Цепи безопасности в промышленном оборудовании
Те, кто читает меня длительное время на блоге СамЭлектрик.ру и в журнале «Электротехнический Рынок», знают, что я работаю на современном промышленном предприятии и имею дело с производственным оборудованием разных производителей. Я много говорил о различных устройствах и компонентах, их работе и подключении.
Но сегодня давайте обсудим тему, которая сейчас идет на первых страницах мануала к любой линии или станку. Эта тема — безопасность. Вопросы ответственности тут рассматривать не будем. Лучше расскажу, как сейчас обстоит дело с предупреждением несчастных случаев на промышленных предприятиях.
Реальные случаи
Тема кажется скучной, но она перестает быть таковой, когда дело относится к реальным случаям. Вот несколько.
Женщину затянуло под конвейер. Это легко может произойти, когда есть висящие части одежды. Напарница могла легко остановить конвейер, но растерялась и впала в ступор. Когда ее спросили, почему она не нажала на красную кнопку «Аварийный стоп», она сказала — «Я думала, что если кнопка красная, то будет ехать еще быстрее». Пострадавшая отделалась синяками, а причина тому — человеческий фактор.
Случай другой, тоже связан с конвейером. Слесарю нужно было поменять цепную передачу редуктора. Он нажал, как его учили, кнопку аварийного стопа и приступил к делу. Теперь у него нет указательного пальца, — из-за неисправной кнопки конвейер самопроизвольно запустился, и палец передавило цепью. Налицо неисправность оборудования, которая привела к травматизму.
Что может произойти
Дело в том, что с усложнением любого устройства повышается вероятность нештатной ситуации. Разработчики сложного оборудования, несомненно, смотрели фильм «Терминатор», где рассказано, как машины стали слишком умными (без кавычек!) и решили уничтожить человечество.
До уничтожения человечества машинам далеко, но отдельным индивидуумам могут здорово насолить. И производственный травматизм, к сожалению, дело обычное.
Все случаи травматизма можно по причинам раз-делить на две части: неисправность оборудования и человеческий фактор. И то, и другое можно предусмотреть, существенно уменьшив вероятность несчастья. Однако, стоит помнить, что 100% гарантии никто дать не может.
Читаем инструкции по безопасности
Что можно сделать? На этапе проектирования постараться все предусмотреть и составить инструкцию, чего нужно опасаться в данной машине. Можно сказать, что все инструкции по технике безопасности написаны оторванными руками и головами. Эта метафора означает, что эти инструкции не высосаны из пальца, а основаны на реальных событиях.
Например, если существует минимальная вероятность ожога, удара током, защемления, пореза, — об этом обязательно будет сказано. Но, как известно, инструкции никто не читает. Поэтому я расскажу, как обстоят дела на практике, то есть, на промышленных производственных линиях.
Защита доступа
Действует правило: «Опасное — недоступно, доступное — не опасно». Все движущиеся, режущие и горячие части машин закрываются кожухами. Если это большой агрегат — он ограждается забором, доступ за который возможен только при остановленной машине и (или) при наличии специального ключа.
Применяемые меры защиты:
- изоляция проводов, различные кожухи;
- гальваническая развязка;
- пониженное напряжение;
- предупреждающие знаки и надписи.
Стоит сказать, что все это — защита «от дурака». Грамотный электрик всегда понимает, куда можно лезть, а куда нельзя. Для этого проводится специальное обучение в Ростехнадзоре. Электрик получает группу допуска по электробезопасности. И при работах в электроустановках принимается целый комплекс мер, от которого зависит жизнь и здоровье электрика.
А обычный персонал (технологи, операторы) не должны ни при каких условиях соприкасаться с частями оборудования под напряжением, это предусмотрено конструкцией.
Аварийные цепи
Аварийная или контрольная цепь — это электрическая схема, которая проверяет, все ли в порядке с данным оборудованием. Например, включены ли все защитные автоматы и мотор-автоматы, не сработала ли тепловая защита, исправны ли преобразователи частоты, проверяет закрытие всех дверей, люков, наличие ограждений и тому подобное.
Словом, такая схема дает возможность предотвратить неправильную или опасную работу оборудования. Иными словами, наличие контрольной цепи позволяет соблюсти технологический процесс и сохранить здоровье и даже жизнь обслуживающему персоналу.
Бывает, что аварийный случай все же произошел, и, чтобы минимизировать последствия, нужно за доли секунды принять решение и отключить оборудование.
На переднем крае аварийной цепи — кнопка «Аварийный стоп», или «Экстренная остановка». В англоязычном варианте — «Emergency stop».
Это красная грибовидная кнопка (как правило, на желтом фоне), которая располагается на самом доступном месте пульта управления. Дай Бог, чтобы этой кнопкой не нужно было пользоваться, — так же, как подушкой безопасности в автомобиле.
Но если оператору затянуло руку между валами (по какой причине и кто виноват — не важно), другой оператор должен мгновенно просечь ситуацию и нажать «грибок». Пострадавший отделается легким испугом и обнимет этим вечером своих детей.
Работа всех частей системы аварийного останова нужно периодически проверять, а персонал инструктировать, как и в каких случаях ею пользоваться.
Очень удобно применение кнопок «Аварийный останов» с ключом. Это дает гарантии того, что от-жать обратно эту кнопку сможет только тот, кто ее нажал, ведь ключ находится у него в кармане!
Следует сказать, что в некоторых случаях нажатие кнопки «Аварийный останов» может привести к нарушению технологического процесса и даже порче оборудования. Конечно, здоровье всегда дороже, но и бездумно использовать эту кнопку нельзя, как «Стоп-кран» в поезде.
Схема аварийной цепи
Поскольку я электронщик, схемы для меня — всё. Если очень коротко, основу аварийной цепи составляет аварийный модуль, или аварийное реле и линейный контактор.
Типовая (классическая) схема включения реле безопасности Pnoz Pilz.
Коротко, схему обычно строят следующим образом:
- Контакты кнопок аварийных цепей, защитных дверей и т.п. подключены к реле безопасности на специальные входы, либо через них идет питание.
- Реле безопасности запускается при нажатии оператором кнопки «Сброс».
- Условие запуска — выключенный линейный контактор. Это реализуется просто — его нормально закрытые контакты включаются последовательно с кнопкой «Сброс». Эти контакты играют роль проверочных и говорят о том, что силовая часть схемы находится в исходном состоянии. И, если по какой-то причине линейный контактор не исправен, кнопка «Сброс» работать не будет.
- Линейный контактор — это силовой элемент, через который питается остальная часть схемы. Это питание катушек всех остальных контакторов (через которые включаются двигатели). Это также может быть и более мощный и кардинальный вариант — линейный контактор «рубит» трехфазное питание на вводах всех контакторов и преобразователей частоты.
- В целях повышения надежности (резервирование) используют два контактора, силовые и проверочные контакты которых включены последовательно.
Удорожание и усложнение схемы оправдано тем, что при КЗ и перегрузках силовые контакты могут «залипнуть», и вся схема теряет смысл — сколько ни жми на «Аварию», всё будет продолжать работать.
Аварийное реле устроено таким образом, чтобы схема была максимально чувствительной к проблемам с безопасностью. Из-за этого вполне обычна ситуация, когда аварийное реле нужно менять, — это реле само себя тестирует, и чуть что не так, не хочет работать и блокирует работу всего оборудования. Но, согласитесь, это лучше, чем наоборот плевать на мелкие проблемы, и пропустить важную.
Кроме того, принципиально важно то, что все контакты, входящие в цепи безопасности нормально закрытые. Они более чувствительны при активации и тоже в некотором смысле тестируют сами себя, — при малейшем ухудшении контакта кнопку приходится менять.
Спасение утопающих
Никто, — ни инженер по технике безопасности, ни мастер цеха, ни директор, — никто так не должен беспокоиться о безопасности конкретного работника, как он сам. Иначе потом, находясь в травматологии, работник будет искать ответы, которые уже не будут иметь смысла. Поэтому внимательно изучайте инструкции по безопасности, требуйте исправности и проверки защитных ограждений и кнопок аварийного останова и всегда помните, что безопасность — персональное дело каждого человека!
Аварийная кнопка — Kill switch
Убить переключатель , также известный как аварийная остановку ( E-стоп ), аварийное отключение (EMO) и в качестве аварийного отключения питания ( EPO ), является предохранительным механизмом , используемым для отключения машины в аварийной ситуации, когда он не может быть закрыт обычным способом. В отличие от обычного выключателя или процедуры выключения, которые выключают все системы по порядку и выключают машину без повреждений, аварийный выключатель спроектирован и настроен так, чтобы прервать операцию как можно быстрее (даже если он повредит оборудование. ) и работать с ней просто и быстро (так, чтобы ее мог активировать даже запаниковавший оператор с нарушенными исполнительными функциями или посторонний человек). Экстренные выключатели обычно делают заметными даже неподготовленному оператору или постороннему.
Большинство аварийных выключателей имеют съемный защитный барьер от случайного включения (например, пластиковую крышку, которую необходимо поднять, или стекло, которое необходимо разбить), известный как моллигард . Экстренные выключатели — это элементы механизмов, нормальная работа или предполагаемое неправильное использование которых может привести к травме или смерти; промышленные разработчики включают аварийные выключатели, потому что повреждение или разрушение оборудования менее важно, чем предотвращение травм и смертей на рабочем месте.
Подобная система, обычно называемая выключателем мертвеца , представляет собой устройство, предназначенное для остановки машины (или ее активации), если человек-оператор становится недееспособным или оставляет машину без присмотра, и является одной из форм отказоустойчивости. Они обычно используются в промышленных приложениях (например, локомотивы , башенные краны, грузовые лифты ) и в потребительских приложениях (например, в газонокосилках , тракторах, гидроциклах , подвесных моторах, снегоуборщиках , мотоциклах и снегоходах ). Выключатель в этих случаях удерживается пользователем и выключает машину, если он отпускает. У некоторых ездовых газонокосилок есть аварийный выключатель на сиденье, который останавливает двигатель и нож, если вес оператора больше не находится на сиденье.
СОДЕРЖАНИЕ
Транспортные средства
На железных дорогах аварийная остановка — это полное торможение , чтобы поезд остановился как можно быстрее. Это происходит либо путем активации аварийной остановки вручную, например, при нажатии кнопки на поезде, чтобы начать аварийную остановку, либо в некоторых поездах автоматически, когда поезд прошел красный сигнал или водитель не отреагировал на предупреждения для проверки. что он / она все еще начеку, что известно как выключатель мертвеца . Похожий механизм — сторожевой таймер .
На больших кораблях кнопка аварийной остановки переводит промежуточный вал топливных насосов в положение остановки, перекрывая подачу топлива и останавливая двигатели. В винте с регулируемым шагом кнопка останова может отсоединить двигатель от гребного винта.
NASCAR требует, чтобы все их серийные автомобили были оснащены аварийным выключателем, установленным на рулевом колесе , на случай, если педаль акселератора заедает и водителю необходимо выключить двигатель.
Выключатели аварийного отключения также используются на наземных транспортных средствах в качестве противоугонной системы и в качестве аварийного отключения питания. Такие устройства часто помещают в машины-приманки и настраивают таким образом, чтобы наблюдающая полиция могла активировать переключатель удаленно.
Связанное с этим понятие — выключатель мертвого человека , где оператор должен удерживать кнопку или рычаг каждый раз, когда транспортное средство движется. Типичным примером этого являются аварийные выключатели, используемые лодочниками и водными мотоциклистами, где шнур соединяет аварийный выключатель с оператором (обычно с помощью спасательного жилета или одежды оператора), и если оператора выбросило за борт в результате аварии, шнур потянет за шнур. выключатель и немедленно заглушите двигатель судна. Это предотвращает превращение его в судно, сбежавшее с пути, которое может представлять опасность для других судов или пловцов в море, и позволяет оператору подплыть к судну и пересесть на него без риска получить травму гребным винтом лодки. Аналогичное устройство установлено на большинстве газонокосилок: рычаг на рукоятке либо отключает систему зажигания и включает тормоз маховика (на бензиновой газонокосилке), либо отключает мощность двигателя (на электрической газонокосилке), пока это не удерживается.
Ассоциация гонок на монстр-траках требует, чтобы все их грузовики-монстры были оснащены аварийными выключателями (удаленными или в кабине) на тот случай, если грузовик-монстр потеряет управление и водителю необходимо выключить двигатель. Перед гонками тестируются аварийные выключатели монстр-траков.
Самолеты пионерской эпохи и самолеты Первой мировой войны
Ранние авиаторы, использующие самолеты с роторными двигателями, с самого начала их использования в 1908 году и вплоть до конца Первой мировой войны в 1918 году имели то, что можно было бы назвать версией с обратной функциональностью «выключателя мертвеца» для снижения напряжения зажигания до свечи зажигания на такой силовой установке, чтобы обеспечить определенную степень контроля скорости вращения роторного двигателя в полете. Его часто называли «выключателем» или «переключателем купе» (от французского термина «купе» или «вырезать»), и когда он не был нажат, он позволял высокому напряжению от магнето двигателя управлять зажиганием при нормальной работе двигателя в полете. — нажатие на «выключатель» отключает поток высокого напряжения от магнето, останавливая процесс горения в цилиндрах. Когда такой «импульсный переключатель» периодически использовался при заходе на посадку, это позволяло ограниченную степень контроля скорости двигателя, поскольку роторные двигатели обычно не имели обычного дросселя в карбюраторах для регулирования скорости двигателя, а только для управления топливом-воздухом. передаточное отношение для запуска и работы на полной скорости.
Промышленное оборудование
На больших промышленных машинах кнопка аварийного останова обычно расположена на панели и, возможно, в нескольких других частях машины. Часто аварийная остановка производится по беспроводной сети с помощью пульта дистанционного управления. Это обеспечивает быстрое отключение источника энергии устройства для защиты рабочих. Для безотказной работы кнопка аварийного останова представляет собой нормально замкнутый переключатель, который гарантирует, что обрыв провода не помешает его срабатыванию, но может случайно активировать аварийный останов.
В Европейском Союзе большинство типов оборудования должно быть оборудовано системой аварийной остановки в соответствии с Директивой 2006/42 / EC . Исключения относятся к оборудованию, в котором аварийная остановка не уменьшит риск, а также к переносному ручному / управляемому вручную оборудованию.
Атомная электростанция
Аварийный выключатель в ядерной реакторной установке называется SCRAM. Обычно его называют аббревиатурой от «Safety Control Rod Axe man».
Станки
Выключатель аварийного отключения также используется в таких вещах, как ленточные пилы и статические ленточные шлифовальные машины, сверлильные станки и токарные станки.
Автозаправочные станции и автотранспорт
Выключатель аварийного отключения также используется для бензонасосов или любого другого устройства, которое перекачивает большие количества взрывоопасных или легковоспламеняющихся химикатов . Обычно на насосной станции имеется один аварийный выключатель для всех насосов .
Лифты и эскалаторы
Лифты часто имеют красную двустороннюю кнопку на панели управления с пометкой «Аварийный останов» или «Пуск / Стоп». Обычно кнопка находится в «верхнем» или не нажатом положении, позволяя лифту «работать» в нормальном режиме. При нажатии кнопки лифт немедленно останавливается. Когда кнопка вытягивается обратно, она возобновляет нормальную работу, что является причиной использования фразы «Run / Stop». Эскалаторы обычно имеют управление с помощью ключа, которое отключает эскалатор или меняет его направление на вверх или вниз. Рядом с клавишным переключателем будет красная кнопка «Аварийный останов», которая используется в случае отказа оборудования или там, где есть вероятность травмы, например, когда чья-то обувь застревает в «гребне» наверху или нижней части эскалатора, и существует риск получения серьезных травм. Выключатель с ключом используется для возврата эскалатора в рабочее состояние после его остановки.
Спортзал
Беговые дорожки часто используют ключ безопасности, один конец которого магнитно прикреплен к тренажеру, а другой конец прикреплен к талии пользователя. Если ключ безопасности вынут, например, в случае падения, беговая дорожка немедленно остановится. В других случаях на некоторых других беговых дорожках есть более традиционный выключатель, часто устанавливаемый ближе к задней части одного из поручней.
Аттракционы
Аварийная остановка аттракциона аналогична таковой на промышленном оборудовании. Обычно тормоза в поездке предназначены для отключения при подаче питания; отключение питания приведет к включению всех тормозов. В большинстве аттракционов есть компьютер, который, как и в примере с рельсами, приведенном выше, может задействовать аварийную остановку, когда определено, что такая поездка выходит за рамки эксплуатационных характеристик.
Программное обеспечение
По аналогии с физическими аварийными выключателями, «аварийный выключатель» может использоваться для обозначения механизма, встроенного в программное обеспечение. Таким образом, его производитель или лицензиар может вызвать его, например, если продукт был отозван, или если плата за обслуживание не была уплачена, или устройство было потеряно или украдено. Он также может относиться к выключателям для остановки вредоносных программ, таких как атака программы-вымогателя WannaCry .
Также ведутся дискуссии о внедрении аварийных выключателей в роботов и передовые системы искусственного интеллекта .
У ботов из Википедии есть аварийные выключатели, так как они могут вызвать массовый вандализм.
Смартфоны
В смартфонах аварийный выключатель — это функция безопасности, которая позволяет владельцу телефона удаленно выводить смартфон из строя в случае его утери или кражи. С 2015 года эта функция требуется по закону в Калифорнии для смартфонов.
На некоторых телефонах также есть аппаратные выключатели , например PinePhone , где пользователь может, переместив аппаратный переключатель внутри телефона, отключить какое-то оборудование, например камеру, микрофон, Wi-Fi или LTE.
Военный
Французские и израильские подразделения радиоэлектронной борьбы используют выключатели для отключения военных систем противника.
Космический полет
Системы безопасности дальности полета могут автоматически уничтожать сбившиеся с пути транспортные средства в полете. Офицеры безопасности стрельбища могут также вручную уничтожать транспортные средства; этот метод был использован для уничтожения сбившихся с пути твердотопливных ракетных ускорителей во время катастрофы космического корабля «Челленджер» .
Кнопки аварийного останова EAO
Кнопки аварийного останова должны безопасно и почти мгновенно останавливать оборудование
Выключатели аварийного останова, также именуемые кнопками аварийного останова (E-STOP), обеспечивают безопасность людей и оборудования, отрабатывая опасную ситуацию понятным и предсказуемым образом. Такие специализированные выключатели требуются для самого разного электротехнического оборудования. Они служат для обеспечения безопасности на рабочих местах, а также соответствия требованиям международных и национальных нормативных документов.
Кнопки аварийного останова отличаются от обычных выключателей, просто выключающих питание оборудования устройств, тем, что выполняют отключение оборудования с защитой от неправильного его использования. Это обеспечивается различными их исполнениями, различающимися способом замыкания электрических контактов для перезапуска оборудования: поворотом, вытягиванием, или ключом.
Отказобезопасность в работе обеспечивается приоритетом команды аварийного отключения над всеми другими функциями, заставляющими оборудование работать. Инновационные исполнения кнопок E-STOP исключают возможность их блокировки, т.е. случайного или намеренного нарушения работы актуатора ввиду попадания инородных предметов, тем самым обеспечивая мгновенное срабатывание без необходимости фиксации силовой цепи в разомкнутом состоянии, что может привести к преждевременному или ненадежному срабатыванию. Проблемы возникают при неправильной установке контактных блоков и актуаторов, а также в случае их разобщения из-за вибрации или других неисправностей. Данные проблемы вынудили изготовителей таких выключателей стремиться к повышению их надежности и, как следствие, безопасности.
Практически всем областям промышленности для обеспечения безопасной работы требуются кнопки аварийной остановки. К сожалению, у каждой отрасли есть собственные нормативные требования, которые проектировщикам приходится выполнять. Кроме того, существуют некоторые отличия международных стандартов от местных стандартов и норм.
Проще говоря, кнопки аварийного останова должны использоваться на всех типах оборудования, за исключением тех, для которых они бесполезны с точки зрения снижения риска. Эти выключатели являются лишь частью комплексной системы безопасности. Проектировщики оборудования должны также учитывать и предохранительные функции, например, наличие обратного хода, ограничение движения, отклонение, экранирование, торможение, разъединение.
Безопасный аварийный останов
В международных стандартах указано, что аварийный останов должен выполняться по одиночному действию оператора, работающего ручным устройством управления. Устройство останова должно всегда находиться в рабочем состоянии и останавливать машину без создания дополнительных опасных факторов.
Для сброса электрической системы, остановленной кнопкой E-STOP, необходимо сначала «отпустить» ранее активированную кнопку. При активации более чем одного выключателя аварийного останова перед повторным запуском оборудования необходимо «отпустить» их все. Необходимо отметить, что простое отключение кнопки аварийной остановки не перезапустит оборудование. Такое действие лишь дает разрешение на перезапуск в нормальном режиме работы машины.
Требования к эргономичности, электрическим и механическим характеристикам, а также цвету довольно специфичны. Большинство устройств аварийного останова представляют собой кнопки с грибовидной головкой, хотя встречаются также устройства с тросами, штангами, рычагами, ножными педалями.
В основе работы кнопки аварийного останова должно лежать прямое механическое действие с механической фиксацией таким образом, чтобы при активации (нажиме) она размыкала электрические контакты. Для замыкания электрических контактов и перезапуска оборудования актуатор снимается с фиксации вручную поворотом или при помощи ключа. Есть актуаторы, которые для замыкания электрических контактов кнопки можно просто потянуть на себя. Однако данный способ с точки зрения безопасности может быть менее предпочтителен, чем замыкание поворотом или ключом, что требует более целенаправленного действия со стороны оператора.
Наша компания является авторизованным дистрибьютором компании EAO AG и предлагает продажу и поставку всех серий кнопок E-STOP данного бренда.
—>
Соблюдение стандарта ведения безопасной деятельности
В рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 ООО «НТ Контакт» осуществляет свою деятельность с соблюдением требований стандартов по ведению безопасной деятельности и предпринимает все необходимые меры для осуществления безопасной деятельности:
Как работает аварийная сигнализация на автомобиле
Система аварийной сигнализации стала устанавливаться на автомобили семейства ВАЗ начиная с модели 2103, соответственно на моей копеечке её отродясь не было, а необходимость данного девайса была на лицо: это и мигнуть аварийкой человеку, который пропустил вас в пробке, и подмигнуть симпатичной девушке, или же просто, почти на законных основаниях, остановиться на остановке общественного транспорта перед автобусом и побежать в ларек почти не нарушая ПДД, а о вынужденной технической остановки я вообще молчу…
Итак, для установки мне понадобилось:
— реле поворотников и аварийной сигнализации от ВАЗ 2106 (четыре контакта)
-колодка мама для подключения реле (2 ненужных контакта нужно извлечь).
-кнопка включения аварийной сигнализации от ВАЗ 2106 (шесть контактов)
— разъем для подключения кнопки
— провода около 5м разных цветов
— изолента или термоусадочные трубки.
Подключение
Схема прерывателя поворотников на ВАЗ 2101 и их модификаций имеет следующий вид:
Обозначения:
1.Передние указатели поворота
2.Повторители указателей поворота на передних крыльях.
3.АКБ.
4.Генератор.
5.Замок зажигания.
6.Колодка предохранителей.
7.Реле прерыватель указателей поворота.
8.Индикаторная лампа в комбинации приборов.
9.Подрулевой переключатель поворотников.
10.Указатели поворота в задних фонарях.
В качестве схемы для подключения используем схему от ВАЗ 2106 с шестиконтактной кнопкой:
Обозначения:
Порядок выполнения работы
Многие советуют для удобства снять приборную панель, но я этого не делал, а снял лишь облицовочный кожух вала рулевого управления, щиток приборов и консоль (к тому времени у меня уже стояла шестерочная панель). затем снимаем старое реле указателей поворота, для чего отвинчиваем гайку его крепления к панели передка, и отсоединяем от него три провода. (цвета проводов должны соответствовать цветам на схеме 2101). Определяемся и намечаем место расположения кнопки аварийки, я ее установил в отверстие на консоли (как и в стандартной комплектации 03/06), можно установить и на кожух рулевой колонки, как на 07 (для чего дополнительно нужен облицовочный кожух вала рулевого управления ваз 2107)
Подключение реле:
Подключение кнопки:
Контакт кнопки 8 соединяем с плюсом, который не зависит от положения ключа в замке зажигания. Можно использовать плюс от прикуривателя. Если плюс берется от АКБ или от генератора, то желательно защитить эту цепь предохранителем на 8А. Все соединения желательно пропаять, и обязательно заизолировать. Устанавливаем снятые комплектующие на место
В каждом транспортном средстве предусмотрена система световой аварийной сигнализации, которая включается с помощью специального выключателя. О том, что такое выключатель аварийной сигнализации, каких типов он бывает и как устроен, а также о верном выборе и замене этого устройства — читайте в статье.
Что такое выключатель аварийной сигнализации?
Выключатель аварийной сигнализации — элемент системы световой сигнализации транспортного средства; устройство коммутации, используемое для ручного включения и выключения, а также визуального контроля работы световой аварийной сигнализации.
- При вынужденной остановке ТС в неположенном (запрещенном для остановки и/или стоянки) месте — в случае возникновения неисправности, при необходимости оказать срочную медицинскую помощь пассажиру или водителю и т.д.;
- Во всех случаях ДТП на проезжей части автодорог;
- При буксировке другого ТС на любых видах сцепки;
- При ослеплении водителя фарами встречного ТС в темное время суток;
- При осуществлении посадки и высадки групп детей из специализированных ТС (автобусов).
То есть, аварийка включается в ситуациях, когда транспортное средство по тем или иным причинам не может продолжать дальнейшее движение, либо в целях обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения. Работающая аварийная сигнализация — один из пунктов успешного техосмотра и управления автомобилем без штрафов, поэтому все ее компоненты должны быть всегда исправными. И если из строя вышел выключатель данной системы, то его необходимо как можно скорее заменить. А для верного выбора и замены данной детали следует разобраться в существующих типах выключателей, их конструкции и особенностях.
Выключатель аварийной сигнализации МАЗ-5440 8 контактов 24V ДИАПРОЕКТОР РУП
Выключатель кнопка аварийной сигнализации 12V АВАР
Выключатель кнопка CHEVROLET Lanos аварийной сигнализации OE
Выключатель кнопка HYUNDAI Porter аварийной сигнализации OE
Выключатель кнопка ВАЗ-2112 аварийной сигнализации АВАР
Выключатель кнопка ВАЗ-21093 аварийной сигнализации АВТОАРМАТУРА
Выключатель кнопка аварийной сигнализации 12V АВАР
Выключатель аварийной сигнализации МТЗ (3710.055) 12V АВАР
Выключатель кнопка VW Passat (96-05) аварийной сигнализации FEBI
Выключатель кнопка HYUNDAI Accent (11-) аварийной сигнализации OE
Типы и конструкция выключателей аварийной сигнализации
Все выключатели аварийки делятся на два конструктивных вида:
Наибольшее распространение сегодня получили кнопочные устройства — включение и выключение сигнализации с их помощью осуществляется нажатием кнопки (одним — для включения, повторным — для отключения). Клавишные выключатели распространены гораздо меньше (в основном на грузовых автомобилях), для их включения и отключения необходимо нажимать на противоположные стороны клавиши.
Конструкция выключателя аварийной сигнализации
Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализации
Конструктивно все типы выключателей просты, их основу составляет контактная группа того или иного типа, состоящая из неподвижных и подвижных контактов, она помещена в корпус и механически соединена с кнопкой или клавишей. В устройстве может быть 6-8 контактов, с их помощью коммутируется сразу несколько цепей — всех указателей поворота, а также и собственной сигнальной лампы. Причем присутствуют как нормально разомкнутые, так и нормально замкнутые контакты, что позволяет выполнять необходимую коммутацию цепей с минимальным количеством дополнительных элементов.
Также на корпусе выключателя выполнены монтажные элементы для фиксации устройства на приборной панели или рулевой колонке. Сегодня чаще всего встречаются разного рода пружинящие пластиковые защелки, на выключателях старого образца используется фиксация с помощью одной гайки или нескольких винтов.
Любой выключатель аварийной сигнализации обязательно имеет встроенную сигнальную лампу или светодиод — она оповещает о включении и работе сигнализации. Обычно лампа располагается под прозрачной кнопкой либо под прозрачными элементами в кнопке/клавише или корпусе. Лампа/светодиод подключается к системе сигнализации (а точнее — к реле-прерывателю указателей поворотов и аварийной сигнализации), поэтому она, как и лампы в поворотниках, работает прерывисто.
В кнопочных выключателях предусмотрен механизм фиксации, благодаря которому кнопка и связанная с ней группа подвижных контактов фиксируется в нажатом (утопленном) положении. Как правило, такие устройства выключены при утопленной кнопке, поэтому для включения сигнализации необходимо отжать кнопку. В клавишных выключателях клавиша также фиксируется в каждом из двух положений.
Выключатель аварийной сигнализации обозначен стандартной пиктограммой — треугольником, очерченным двойной белой полосой на красной кнопке. Однако на старых устройствах встречается треугольник, очерченный широкой белой полосой на красной кнопке, а на многих современных автомобилях треугольник начерчен красной двойной полосой на черной кнопке. В любом случае, аварийка имеет пиктограмму в виде треугольника, и перепутать ее с чем-либо другим невозможно.
Независимо от конструкции и типа, выключатели аварийки выпускаются в двух исполнениях — на рабочее напряжение 12 и 24 В. Как правило, эти устройство не взаимозаменяемы, так как в них установлены сигнальные лампы на соответствующее напряжение. Все устройства имеют рабочий ток до 3-5 А.
Функционирует выключатель аварийной сигнализации следующим образом. Выключатель входит в состав цепей указателей поворота, однако в выключенном положении он не оказывает влияния на их нормальную работу — поворотники на правой и левой половине транспортного средства функционируют отдельно друг от друга. При включении аварийки цепи указателей поворота коммутируются таким образом, что они работают одновременно. То есть, выключатель подключает к реле указателей поворота сразу все приборы световой сигнализации, и они синхронно работают в прерывистом режиме. После выключения сигнализации цепи указателей поворота переходят в нормальный режим работы.
Следует отметить, что во многих выключателях предусмотрена функция обеспечения работоспособности аварийной сигнализации даже в случае неисправности одного или нескольких указателей поворота. Это достигается определенной коммутацией цепей поворотников (их ламп и реле), а также наличием вспомогательных электронных компонентов.
Как правильно выбрать, заменить и использовать выключатель аварийной сигнализации
Выключатель аварийной сигнализации
От нормального функционирования выключателя аварийки во многом зависит безопасность автомобиля и возможность его эксплуатации в определенных условиях (например — автобусы для перевозки детей без включения аварийной сигнализации вовсе запрещено эксплуатировать). Поэтому при поломке данной детали нужно сразу приобрести и установить новую. На замену следует брать выключатель того же типа и модели (соответственно, и каталожного номера), что был установлен на автомобиле ранее. Только в этом случае деталь гарантированно встанет на свое место и ремонт не потребует каких-либо дополнительных работ.
При подборе выключателя следует учитывать, что он может иметь исполнение на 12 и 24 вольта. Неправильный выбор может стать причиной новой поломки, а при прохождении высоких токов выключатель на 12 В, установленный в автомобиль с 24-вольтовой бортовой сетью, может стать причиной пожара. Кроме того, при установке не того выключателя возникнут проблемы с функционированием встроенной в него сигнальной лампы — она будет гореть вполнакала или перегорит.
Как правило, замена выключателя аварийки выполняется просто и без применения специального инструмента. В современных автомобилях нужно просто поддеть выключатель отверткой (или иным инструментом — сегодня для этой цели продаются специальные наборы лопаток) и вынуть его из приборной панели или из рулевой колонки, затем отсоединить от электрического разъема, и установить новое устройство в обратном порядке. В некоторых грузовых автомобилях, автобусах и тракторах монтаж выключателей выполняется с помощью гайки или винтов, поэтому для их демонтажа следует открутить данный крепеж.
При правильном выборе и замене выключателя световая аварийная сигнализация начнет сразу работать, обеспечивая безопасность на дороге в различных ситуациях.
24 Февраля Лобзик электрический: режущий универсал
Для пиления древесины, ДСП, металлов, пластиков, керамики и других материалов применяется универсальный режущий инструмент — электрический лобзик. О лобзиках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и правильной эксплуатации этого инструмента рассказано в данной статье.
10 Февраля Набор ключей шестигранных
Для работы с винтами и другими метизами, имеющими шестиугольный шлиц, используются специальные шестигранные ключи, которые часто предлагаются в наборах. О наборах шестигранных ключей, их типах, составе и характеристиках, а также о правильном подборе и применении этого инструмента — читайте в статье.
27 Января Паяльник
Изготовление и ремонт электронного оборудования, многие монтажно-слесарные и другие работы требуют применения специального инструмента — паяльника. Все, что вы хотели узнать о паяльниках, их существующих типах, устройстве и работе, а также о верном выборе и применении паяльников, рассказано в статье.
20 Января Напильник: слесарный универсал
В слесарном деле, при выполнении ремонтных работ и в других случаях обработка изделий часто выполняется многолезвийными режущими инструментами — напильниками. О том, что такое напильник, какие типы этого инструмента существуют, как они устроены и как их правильно использовать — рассказано в статье.
12 Ноября 2021 Отвертка ударная с набором бит: любой крепеж — по плечу
Тугой или закисший крепеж становится проблемой, которую можно решить с помощью специального инструмента — ударной отвертки. О том, что такое ударная отвертка, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном выборе и применении ударных отверток — читайте в статье.
5 Октября 2021 Отвердитель: основа прочного лакокрасочного покрытия
Определенные типы лакокрасочных материалов и клеев приобретают необходимые эксплуатационные характеристики при добавлении специальных компонентов — отвердителей. Все об отвердителях, их существующих типах, составе, принципе действия, а также применяемости и особенностях выбора — рассказано в статье.
29 Июля 2021 Пена монтажная: надежный помощник отделочника, строителя и монтажника
В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.
В каждом транспортном средстве предусмотрена система световой аварийной сигнализации, которая включается с помощью специального выключателя. О том, что такое выключатель аварийной сигнализации, каких типов он бывает и как устроен, а также о верном выборе и замене этого устройства — читайте в статье.
Что такое выключатель аварийной сигнализации?
Выключатель аварийной сигнализации — элемент системы световой сигнализации транспортного средства; устройство коммутации, используемое для ручного включения и выключения, а также визуального контроля работы световой аварийной сигнализации.
- При вынужденной остановке ТС в неположенном (запрещенном для остановки и/или стоянки) месте — в случае возникновения неисправности, при необходимости оказать срочную медицинскую помощь пассажиру или водителю и т.д.;
- Во всех случаях ДТП на проезжей части автодорог;
- При буксировке другого ТС на любых видах сцепки;
- При ослеплении водителя фарами встречного ТС в темное время суток;
- При осуществлении посадки и высадки групп детей из специализированных ТС (автобусов).
То есть, аварийка включается в ситуациях, когда транспортное средство по тем или иным причинам не может продолжать дальнейшее движение, либо в целях обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения. Работающая аварийная сигнализация — один из пунктов успешного техосмотра и управления автомобилем без штрафов, поэтому все ее компоненты должны быть всегда исправными. И если из строя вышел выключатель данной системы, то его необходимо как можно скорее заменить. А для верного выбора и замены данной детали следует разобраться в существующих типах выключателей, их конструкции и особенностях.
Типы и конструкция выключателей аварийной сигнализации
Все выключатели аварийки делятся на два конструктивных вида:
Наибольшее распространение сегодня получили кнопочные устройства — включение и выключение сигнализации с их помощью осуществляется нажатием кнопки (одним — для включения, повторным — для отключения). Клавишные выключатели распространены гораздо меньше (в основном на грузовых автомобилях), для их включения и отключения необходимо нажимать на противоположные стороны клавиши.
Конструкция выключателя аварийной сигнализации
Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализации
Конструктивно все типы выключателей просты, их основу составляет контактная группа того или иного типа, состоящая из неподвижных и подвижных контактов, она помещена в корпус и механически соединена с кнопкой или клавишей. В устройстве может быть 6-8 контактов, с их помощью коммутируется сразу несколько цепей — всех указателей поворота, а также и собственной сигнальной лампы. Причем присутствуют как нормально разомкнутые, так и нормально замкнутые контакты, что позволяет выполнять необходимую коммутацию цепей с минимальным количеством дополнительных элементов.
Также на корпусе выключателя выполнены монтажные элементы для фиксации устройства на приборной панели или рулевой колонке. Сегодня чаще всего встречаются разного рода пружинящие пластиковые защелки, на выключателях старого образца используется фиксация с помощью одной гайки или нескольких винтов.
Любой выключатель аварийной сигнализации обязательно имеет встроенную сигнальную лампу или светодиод — она оповещает о включении и работе сигнализации. Обычно лампа располагается под прозрачной кнопкой либо под прозрачными элементами в кнопке/клавише или корпусе. Лампа/светодиод подключается к системе сигнализации (а точнее — к реле-прерывателю указателей поворотов и аварийной сигнализации), поэтому она, как и лампы в поворотниках, работает прерывисто.
В кнопочных выключателях предусмотрен механизм фиксации, благодаря которому кнопка и связанная с ней группа подвижных контактов фиксируется в нажатом (утопленном) положении. Как правило, такие устройства выключены при утопленной кнопке, поэтому для включения сигнализации необходимо отжать кнопку. В клавишных выключателях клавиша также фиксируется в каждом из двух положений.
Выключатель аварийной сигнализации обозначен стандартной пиктограммой — треугольником, очерченным двойной белой полосой на красной кнопке. Однако на старых устройствах встречается треугольник, очерченный широкой белой полосой на красной кнопке, а на многих современных автомобилях треугольник начерчен красной двойной полосой на черной кнопке. В любом случае, аварийка имеет пиктограмму в виде треугольника, и перепутать ее с чем-либо другим невозможно.
Независимо от конструкции и типа, выключатели аварийки выпускаются в двух исполнениях — на рабочее напряжение 12 и 24 В. Как правило, эти устройство не взаимозаменяемы, так как в них установлены сигнальные лампы на соответствующее напряжение. Все устройства имеют рабочий ток до 3-5 А.
Функционирует выключатель аварийной сигнализации следующим образом. Выключатель входит в состав цепей указателей поворота, однако в выключенном положении он не оказывает влияния на их нормальную работу — поворотники на правой и левой половине транспортного средства функционируют отдельно друг от друга. При включении аварийки цепи указателей поворота коммутируются таким образом, что они работают одновременно. То есть, выключатель подключает к реле указателей поворота сразу все приборы световой сигнализации, и они синхронно работают в прерывистом режиме. После выключения сигнализации цепи указателей поворота переходят в нормальный режим работы.
Следует отметить, что во многих выключателях предусмотрена функция обеспечения работоспособности аварийной сигнализации даже в случае неисправности одного или нескольких указателей поворота. Это достигается определенной коммутацией цепей поворотников (их ламп и реле), а также наличием вспомогательных электронных компонентов.
Как правильно выбрать, заменить и использовать выключатель аварийной сигнализации
Выключатель аварийной сигнализации
От нормального функционирования выключателя аварийки во многом зависит безопасность автомобиля и возможность его эксплуатации в определенных условиях (например — автобусы для перевозки детей без включения аварийной сигнализации вовсе запрещено эксплуатировать). Поэтому при поломке данной детали нужно сразу приобрести и установить новую. На замену следует брать выключатель того же типа и модели (соответственно, и каталожного номера), что был установлен на автомобиле ранее. Только в этом случае деталь гарантированно встанет на свое место и ремонт не потребует каких-либо дополнительных работ.
При подборе выключателя следует учитывать, что он может иметь исполнение на 12 и 24 вольта. Неправильный выбор может стать причиной новой поломки, а при прохождении высоких токов выключатель на 12 В, установленный в автомобиль с 24-вольтовой бортовой сетью, может стать причиной пожара. Кроме того, при установке не того выключателя возникнут проблемы с функционированием встроенной в него сигнальной лампы — она будет гореть вполнакала или перегорит.
Как правило, замена выключателя аварийки выполняется просто и без применения специального инструмента. В современных автомобилях нужно просто поддеть выключатель отверткой (или иным инструментом — сегодня для этой цели продаются специальные наборы лопаток) и вынуть его из приборной панели или из рулевой колонки, затем отсоединить от электрического разъема, и установить новое устройство в обратном порядке. В некоторых грузовых автомобилях, автобусах и тракторах монтаж выключателей выполняется с помощью гайки или винтов, поэтому для их демонтажа следует открутить данный крепеж.
При правильном выборе и замене выключателя световая аварийная сигнализация начнет сразу работать, обеспечивая безопасность на дороге в различных ситуациях.
Аварийная сигнализация автотранспортного средства представляет специальную световую систему оповещения об опасных ситуациях, выраженную в одновременной работе всех поворотных указателей. Она предназначена для визуального оповещения водителей других автомобилей, находящихся в пределах видимости, об опасной ситуации, привлечения их внимания.
Аварийной сигнализацией оборудуются практически все автотранспортные средства. Исключение могут составлять только специальные строительные, промышленные и иные транспортные средства, на которые установлен постоянно действующий проблесковый маяк оранжевого цвета.
ПДД строго регламентируют (статья 7.1) обязательный порядок включения аварийной сигнализации. Сигнализация включается:
- При ДТП. Исключением в данной ситуации являются случаи, когда:
- включение сигнализации может увеличить риск воспламенения горючего, вытекающего в результате механических повреждений при ДТП;
- в результате ДТП серьезно пострадало электрооборудование (проводка, аккумуляторная батарея, органы управления на приборной панели и др.) и включение технически невозможно;
- водитель и пассажиры получили серьезные травмы.
- При вынужденной остановке в тех местах, где такое действие ограничено знаками дорожного движения и разметки.
К таким местам относятся:
[stextbox этом случае для большей информативности аварийных световых сигналов автотранспортное средство должно быть расположено вдоль линии движения параллельно обочине, как можно ближе к краю проезжей части.[/stextbox]
Не рекомендуется останавливаться в зоне затенения видимости аварийной сигнализации.
- технической неисправности транспортного средства;
- создание опасных условий для груза, перевозимого на автомобиле;
- серьезным болезненным состоянием пассажира или водителя;
- наличием значимых препятствий дорожному движению.
О внедорожных новинках Токийского автосалона вы узнаете из этого материала.
Передача управление лицу без прав строго карается по закону. Как именно – узнайте на Прокроссовер.
[stextbox вправе самостоятельно определить ситуацию, когда управляемое им автотранспортное средство создает помехи или представляет опасность другим участникам дорожного движения, и включить знак аварийной световой сигнализации.[/stextbox]
Такими случаями могут являться:
- неисправность автотранспортного средства, приводящая к нарушению его маневренности, скоростного режима, светового оборудования;
- нахождение на борту автомобиля опасного груза;
- следование к месту ремонта;
- опасной зоны движения (например, гололед), иных ситуациях.
Интересные особенности
В некоторых странах (в том числе и в России) кратковременное включение аварийной сигнализации используется в качестве благодарственного знака другим водителям, например, если они освободили полосу для обгона.
Таксисты иногда используют аварийную сигнализацию для привлечения коллег и полиции к нештатной ситуации, сложившейся в салоне автомобиля.
[stextbox действующей аварийной сигнализации является обязательным условием эксплуатации автотранспортного средства. Если по каким-либо причинам она вышла из строя, необходимо следовать к месту ремонта, либо по возможности провести его самостоятельно.[/stextbox]
Возможные неисправности и их устранение
Схемотехнически аварийная сигнализация организуется по двум алгоритмам.
Релейная аварийная сигнализация
Основным элементом такой системы является реле поворотов. Впервые такие реле появились еще в довоенное время. Основным исполнительным механизмом в них была биметаллическая пластина. При включении поворотников, протекании тока, биметаллическая пластина нагревалась, изменяла свои геометрические размеры, размыкала контакты реле. Ток прекращал идти, пластина охлаждалась, вновь замыкала контакты, лампы указателей поворотов загорались. Ток вновь нагревал пластины, они размыкали контакты… И так далее. Такая простейшая система имела большие преимущества:
- надежность;
- невысокая стоимость;
- звуковое сопровождение (щелкание под рулем);
- информативность, при отказе одной из ламп поворотников частота миганий изменяласть, водитель видел это.
Подробнее узнать об устройстве реле поворотников вы сможете из видео:
Основные причины неисправности релейных систем:
- Неисправность реле поворотов. Самый простой способ проверки и устранения неисправности – замена реле. Обычно оно расположено под рулем, в блоке предохранителей и реле под приборной панелью. В некоторых моделях VW оно было встроено в кнопку аварийной сигнализации.
- Перегорание предохранителя, обслуживающего поворотники. Ремонт – замена предохранителя.
- Неисправность переключателя поворотов на рулевой консоли (в простонародии – стрекоза, весла). В этом случае часто требуется замена блока переключателей, иногда чистка его разъема.
- Неисправность одной из ламп поворотов либо цоколя, в который она вставляется. Ремонт – замена лампы, обслуживание цоколя.
- Неисправность электропроводки. Наиболее сложный ремонт, требуется помощь автоэлектрика.
Электронная аварийная сигнализация
Применяется во многих автомобилях с 2000-х годов выпуска. Ее работу контролирует микропроцессорный блок управления кузовом. При неисправности такой аварийной сигнализации необходимо проверить предохранители, лампы, цоколи, переключатели. Если эти процедуры не принесут эффекта, необходимо производить компьютерную диагностику и ремонт у автоэлектрика.
В настоящее время в световой индикации часто применяются светодиодные излучатели. Несмотря на надежность светодиодов по отдельности, в составе светодиодной линейки они часто выходят из строя. В таком случае необходимо обращаться на СТО, которые производят их ремонт.
[stextbox аварийная сигнализация – одно из обязательных условий безопасного движения. Своевременно производите ее ремонт и устранение неисправностей.[/stextbox]