Также рекомендуем ознакомиться с ограничениями, которые переживают владельцы электромобилей при зарядке зимой в мороз.

Все цифры по характеристикам, измерениям, времени зарядки и другие спецификации взяты из исследовательских работ, опубликованных:

  • • на сайте Научно-исследовательского института электроэнергетики (США, EPRI)
  • • и на сайте Департамента Энергетических Ресурсов Массачусетса (США, DOER).

В статье приведены ссылки на конкретные научные и коммерческие публикации. Вы можете использовать их в качестве источников для собственных работ и исследований.

Задайте нам вопросы в комментарии. Ждём ваши сообщения и ВКонтакте @NeovoltRu.

Подпишитесь на нашу группу, чтобы узнавать новости из мира автономности гаджетов, об их улучшении и прогрессе в научных исследованиях аккумуляторов. Подключайтесь к нам в Facebook и Twitter. Мы также ведём насыщенный блог в «Дзене» и на Medium — заходите посмотреть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *