Какие динамики стоят в колонках s90
Перейти к содержимому

Какие динамики стоят в колонках s90

  • автор:

Полезем внутрь

После прослушивания решил разобрать каждую колонку на предмет соответствия внутренностей паспортам колонок. Как выяснилось в качестве ВЧ стоят 10ГД-35, СЧ 15ГД-11А, а НЧ 35ГД(чего-то) не запомнил но с резиновым не пересохшим подвесом.
Первым делом я перемотал НЧ динамик.
Восстановление динамика для меня не составляло никаких проблем ибо занимался этим очень часто в молодости за денюжку. Оправки подходящего диаметра у меня к сожалению не оказалось, но голь на выдумки хитра и я отправился со штангенциркулем в кармане в ближайший строймаг. В качестве оправки купил какую сантехническую трубу вроде бы рублей за 20. Распилил её вдоль (это необходимо так как после намотки снять с оправки катушку иначе будет практически не возможно).
Прибавим еще 20 минут на намотку и центровку и сутки на просушку динамика. Все, динамик заиграл без посторонних призвуков и так же как не тронутый.

Начнем с ВЧ динамиков

Послушав результат и почитав великий интернет, начал думать дальше как сделать звук еще лучше. В основном все типы доработок сводятся к замене ВЧ, замене СЧ и демпфированию корпуса.
ВЧ действительно звучат не очень. Есть неприятные призвуки на ВЧ и отсутствие звонкости на СЧ. В ВЧ звене используются динамики куполами из какого то пластика/полиэтилена. Поставил для сравнения 10 Вт динамики с шелковыми куполами, звук по ВЧ стал намного прозрачнее и пропали призвуки которые просто резали слух. В итоге эти безродные динамики около 500 р за пару остались в них. Я покупал их давно и маркировка на них не читается, а что было написано на ценнике не помню. Можно использовать и динамики 10ГДВ с шелковыми куполами.

Замечу что сначала делал одну колонку и сравнивал звучание по тестовым дискам со звучанием оригинальной колонки. После прослушивания решаю оставлять переделку или возвращать все обратно. Все делалось на мой любимый слух который меня вроде бы никогда не подводил.

Доработка корпуса

Дальше я решил заняться НЧ, т.е. доработкой корпуса. Был куплен ватин за смешные деньги 38 р за метр длины и шириной 2 с чем то метра. Так же посмотрев на изготовленные фильтры прислушался к советам поменять всю проводку в колонках.
Демонтировал все динамики из колонок. Вынул фильтр и переключатели. Провода можно смело резать так как их все равно на замену.
Далее вырезал необходимый кусок ватина, взял у друга мебельный степлер, начал их внутри обшивать в 2 слоя.


Трубу фазоинвертора ставим на герметик и тоже обтягиваем ватином.

Следующее что необходимо сделать это доработать фильтр.

Схема фильтра простая

Переключатели я полностью отключил, так как они совершенно не нужны. Ненужные элементы с платы фильтра удаляем.
Меняем все тонюсенькие проводники в фильтре на нормальны медный провод.
Вот фильтр до переделки.

А это медный провод около 4 квадратов использованный почти для всех соединений

В итоге переделанный с убранными делителями и регуляторами

дальше устанавливаем его в корпус и закрываем ватином.
Также ватином закрываем весь СЧ бокс снаружи.

СЧ звено

В принципе после таких доработок, звук изменился в лучшую сторону, бас стал более четким, верхние частоты стали «прозрачнее» и «легче» но средние все равно мне не нравились не хватало верхней середины. Не хватало звонкости в вокале.
Порывшись в своих запасах нашел два 4ГД-8Е в отличном состоянии. Поставил один динамик и долго сравнивал полученный результат. Результат понравился. В одной блюзовой записи услышал удары щеточек по основному барабану. До этого я их не различал.
Но эти динамики простояли в акустике не долго.
Послушав недельку доработанные колонки пришел к выводу к тому что звук начал меня утомлять.
Вероятно все это вызвано тем что динамические головки 4ГД-8Е имеют очень высокую добротность и в закрытом боксе имеют очень изрезанную АЧХ. К сожалению нет нормального микрофона чтобы провести измерения. Да СЧ динамики оснащались ПАС из поролона закрывающего задние отверстия в динамиках. Сам СЧ бокс заполнен распушённой «глазной» ватой.

В интернетах часто писали про 5ГДШ-5-4 и 6-ГДШ-5, про то что они после установки ПАС отлично выдают СЧ. Пройдясь по соседним радиомагазинам купил пару 6-ГДШ-5 4 Ом за 110 р. Насколько я понял их устанавливают в бытовой радиоэлектронной аппаратуре. Заклеил тонким ватином окна в корзине диффузородержателя и поставил их вместо 15ГД-11А, благо установочные размеры у них полностью совпадают. Существует еще один способ доработки СЧ динамиков — пропитка подвеса мистическим герленом размешанным с кровью дирижера оркестра с ацетоном и нанесением тонким слоем на тыльную сторону диффузора. Но вешь я так понял это достаточно редка и в строймагах только руками разводят. Было бы взял на эксперимент ведь 110 р на пару новых динамиков не жалко.

После всех операций собираем полностью акустику и наслаждаемся новым звуком. Звук я тестировал на самодельном усилке высокой верности Сухого (боюсь щаз истинные ценители Hi-Fi будут извергать лучи поноса в мою сторону) Усилок кста я тоже сам собирал, с небольшими доработками по питанию и отыграл он уже точно более десятка лет, но так находится все в том же виде инженерного образца. Подключал все это к Sb Live! Проигрывая flac специальных дисков например аудио доктор. И просто wav и flac дисков которые специально рекомендуют для тестирования звукового тракта.

Затраты 1000 р. сама акустика
500 р ВЧ динамики
110 р СЧ динамики
рублей 150 ватин, клей скобы для степлера шурупы и прочая мелочь
Итого 1760 р.
Что же мы получили?

Вот такую симпатичную акустику
image

Далее идет только мое мнение и мнение моих друзей случавших её.
Друг владелец напольников jbl модельку не помню но стоят около 20 000 за однуи ресивера Yamaha, однозначно согласился что после доработки S90 переигрывают его комплект.
Меня звук полностью устраивает. Ходя по разным салонам с акустикой и слушая её я понимаю, что такой звук дешевле 15 000 р. за одну АС не купить.

ЗЫ Сейчас они играют совместно с Простым усилителем Гумеля и предварительным усилителем ВВ Сухого. Подключено все к той же звуковухе SB Live! и работает как фронт к 4.0 звуку для просмотра фильмов на ЖК панельке 37″. Реализма в фильмах катастрофах хоть отбавляй. О добавлении саба даже не думаю.

Колонки S90: технические характеристики, схема. Колонки своими руками

Меломаны постоянно заводят споры о том, какую акустическую систему выбрать для комфортного прослушивания музыки в домашних условиях. И это неспроста: весь контингент разделился на два лагеря. Первые считают, что стоит выложить кругленькую сумму за покупку крутой Hi-Fi (или того лучше Hi-End) системы, чтобы быть счастливым и забыть о головных болях насчет этой темы на всю оставшуюся жизнь. Но есть и те, кто не готов отдать накопления всей своей жизни за дорогую акустику (вместо положенного автомобиля или квартиры), поэтому и считают лучшим вариантом приобретение более простой аппаратуры либо же доработку старой доброй классики до хорошего звучания.

В данной статье речь пойдет об одной из популярнейших аудиосистем еще производства времен СССР, которая не смогла оставить равнодушным ни одного своего обладателя. Колонки S90, технические характеристики которых способны будоражить сознание и по сей день, стали одним из самых высоких достижений советской фирмы «Радиотехника».

Модели колонок

Самое первое, что стоит упомянуть, это настоящее и полное наименование модели колонок – 35АС-012. Немаловажным фактором является и то, что данная акустика выпускалась в нескольких вариациях. Самые популярные из них – S90 и S90B. Также существовали модели S90i, S90D и S90f, но они не получили большого распространения и в настоящее время почти не встречаются.

колонки s90

Модель с постфиксом «B» отличалась от обычных «девяностых» более широким диапазоном воспроизводимых частот. Также значимым отличием было введение индикатора электрической перегрузки динамиков. Рекомендуемое значение мощности высококачественного усилителя для данных колонок находится в диапазоне от 20 до 90 Ватт. Стоит также отметить, что «Радиотехника» S90, S90B (и другие модификации) были первыми моделями акустических систем, которые удовлетворяли международным требованиям к аппаратуре категории Hi-Fi.

Конструкция

Корпус, в который заключены колонки S90, является, по сути, неразборным прямоугольным ящиком, изготовленным из древесно-стружечных плит. Облицовкой служит фанерованный шпон из ценных пород дерева. Стенки колонок в толщину достигают 16 мм, лицевая панель выполнена из фанеры толщиной 22 мм. Внутренние стыки стенок корпуса соединены специальными элементами, которые увеличивают жесткость и прочность конструкции, но не препятствуют качественному звучанию.

колонки s90 характеристики

Если взглянуть на устройство спереди, то динамики располагаются в следующем порядке (сверху вниз): ВЧ-динамик, СЧ-динамик и НЧ-динамик. Также на передней панели колонки S90 можно увидеть график АЧХ (амплитудно-частотной характеристики) и отверстие фазоинвертора. Тогда как АЧХ располагается сверху либо снизу (в зависимости от модели акустики), фазоинвертор всегда находится в нижней части. Сделано это из соображений правильной конструкции для лучшего звучания и придания колонкам хороших басов.

Колонки S90: характеристики

Если брать в пример обычные S90, то в них установлены динамические головки прямого излучения. Точнее, высокочастотная головка 10ГД-35, среднечастотная головка 15ГД-11А и низкочастотная головка 30ГД-2 (в более поздних моделях – 75ГДН-1-4).

Акустическая система оснащена двумя ступенчатыми регуляторами уровня воспроизведения для регулировки СЧ и ВЧ в диапазонах от 500 до 5000 Гц и от 5 до 20 кГц. Каждый регулятор перемещается в трех фиксированных положениях. В положении «0» для сигнала с разделительного фильтра нет никакого препятствия, и он подается непосредственно на соответствующую головку. При использовании положений «-3 дБ» и «-6 дБ» сигнал ослабляется в 1.4 и 2 раза соответственно по отношению к положению «0». С помощью переключения выбранного регулятора можно произвести изменения в тембральной окраске звучания.

колонка s90 фото

Паспортная мощность колонок S90 – 90 Ватт, тогда как номинальная – 35 Ватт. Показатель номинального электрического сопротивления в данной акустической системе находится на отметке в 4 Ома, а диапазон частот, доступных для воспроизведения, колеблется в промежутке от 31,5 Гц до 20 кГц. Номинальное звуковое давление же у S90 – 1.2 Па. Хочется отметить достаточно внушительные размеры одной колонки – 71,0 х 36,0 х 28,5 см, а суммарная масса всей системы достигает 30 кг.

Схема АС и подключение к источнику звука

Для того чтобы понять, стоит ли заниматься доработкой любой акустической системы, нужно изучить все данные и аспекты аппаратуры. Ниже приведена электрическая схема колонок S90. Разобраться в ней сможет каждый даже начинающий радиолюбитель, нужно лишь иметь хотя бы базовые знания.

схема колонок s90

Еще одним немаловажным моментом является правильное подключение акустической системы. Ведь если что-то пойдет не так, еще при подключении можно, того не желая, вывести аппаратуру из строя. Чтобы понять, как подключить колонки S90, не нужно быть профессионалом. Главное, иметь источник звука с усилителем не менее 20 Ватт (при этом, скорее всего, звук будет недостаточно громким для больших помещений), но и не более 90 Ватт. В случае превышения допустимого значения мощности усилителя пользователь рискует остаться без акустики ввиду ее поломки. Для подключения же потребуются обычные провода для акустики, которые необходимо соединить с клеммами на каждой колонке и на усилителе. Главным условием подключения является соблюдение полярности.

Доработка 35АС-012

Как становится ясно из описания выше, сама по себе акустическая система имеет неплохие технические характеристики и способна на «раскачку» даже небольших общественных помещений. Но для домашнего использования самый изысканный меломан предпочтет доработать колонки S90 своими руками. А все потому, что собранные более двадцати (а то и тридцати) лет назад акустические системы фирмы «Радиотехника» уже в те годы не обладали высоким качеством сборки и используемых материалов.

Разбор

В том случае, если акустика была приобретена в б/у состоянии и на данный момент неплохо потрепана жизнью, стоит придать значение внешнему виду. Для этого нужно разобрать колонки S90, предварительно положив их на «спину».

При снятии динамиков нужно учесть, что ВЧ- и СЧ-головки крепятся к корпусу с помощью тех же винтов, что и декоративные сетки, и накладки. НЧ-динамик же крепится отдельно, и нужно быть максимально осторожным, чтобы не повредить его при откручивании.

Далее следует вытащить фазоинвертор, предварительно сняв с него крышку. Так как деталь пластиковая, стоит приложить максимальную аккуратность, чтобы нечаянно не обломить крепления.

Регуляторы ВЧ/СЧ демонтируются намного проще, чем кажется. Всё, что потребуется сделать, — это аккуратно снять декоративные заглушки, которые находятся в центре каждого регулятора. После этого с помощью отвертки необходимо выкрутить винт, открывшийся взору, и снять саму ручку регулятора. Пластиковую облицовку необходимо бережно приподнять с двух сторон с помощью плоских предметов и достать, а оставшиеся под ней четыре винта открутить. После этого аттенюатор можно подтолкнуть внутрь колонки S90, не забыв отпаять его от фильтра.

Мешочки ваты, находящиеся внутри корпуса, нужно достать. Опять же, если прошлый владелец колонок не забыл их вернуть на место в случае разбора.

Следует предварительно отпаять панель с фильтрами от выхода с задней стороны АС, после же ее нужно демонтировать, открутив винты. Теперь можно снять панель с прикрепленными к ней клеммами.

Внешний вид и корпус

Если решетки и декоративные накладки динамиков «устали», то стоит их выпрямить и покрасить, предварительно зашкурив и обезжирив. Это придаст свежесть виду колонок. Корпус колонки S90 со временем расшатывается, и его можно усилить по желанию. Это приведет к лучшему звучанию НЧ-динамика.

