Шина и покрышка в чем разница
Перейти к содержимому

Шина и покрышка в чем разница

  • автор:

Чем шина отличается от покрышки?

Несмотря на устоявшиеся стереотипы, шины и покрышки — это не одно и тоже. Эти термины обозначают разные конструктивные элементы автомобильного колеса. Что же будет, если перепутать и вместо шины натянуть на диск покрышку?

Еще на заре автомобилестроения пневматические шины изготавливались из нескольких составляющих. Давление воздуха держала резиновая камера, а сверху нее надевалась прочная покрышка из жесткой резины. Позднее на ней появились крошечные грунтозацепы.

Колесо в калошах

В 1910 году американская фирма B. F. Goodrich Company для увеличения прочности стала добавлять в каучуковую смесь высокодисперсный аморфный углерод или попросту сажу. Резина меньше истиралась, но эластичность колеса тут же снизилась. Поэтому инженеры решили делать протектор и покрышку отдельными элементами.

Съемный протектор для некоторых разновидностей шин применялся вплоть до шестидесятых годов. Подобные составные колеса в шестидесятые годы изготавливал Ярославский шинный завод для грузовиков ГАЗ. Однако с ростом скорости и нагрузки подобная конструкция оказалась неэффективной.

Для избежания проскальзывания съемного протектора и его срыва стали делать монолитную покрышку. Протектор наваривался сверху, как и другие слои резины. Рудиментом этих технологических процессов сейчас является так называемая вулканизация, при которой старые грузовые шины получают новый протектор.

Совместный труд

Рост скоростей потребовал новой конструкции колеса. Шины пришлось делать бескамерными, так как они лучше выдерживали многочасовые заезды по автострадам со скоростями свыше 120 км/ч. Они не боялись резких торможений и боковых перегрузок во время прохождения поворотов. С появлением бескамерных шин покрышка стала объединять все составляющие резинового колеса.

Современная шина состоит из нескольких основных частей: из каркаса (корда), протектора, а также боковин и бортов, а роль камеры играет внутренний герметизирующий слой. Именно он слезает и крошится, если проехать на спущенных колесах несколько метров. Без этой прослойки колесо понемногу стравливает воздух.

Основание бортовой зоны бескамерной шины плотно прилегает к диску и обеспечивает ее герметичность. Поэтому диск для бескамерной шины отличается от обычного наличием уплотняющих буртиков на ободе. С нарастанием давления воздуха резина сильнее примыкает к ним и плотно обжимает отшлифованную поверхность. Кроме того, перед установкой буртики смазывают герметиком.

Чтобы протектор шины хорошо держался за асфальт, он должен быть гибким, а вот его основание совсем наоборот. Поэтому сама шина пронизана кордами из разных материалов. В каркасе используют металлическую проволоку, текстильные и даже углеродистые нити. Они препятствуют растяжению материала.

В самых распространенных радиальных шинах нити корда расположены под прямым углом по отношению к бортам. Это позволяет лучше сбалансировать колесо. Но шины нужно защищать от порезов и проколов.

Боковая часть шины имеет выпуклые фрагменты, которые тоже защищают покрышку и диск от притираний к бордюрам.

В некоторых моделях колес боковины имеют свои жесткие включения и даже держат нагрузку. На таких покрышках в спущенном виде можно проехать до 80 км. В целом понятие «покрышка» в обиходе стало обозначать шину.

В общем, для подавляющего большинства легковых автомобилей используются бескамерные шины. Но и сейчас можно встретить специальные покрышки, которые эксплуатируются вместе с внутренними камерами. Они устанавливаются на старую историческую технику, на тракторные телеги и даже на велосипеды. Для автомобильных покрышек нужны не только внутренние камеры, но и специальные диски. Категорически нельзя их использовать без камер вместо современных шин. Иначе покрышки не смогут держать давление воздуха.

Разница между шиной и покрышкой

В кругу автомобилистов слова «шина» и «покрышка» часто употребляются как синонимы. Но, если разобраться, каждое из них имеет собственное значение. Итак, углубимся в терминологию и выясним, чем отличается шина от покрышки.

Общие сведения

Шина – упругая оболочка, обтягивающая обод диска колеса. Предназначается для поглощения колебаний, передающихся колесу в процессе движения транспортного средства. Кроме того, шина обеспечивает оптимальное сцепление колеса с поверхностью дорожного полотна, позволяет уменьшить шум, возникающий при движении автомобиля, и смягчает разрушительное воздействие колеса на дорогу. Частью некоторых шин является покрышка.

Шина на колесе автомобиля к содержанию ↑

Сравнение

Чтобы лучше понять, в чем состоит отличие шины от покрышки, обратим внимание на некоторые детали. Итак, шина по своему устройству может относиться к одной из двух категорий: камерная и бескамерная. В конструкции камерной шины есть покрышка. Она находится снаружи и представляет собой своеобразный чехол из резины. Именно покрышка в этом случае отвечает за надежность сцепления колеса с дорожной поверхностью и выполняет защитную функцию. Под покрышкой в шине такого типа находится камера, удерживающая сжатый воздух.

Камерная шина является подходящим решением для тех транспортных средств, в отношении которых другой вариант неприемлем. Однако у современных автомобилей колеса уже давно снабжаются шинами другой разновидности – бескамерными, обладающими рядом бесспорных преимуществ. Камера как отдельный элемент в такой шине отсутствует. Ее заменяет специальный герметизирующий слой. А бортовая зона выполняет в своем роде роль покрышки.

Типы шин

Среди основных плюсов «бескамерки» можно назвать отсутствие риска быстрого спуска колеса в случае прокола (в отличие от камерной шины), меньшее нагревание и сравнительную легкость. Важно и то, что во многих ситуациях починить бескамерную шину можно, не снимая колеса.

Но вернемся к главному вопросу и попытаемся предположить, почему происходит путаница с названием наружного элемента колеса. Вероятно, по старой памяти, с тех времен, когда еще выпускались автомобильные колеса с покрышками. Возможно, понятия подменяются и потому, что шина все-таки что-то покрывает, а именно обод диска.

В любом случае не стоит на словах упрощать значение шины, применяя к ней другое название. Зная, в чем разница между шиной и покрышкой, будет правильней употреблять термины согласно их определениям.

Почему шина и покрышка — это не одно и то же? Эволюция шин и новые технологии

Старшее поколение ещё помнит времена, когда на автомобили устанавливали двухсоставные шины, одним из элементов конструкции которых была покрышка. Однако все современные автомобили, в том числе Kia, оснащаются бескамерными шинами. Рассказываем, как они оказались на вершине шинной эволюции.

Зачем вообще нужны шины?

Пока транспорт был гужевым то есть, повозку с людьми или грузом тянули лошади или другие ездовые животные о шинах никто не задумывался. От колёс не требовалось хорошего сцепления с поверхностью или комфорта, поэтому чаще всего деревянные ободья просто обшивали железом, чтобы сделать их долговечнее.

Как только на борту появились двигатели, требования к колёсам изменились. Теперь им предстояло тянуть на себе груз, поворачивать и вовремя останавливать всю массу транспортного средства. Железо в качестве обшивки уже не годилось: не хватало сцепления с дорогой, чтобы двинуться с места или затормозить. Поэтому уже у первого бензинового автомобиля в мире, трицикла Карла Бенца, в 1885 году металлические колёса были снабжены обручами из цельной резины. Вдобавок шины сделали поездки комфортнее, поскольку смягчали толчки от дорожных неровностей.

«Пневматика»: как воздух поселился в шинах

Первыми наполненные воздухом шины получили велосипедисты. Их изобрёл в 1887 году ирландский ветеринар Джон Данлоп. А в 1895 году на гонку Париж—Бордо выехал первый автомобиль, снабжённый пневматическими шинами от братьев Мишлен.

Что дала замена цельнорезиновых ободов с накачанными под давлением резиновыми трубками?

Низкое сопротивление качению. Чтобы раскрутить колесо с пневматической шиной и поддерживать его движение, требуется меньше энергии.

Комфорт. Воздух служит амортизатором и поглощает удары и вибрации. Ход у автомобилей с пневматическими шинами более плавный, они более комфортны на длинных дистанциях или при движении по пересеченной местности.

Улучшенное сцепление с дорогой. Давление воздуха внутри шины прижимает её поверхность к дороге, помогая создать увеличенное пятно контакта с дорожным полотном.

Правда, первые пневматические шины из тонкой резины часто прокалывались и быстро изнашивались. Стало понятно, что им нужен дополнительный защитный слой в месте контакта с дорогой. Решить проблему помогла покрышка, устанавливающаяся поверх накачанной воздухом камеры: она снижает число повреждений и продлевает срок службы изделия. Уже в первые десятилетия XX века такую двухкомпонентную конструкцию стали использовать повсеместно .

Камерная шина состоит из покрышки и специальной камеры с вентилем, которая накачивается сжатым воздухом

Чем лучше бескамерная шина?

В 1947 году американская компания B.F. Goodrich сообщила об изобретении шины нового типа, объединившей внутреннюю камеру и покрышку в одной прочной конструкции. В 1952 году на разработку был выдан патент, и с течением времени бескамерные шины приобретали всё большую популярность. Почему сегодня все автомобили, включая Kia , сходят с конвейера именно с ними?

Высокая прочность. Внутренняя камера может получить повреждение в результате защемления между стенкой шины и ободом, её может проколоть жесткий элемент (корд) в износившейся покрышке. В бескамерных шинах такое просто невозможно, к тому же она теряет воздух медленнее камерной, автомобиль дольше сохраняет способность двигаться.

Выше топливная экономичность. Бескамерные шины легче, а чем меньше весит автомобиль в целом, тем меньше ему требуется энергии (топлива) для движения.

Лучше сцепление с дорогой и управляемость. Бескамерные шины имеют большее пятно контакта с дорогой, так как воздух в них распределен равномерно и давит на всю поверхность шины. Это обеспечивает большее сцепление и устойчивость, в том числе на влажном покрытии.

Меньшее сопротивление качению. У бескамерных шин отсутствуют потери энергии на трение между камерой и покрышкой, за счёт чего снижается сопротивление качению — а следовательно, улучшается динамика автомобиля и его топливная экономичность.

Более быстрый и легкий ремонт. Конструкция проще, шину легче снять, отремонтировать и установить обратно.

Более длительный срок службы. Во время движения температура бескамерной шины ниже камерной примерно на 15 °С. Это увеличивает срок службы приблизительно на 10 %.

Надеюсь, мои объяснения помогли вам разобраться, почему шина и покрышка – это не одно и то же. Еще раз в двух словах: покрышка — это внешняя часть камерной шины, контактирующая с дорогой, а шина — вся упругая конструкция, устанавливаемая на диск, которая может быть камерной или бескамерной.

Хочу еще напомнить, что хотя современные шины надёжны и долговечны, это не значит, что за ними совсем не нужно следить. Не забывайте проходить ТО , делать балансировку и сход-развал колёс, чтобы продлить срок их службы.

Хотите узнать больше про шины? Вы найдете много интересного в других наших статьях:

Какая разница между понятими «шина» и «покрышка». есть ли между ними разница? покрышка — это элемент шины?

В настоящее время в официальных документах, регулирующих вопросы эксплуатации авто-мото транспорта, слово «покрышка» не применяется, так же как и слово «шофёр», которое по французски означает истопник (паровоза).. .

Покрышка покрывает камеру — отсюда и происхождение слова, а поскольку на современных т/с камеры в колесе применяются всё реже — слово постепенно уходит из общеупотребительной лексики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *