Повышающий преобразователь напряжения 12В в 18В
При установке навигационного оборудования с датчиками (GPS и Глонасс) на автомобили с питанием от бортовой сети 12В, часто возникает проблема с питанием дополнительных датчиков. При провалах и скачках напряжения датчики выдают не совсем корректные данные, вызывая справедливое возмущение у пользователей.
Решение этой проблемы напрашивается однозначное – стабилизация питающего напряжения в пределах от 8 до 15 вольт. Однако просто установка стабилизатора напряжения не всегда поможет, т.к. на стабилизаторе будет падение напряжения 1,5-3 вольта, а это означает, что на датчиках мы будем иметь от 9 до 10,5 вольт. Этого не всегда достаточно, в зависимости от типа датчиков.
Предлагаю достаточно простой выход из положения – повышающий преобразователь напряжения со стабилизацией. Основное достоинство этого устройства, это его дешевизна и доступность деталей.
Технические характеристики:
Напряжение на входе – от 8 до 15 В
Номинальный ток нагрузки – 1 А
Максимальный ток нагрузки – до 2 А
Выходное напряжение – 18 В
Отклонение выходного напряжения от номинала – 0,1 В
Описание работы схемы
Схема представляет обычный повышающий преобразователь напряжения собранный на микросхеме серии 555 , цепочки ШИМ, на двух стабилитронах Д814Б и транзисторе КТ315. VD3 – может быть любой диод Шоттки, подходящий по току и напряжению, лично я использовал 1N5822. Стабилитроны можно подбирать, в зависимости от необходимого вам напряжения. Предохранитель F1 и VD4 включены в схему для защиты от случайного не правильного подключения полярности. Для дополнительной стабилизации выходного напряжения, можно на выходе устройства подключить обычный линейный стабилизатор, например LT1083 – но надеюсь вам это не потребуется.
Как повысить напряжение постоянного тока с 12в до 18
Вновь про 18 вольт из 12.
Автор: TheAbcs
Опубликовано 15.09.2009
Любому Коту свойственны любопытсво, творческий подход и здоровая лень. Рассказ об этом я и хочу преподнести в качестве подарка на День рождения.
Доводится мне изредка закручивать ну очень много шурупов в месте, далеком от цивилизации и «централизованного электропитания». Вроде раньше и руками особо не напрягало — все-таки изредка, — но досталась мне по случаю. э-э-э. скажем, электроотвертка — далее ЭО. Кормилась она от аккумулятора, и его вполне хватало на «комплект шурупов». Сначала хватало. Но настал момент. Руки к тому моменту крутить уже ничего особо не хотели — к халяве быстро привыкаешь, поэтому пришлось задуматься — «что делать?»
Исследования показали, что ЭО согласна на любое напряжение. Ну почти. По крайней мере, предложенные ей 12 вольт (а ничего другого вот так просто я ей предложить и не мог) она есть согласилась, но работала при этом столь неохотно и ме-е-едленно. В итоге мы с ней сошлись на 18 вольтах с током до 2 ампер, и я начал думать, где их добывать вдали от.
И тут. На глаза мне попалась интересная схема:
(отсюда: https://radiokot.ru/forum/viewtopic.php?t=7484&postdays=0&postorder=asc&start=0 (с)Borodach)
Особенно привлекательной в этой схеме была возможность использовать детали, легко извлекающиеся из хлама на столе.
Собранный в виде «ежика» макет в общем работал. Но вот выходное напряжение.
Оно стабилизировалось как-то не очень. То ли детальки были использованы не совсем «правильные», то ли звезды в тот момент не способствовали. В итоге прочувствовавший всю степень моего неудовлетворения коллега, сидящий за соседним столом, внес в схему «косметические» изменения. Потом еще раз. И еще. В результате родилось это:
«Это» давало вполне сносные 18 вольт, начиная примерно с 7 вольт на входе, и держало эти 18 вольт «мертвой хваткой» при повышении входного напряжения.
Нет, свои «мобильные» 12 вольт до 7 я стараюсь не опускать, но вдруг.
Было решено превратить макет в «железку», больше подходящую для использования «на выезде», и получилась такая плата:
Миниатюризация — в данном случае, — показалась мне излишней, тем более эта плата очень удачно вписалась в имеющуюся коробочку из алюминия. Которая по совместительству станет играть роль радиатора — испытания показали, что он будет не лишним. На картинке роль радиатора выполняет подручная железка.
Детали на плате слегка отличаются от указанных на схеме. Конденсатор на входе всего 2200 мкФ, от 1000 мкФ выходного осталось где-то две трети — усох, в «гейте» полевого транзистора стоит 2,4 Ома, в качестве диода используется половинка 12-вольтной пары из компьютерного блока питания (один диод в ней стал «гвоздем»). Дроссель намотан «канатиком» из 7 свитых жил ПЭЛ(В)-0,3. 0,4 мм.
Светодиод последовательно со стабилитроном служит не столько индикатором, сколько дает возможность получить 18 вольт с имеющимся КС515А — «высоковольтный» стабилитрон оказался самой труднонаходимой деталью. «Прогон» платы показал, что при примерно 18 В на выходе и токе нагрузки 2,383А от источника 12 В потребляется 4,17А — то есть вполне приличный КПД около 86 процентов, и это с довольно длинными и тонкими подводящими проводами.
Остальные 14 процентов довольно солидно грели радиатор и дроссель, но, поскольку режим работы ЭО «повторно-кратковременный», было принято решение — «сойдет», и, после упаковки в корпус, готовое изделие отправилось на натурные испытания.
В заключение, несколько слов об отличии «получившейся» схемы от оригинальной.
Собственно, в оригинальной схеме мы имеем «чистый ШИМ» — при постоянной частоте таймера изменяется время открытого состояния транзистора. В «получившейся» — время открытого состояния транзистора примерно одинаково, а длительность закрытого зависит от нагрузки. Так что, возможно, оригинальная схема у меня работала не очень хорошо из-за «плохой» для нее частотной характеристики использованного транзистора, а звезды и карма здесь совсем ни при чем.
И еще — в оригинальной схеме, как мне кажется, дело с пульсациями выходного напряжения должно обстоять несколько лучше, чем в «получившейся». Но поскольку ЭО пульсации волнуют мало, то и я ими особенно не заморачивался.
Варианты изготовления блоков питания для шуруповерта 18 В
Мобильный шуруповерт на аккумуляторной батарее получил широкое распространение в строительстве. Одним из существенных недостатков модели является износ аккумулятора, при износе которого приходится покупать новый шуруповерт или искать аккумулятор. Нестандартное решение предлагают радиолюбители — сделать своими руками блок питания для шуруповерта 18 В.
Простое восстановление инструмента
Основным преимуществом аккумуляторного шуруповерта является его мобильность. Применяется в таких инструментах литий-ионный аккумулятор, который защищен от перегрузки и полной разрядки. Кроме того, существует защита и от перезарядки в виде отдельной схемы, встроенной в сам элемент. Основным источником питания (первичным) является 220 В, выполняется и подзарядка аккумуляторной батареи.
В зависимости от модели шуруповерта на аккумулятор поступает напряжение зарядки от 14 В до 21 В. На выходе батареи получается напряжение питания от 12 до 18 В. Этот тип АКБ служит долго, но если инструментом не пользоваться продолжительное время, не поможет и встроенная защита от разрядки элементов батареи: разрядка происходит постоянно.
Для увеличения срока службы необходимо постоянно разряжать и заряжать батарею. Если по какой-то причине не удалось «уследить» за инструментом, часто выходит из строя какой-либо конкретный элемент аккумулятора. Существуют основные способы решения этой проблемы:
- Заменить батарею на новую.
- Приобрести новый инструмент.
- Переделать шуруповерт с питанием от сети.
При замене аккумулятора необходимо учесть, что новый достаточно сложно найти. Инструменты делают так, чтобы тяжело было найти для них запчасти. Фирме невыгодно производить свое изделие с высокой ремонтоспособностью, так как ей нужны доходы от покупки продукции. Найти новый аккумулятор возможно только у дилеров. Кроме того, возможен еще вариант: разобрать аккумуляторную батарею и поменять неисправный элемент питания.
При покупке нового инструмента пользователь стремится купить модель более качественного образца, забывая о правилах эксплуатации аккумуляторов литий-ионного типа. Основные правила, которые помогут надолго сохранить срок службы инструмента:
- При покупке в зимний период «запускать» инструмент сразу категорически запрещается. Нужно подождать около часа, пока он не «прогреется» до уровня комнатной температуры.
- Поставить батарею на зарядку.
- Цикл зарядки и разрядки АКБ выполнить около 3 раз.
Если ни один из вариантов решения проблемы не подходит, нужно приступить к переделке шуруповерта на сетевой своими руками. Сделать это просто. Существует множество простых и сложных способов. Изменение модели инструмента имеет несколько положительных сторон:
- Нет необходимости подзарядки батареи.
- Снижается нагрузка на механическую часть.
- Множество вариантов блоков питания.
- Увеличение качественных характеристик изделия.
Кроме того, мобильность возможно сохранить, переделав зарядное устройство в блоковый вариант для зарядки практически любого аккумулятора.
Другие способы модернизации
Радиолюбители предлагают много вариантов модернизации инструмента. Одни из них очень просты и сводятся к применению готовых блоков питания, а другие требуют знаний в области электротехники и придают устройству универсальность. Классификация способов:
- Адаптер питания для ноутбука.
- Подключение компьютерного импульсного БП (блок питания).
- Применение автомобильный аккумулятор на 12 В.
- Сборка самодельного источника питания.
Использование зарядника для ноутбука является оптимальным решением проблемы. Кроме того, необходимо знать параметры шуруповерта и зарядника (есть на 12 В и 19 В), а также учесть габариты последнего (для монтажа в аккумуляторный отсек). Нужно припаять выход адаптера питания ноута, к клеммам которого подсоединяется батарея.
При использовании импульсного БП (мощность от 350 Вт и выше) для персоналки (форм-фактор АТ) необходимо найти напряжение питания 12 В на разъемах, питающих винчестер или привод для чтения компакт-дисков. Вывести провода, а остальные аккуратно обрезать и заизолировать. Можно собрать корпус для БП, что позволит получить ток до 16 А. Кроме того, необходимо снять защиту от запуска. Для этого нужно соединить зеленый провод с черным из этого разъема. Эти два способа являются очень простыми и не требуют дополнительного описания.
Автомобильный аккумулятор является оптимальным источником электрической энергии. При модернизации модели ничего не изменилось, кроме подключения другой батареи. Существенным недостатком является его масса. Кроме того, нужно собрать зарядное устройство или приобрести в специализированном магазине.
Сборка своего БП является оптимальным решением для тех, кто поддерживает качество. Предыдущие варианты хороши, но не позволяют добиться гибкости применения. Например, они применимы только для шуруповертов с напряжением 12, а не 18 В. Есть зарядные устройства, рассчитанные на напряжение 19 В. Получение 18 В достигается путем последовательного соединения аккумуляторных батарей, например, 12 и 6 В. Следует учесть, что по характеристикам батареи должны отличаться только в плане напряжения. Именно поэтому часто и возникает необходимость собрать источник питания самостоятельно.
Схемы и их описание
Вариант самостоятельной сборки БП необходимо производить при условии знаний в области радиотехники. Кроме того, перед сборкой нужно хорошо все обдумать, найти корпус для монтажа и соответствующие радиоэлементы.
Простой вариант БП
Простая схема 1 БП (шуруповерта от сети 220 вольт), состоящая из трансформатора питания (вход диодного моста), выпрямителя и конденсаторного фильтра.
Схема 1 — Блок питания для шуруповерта 18 В
Трансформатор нужно подобрать с мощностью от 300 Вт и выше, напряжение на II обмотке должно быть в диапазоне от 20 до 24 В и силой тока свыше 15 А. Для диодного моста следует использовать мощные диоды, подобранные под ток вторичной обмотки. Сложнее будет подобрать соответствующее питание для шуруповерта. На выходе выпрямителя необходимо поставить конденсатор емкостью от 2000 мкФ (можно ограничиться емкостью на 470) и напряжением от 25 В и выше. Детали необходимо брать с запасом по току и напряжению. Все радиоэлементы монтируются на гетинаксовую плату, которая крепится в корпусе.
Универсальный адаптер питания
Предложенный вариант универсального БП обладает отличными характеристиками и выдерживает ток нагрузки до 10 А. Напряжение на выходе составляет 18 В, хотя можно произвести расчеты и сделать блок питания для шуруповерта 12 В. Этот БП можно применять в качестве зарядного устройства для аккумуляторной батареи (АКБ) и резервного источника питания при обесточивании сети (схема 2).
Адаптер собран на стабилизаторе напряжения, состоящего из транзистора VT3 и VD2-VD5 (стабилитроны). При помощи тумблера SB1 включается питание и замыкает свои контакты реле К1. Питание идет на трансформатор, который преобразует переменный ток до необходимого номинала. Выходной ток с трансформатора поступает на выпрямитель. Далее выпрямленное напряжение поступает на стабилизатор. Присутствует в схеме и усилитель тока, собранный на транзисторах VT1 и VT2. К этому усилителю подключается нагрузка. Режим подзарядки аккумулятора (резервный источник питания) осуществляется через VD6 и ограничитель в виде резистора R4. При помощи SB2 можно отключить подзарядку батареи.
Схема 2 — Универсальный БП для шуруповерта и зарядки АКБ
При отсутствии напряжения питания 220 В реле обесточивается, и напряжение с батареи подается на другие контакты реле (питание напрямую от АКБ). Для защиты от токов КЗ и перегрузок используются предохранители. Такую систему можно использовать без резервного источника питания. Дополнительная наладка не требуется.
Перечень радиодеталей указан на соответствующей схеме 2, однако возможны и замены аналогами, например:
- VT1 и VT2 можно заменить на КТ808 или КТ819 по таким же параметрам. Транзисторы требуют охлаждения, и поэтому наличие радиатора обязательно. Транзисторы можно посадить на термопасту для улучшения теплоотдачи. Аналогом VT3 являются КТ815 или КТ817. Допустимы любые буквенные индексы.
- Трансформатор следует использовать с выходной мощностью более 150 Вт и с напряжением под нагрузкой на II обмотке 14-16 В. АКБ является стандартной на 12 В.
- Реле К1 необходимо использовать переменного тока на напряжение от 220 В и током в 3 А.
- Предохранитель FU1 на 3А, FU2 должен быть на 10 А.
- Выпрямитель используют уже готовый (КЦ405А, в крайнем случае — КЦ407А) или собранный на диодах Д231 и Д242 (буквенный индекс любой). Диод VD6 можно заменить аналогичным, руководствуясь справочником или интернетом.
- Стабилитроны желательно оставить такие же: от них зависят выходные параметры напряжения, хотя возможно и последовательное соединение на необходимый показатель U.
- Конденсаторы меняются на любые аналоги согласно справочной документации. Следует учитывать U в цепочке, к которой подсоединен конденсатор.
- Резисторы R2 и R3 (МЛТ-0,5), R1 и R4 (тип ПЭВ-10 или ВЗР-10).
После сборки осуществляется монтаж и приведение изделия к соответствующему виду, дизайн выбирается самостоятельно.
Адаптер на 12 В
Адаптер собирается на микросхеме 7912 и представляет собой линейный регулятор. Транзистор увеличивает мощность БП (схема 3). Этой самоделкой можно запитать и шуруповерт на 18 В, для чего необходимо рассчитать трансформатор.
Схема 3 — Блок питания для шуруповерта 12 В
Вторичный источник питания представляет собой трансформатор, на выходе которого 16 В (для модели с питанием на 12 В постоянного тока) или 22 В (питание шуруповерта 18 В). Выпрямитель собирается из обычных диодов с обратным напряжением свыше 50 В (возможно использовать уже готовые варианты). Сглаживающий фильтр представляет собой конденсатор высокой емкости около 10000 мкФ, но чем больше эта величина, тем лучше.
Микросхему нужно приобрести в специализированном магазине радиодеталей. Кроме того, в схеме использованы светодиоды, позволяющие производить диагностику при неисправностях БП. Радиоэлемент 2N3055 является транзистором p-n-p структуры и его можно заменить любым (аналог нужно подбирать из справочной литературы с напряжением около 50 В и током более 5 А). Возможно применение ЛУТ для изготовления монтажной платы. В интернете подробно описан процесс изготовления печатной платы по лазерно-утюжной технологии (ЛУТ).
Регулируемая модификация
Регулируемый БП очень удобен в использовании и является универсальным. Благодаря регулируемым значениям напряжений можно запитать любую технику, использовать для зарядки аккумулятора. Основным элементом является микросхема типа LM317. Усиление происходит при помощи двух транзисторов типа 2N3055, но можно применять и более мощные, ведь от этого мощность БП возрастает и позволяет получить ток до 20 А. Транзисторы устанавливаются на радиатор, и желательно применить в конструкции еще и вентилятор для охлаждения (кулер с персонального компьютера на 12 В).
Схема 4 — Регулируемый БП
Перечень деталей:
-
Трансформатор двухобмоточный на 15 В и током в 10 ампер.
- Диоды D1-D4 (диодный мост): MR750 или другой аналог.
- Вставки плавкие на 1 А и 10 А. Второй показатель выбирается согласно реальной нагрузке (потребляемый ток).
- Резисторы: R1 (2,2 к на 2,5 Вт), R2 (240), R3 и R4 (0,1 на 10 Вт), R7 (6,8 к), R8 (10к), R9 (47 на 0,5 Вт), R10 (8,2 к).
- Конденсаторы: C1, C7 и C9 (47n), C11 (22n), C2 (4700 мк на 50 В), C3 и C5 (10 мк на 50 В), C4 и C6 (100n), C8 (330 мк на 50 В), C10 (1мк на 25 В).
- Диоды (возможно применение аналогов): D5 (1N4148, 1N4448 или 1N4151), D6 (1N4001), D10 (1N5401), D7, D8 и D9 (1N4001).
- Микросхема: LM317.
- Транзисторы: 2N3055.
- Переменные сопротивления: P1 (5к), P2 (47 или 230 мощностью 1 Вт), P3 (10к).
При сборке нужно изолировать транзисторы применением теплопроводящих прокладок. Кроме того, при любых сборках мощных БП следует использовать толстые провода.
Правила эксплуатации
Если шуруповерт обладает сравнительно небольшой мощностью, нужно произвести монтаж самодельного БП в аккумуляторном отсеке. При отдельной сборке во всех БП нужно обеспечить охлаждение, использовав вентилятор или двигатель с крыльчаткой. Корпус не должен быть герметичным, так как произойдет перегрев (горячему воздуху некуда будет выходить). При готовности БП нужно проверить шуруповерт в комплексе с источником питания. Основные требования к использованию инструмента, позволяющие продлить эксплуатационный период:
- Время работы: 30-40 минут, после чего необходимо сделать паузу до полного остывания.
- Избегать работ на больших высотах.
- Следить за состоянием питающего кабеля, аккумулятора (если он используется), температурой инструмента и самодельного БП.
Таким образом, при выходе из строя аккумулятора шуруповерта на 18 В можно избежать лишних затрат. Если важна мобильность, то имеет смысл приобрести новый аккумулятор или сам инструмент. Существует множество вариантов, предложенных радиолюбителями для продления его срока службы . Необходимо выбрать оптимальный из них для конкретного случая применения устройства.
Как повысить напряжение постоянного тока с 12в до 18
При установке навигационного оборудования с датчиками (GPS и Глонасс) на автомобили с питанием от бортовой сети 12В, часто возникает проблема с питанием дополнительных датчиков. При провалах и скачках напряжения датчики выдают не совсем корректные данные, вызывая справедливое возмущение у пользователей.
Решение этой проблемы напрашивается однозначное – стабилизация питающего напряжения в пределах от 8 до 15 вольт. Однако просто установка стабилизатора напряжения не всегда поможет, т.к. на стабилизаторе будет падение напряжения 1,5-3 вольта, а это означает, что на датчиках мы будем иметь от 9 до 10,5 вольт. Этого не всегда достаточно, в зависимости от типа датчиков.
Предлагаю достаточно простой выход из положения – повышающий преобразователь напряжения со стабилизацией. Основное достоинство этого устройства, это его дешевизна и доступность деталей.
Технические характеристики:
Напряжение на входе – от 8 до 15 В
Номинальный ток нагрузки – 1 А
Максимальный ток нагрузки – до 2 А
Выходное напряжение – 18 В
Отклонение выходного напряжения от номинала – 0,1 В
Описание работы схемы
Схема представляет обычный повышающий преобразователь напряжения собранный на микросхеме серии 555 , цепочки ШИМ, на двух стабилитронах Д814Б и транзисторе КТ315. VD3 – может быть любой диод Шоттки, подходящий по току и напряжению, лично я использовал 1N5822. Стабилитроны можно подбирать, в зависимости от необходимого вам напряжения. Предохранитель F1 и VD4 включены в схему для защиты от случайного не правильного подключения полярности. Для дополнительной стабилизации выходного напряжения, можно на выходе устройства подключить обычный линейный стабилизатор, например LT1083 – но надеюсь вам это не потребуется.
Варианты изготовления блоков питания для шуруповерта 18 В
Мобильный шуруповерт на аккумуляторной батарее получил широкое распространение в строительстве. Одним из существенных недостатков модели является износ аккумулятора, при износе которого приходится покупать новый шуруповерт или искать аккумулятор. Нестандартное решение предлагают радиолюбители — сделать своими руками блок питания для шуруповерта 18 В.
Простое восстановление инструмента
Основным преимуществом аккумуляторного шуруповерта является его мобильность. Применяется в таких инструментах литий-ионный аккумулятор, который защищен от перегрузки и полной разрядки. Кроме того, существует защита и от перезарядки в виде отдельной схемы, встроенной в сам элемент. Основным источником питания (первичным) является 220 В, выполняется и подзарядка аккумуляторной батареи.
В зависимости от модели шуруповерта на аккумулятор поступает напряжение зарядки от 14 В до 21 В. На выходе батареи получается напряжение питания от 12 до 18 В. Этот тип АКБ служит долго, но если инструментом не пользоваться продолжительное время, не поможет и встроенная защита от разрядки элементов батареи: разрядка происходит постоянно.
Для увеличения срока службы необходимо постоянно разряжать и заряжать батарею. Если по какой-то причине не удалось «уследить» за инструментом, часто выходит из строя какой-либо конкретный элемент аккумулятора. Существуют основные способы решения этой проблемы:
- Заменить батарею на новую.
- Приобрести новый инструмент.
- Переделать шуруповерт с питанием от сети.
При замене аккумулятора необходимо учесть, что новый достаточно сложно найти. Инструменты делают так, чтобы тяжело было найти для них запчасти. Фирме невыгодно производить свое изделие с высокой ремонтоспособностью, так как ей нужны доходы от покупки продукции. Найти новый аккумулятор возможно только у дилеров. Кроме того, возможен еще вариант: разобрать аккумуляторную батарею и поменять неисправный элемент питания.
При покупке нового инструмента пользователь стремится купить модель более качественного образца, забывая о правилах эксплуатации аккумуляторов литий-ионного типа. Основные правила, которые помогут надолго сохранить срок службы инструмента:
- При покупке в зимний период «запускать» инструмент сразу категорически запрещается. Нужно подождать около часа, пока он не «прогреется» до уровня комнатной температуры.
- Поставить батарею на зарядку.
- Цикл зарядки и разрядки АКБ выполнить около 3 раз.
Если ни один из вариантов решения проблемы не подходит, нужно приступить к переделке шуруповерта на сетевой своими руками. Сделать это просто. Существует множество простых и сложных способов. Изменение модели инструмента имеет несколько положительных сторон:
- Нет необходимости подзарядки батареи.
- Снижается нагрузка на механическую часть.
- Множество вариантов блоков питания.
- Увеличение качественных характеристик изделия.
Кроме того, мобильность возможно сохранить, переделав зарядное устройство в блоковый вариант для зарядки практически любого аккумулятора.
Другие способы модернизации
Радиолюбители предлагают много вариантов модернизации инструмента. Одни из них очень просты и сводятся к применению готовых блоков питания, а другие требуют знаний в области электротехники и придают устройству универсальность. Классификация способов:
- Адаптер питания для ноутбука.
- Подключение компьютерного импульсного БП (блок питания).
- Применение автомобильный аккумулятор на 12 В.
- Сборка самодельного источника питания.
Использование зарядника для ноутбука является оптимальным решением проблемы. Кроме того, необходимо знать параметры шуруповерта и зарядника (есть на 12 В и 19 В), а также учесть габариты последнего (для монтажа в аккумуляторный отсек). Нужно припаять выход адаптера питания ноута, к клеммам которого подсоединяется батарея.
При использовании импульсного БП (мощность от 350 Вт и выше) для персоналки (форм-фактор АТ) необходимо найти напряжение питания 12 В на разъемах, питающих винчестер или привод для чтения компакт-дисков. Вывести провода, а остальные аккуратно обрезать и заизолировать. Можно собрать корпус для БП, что позволит получить ток до 16 А. Кроме того, необходимо снять защиту от запуска. Для этого нужно соединить зеленый провод с черным из этого разъема. Эти два способа являются очень простыми и не требуют дополнительного описания.
Автомобильный аккумулятор является оптимальным источником электрической энергии. При модернизации модели ничего не изменилось, кроме подключения другой батареи. Существенным недостатком является его масса. Кроме того, нужно собрать зарядное устройство или приобрести в специализированном магазине.
Сборка своего БП является оптимальным решением для тех, кто поддерживает качество. Предыдущие варианты хороши, но не позволяют добиться гибкости применения. Например, они применимы только для шуруповертов с напряжением 12, а не 18 В. Есть зарядные устройства, рассчитанные на напряжение 19 В. Получение 18 В достигается путем последовательного соединения аккумуляторных батарей, например, 12 и 6 В. Следует учесть, что по характеристикам батареи должны отличаться только в плане напряжения. Именно поэтому часто и возникает необходимость собрать источник питания самостоятельно.
Схемы и их описание
Вариант самостоятельной сборки БП необходимо производить при условии знаний в области радиотехники. Кроме того, перед сборкой нужно хорошо все обдумать, найти корпус для монтажа и соответствующие радиоэлементы.
Простой вариант БП
Простая схема 1 БП (шуруповерта от сети 220 вольт), состоящая из трансформатора питания (вход диодного моста), выпрямителя и конденсаторного фильтра.
Схема 1 — Блок питания для шуруповерта 18 В
Трансформатор нужно подобрать с мощностью от 300 Вт и выше, напряжение на II обмотке должно быть в диапазоне от 20 до 24 В и силой тока свыше 15 А. Для диодного моста следует использовать мощные диоды, подобранные под ток вторичной обмотки. Сложнее будет подобрать соответствующее питание для шуруповерта. На выходе выпрямителя необходимо поставить конденсатор емкостью от 2000 мкФ (можно ограничиться емкостью на 470) и напряжением от 25 В и выше. Детали необходимо брать с запасом по току и напряжению. Все радиоэлементы монтируются на гетинаксовую плату, которая крепится в корпусе.
Универсальный адаптер питания
Предложенный вариант универсального БП обладает отличными характеристиками и выдерживает ток нагрузки до 10 А. Напряжение на выходе составляет 18 В, хотя можно произвести расчеты и сделать блок питания для шуруповерта 12 В. Этот БП можно применять в качестве зарядного устройства для аккумуляторной батареи (АКБ) и резервного источника питания при обесточивании сети (схема 2).
Адаптер собран на стабилизаторе напряжения, состоящего из транзистора VT3 и VD2-VD5 (стабилитроны). При помощи тумблера SB1 включается питание и замыкает свои контакты реле К1. Питание идет на трансформатор, который преобразует переменный ток до необходимого номинала. Выходной ток с трансформатора поступает на выпрямитель. Далее выпрямленное напряжение поступает на стабилизатор. Присутствует в схеме и усилитель тока, собранный на транзисторах VT1 и VT2. К этому усилителю подключается нагрузка. Режим подзарядки аккумулятора (резервный источник питания) осуществляется через VD6 и ограничитель в виде резистора R4. При помощи SB2 можно отключить подзарядку батареи.
Схема 2 — Универсальный БП для шуруповерта и зарядки АКБ
При отсутствии напряжения питания 220 В реле обесточивается, и напряжение с батареи подается на другие контакты реле (питание напрямую от АКБ). Для защиты от токов КЗ и перегрузок используются предохранители. Такую систему можно использовать без резервного источника питания. Дополнительная наладка не требуется.
Перечень радиодеталей указан на соответствующей схеме 2, однако возможны и замены аналогами, например:
- VT1 и VT2 можно заменить на КТ808 или КТ819 по таким же параметрам. Транзисторы требуют охлаждения, и поэтому наличие радиатора обязательно. Транзисторы можно посадить на термопасту для улучшения теплоотдачи. Аналогом VT3 являются КТ815 или КТ817. Допустимы любые буквенные индексы.
- Трансформатор следует использовать с выходной мощностью более 150 Вт и с напряжением под нагрузкой на II обмотке 14-16 В. АКБ является стандартной на 12 В.
- Реле К1 необходимо использовать переменного тока на напряжение от 220 В и током в 3 А.
- Предохранитель FU1 на 3А, FU2 должен быть на 10 А.
- Выпрямитель используют уже готовый (КЦ405А, в крайнем случае — КЦ407А) или собранный на диодах Д231 и Д242 (буквенный индекс любой). Диод VD6 можно заменить аналогичным, руководствуясь справочником или интернетом.
- Стабилитроны желательно оставить такие же: от них зависят выходные параметры напряжения, хотя возможно и последовательное соединение на необходимый показатель U.
- Конденсаторы меняются на любые аналоги согласно справочной документации. Следует учитывать U в цепочке, к которой подсоединен конденсатор.
- Резисторы R2 и R3 (МЛТ-0,5), R1 и R4 (тип ПЭВ-10 или ВЗР-10).
После сборки осуществляется монтаж и приведение изделия к соответствующему виду, дизайн выбирается самостоятельно.
Адаптер на 12 В
Адаптер собирается на микросхеме 7912 и представляет собой линейный регулятор. Транзистор увеличивает мощность БП (схема 3). Этой самоделкой можно запитать и шуруповерт на 18 В, для чего необходимо рассчитать трансформатор.
Схема 3 — Блок питания для шуруповерта 12 В
Вторичный источник питания представляет собой трансформатор, на выходе которого 16 В (для модели с питанием на 12 В постоянного тока) или 22 В (питание шуруповерта 18 В). Выпрямитель собирается из обычных диодов с обратным напряжением свыше 50 В (возможно использовать уже готовые варианты). Сглаживающий фильтр представляет собой конденсатор высокой емкости около 10000 мкФ, но чем больше эта величина, тем лучше.
Микросхему нужно приобрести в специализированном магазине радиодеталей. Кроме того, в схеме использованы светодиоды, позволяющие производить диагностику при неисправностях БП. Радиоэлемент 2N3055 является транзистором p-n-p структуры и его можно заменить любым (аналог нужно подбирать из справочной литературы с напряжением около 50 В и током более 5 А). Возможно применение ЛУТ для изготовления монтажной платы. В интернете подробно описан процесс изготовления печатной платы по лазерно-утюжной технологии (ЛУТ).
Регулируемая модификация
Регулируемый БП очень удобен в использовании и является универсальным. Благодаря регулируемым значениям напряжений можно запитать любую технику, использовать для зарядки аккумулятора. Основным элементом является микросхема типа LM317. Усиление происходит при помощи двух транзисторов типа 2N3055, но можно применять и более мощные, ведь от этого мощность БП возрастает и позволяет получить ток до 20 А. Транзисторы устанавливаются на радиатор, и желательно применить в конструкции еще и вентилятор для охлаждения (кулер с персонального компьютера на 12 В).
Схема 4 — Регулируемый БП
Перечень деталей:
-
Трансформатор двухобмоточный на 15 В и током в 10 ампер.
- Диоды D1-D4 (диодный мост): MR750 или другой аналог.
- Вставки плавкие на 1 А и 10 А. Второй показатель выбирается согласно реальной нагрузке (потребляемый ток).
- Резисторы: R1 (2,2 к на 2,5 Вт), R2 (240), R3 и R4 (0,1 на 10 Вт), R7 (6,8 к), R8 (10к), R9 (47 на 0,5 Вт), R10 (8,2 к).
- Конденсаторы: C1, C7 и C9 (47n), C11 (22n), C2 (4700 мк на 50 В), C3 и C5 (10 мк на 50 В), C4 и C6 (100n), C8 (330 мк на 50 В), C10 (1мк на 25 В).
- Диоды (возможно применение аналогов): D5 (1N4148, 1N4448 или 1N4151), D6 (1N4001), D10 (1N5401), D7, D8 и D9 (1N4001).
- Микросхема: LM317.
- Транзисторы: 2N3055.
- Переменные сопротивления: P1 (5к), P2 (47 или 230 мощностью 1 Вт), P3 (10к).
При сборке нужно изолировать транзисторы применением теплопроводящих прокладок. Кроме того, при любых сборках мощных БП следует использовать толстые провода.
Правила эксплуатации
Если шуруповерт обладает сравнительно небольшой мощностью, нужно произвести монтаж самодельного БП в аккумуляторном отсеке. При отдельной сборке во всех БП нужно обеспечить охлаждение, использовав вентилятор или двигатель с крыльчаткой. Корпус не должен быть герметичным, так как произойдет перегрев (горячему воздуху некуда будет выходить). При готовности БП нужно проверить шуруповерт в комплексе с источником питания. Основные требования к использованию инструмента, позволяющие продлить эксплуатационный период:
- Время работы: 30-40 минут, после чего необходимо сделать паузу до полного остывания.
- Избегать работ на больших высотах.
- Следить за состоянием питающего кабеля, аккумулятора (если он используется), температурой инструмента и самодельного БП.
Таким образом, при выходе из строя аккумулятора шуруповерта на 18 В можно избежать лишних затрат. Если важна мобильность, то имеет смысл приобрести новый аккумулятор или сам инструмент. Существует множество вариантов, предложенных радиолюбителями для продления его срока службы . Необходимо выбрать оптимальный из них для конкретного случая применения устройства.
Как повысить напряжение постоянного тока с 12в до 18
Лог ЛС
IdeaFix
и так, резюмируем: вопрос был такой:
* как из 12 вольт постоянки сделать 18 вольт постоянки и чтоб тянуло 1 (один) ампер тока.
Потом был вопрос касательно трансформатора:
что означает следующее: я беру блок питания 220 переменки —> 12 постоянки (наверное, «выход» исходит из упоминания диодного моста на вторичке, а вход, из того что мы имеем трансформатор). Далее, я его разбираю. перепаиваю диодный мост с изначальной «вторички» на «первичку» и подаю на первоначальную «вторичку» 12 вольт. ЕСТЕСТВЕННО переменки. В этом вопросе машина не фигурировала! Неужели это не будет работать?
Вы, г-н Олег Викторович меня лично (да и заочно) не знаете, не знаете моего уровня, и резонно могли предположить худшее, но когда я уточнил вопрос, Вы, почему-то решили остаться при своём. Такое поведение со стороны взрослогоч еловека мне просто не понятно.
Теперь вернёмся к теме топика. есть два вопроса, перечисленные выше, ответили ли Вы хоть на один? Нет. Ваша схема — вообще просто супер класс. вход ещё куда не шло, но по выходу такое несоответствие меня не устраивает. ткнули в микруху, отлично. а обвязку мне самому добить?:) А я как-бы не «паяльник», у меня специальность 220100 по коду ВТУЗов:) Но на подборе деталей в обвязке, простите, внимание не заострить не могу. прямо идеально для нашей месттости:)
Люди мы с вами взрослые, выводы сделаем, но! Прошу вас как модератор (не текушего раздела) впредь вести себя более уважительно по отношению к посетителям данного форума. Это прописано в правилах, и будьте добры правила выполнять!
Олег Викторович
Выводы давно сделаны.
Только на будущее — научитесь грамотно задавать вопросы.
И не будет мучительно больно.
IdeaFix
А Вам мучительно больно?:) Извините:)
Мне совсем нет. Так что не за что. Я ещё помню физику. И не только.
А мучительно больно бывает тем кому я устраиваю «порку» за глупости написанные.
Так что можете продолжать в том же духе.
А простите, где порка? Я видел только флуд типа «Для новичка простительно не знать фирму МАХIM» и единственную невнятную оффтопиковую схему. кстати, а Вы знаете все фирмы производители микросхем и в уме можете придумать обвязку и даже прикинуть монтажку?:) Хотя, раз имеет место такое определение порки, то всё может быть.
И так.. последний к Вам, г-н Олег Викторович вопрос, точнее два: Вам теперь понятно что я спрашивал? И второй: Вы считаете что ответили?
Сообщения: 19320
Откуда: Пермь
Репутация: 127
IdeaFix
Для справки: любой трансформатор суть симметричная (обращаемая) вещь. Только в разумных пределах.
Включить его наоборот можно, но надо помнить, что он не добавляет _мощности_, а как раз наоборот
Т.е. макс. выходной ток будет (в данном примере) примерно в 18 раз меньше входного.
С БП для ноутов я дел не имел (не был, не привлекался ).
Предложенная схема на МАХ668 вполне «съедобна» — чуток подкорректировать номиналы и ОК. Топологию разводки и прочие рекомендации можно взять на том же сайте в доке к МАХ668 (обычно доски всегда есть).
Кроме МАХ есть и другие микробы:
LAS63xx ( = наша (К)1155ЕУ1: ток до (8А) 5А),
u(мю!)A78S40 (КР1156ЕУ1, ток до 1,5А),
МС34063А (КР1156ЕУ5, КР1184ПН1: ток до 1,5А, dip-8 ).
Все они (с расчетами и рекомендациями) есть в книге «М-схемы для имп. ист. питания и их применение» от ДОДЭКА. Был бы такой СД — заслал бы. Сканировать с толстой (и не сшитой, а склееной книги) сам понимаешь — весьма проблемно.
В принципе такой «повышатель» можно и на 4 транзисторах изладить. А паять-налаживать кто будет?
Может действительно проще найти готовый преобразователь?
Уважаемый Олег Викторович, пожалуйста, не смотрите на ребят с высот Ваших знаний и навыков. Помогайте им не только ссылками, но и Вашими рекомендациями по монтажу, регулировке и т.п.
?
Сообщения: 50
Откуда: мск
Репутация: 0
1. Мне давно понятно. Я уже говорил — задавайте вопросы грамотно. И будет вам счастье.
2. Конечно ответил. Может вам PSB «нарисовать» и комплектуху подобрать? Вы этого что ли добиваетесь?
Так сразу нужно и говорить об этом.
U-Nick
Я с высоты не смотрю.
Не люблю просто воинствующую безграмотность.
Репутация: 5
Олег Викторович
мне было нужно схему 12 постоянки в 18 постоянки чтоб тянуло 2 ампера. Где «это»?:) если можете PCB, то было бы замечательно, если не можете, не надо. Кста, больно мне без ковычек, а порка с ковычками. нелогично как-то;)
если бы второй пост был логическим продолжением первого, то я бы воспользовался правкой сообщения, а не спрашивал бы снова. а, хотя.. пора и мне относительно Вас выводы делать:-Р
Автомобильный преобразователь из 12В в 19В на UC3845
Данный повышающий dc-dc преобразователь предназначен для повышения напряжения бортовой сети автомобиля (+12В) до 19В, получая возможность подключения ноутбука к бортовой кабельной сети автомобиля. С учетом того, что ноутбук в наше время не редкость, то представленная в этой статье схема преобразователя очень даже актуальна для автомобилистов.
Данный автомобильный преобразователь на UC3845 построен по принципу однотактного повышающего преобразователя с накопительным дросселем. Схема имеет защиту по току.
Схема автомобильного преобразователя из 12В в 19В на UC3845
Работа схемы подробно описана в статье “Повышающий dc-dc преобразователь на UC3843”. В этой же статье вы прочтете о том, как работает защита по току, а также другую интересную информацию по данной схеме.
Микросхема UC3845 является ШИМ контроллером и по своей работе аналогична ШИМ UC3843.
Микросхемы UC3845 и UC3843 одинаковы по расположению выводов и могут быть заменены друг с другом в данной схеме. При замене этих ШИМ контроллеров стоит учесть тот факт, что при одинаковых времязадающих элементах (R2, C6) частота на выходах этих ШИМ (6 вывод) будет отличаться почти вдвое.
Дело в том, что в UC3845 есть триггер, который делит частоту пополам, а также ограничивает ширину импульса до 50% (речь пойдет ниже). И если настроить на одинаковую частоту генераторы микросхем UC3845 и UC3843 (встаем осциллографом на 4 вывод), то на самом выходе UC3845 (вывод 6) частота будет вдвое меньше выходной частоты UC3843. Не путайте выходную частоту, с частотой генератора ШИМ, она не всегда одинаковая (как в нашем случае).
К примеру, я установил в качестве R2 = 10кОм, а C6 = 1нФ, частота генератора UC3845 составила примерно 160кГц, а у UC3843 135кГц. На выходе UC3845 частота составила примерно 80кГц (то есть уменьшилась вдвое), а у UC3843 частота равнялась частоте генератора (135кГц).
Поэтому для UC3845 конденсатор C6 необходимо устанавливать емкостью не более 500пФ, а резистор R2 на 10кОм, чтобы на выходе получить частоту примерно 160кГц. Я установил 1нФ и все испытания проводил на этой емкости.
Еще одно отличие этих микросхем в том, что коэффициент заполнения импульса у ШИМ UC3845 равен 50%, в отличие от UC3843, коэффициент которой равен 100%.
Короче, при регулировке скважности у UC3843 ширина импульса может быть настолько большой, что займет почти весь период, а у UC3845 только половину периода. Как это можно пощупать, да легко! Собрав, этот автомобильный повышающий преобразователь из 12В в 19В на UC3845, при регулировке напряжения под нагрузкой 3А, напряжение на выходе преобразователя не сможет подняться больше 21В-22В (напряжение зависит от параметров дросселя), то есть напряжение будет “просаживаться”.
Казалось бы беда! Но нет, наш преобразователь должен выдавать напряжение 19В постоянного тока, и он со своей задачей справляется отлично при нагрузке 3А и 5А. Не зря эта микросхема является одной из лидеров в схемах преобразования 12-19 Вольт.
Некоторые параметры микросхемы UC3845
Максимальное входное напряжение не более………. 30В
Мощность рассеивания (корпус DIP)………. 1Вт
Максимальная частота генератора………. 500кГц
Другие параметры и графики найдете в даташите.
Элементы схемы
Резисторы схемы нужно выбирать на четверть Ватта (0,25Вт), за исключением R4 = 0,5Вт и R6 = 2Вт.
Конденсаторы C1, C2, C8, C9 должны быть рассчитаны на напряжение 25В. На выходе схемы достаточно одного электролита на 1000мкФ (C8 или C9).
Диоды VD1 и VD2 – Шоттки, или другие супербыстрые диоды. У меня установлена сборка Шоттки SB2040CT (20А, 40В), меньше 40В лучше не устанавливать. Можно на плату установить одиночный диод, но к сборке легче прикрепить радиатор.
R9 — многооборотный подстроечный резистор типа 3296. Многооборотные резисторы позволяют производить настройку плавно.
Самое интересное это дроссель L1. Индуктивность его должна быть в пределах 40-50мкГн. Хотя и при индуктивности 20мкГн преобразователь будет работать, только КПД будет ниже желаемого. Для его изготовления необходимо найти кольцо из порошкового железа желто-белого цвета. Чем больше диаметр кольца, тем лучше. У меня наружный диаметр кольца составляет 27мм, внутренний 14мм и толщина 11мм. Мотаем 20-22 витка двойным медным, лакированным проводом. Диаметр жилы 1мм. У меня диаметр жилы 1,4мм, я мотал одиночным проводом. Такой дроссель долговременно держит ток 3А при выходном напряжении +19В.
При намотке двойным (тройным) проводом обмотка может не уместится в один слой, тогда обмотку необходимо выполнять в два слоя, можно без изоляции (если эмаль провода не повреждена).
Пару слов о защите
От короткого замыкания (КЗ) будет спасать предохранитель FU1. Схема КЗ выдерживает, это показали мои опыты, главное чтобы источник напряжения +12В, подключенный к входу преобразователя, имел защиту и был достаточно мощным, а лучше чтобы это был автомобильный аккумулятор.
Работа защиты по току подробно описана в статье про UC3843 (смотри ссылку выше), здесь все работает аналогичным образом. Единственное добавлю, для работы преобразователя на UC3845 на выходной ток до 5А, необходимо сопротивление резистора R6 (датчик тока) уменьшить вдвое, или подключить в параллель два резистора по 0,1 Ома. Если не сделать данные манипуляции, Выходная мощность (напряжение и ток) будут ограничены защитой.
Два разных по габаритам дросселя…
Преобразователь с параметрами дросселя, описанными чуть выше, я эксплуатировал на нагрузку сопротивлением 6,2 Ома. Ток нагрузки составил 3А, при выходном напряжении 19В. В течение тридцатиминутной работы дроссель нагрелся до 45 градусов Цельсия, и рост температуры прекратился, это очень даже неплохо. Кстати КПД при такой нагрузке составил 82%.
После чего я установил второй дроссель, который намотан на кольце с наружным диаметром 18мм, внутренним 8мм и шириной 7мм. Провод одиночный, диаметр провода 1,4мм, 20 витков (40мкГн). При работе на выходной ток 3А в течение 30 мин, дроссель нагрелся до температуры 50 градусов Цельсия.
Теперь вам немного понятно, какие габариты сердечника выбрать. Конечно, если бы я мотал двумя жилами, нагрев бы снизился немного, но даже 55 градусов это вполне нормально.
Также обязательно пролудите силовые дорожки платы, а лучше по ним пропаять медный провод, иначе дорожки будут значительно нагреваться, и греть электролитические конденсаторы, вследствие чего надежность и долговечность устройства будет значительно снижена.
Если в бортовую сеть автомобиля будут проникать высокочастотные наводки, то на входе преобразователя (на плюсовой шине необходимо установить дроссель. Дроссель мотается на аналогичном желто-белом кольце из порошкового железа. Он должен содержать 9 витков двойным проводом, диаметр которого должен составлять 1мм.
В заключение хочку сказать, что для автомобильного преобразователя из 12В в 19В на UC3845 данная схема очень даже неплоха. Имеет достаточно высокий КПД, не имеет сложных узлов, дроссель очень прост в изготовлении и имеет запас по допуску индуктивности. Также, микросхема очень даже доступная и недорогая.
Печатная плата автомобильного преобразователя из 12В в 19В на UC3845 СКАЧАТЬ