колонки s90 технические характеристики

Сделать это можно различными способами, в том числе установкой распорок и дополнительных уголков внутри. Также необходимо обратить внимание на герметизацию всех стыков и швов с помощью обычного сантехнического герметика. Ко всему прочему можно проклеить поролоном внутренние стенки корпуса (кроме передней), что позволит повысить объем последнего.

Клеммы и фильтр

Знающие радиолюбители советуют заменить стандартные клеммы подключения акустики на клеммы универсального типа с позолоченными разъемами. Установочное место необходимо смазать герметиком и поставить панель с клеммами на место.

колонки s90 своими руками

Немалое внимание стоит уделить и звуковому фильтру. Если он был прикреплен к корпусу металлическими шурупами, то настройка фильтра будет сбиваться. Известны случаи, когда фильтр был собран на металлической пластине. Исправить это следует перенесением всех узлов на панель из фанеры. Схема самого фильтра могла быть изменена на заводе-изготовителе в связи с различными параметрами динамиков, поэтому стоит убедиться, что все собрано по ГОСТу. Если же в фильтре присутствуют перемычки, то их необходимо выпаять и заменить, к примеру, кабелем из бескислородной меди с сечением площадью 4 мм 2 . Стоит убрать из схемы аттенюатор, так как он попросту искажает звук, и заменить провода, использующиеся для подключения динамиков к фильтру.

как подключить колонки s90

Для НЧ-динамиков подойдет провод сечением площадью 4 мм 2 , для СЧ-динамиков – площадью 2,5 мм 2 , для ВЧ-динамиков – площадью 2 мм 2 . После таких нехитрых действий фильтр нужно вернуть на место и закрыть поролоном.

Динамики и прочая «мелочь»

Для динамиков следует вырезать новые уплотнители. Сделать это можно с помощью дешевых или просто изживших свое ковриков для компьютерной мыши. Это самый простой вариант. После этого стоит вернуть их на свои посадочные места и поставить декоративные накладки и сетки.

Перед установкой на место регуляторов, придется выпаять из них все сопротивления. При установке их на место обязательно нужно применять герметик, как и при установке фазоинвертора.

Путем таких нехитрых манипуляций колонки S90 приобретают новую жизнь. Качество звука становится на порядок выше, несмотря на небольшие затраты. В итоге можно сказать, что если нет денег на дорогую акустику формата 2.0, можно воспользоваться подобным вариантом и стать счастливым обладателем проверенной временем АС «Радиотехника» S90. Если случилось так, что в наличии имеется только половина АС, не стоит расстраиваться. Ведь примечательно, что колонка S90, фото которой можно найти практически на любом сайте любителей акустики времен СССР, может работать одна и давать при этом неплохой результат.

Колонки S90: технические характеристики, схема. Колонки своими руками

Меломаны постоянно заводят споры о том, какую акустическую систему выбрать для комфортного прослушивания музыки в домашних условиях. И это неспроста: весь контингент разделился на два лагеря. Первые считают, что стоит выложить кругленькую сумму за покупку крутой Hi-Fi (или того лучше Hi-End) системы, чтобы быть счастливым и забыть о головных болях насчет этой темы на всю оставшуюся жизнь. Но есть и те, кто не готов отдать накопления всей своей жизни за дорогую акустику (вместо положенного автомобиля или квартиры), поэтому и считают лучшим вариантом приобретение более простой аппаратуры либо же доработку старой доброй классики до хорошего звучания.

В данной статье речь пойдет об одной из популярнейших аудиосистем еще производства времен СССР, которая не смогла оставить равнодушным ни одного своего обладателя. Колонки S90, технические характеристики которых способны будоражить сознание и по сей день, стали одним из самых высоких достижений советской .

Модели колонок

Самое первое, что стоит упомянуть, это настоящее и полное наименование модели колонок – 35АС-012. Немаловажным фактором является и то, что данная акустика выпускалась в нескольких вариациях. Самые популярные из них – S90 и S90B. Также существовали модели S90i, S90D и S90f, но они не получили большого распространения и в настоящее время почти не встречаются.

колонки s90

Модель с постфиксом «B» отличалась от обычных «девяностых» более широким диапазоном воспроизводимых частот. Также значимым отличием было введение индикатора электрической перегрузки динамиков. Рекомендуемое значение мощности высококачественного усилителя для данных колонок находится в диапазоне от 20 до 90 Ватт. Стоит также о S90, S90B (и другие модификации) были первыми моделями акустических систем, которые удовлетворяли международным требованиям к аппаратуре категории Hi-Fi.

Акустическая система S-90D

Рис. 6. Внешний вид акустических колонок Radiotehnika S-90D.

В АС имеется индикация перегрузки головок громкоговорителей. Регуляторы, расположенные на лицевой панели АС, дают возможность плавно регулировать уровень звукового давления высокочастотной и среднечастотной головок громкоговорителя в пределах от 0 до минус 6 дБ.

Есть еще модель акустической системы «S-100D», в ней применена среднечастотная головка 30 ГДС-3 с магнитной жидкостью MAHID, что позволяет повысить паспортную мощность акустической системы до 100 Вт. В остальном конструкции «S-90D» и «S-100D» аналогичны.

Для работы АС необходимо подключить к усилителю, имеющему на выходе каждого канала наибольшую (максимальную) мощность в пределах от 50 до 150 Вт.

Если при работе АС начинают светиться индикаторы ПЕРЕГРУЗКА, то следует уменьшить уровень подаваемого на нее входного сигнала (регулятором громкости в усилителе, к которому подключена АС).

Паспортные технические характеристики S-90D:

Паспортная электрическая мощность «S-90D»/»S100-D» не менее 90 Вт 100 Вт
Номинальная электрическая мощность 35 Вт
Номинальное электрическое сопротивление 8 Ом
Диапазон воспроизводимых частот не уже 25-25000 Гц
Характеристическая чувствительность в диапазоне частот 100-8000 Гц, при мощности 1 Вт, не менее 89 дБ
Габаритные размеры АС 360x710x286 мм
Масса АС не более 23 кг

На рисунке ниже изображена принципиальная схема колонок S90D.

Рис. 7. Принципиальная схема АС Радиотехника S90D.

Конструкция

Корпус, в который заключены колонки S90, является, по сути, неразборным прямоугольным ящиком, изготовленным из древесно-стружечных плит. Облицовкой служит фанерованный шпон из ценных пород дерева. Стенки колонок в толщину достигают 16 мм, лицевая панель выполнена из фанеры толщиной 22 мм. Внутренние стыки стенок корпуса соединены специальными элементами, которые увеличивают жесткость и прочность конструкции, но не препятствуют качественному звучанию.

колонки s90 характеристики

Если взглянуть на устройство спереди, то динамики располагаются в следующем порядке (сверху вниз): ВЧ-динамик, СЧ-динамик и НЧ-динамик. Также на передней панели колонки S90 можно увидеть график АЧХ (амплитудно-частотной характеристики) и отверстие фазоинвертора. Тогда как АЧХ располагается сверху либо снизу (в зависимости от модели акустики), фазоинвертор всегда находится в нижней части. Сделано это из соображений правильной конструкции для лучшего звучания и придания колонкам хороших басов.

Колонки S90: характеристики

Если брать в пример обычные S90, то в них установлены динамические головки прямого излучения. Точнее, высокочастотная головка 10ГД-35, среднечастотная головка 15ГД-11А и низкочастотная головка 30ГД-2 (в более поздних моделях – 75ГДН-1-4).

Акустическая система оснащена двумя ступенчатыми регуляторами уровня воспроизведения для регулировки СЧ и ВЧ в диапазонах от 500 до 5000 Гц и от 5 до 20 кГц. Каждый регулятор перемещается в трех фиксированных положениях. В положении «0» для сигнала с разделительного фильтра нет никакого препятствия, и он подается непосредственно на соответствующую головку. При использовании положений «-3 дБ» и «-6 дБ» сигнал ослабляется в 1.4 и 2 раза соответственно по отношению к положению «0». С помощью переключения выбранного регулятора можно произвести изменения в тембральной окраске звучания.

колонка s90 фото

Паспортная мощность колонок S90 – 90 Ватт, тогда как номинальная – 35 Ватт. Показатель номинального электрического сопротивления в данной акустической системе находится на отметке в 4 Ома, а диапазон частот, доступных для воспроизведения, колеблется в промежутке от 31,5 Гц до 20 кГц. Номинальное звуковое давление же у S90 – 1.2 Па. Хочется отметить достаточно внушительные размеры одной колонки – 71,0 х 36,0 х 28,5 см, а суммарная масса всей системы достигает 30 кг.

/>

Доработка АС S-90 (4 Ом). Отчёт 25 лет спустя.

На любом форуме можно встретить тему а-ля «переделка S-90». На Mysku такой темы почему-то нет. Надо исправлять ситуацию. — Так в СССР был целый институт акустики. — Институт был, а толковой акустики… © 1.

Немного копипаста. В продаже всегда есть хорошие, годные американские/европейские/японские трёхполосные колонки (акустические системы, сокращённо
АС
), внешне похожие на S-90, но стоят они неприлично. Есть другие советские годные колонки, куда лучше, чем S-90, но достать их, тем более в хорошем состоянии, сложнее, и стоить они будут ещё дороже. А есть китайские АС (они могут иметь брендовое имя и красивый шильдик, но суть остаётся), которые продаются в DNS, «Эльдорадо», «М.Видео», «Comfy», «Фокстрот» и т.д. Так вот, если выбор стоит между китайскими АС из этих магазинов и S-90, стоит брать S-90. Будет всяко лучше, чем выкинуть деньги коту под хвост и поставить, может, и красивенькие, но унылые китайские АС рядом с ЖК-телевизором, имитируя дорогую стерео систему. Если нынешние колонки в принципе устраивают, а с деньгами туговато — лучше не тратить их. Дело в том, что настоящего счастья от покупки S-90 не обретёшь. Если денег достаточно, то можно сразу перешагнуть через эту ступень и купить что-то хорошее. А вот если встроенные или бюджетные аудиосистемы не устраивают и есть непреодолимое желание поковыряться паяльником, то вперед и с песней.
О покупке бу АС S-90
На ОЛХ, «Авито» и прочих интернетах средняя цена за пару — 7-10 000 руб., на радиорынках и у барыг — 13-15 000 руб. (от 1000 грн. по Украине). Не стоит забывать, что к этим колонкам нужно будет купить ещё и усилитель. Хотя возможна ситуация, когда в заваленном советским старьём павильоне радиорынка усатый дедок с хитрой рожей, мнящий себя великим знатоком тёплого лампового звука, будет ломить тыщ 17 и более. А резонное замечание, что эти колонки столько не стоят, воспримет как личную обиду. С такими эстетами разговор короткий. В малых городах и селах сабж можно заполучить на рынке за копейки или в гараже у соседа за бутылку, поэтому колонки являются безусловным лидером в номинации (среднее) качество/цена (вообще мизерная). А вот в крупных городах вероятность халявы крайне мала, так как народ давно просек фишку и рассчитывает навариться на любителях модного сейчас винтажа по-крупному. К тому же, перекупщики не дремлют и все выгодные предложения тут же уходят им, а потом перепродаются с двойной или даже тройной наценкой.

Известные недостатки АС S-90: 1. ВЧ-динамик. 2. Мегабас (странно, почему это отнесли к недостаткам). 3. Внутренняя разводка тонкими проводами. 4. Отвратительный среднечастотник. Смотрим журнал «Радио» № 8 за 1987 год и № 5 за 1995 год. 5. Бубнеж на низких частотах — маловат объём корпуса для низкочастотника (просто требуется пересчитать ФИ). 6. Решётки на динамиках хотя и защищают бумажные диффузоры от детей, вносят только минусы в звук (верно для решёток НЧ динамиков). 7. Слабое демпфирование задней стенки (достаточно простучать стенки АС, чтобы убедиться в этом). 8. Значительное сопротивление катушки ФНЧ (0,6 Ом), из-за чего недостаточное демпфирование НЧ динамика (а во всём обвинили корпус).

Заводская схема АС S-90.


Программа моделирования Multisim 10 идеально считает всякие фильтры, начиная даже с ранних версий EWB512. Поэтому грех ей не воспользоваться. С целью упрощения динамики заменены активными нагрузками 4 Ом, 8 Ом и 16 Ом:


Инверсия полярности Гр.3 учтена в сумматоре А1.


и ФЧХ


С реальными динамиками, естественно, графики меняются в худшую сторону.

Посмотрев эти картинки, я немного обалдел и пошёл листать журналы Радио в поисках решения данного вопроса.

Доработка 35АС-015 на основе лестничного фильтра (Радио 1990 г. № 04 стр. 57). Давно известное решение от автора из Днепропетровска. Статья скопирована всеми, кому не лень многими, но реальных отзывов что-то не видно. Напомнило шутку: Народ, кто покупал альпинистское снаряжение на али? Вроде плохих отзывов нету. ))


Автор утверждает: «… В доработанной АС «Электроника» 35АС-015 применён так называемый лестничный фильтр всепропускающего типа шестого порядка.… Они удовлетворяют одновременно нескольким требованиям: — обеспечивают плоскую суммарную АЧХ по напряжению — симметричные характеристики направленности АС в области частот разделения фильтров — малый уровень фазовых искажений — фильтры в наименьшей степени чувствительны к изменениям номиналов входящих в них элементов» ©

Последний пункт конечно же вызывает улыбку: а зачем тогда в схеме высокоточные катушки? ;)Чем выше порядок фильтра, тем точнее должны быть номиналы. Иначе фильтр попросту не заработает должным образом.

Это с появлением EWB512 и подобных программ фильтр 6-го порядка способен рассчитать любой школьник. А в далёкие 60-е, 70-е и даже 80-е расчётами фильтров занимались кандидаты мат.наук.

Включаем Multisim 10, смотрим:


АЧХ:


ФЧХ:


Мда, «малый уровень фазовых искажений» во всей красе. )

Посмотрев на картинки, желание повторить схему исчезло. Да и мотать катушки с точностью 0,1% — спорное удовольствие. Пусть даже автор и пишет «При оценке качества звучания переделанных АС все слушатели о звучания.»

Тень сомнения (а была ли собрана хоть кем-то схема) не покидает меня и сейчас.

Что есть ещё интересного по вопросам моделирования фильтров АС. Очень основательная статья: Проблема частотного разделения сигналов в акустических системах. Это лучшее, что я встречал. Но это сегодня, а 25 лет назад у меня интернета не было.

Как бы переделать свои S-90, и при этом не напортачить? В наличии было почти ничего. Конденсаторы какие-то были. И ещё много К73-17 1 мкФ и 2,2 мкФ. Провод ф0,7мм и ф1мм немного.

Приборы — по минимуму: — мультиметр DT830B — самодельный генератор 20 Гц-20 кГц — LС- метр неизвестной породы был позаимствован (не украден! именно взят на время) на работе, точность 2,5%; — осциллограф С1-49 (использовался как частотомер, т.к. на генераторе просто крутилка); Персонального компьютера и тем более измерительного микрофона дома не было. ( Вот при таких вводных пришлось стартовать.

Родные фильтры из АС были демонтированы. Решил их не разбирать, т.к. гарантий, что результат переделки порадует, никто не давал. Надо было оставить путь для отступления.

Комплект динамиков в S-90. Вариант «всё выкинуть и купить новые импортные» не рассматривался по понятным причинам.

НЧ динамик — 75 ГДН-1-4 (30 ГД-2)


К нему никаких претензий не было. Только лишь пришлось снять защитную металлическую решётку, чтобы не звенела. А вот рамка, закрывающая края решётки и корзину, осталась.

СЧ динамик — 20 ГДС-1-8 (15 ГД-11) При тестовом прогоне динамика с генератора вылазит крокодил резонансный (?) бугор в диапазоне 4,5 кГц (т.е. на частоте вблизи максимальной чувствительности слуха). А на АЧХ «крокодила» нет:

Заниматься мракобесием (обклеивать корзину тряпочками, забивать ваткой пространство позади диффузора, обмазывать кровью девственниц непонятно чем подвесы и т.д.) не приемлю. «Не наш метод!» ©

Короче, СЧ динамики в мусор. Именно такие:


Из-за странного резонанса СЧ динамиков — специфичный звук АС S-90.

ВЧ динамик — 6 ГДВ-6-16 (10 ГД-35) Частота основного резонанса: 2900 – 3600 Гц. Злые языки утверждают, что причина плохого звука S-90 — именно из-за ВЧ динамиков.

Лично мне чихать на любые непроверенные мнения. Берём генератор, УМ, подключаем динамик 10 ГД-35 и слушаем на небольшой мощности. По ходу крутим регулировку частоты от 1кГц вверх по диапазону. Частота основного резонанса легко находится на слух, всё соответствует паспортным данным.

Далее вверх по частотам: никаких сюрпризов вплоть до максимально слышимой частоты. Проверил оба ВЧ динамика: всё ОК.

Защитные решётки СЧ и ВЧ динамиков оставил как есть, т.к. паразитных призвуков я из них «выбить» не смог.

Замена СЧ динамиков. Как обычно, без проделок фортуны не обошлось. Два человека (я и коллега по работе) были командированы в Харьков на какую-то выставку (промышленные приборы, автоматизация хим.производств). Поезд прибыл около 6 утра, и до начала выставки было ещё время, чтобы заехать на Харьковский радиорынок. СЧ динамики
20ГДШ-101
были куплены в количестве 6 штук (одна пара сотруднику, остальные — мне). Вот с таким довеском мы посетили выставку, где набрали халявных флешек еще несколько кг рекламных проспектов.

По прибытию домой СЧ динамик был проверен с генератора, чтобы убедиться в отсутствии «крокодилов». Никаких сюрпризов, всё нормально. ))

Вот, вспомнил. Позже была ещё одна закупка 20ГДШ-101 (4шт.) для проекта, который так и не состоялся.

Куда разошлись динамики: — 1-я пара в мои S-90 — 2-я пара в 35АС-015 — 3-я пара ещё в одни S-90 (2005 год; именно в 3-й паре был перечитан ФИ при использовании программы JBL). — 4-я пара — в 25АС-132 Электроника (были уничтожены ребёнком, т.к. не было защитных решёток) — 5-я пара — нашлась в кладовке, пролежав 25 лет


Интернет о них ничего толком не знает. Есть лишь обрывочные сведения об этой модели. Упоминается, что это аналог 5 ГДШ-5-8.

Примечание: 25АС-132 Электроника — это клон 50АС-107 Электроника, выпускавшийся с 1987 года на Северодонецком заводе сопротивлений.

Схемы, которые считались потеряны:


На операционных усилителя собран вспомогательный сумматор и инвертор, имитирующий инверное подключение ВЧ динамика.


Из-за чего отличия в схемах? Не помню.

Фильтры. Расчёт фильтров был сделан в симуляторе EWB512 по той же упрощённой методике, что и в примерах выше. Все идеи — проще не придумаешь: — отдать НЧ динамику диапазон, который он нормально воспроизводит (до 500-600 Гц) — ФНЧ 1-го порядка (и деталей меньше, и точность намотки катушки не критична) — отдать СЧ динамику всё от 500-600 Гц и выше до частот, которые он нормально воспроизводит (т.е. до 8-10 кГц) — полосовой фильтр для СЧ динамика — также 1-го порядка (по тем же причинам) — отдать ВЧ динамику всё выше 8-10 кГц — фильтр для ВЧ динамика — 2-го порядка (задача: получить максимально возможное ослабление сигнала на частоте основного резонанса) — получить суммарную АЧХ как можно ровнее

Сохранилась катушка НЧ фильтра, принимавшая участие в макетировании схемы:


Провод ф0,7мм. Сопротивление около 0,2 мм (в схеме из архива можно увидеть 0,2 Ом — это активное сопротивление катушки НЧ фильтра). Когда же катушки были намотаны проводом ф1мм, сопротивление уменьшилось в 2 раза (т.е. 0,1 Ом). Сопротивление катушки НЧ фильтра из S-90 (до сих пор хранится в кладовке) 0,6 Ом

Из-за уменьшения сопротивления катушки в 6 раз, понятное дело, улучшилось демпфирование НЧ динамика. Как следствие, ушло НЧ бубнение. Естественно, УМЗЧ и кабели к АС также отвечают за демпфирование не в последнюю очередь.

И снова Multisim. Окончательная схема:


R1, R3, R4 — соответственно НЧ, СЧ, ВЧ динамики. АЧХ:


Намного ровней, чем я видел у других схем. ))

«Идеальной ФЧХ любого фильтра, в том числе и разделительного, можно было бы считать нулевую (отсутствие временной задержки) либо линейно нарастающую (постоянная задержка на всех частотах). Среди тех фильтров, которые могут применяться в качестве разделительных, только фильтр 1-го порядка имеет идеальную ФЧХ. Как итог – форма сигнала, прошедшего АС с разделительными фильтрами 1-го порядка, имеет больше шансов остаться неискаженной, чем, скажем, с фильтрами 3-го порядка. Однако понятно, что решение главной задачи – фильтрации и частотного разделения – с фильтрами столь малого порядка затруднительно.

ГВЗ – тоже частотная характеристика, представляющая производную ФЧХ по частоте как функцию опять же частоты. Резкие колебания ГВЗ свидетельствуют о возможности разных задержек составляющих реального сигнала, имеющих разные частоты: сигнал исказит свою форму, как говорят акустики, «рассыплется». Барабан будет уже не барабан, пиццикато – не пиццикато.» ©

Концепция реализована. Получена линейно нарастающая ФЧХ.

НЧ фильтр (ФНЧ). Полоса пропускания по уровню -3 дБ до 640 Гц:


СЧ фильтр. Полоса пропускания примерно от 600 Гц до 5 кГц:


Фильтр ВЧ (ФВЧ). Ослабление на частоте основного резонанса ВЧ динамика -21 дБ:


Полоса пропускания ФВЧ по уровню -3 дБ (от -0,5 на 20 кГц) от 10 кГц:

И так, схема есть. Любой желающий может переделать свои S-90. Последовательность переделки: 1. Открутить динамики, демонтировать фильтры. 2. Намотать катушки при использовании LC-метра (катушки фильтров СЧ и ВЧ динамиков можно получить отматыванием витков L2 и L4; можно и L1 отмотать до 1мГн, это вам решать). 3. Собрать(спаять) фильтры и установить их в корпуса АС. 4. Установить динамики (на тонкий слой сантехнического герметика). 5. (Опционально) заменить разъёмы для подключения кабелей к АС на что-то современное:


6. (Опционально) заглушить заднюю стенку АС вибропоглощающим покрытием. 7. Сечение проводов для монтажа внутри — не обязательно 4 кв.мм, можно ограничиться 1,5 кв. мм.

12. Важный момент при сборке.

При пайке проводов к ВЧ динамику возник вопрос, где же «+» и «-» на маркировке.


Не надо гадать или делать пометки маркером при демонтаже динамика (при сборке провода могли попросту припаять «от балды»). Правило «на авось» или «50 на 50» тут не поможет.

Когда собрана плата фильтров, необходимо подключить СЧ динамик (к фильтру), соблюдая полярность.

Динамик ВЧ следует подключить к ФВЧ через двойной микрик (или аналогичный тумблер): Это требуется для быстрой смены полярности при подключении ВЧ динамика.

Далее СЧ динамик (с пластиковым «стаканом») и ВЧ динамик следует расположить рядом в одной плоскости. И включить какую-либо музыкальную композицию, содержащую достаточно ВЧ. При нажатии кнопки разницу слышно сразу же. После чего можно маркером поставить жирную точку на ВЧ динамике. )) «И смотри не перепутай, Кутузов!» ©

Замеры измерительным микрофоном переделанных S-90.


Коэффициент гармоник (это гармоники 20ГДШ-101 и от УМ — всё вместе; от кого больше — фз):

Конец истории. Фото моих S-90 в 2015 году незадолго до продажи:


Защитные решётки были установлены обратно в 2006-м году после рождения сына. После 2006г. АС эксплуатировались мало, и в 2015-м отправились новому владельцу. Да, я иногда жалею, что продал S-90. Надо было оставить для экспериментов. Но прошлого уже не вернуть…

Желаю всем применять только проверенные схемы и решения!

Дополнение от 13.02.2021. Объём пластикового «стакана» для СЧ динамика колонки S-90 составляет 1,82 л. Замер выполнен посредством наполнения стакана водой с последующим опорожнением мерным стаканом.

Схема АС и подключение к источнику звука

Для того чтобы понять, стоит ли заниматься доработкой любой акустической системы, нужно изучить все данные и аспекты аппаратуры. Ниже приведена электрическая схема колонок S90. Разобраться в ней сможет каждый даже начинающий радиолюбитель, нужно лишь иметь хотя бы базовые знания.

схема колонок s90

Еще одним немаловажным моментом является правильное подключение акустической системы. Ведь если что-то пойдет не так, еще при подключении можно, того не желая, вывести аппаратуру из строя. Чтобы понять, как подключить колонки S90, не нужно быть профессионалом. Главное, иметь источник звука с усилителем не менее 20 Ватт (при этом, скорее всего, звук будет недостаточно громким для больших помещений), но и не более 90 Ватт. В случае превышения допустимого значения мощности усилителя пользователь рискует остаться без акустики ввиду ее поломки. Для подключения же потребуются обычные провода для акустики, которые необходимо соединить с клеммами на каждой колонке и на усилителе. Главным условием подключения является соблюдение полярности.

Radiotehnika S90 — немного о

Официальное название первой советской акустической системы – 35АС-1, но публике она была известна, как Radiotehnika S90. Колонки стали вожделенным трофеем, о котором мечтал каждый советский меломан.

И даже сегодня можно найти сносно работающие экземпляры, радующие старшее поколение своим фирменным слегка шипящим звучанием.

Любые массовые мероприятия 70-90-х годов не проходили без легендарных колонок, способных обеспечить максимально объемный звук, оглушающий всех присутствующих. И сегодня для большинства, кто еще помнит Radiotehnika S90, эти колонки вызывают только две ассоциации – оглушительная громкость и вибрация.

А появилось это чудо советской техники в 1977 году благодаря стараниям латвийского инженера Роланда Керно, который долгое время работал на компанию Telefunken.

Разбор

В том случае, если акустика была приобретена в б/у состоянии и на данный момент неплохо потрепана жизнью, стоит придать значение внешнему виду. Для этого нужно разобрать колонки S90, предварительно положив их на «спину».

При снятии динамиков нужно учесть, что ВЧ- и СЧ-головки крепятся к корпусу с помощью тех же винтов, что и декоративные сетки, и накладки. НЧ-динамик же крепится отдельно, и нужно быть максимально осторожным, чтобы не повредить его при откручивании.

Далее следует вытащить фазоинвертор, предварительно сняв с него крышку. Так как деталь пластиковая, стоит приложить максимальную аккуратность, чтобы нечаянно не обломить крепления.

Регуляторы ВЧ/СЧ демонтируются намного проще, чем кажется. Всё, что потребуется сделать, — это аккуратно снять декоративные заглушки, которые находятся в центре каждого регулятора. После этого с помощью отвертки необходимо выкрутить винт, открывшийся взору, и снять саму ручку регулятора. Пластиковую облицовку необходимо бережно приподнять с двух сторон с помощью плоских предметов и достать, а оставшиеся под ней четыре винта открутить. После этого аттенюатор можно подтолкнуть внутрь колонки S90, не забыв отпаять его от фильтра.

Мешочки ваты, находящиеся внутри корпуса, нужно достать. Опять же, если прошлый владелец колонок не забыл их вернуть на место в случае разбора.

Следует предварительно отпаять панель с фильтрами от выхода с задней стороны АС, после же ее нужно демонтировать, открутив винты. Теперь можно снять панель с прикрепленными к ней клеммами.

Доработка S90 или как их заставить «петь» при минимальных затратах

Была у меня давно мечта — купить легендарные S90 и доработать их напильником, что бы сделать бюджетное решение на зависть всем. Долго мониторя различные барахолки я таки купил на одной колонки 35АС-212 «Радиотехника» S90 что 1981 выпуска (мои ровесники;) ). Состояние снаружи на твердую 4, внутри кривыми лапками никто не ковырялся. Минус был только один — басовик из одной АС был убит, о чем было мне честно сообщено, ну и очень мне не понравилось то что оба НЧ динамика покрасили серебрянкой (хорошо что краска не глубоко краска т.е. масса диффузора возросла ненамного). За 1000 р. купил наборчик для творчества. Будем дорабатывать. Ох, чувствую сильные полемики между сторонниками доработок советской акустики и сторонников её закопать окончательно и без поворотно. Сразу прошу прощения за качество фоток, ибо на момент доработки, да и сейчас у мне нет цифромыльницы кроме телефона. После прослушивания решил разобрать каждую колонку на предмет соответствия внутренностей паспортам колонок. Как выяснилось в качестве ВЧ стоят 10ГД-35, СЧ 15ГД-11А, а НЧ 35ГД(чего-то) не запомнил но с резиновым не пересохшим подвесом. Первым делом я перемотал НЧ динамик. Восстановление динамика для меня не составляло никаких проблем ибо занимался этим очень часто в молодости за денюжку. Оправки подходящего диаметра у меня к сожалению не оказалось, но голь на выдумки хитра и я отправился со штангенциркулем в кармане в ближайший строймаг. В качестве оправки купил какую сантехническую трубу вроде бы рублей за 20. Распилил её вдоль (это необходимо так как после намотки снять с оправки катушку иначе будет практически не возможно). Прибавим еще 20 минут на намотку и центровку и сутки на просушку динамика. Все, динамик заиграл без посторонних призвуков и так же как не тронутый. Послушав результат и почитав великий интернет, начал думать дальше как сделать звук еще лучше. В основном все типы доработок сводятся к замене ВЧ, замене СЧ и демпфированию корпуса. ВЧ действительно звучат не очень. Есть неприятные призвуки на ВЧ и отсутствие звонкости на СЧ. В ВЧ звене используются динамики куполами из какого то пластика/полиэтилена. Поставил для сравнения 10 Вт динамики с шелковыми куполами, звук по ВЧ стал намного прозрачнее и пропали призвуки которые просто резали слух. В итоге эти безродные динамики около 500 р за пару остались в них. Я покупал их давно и маркировка на них не читается, а что было написано на ценнике не помню. Можно использовать и динамики 10ГДВ с шелковыми куполами. Замечу что сначала делал одну колонку и сравнивал звучание по тестовым дискам со звучанием оригинальной колонки. После прослушивания решаю оставлять переделку или возвращать все обратно. Все делалось на мой любимый слух который меня вроде бы никогда не подводил.

Дальше я решил заняться НЧ, т.е. доработкой корпуса. Был куплен ватин за смешные деньги 38 р за метр длины и шириной 2 с чем то метра. Так же посмотрев на изготовленные фильтры прислушался к советам поменять всю проводку в колонках. Демонтировал все динамики из колонок. Вынул фильтр и переключатели. Провода можно смело резать так как их все равно на замену. Далее вырезал необходимый кусок ватина, взял у друга мебельный степлер, начал их внутри обшивать в 2 слоя.


Трубу фазоинвертора ставим на герметик и тоже обтягиваем ватином.

Следующее что необходимо сделать это доработать фильтр.

Схема фильтра простая Переключатели я полностью отключил, так как они совершенно не нужны. Ненужные элементы с платы фильтра удаляем. Меняем все тонюсенькие проводники в фильтре на нормальны медный провод. Вот фильтр до переделки. А это медный провод около 4 квадратов использованный почти для всех соединений В итоге переделанный с убранными делителями и регуляторами


дальше устанавливаем его в корпус и закрываем ватином. Также ватином закрываем весь СЧ бокс снаружи.

В принципе после таких доработок, звук изменился в лучшую сторону, бас стал более четким, верхние частоты стали «прозрачнее» и «легче» но средние все равно мне не нравились не хватало верхней середины. Не хватало звонкости в вокале. Порывшись в своих запасах нашел два 4ГД-8Е в отличном состоянии. Поставил один динамик и долго сравнивал полученный результат. Результат понравился. В одной блюзовой записи услышал удары щеточек по основному барабану. До этого я их не различал. Но эти динамики простояли в акустике не долго. Послушав недельку доработанные колонки пришел к выводу к тому что звук начал меня утомлять. Вероятно все это вызвано тем что динамические головки 4ГД-8Е имеют очень высокую добротность и в закрытом боксе имеют очень изрезанную АЧХ. К сожалению нет нормального микрофона чтобы провести измерения. Да СЧ динамики оснащались ПАС из поролона закрывающего задние отверстия в динамиках. Сам СЧ бокс заполнен распушённой «глазной» ватой.

В интернетах часто писали про 5ГДШ-5-4 и 6-ГДШ-5, про то что они после установки ПАС отлично выдают СЧ. Пройдясь по соседним радиомагазинам купил пару 6-ГДШ-5 4 Ом за 110 р. Насколько я понял их устанавливают в бытовой радиоэлектронной аппаратуре. Заклеил тонким ватином окна в корзине диффузородержателя и поставил их вместо 15ГД-11А, благо установочные размеры у них полностью совпадают. Существует еще один способ доработки СЧ динамиков — пропитка подвеса мистическим герленом размешанным с кровью дирижера оркестра с ацетоном и нанесением тонким слоем на тыльную сторону диффузора. Но вешь я так понял это достаточно редка и в строймагах только руками разводят. Было бы взял на эксперимент ведь 110 р на пару новых динамиков не жалко.

После всех операций собираем полностью акустику и наслаждаемся новым звуком. Звук я тестировал на самодельном усилке высокой верности Сухого (боюсь щаз истинные ценители Hi-Fi будут извергать лучи поноса в мою сторону) Усилок кста я тоже сам собирал, с небольшими доработками по питанию и отыграл он уже точно более десятка лет, но так находится все в том же виде инженерного образца. Подключал все это к Sb Live! Проигрывая flac специальных дисков например аудио доктор. И просто wav и flac дисков которые специально рекомендуют для тестирования звукового тракта.

Затраты 1000 р. сама акустика 500 р ВЧ динамики 110 р СЧ динамики рублей 150 ватин, клей скобы для степлера шурупы и прочая мелочь Итого 1760 р. Что же мы получили?

Вот такую симпатичную акустику

Далее идет только мое мнение и мнение моих друзей случавших её. Друг владелец напольников jbl модельку не помню но стоят около 20 000 за однуи ресивера Yamaha, однозначно согласился что после доработки S90 переигрывают его комплект. Меня звук полностью устраивает. Ходя по разным салонам с акустикой и слушая её я понимаю, что такой звук дешевле 15 000 р. за одну АС не купить.

ЗЫ Сейчас они играют совместно с Простым усилителем Гумеля и предварительным усилителем ВВ Сухого. Подключено все к той же звуковухе SB Live! и работает как фронт к 4.0 звуку для просмотра фильмов на ЖК панельке 37″. Реализма в фильмах катастрофах хоть отбавляй. О добавлении саба даже не думаю.

Внешний вид и корпус

Если решетки и декоративные накладки динамиков «устали», то стоит их выпрямить и покрасить, предварительно зашкурив и обезжирив. Это придаст свежесть виду колонок. Корпус колонки S90 со временем расшатывается, и его можно усилить по желанию. Это приведет к лучшему звучанию НЧ-динамика.

колонки s90 технические характеристики

Сделать это можно различными способами, в том числе установкой распорок и дополнительных уголков внутри. Также необходимо обратить внимание на герметизацию всех стыков и швов с помощью обычного сантехнического герметика. Ко всему прочему можно проклеить поролоном внутренние стенки корпуса (кроме передней), что позволит повысить объем последнего.

Клеммы и фильтр

Знающие радиолюбители советуют заменить стандартные клеммы подключения акустики на клеммы универсального типа с позолоченными разъемами. Установочное место необходимо смазать герметиком и поставить панель с клеммами на место.

колонки s90 своими руками

Немалое внимание стоит уделить и звуковому фильтру. Если он был прикреплен к корпусу металлическими шурупами, то настройка фильтра будет сбиваться. Известны случаи, когда фильтр был собран на металлической пластине. Исправить это следует перенесением всех узлов на панель из фанеры. Схема самого фильтра могла быть изменена на заводе-изготовителе в связи с различными параметрами динамиков, поэтому стоит убедиться, что все собрано по ГОСТу. Если же в фильтре присутствуют перемычки, то их необходимо выпаять и заменить, к примеру, кабелем из бескислородной меди с сечением площадью 4 мм2. Стоит убрать из схемы аттенюатор, так как он попросту искажает звук, и заменить провода, использующиеся для подключения динамиков к фильтру.

как подключить колонки s90

Для НЧ-динамиков подойдет провод сечением площадью 4 мм2, для СЧ-динамиков – площадью 2,5 мм2, для ВЧ-динамиков – площадью 2 мм2. После таких нехитрых действий фильтр нужно вернуть на место и закрыть поролоном.

Динамики и прочая «мелочь»

Для динамиков следует вырезать новые уплотнители. Сделать это можно с помощью дешевых или просто изживших свое ковриков для компьютерной мыши. Это самый простой вариант. После этого стоит вернуть их на свои посадочные места и поставить декоративные накладки и сетки.

Перед установкой на место регуляторов, придется выпаять из них все сопротивления. При установке их на место обязательно нужно применять герметик, как и при установке фазоинвертора.

Путем таких нехитрых манипуляций колонки S90 приобретают новую жизнь. Качество звука становится на порядок выше, несмотря на небольшие затраты. В итоге можно сказать, что если нет денег на дорогую акустику формата 2.0, можно воспользоваться подобным вариантом и стать счастливым обладателем проверенной временем АС «Радиотехника» S90. Если случилось так, что в наличии имеется только половина АС, не стоит расстраиваться. Ведь примечательно, что колонка S90, фото которой можно найти практически на любом сайте любителей акустики времен СССР, может работать одна и давать при этом неплохой результат.

Отзыв: Акустическая система Radiotehnika S90 — Легендарные напольные колонки S – 90 за небольшие деньги!

Легендарные популярные напольные советские и очень качественно-сделанные колонки S – 90 за небольшие деньги!

Акустическая система Radiotehnika S90 фото

Радиотехника с 90 очень громкая напольная акустика, но имеет ряд существенных недостатков. На очень большой громкости бас превращаются в невнятный гул, высокие частоты — цокают. Между прочим, некоторые аналоги этой акустики могут иметь более сбалансированное и очень глубокое звучание, лучше даже, чем оригинал.

Акустическая система Radiotehnika S90 фото

Конечно же высокое качество воспроизведения самих высоких частот не сравнить с топовыми современными колонками, оно различимо уступает. Причем, очень сильным фактором остается невообразимая глубина низких и инфра-низких частот.

Акустическая система Radiotehnika S90 фото

С 90 воспроизводит такие низкие частоты, которые многой зарубежной акустике не под силам.

Акустическая система Radiotehnika S90 фото

Особенность всех моделей S 90 и её ближайших аналогов – «заточенность» под кассетные деки.

Акустическая система Radiotehnika S90 фото

С 90 хороши как фронтальная акустика для кино в формате 5.1 ., если приобрести еще 2 пары колонок к имеющимся – то у вас получится довольно мощный кинотеатральный комплект. Вам не будет стыдно за свой звук перед гостями.

Акустическая система Radiotehnika S90 фото

С-90 неплохие для модернизации, внутри все сделано аккуратно и качественно. Многим современным китайским и зарубежным колонкам до этого качества как до луны. Впрочем, после модернизации сч и вч динамиков, акустика S-90 выходит на новый уровень звука.

Акустическая система Radiotehnika S90 фото

Не бойтесь модернизировать эти великолепные, винтажные колонки.
Хорошо стыкуются с усилителем Бриг .

Комментарии к отзыву (58)

точно, но я на них не слушаю, у меня «ламповичек» от Лампобарона и в основном слушаю на 4 А 28

…«… каждый человек Глубоко Убеждён в том, что он прав …»…
…«…человек такой какой есть, и другим быть не может…»…

Это о сильно авторитетных комментаторах, страдальцах за правду-матку и потому лучших среди смертных…

А между тем, в данном случае, им просто не хватает элементарной технической эрудиции в данном вопросе.
Есть определённые элементарные правила для оптимальной работы акустической системы в целом, в том числе и для обычного пользователя.
Никакой высшей математики. Элементарная арифметика и логика.
Одно из первых ЭЛЕМЕНТАРНЫХ правил:
— мощность динамиков должна превышать мощность усилителя в 3 – 5 раз.
— есть и другие подобные – не поленитесь – почитайте. В НЭТе сейчас практически, есть всё.
Все видели и знают что такое динамик. Но бывает лень посоображать.

Для тех, кому интересно — азбука:
— чем больше мощность, подводимая к динамику – тем на большую величину от нейтрального положения отклоняется диффузор, тем большее сопротивление оказывает этому отклонению подвес и центрирующая шайба. Кроме того звуковая катушка выходит на край магнитного зазора. Всё это влечёт за собой увеличение кучи искажений. Поэтому стали делать резиновые подвесы – они позволяют большую амплитуду и большее постоянство механического сопротивления. Кроме того, НЧ динамики ставят в параллель для уменьшения амплитуды колебаний диффузора. Но! Фазоинвертор (объём ящика) считается по площади диффузора НЧ динамиков и он (размер ящика) растёт в этом случае!
… и ещё масса других факторов и ухищрений для их обхода!

Так, что прав был товарищ, который рекомендовал использовать систему в соответствии с заводскими инструкциями.

Иначе получится как в Жигулях, загруженных 1,5 тоннами картошки. Никакого удовольствия от путешествия. А потом чегой-то вдруг ещё и сварка понадобилась!
А наш народ к этому имеет большой талант.
Японцы удивлялись: «…как можно сломать Катерпиллер?»… (это который бульдозер в Магадане чего-то шкребёт!).

Кстати, сейчас полно аппаратов, которые запросто убьют любую самую японскую АС!

Лично у меня фазоинверторы габаритов С90 из ДСП 20мм, футированные 9 мм резиной, с штатными динамиками от С90 и саморасчётными кроссоверами. Вся эта красота от «Справочника радиолюбителя» где-то лет 30 назад. Настраивалась на слух. Работала и с Одиссеями и с Маранцами, и сейчас работает с Ямахой 2008 года (50вт). И ни я, ни моя передовая молодёжь не находят особой разницы между ней и $1000-й Англичанкой! А молодёжь у меня имеет муз-образование и не склонна к какому-либо сглаживанию углов.
Допускаю, что такой мощности для аудиоубийцы соседей или простого аудиоманьяка маловато, но для обычного поклонника любой музыки, проживающего в обычной 5-этажке хватает вполне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *