Оригинальный летательный аппарат – Циклолет
Прогресс не стоит на месте и ежедневно в мире изобретаются новые приборы, устройства и аппараты. Не так давно на международном форуме «Армия-2020» Россия представила уникальный летательный аппарат – циклолет. Проект представлен в виде беспилотника весом 60 кг, однако на его базе через 4 года должны будут создать полноценную летательную машину для Министерства обороны России. беспилотник уже проходит всевозможные испытания, а разработчики прикладывают все усилия для того, чтобы аппарат в дальнейшем смог летать без подзарядки дольше 60 минут.
На испытаниях было установлено, что беспилотник способен переправлять до 20 кг. полезного груза. Он почти не издает звука, в сравнении с другими подобными устройствами, имеет очень компактные размеры. За счет особенностей строения циклолет может выполнять полеты при таких условиях, которые не доступны ни одно полноразмерному летательному аппарату.
Краткая история
Циклолет вертикального взлета и посадки пытались разработать с начала 20 века и впервые осуществить задумку, которая бы хотя бы отдаленно могла напоминать циклолет, удалось воплотить в 1909 году отечественным инженером Евгением Сверчковым. Наиболее внятно и обоснованно сумел описать преимущества схемы подобных устройств шведский инженер Страндгрен и запатентовал свой вариант вертикально взлетающего аппарата. Так или иначе построенная в 1934 году первая полномасштабная модель взлететь не смогла, хоть и перемещалась по земле свободно.
Прототипы, которые уже могли самостоятельно подниматься в воздух смогли увидеть свет только в последние несколько десятков лет, хоть и первый циклоидный пропеллер был запатентован уже в 1920 году американским профессором Кирстеном. На сегодняшний день преимущественно первенство по разработке циклолетов удерживают исследовательские центры Австрии, Америки, Кореи и Китая.
Принцип действия циклолета
Конструкция циклолета и является той самой особенностью, которая позволяет аппарату выполнять вертикальный взлет и посадку, а также прочие, недоступные для вертолетов и самолетов действия. Основную задачу выполняют расположенные по бокам роторы с наклоняемыми плоскостями (циклоидный пропеллер). Они выполняют роль крыла, вот только направлены не на улавливание существующего потока воздуха, а на формирование собственного.
В сущности циклоидный пропеллер действует по принципу гребного колеса с возможностью менять профиль лопастей. Шаг профилей устанавливается коллективно или с возможностью постоянной регулировки системой управления. В стандартных условиях при полете образуется тяга, способная двигать аппарат вперед, но схема строения циклолета позволяет менять направление тяги (формирует собственный поток) в практически любом направлении перпендикулярно оси ротора. Примечательно, что имея практически все необходимые вводные проектируемые до этого подобные механизмы так и не смогли полноценно полететь.
Почему лучше вертолетов?
На прошедшем международном форуме наконец на практике удалось убедиться о преимуществах принципа работы циклолета как летательного аппарата. При демонстрации умений нового беспилотного летательного аппарата были отмечены такие преимущества как вертикальный взлет и посадка, возможность зависания в воздухе и посадка на площадку ограниченных размеров. Многие скажут, что тоже самое умеет делать вертолет, поэтому «изобретать велосипед» не имеет смысла. Все так, однако, в отличие от вертолета, циклолет обладает защитой движителей, что автоматически делает возможным безопасный полет среди большого количества препятствий.
Помимо этого устройство обладает гораздо большей маневренностью, способностью причаливать к вертикальным поверхностям, возможностью осуществлять взлет и посадку на поверхности под наклоном. Летательный аппарат циклолет издает гораздо меньше шума, чем вертолет или даже квадрокоптер, что делает его перспективным проектом для использования в разведке. Безусловно, сегодня существуют и уникальные модели вертолетов, с улучшенными характеристиками, но они в любом случае будут уступать качественно произведенному циклолету. Обращаем внимание интересующихся, что чуть ранее мы публиковали статью «Какие страны производят лучшие вертолеты мира?» где можно подробнее познакомиться с самыми современными моделями.
В России вернулись к идее циклолёта
В последние годы аппарат неоднократно демонстрировался на выставках. Впервые в новейшей истории модель циклолёта показали в рамках работы форума «Армия-2020». Тогда же сообщалась о том, что полноразмерный летающий образец должен быть готов в 2024 году.
Тогда Григорий Макеич руководитель проекта «Циклон» от ФПИ рассказывал журналистам ТАСС, что беспилотный летательный аппарат массой 60 кг уже проходит летные испытания. На аппарат планировалось установить гибридную силовую установку, которая позволила бы ему совершать полеты продолжительностью более часа.
Что такое циклолёт?
Циклолёт или циклокоптер – это конструкция летательного аппарата, в котором для создания необходимой подъемной силы применяются вращающиеся роторы. Подобные аппараты напоминают на вид гибрид современных квадрокоптеров и колесных пароходов из произведений Марка Твена. Подобная конструкция имеет всё те же плюсы и минусы, что и классические вертолёты, в первую очередь возможность совершать вертикальные взлет и посадку, а также зависать в воздухе.
Несмотря на то, что схема циклолёта впервые была представлена и изучалась ещё в начале XX века, до постройки летающих образцов дело дошло только в XXI веке. При этом сама схема циклолётов была достаточно проста и появилась на свет именно по аналогии с работой гребных колёс первых морских и речных пароходов.
Главным элементом конструкции любого циклокоптера является циклоидный пропеллер, который внешне напоминает гребное колесо. Шаг профилей лопастей (угол атаки) может устанавливаться как коллективно, так и индивидуально. В последнем варианте лопасти индивидуально корректируются и регулируются с помощью системы управления, установленной на летательном аппарате.
В нормальном режиме полета у циклолёта образуется подъемная сила и направленная вперед тяга. При этом схема летательного аппарата позволяет изменять тягу в любом направлении в плоскости, перпендикулярной оси ротора. Для поворота аппарата вокруг своей оси может использоваться дифференцирование тяги между двумя роторами (по одному с каждой стороны фюзеляжа летательного аппарата).
Попытки создания циклолёта предпринимались в России ещё в самом начале XX века, но дальше опытных образцов дело не сдвинулось. С определенными натяжками к подобным разработкам можно было отнести самолет военного инженера Сверчкова («Самолет Сверчкова»). Разработку Евгения Павловича Сверчкова называли также «колесный ортоптер».
Хотя по схеме аппарат мог называться циклокоптером или цикложиром весьма условно, некоторые сходства в проекте присутствовали. Для создания подъемной силы и тяги на своем самолете Сверчков планировал использовать «гребные колеса», состоящие из 12 лопастей и установленные в трёх группах. В движение колёса приводились двигателем мощностью 10 л. с. К интересным особенностям аппарата можно было отнести трехколесное шасси, которые было выполнено сбрасываемым, оно использовалось только для взлета.
Каркас летательного аппарат был изготовлен из тонкостенных стальных труб и бамбука, а обтяжка – из легкой хлопчатобумажной ткани, что обеспечивало пустому аппарату с двигателем вес порядка 200 кг. Аппарат, построенный на деньги Главного инженерного управления Петербурга, так никогда и не взлетел. Несмотря на то, что разработка демонстрировалась на выставке новейших достижений в 1909 году ещё до проведения испытаний и даже получила медаль, провал испытаний стал причиной появления обвинений в растрате казенных средств. На этом фоне Сверчков окончательно забросил свой проект.
Позднее в Российской империи ещё несколько раз возвращались к этой идее. Но проект 1914 года от Александра Николаевича Лодыгина сразу получил отказ от правительства. Ещё одному изобретателю А. К. Медведеву в том же году отказал уже Военно-промышленный комитет. В 1916 году перспективным для дальнейших научных изысканий был признан проект А. Г. Михайлова, но воплотить его в жизнь не удалось из-за войны.
Что известно о разработке ФПИ?
Ещё в 2017 году Фонд перспективных исследований провёл открытый конкурс под названием «Свободный взлёт». Целью конкурса был поиск лучших предложений по транспортному летательному аппарату вертикального взлета или сверхкороткого взлета и посадки. Преследовалась цель поиска нового по отношению к уже существующим авиационным средствам решения для обеспечения аэромобильности. Интерес к подобным проектам проявляют и гражданская, и военная сферы.
В объявленном ФПИ конкурсе приняли участие сибирские инженеры и ученые. Так, компания ООО «Флэш-М» и ученые из Института теплофизики Сибирского отделения РАН представили на конкурс концепцию циклолёта. В дальнейшем эта заявка вылилась в создание демонстратора технологий, который впервые был показан в рамках работы форума «Армия-2020».
По информации официального сайта ФПИ, сегодня над проектом создания циклолёта в качестве головного исполнителя работает Институт теплофизики Сибирского отделения РАН в кооперации с компаниями «Флэш-М», «АВАКС-Геосервис» (обе фирмы – Красноярск) и Сибирским научно-исследовательским институтом авиации имени С. А. Чаплыгина.
В конце января 2022 года Дмитрий Маркович, занимающий пост директора Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе Сибирского отделения РАН, рассказал журналистам, что работа по созданию демонстратора летательного аппарата на альтернативных принципах завершена. В интервью «Интерфаксу» Маркович отметил, что ученые из Новосибирска приступили к работе по созданию пилотируемого прототипа циклолёта, способного совершать вертикальный взлет и посадку, в том числе и на наклонные поверхности.
По словам Дмитрия Марковича, ученые и инженеры в настоящее время находятся на пути к созданию более крупного летательного аппарата весом примерно 2,5 тонны, который обладал бы полезной нагрузкой на уровне 600 кг. Данный аппарат можно было бы использовать для самых разных целей. Ранее в качестве самой отдаленной перспективы в СМИ упоминалась возможность создания транспортной версии аппарата массой порядка 10 тонн и грузоподъемностью 4 тонны.
По словам Марковича, получился бы полноценный летающий автомобиль для решения специальных задач, который заинтересовал бы МЧС, а в отдаленной перспективе, например, городские такси. При этом Маркович отметил, что для внедрения подобной техники необходимо будет менять российское законодательство, так как современное – никак не регламентирует и не предусматривает появление в российских городах летающих машин.
Отвечая на вопрос о сроках разработки, специалист назвал четыре года, отметив, что полноразмерный летающий образец может быть готов уже в 2025 году. В числе преимуществ разрабатываемого летательного аппарата с циклическими движителями, беспилотные образцы которого начали летать в конце 2020 – начале 2021 года, директор Института теплофизики Сибирского отделения РАН назвал низкий уровень шума. В плотной городской застройке низкий уровень шума может стать весьма приятным бонусом и преимуществом.
По словам Марковича, в области создания циклолётов сегодня в мире работают примерно пять-шесть государств, при этом наша страна на уровне создания подобных демонстраторов технологий занимает лидирующие позиции. Ранее уже сообщалось, что в России был испытан летающий образец циклолёта весом до 60 кг. Данная модель продемонстрировала хорошие показатели продолжительности полета, а также маневренности.
Какие преимущества есть у циклолёта?
У циклолёта, как и у любого летательного аппарата, есть свои преимущества.
К основным плюсам подобных летательных аппаратов относят компактные размеры, низкий уровень шума по сравнению с квадрокоптерами и вертолётами. Помимо этого, циклические движители позволяют летательному аппарату менять направление вектора тяги на 360 градусов. Такая особенность существенно повышает маневренность циклолёта.
По словам представителя ФПИ, циклолёт можно будет эффективно использовать в труднодоступной местности, в том числе в горной, а также в плотной городской застройке. Аппарат в состоянии совершать полеты среди препятствий, а также причаливать к вертикальным поверхностям и осуществлять взлет и посадку с наклонных поверхностей, что не могут делать вертолёт и квадрокоптер. Также к преимуществам разрабатываемого в России устройства относят периферийную защиту движителей при столкновении с препятствиями.
На форуме «Армия-2020» руководитель проекта «Циклон» от Фонда перспективных исследований Григорий Макеич рассказывал, что к новой разработке российских ученых проявляют интерес и военные. В частности, упоминалась возможность создания циклолётов наземного и палубного базирования, которые можно было бы использовать для проведения десантных операций. В военных версиях беспилотник можно будет использовать как в ударных, так и в разведывательных вариантах. При этом низкий уровень шума и здесь станет очень важным преимуществом летательного аппарата.
Циклодроны и циклокары — будущая основа российской аэромобильности
Интервью с руководителем проектной группы физико-технического направления Фонда перспективных исследований Яном Чибисовым
Как скоро тяжелый монотонный труд сельского работника на ниве станет только фитнесом и будет продолжаться по желанию? Какова бюрократическая ситуация вокруг инициативы заменить рутинную работу на программу для робота? Наконец, кто на всем этом будет летать?
Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ / купить фото
— Кто и когда стал инициатором проекта «Циклолет» в СССР (России)?
— Из имеющихся источников известно, что в 1909 году российский военный инженер Евгений Павлович Сверчков построил первый в истории циклолет, назвав его очень символично — «самолет». В воздух машина не поднялась, потому что уровень развития зарождающейся на тот момент авиационной промышленности не позволял обеспечить полноценные исследования и проектирование столь сложных аэродинамических компоновок с высокой интерференцией входящих в нее элементов.
В 2017 году Фонд перспективных исследований (ФПИ) организовал открытый конкурс «Свободный взлет», задачей которого являлось отыскание лучшего научно-технического и технико-экономического предложения по транспортному опционально пилотируемому летательному аппарату вертикального или сверхкороткого взлета и посадки. Цель конкурса состояла в поиске нового по отношению к существующей винтокрылой авиации решения для обеспечения аэромобильности.
Одну из заявок на конкурс подала организация ООО «Флэш-М» (Красноярск), включавшая представителей творческой группы «Арей» и ученых из Института теплофизики Сибирского отделения РАН (ИТ СО РАН). В конкурсной работе были представлены результаты многолетней работы по численным и экспериментальным исследованиям конструкций циклических движителей в виде технического предложения по новому типу летательного аппарата с циклическими движителями — циклолету. Также был продемонстрирован экспериментальный образец циклического движителя. Результаты его испытаний подтвердили заявленные в конкурсной работе характеристики.
По результатам конкурса в мае 2017 года ООО «Флэш-М» была объявлена призером. Творческий коллектив получил возможность проведения работ по обоснованию технического облика демонстратора малогабаритного грузопассажирского летательного аппарата вертикального взлета и посадки с циклическими движителями в рамках аванпроекта ФПИ. Аванпроект был успешно выполнен в мае 2018 года. Были представлены обоснованный технический облик циклолета грузоподъемностью 250 кг и новый стендовый образец циклоротора, который позволил валидировать численные расчеты ИТ СО РАН.
По результатам аванпроекта ИТ СО РАН подал в ФПИ заявку на реализацию проекта по созданию демонстратора малогабаритного беспилотного летательного аппарата вертикального взлета и посадки с циклическими движителями, получившего шифр «Циклон», который успешно выполняется в настоящее время.
— Какие концепции были рассмотрены и отвергнуты?
— В процессе подготовки проекта и его выполнения были рассмотрены различные схемы компоновки летательных аппаратов с циклическими движителями.
За рубежом разрабатываются концепции летательного аппарата с двумя циклическими движителями и дополнительным винтом, компенсирующим
вращательный момент (современные вертолеты, используют подобный принцип компенсации вращательного момента рулевым винтом). Данный тип летательного аппарата хоть и достаточно прост в управлении, однако для получения необходимой тяги требует либо использования роторов больших размеров, либо увеличения скорости вращения роторов, что приводит к снижению энергетической эффективности и увеличению уровня шума. Кроме того, такой вариант обладает меньшей надежностью и безопасностью.
Конструкция летательного аппарата, изначально представленная на конкурс ФПИ «Свободный взлет», включала три циклических движителя. Такая схема требует создания более сложной системы управления и ограничивает функционал летательного аппарата.
В ходе реализации аванпроекта и в проекте «Циклон» разработчики пришли к использованию симметричной четырехроторной компоновочной схемы аппарата. В целом схема конструкции циклолета обеспечивает летательным аппаратам ряд преимуществ для выполнения специализированных задач в городских условиях: компактность, низкий уровень шума, высокая маневренность, возможность причаливания к стенам, посадка на наклонные поверхности и т. п.
Также было рассмотрено и исследовано в аэродинамических трубах множество различных конфигураций самого циклического движителя, отличающихся количеством лопастей, их аэродинамическим профилем, геометрией лопастей в плане и удлинением движителя. Роторы российского циклолета проекта «Циклон» — это результат обширных расчетных и экспериментальных исследований в области аэродинамики, конструкции и прочности.
«Циклодрон» для оказания дрон-сервисов в сельском хозяйстве, аэромониторинге и транспортных перевозках, где аппарат будет успешно конкурировать с беспилотными вертолетными и мультикоптерными комплексами
«Циклодрон» для оказания дрон-сервисов в сельском хозяйстве, аэромониторинге и транспортных перевозках, где аппарат будет успешно конкурировать с беспилотными вертолетными и мультикоптерными комплексами
— Каковы конструктивные особенности прототипа, представленного на форуме «Армия-2020»?
— По результатам проведенных расчетных и экспериментальных исследований был сформирован облик аппарата, а также спроектирован и построен первый летный прототип демонстратора проекта «Циклон», содержащий четыре циклических движителя. Роторы представляют собой пять лопастей с управлением по общему и циклическому шагу, заключенных в непроницаемые боковые диски. Движители с такими параметрами обеспечивают требуемую тягу для взлета, посадки и маневрирования циклолета массой 50 кг. Силовая установка прототипа демонстратора состоит из четырех электродвигателей и аккумуляторной батареи.
На демонстраторе отработана система автоматического управления полетом, позволяющая аппарату осуществлять повороты по курсу, горизонтальные низкоскоростные полеты, полеты со скольжением, зависание с тангажом до 45°, а также вертикальные взлет-посадку как с горизонтальных, так и с наклонных поверхностей.
— Какие структуры или заказчики демонстрируют надежный спрос на циклолет?
— Циклолеты планируется разрабатывать и выводить на рынок в трех последовательных типоразмерах: беспилотный «Циклодрон» взлетной массой 60 кг и грузоподъемностью до 20 кг, опционально пилотируемый «Циклокар» взлетной массой 2000 кг и грузоподъемностью до 600 кг и в самой отдаленной перспективе транспортный «Циклотрак» взлетной массой около 10 000 кг и грузоподъемностью до 4000 кг.
Циклодрон планируется использовать для оказания дрон-сервисов в сельском хозяйстве, аэромониторинге и транспортных перевозках, где аппарат будет успешно конкурировать с беспилотными вертолетными и мультикоптерными комплексами.
Большие преимущества у циклодрона на формируемом рынке срочной доставки в городах благодаря сочетанию стоимости, компактности, вертикальных взлета-посадки и высокой скорости полета, однако пока существуют законодательные ограничения на применение дронов массой более 30 кг.
В беспилотных аппаратах с летными качествами, которые демонстрируют циклодроны, заинтересовано МЧС России. Циклолеты демонстрировались на прошедшей еще в 2019 году выставке «Комплексная безопасность-2019». Спасатели рассматривают циклолеты прежде всего как средство эвакуации и борьбы с пожарами в высотных зданиях.
Циклокар может стать основой отечественного рынка аэромобильности. На мировом рынке аппарат имеет высокие конкурентные преимущества, поскольку обладает уникальным сочетанием технических и экономических качеств по сравнению с вертолетной техникой и разрабатываемыми в настоящее время средствами аэромобильности (CityAirbus, CityHawk и др.): при цене в четыре-шесть раз меньше, чем вертолет той же взлетной массы, циклокар обладает скоростью до 250 км/ч и дальностью полета более 500 км, вмещает до шесть пассажиров или 600 кг груза и при этом занимает всего два парковочных машино-места. Кроме того, этот летательный аппарат будет обладать высокой безопасностью полета, так как он сможет удерживаться в воздухе при повреждении двух из четырех роторов, а также будет оснащен парашютной системой спасения.
Важно заметить, что циклодроны и циклокары будут, как сейчас принято говорить, дружественными для людей. Это выражается прежде всего в периферийной защите каждого циклического движителя, что исключает травмирование находящихся в непосредственной близости с роторами циклолета людей. Вместе с тем аэродинамика циклического движителя обеспечивает более низкий уровень шума по сравнению с воздушным винтом той же тяги, следовательно, комфортное сосуществование жителей российских городов и множества циклолетов, перевозящих над их головами грузы и людей. Так, на летающем в проекте «Циклон» циклолете уровень звукового давления на расстоянии 1 м от висящего в воздухе аппарата не превышает 86 дБ. Это соответствует показателям современного скутера или автомобиля.
В настоящий момент разработан бизнес-план по созданию и развитию специализированного предприятия — российского инновационного центра циклолетной техники «Циклон», призванного разрабатывать и выводить циклолеты на рынки дрон-сервисов и перспективный рынок аэромобильности. Имеется группа инвесторов, заинтересованных в участии в этом инновационном бизнесе, но называть их пока преждевременно.
— Где планируется наладить производство комплектующих и сборку?
— При изготовлении циклодронов и циклокаров широко применяются полимерные композитные материалы, токарная и фрезерная металлообработка. Возможно применение аддитивных технологий при изготовлении легких конструкций элементов движителя, шасси, фюзеляжа.
В бизнес-плане рассматривается несколько критериев выбора места производства. С одной стороны, важны близость к потребителям услуг, логистика. С другой — интересуют экономические преференции, действующие в ряде регионов России. Производство аппаратов планируется организовать либо в Московской области, либо в одной из зон опережающего экономического развития в регионах страны, в которых уже действуют предприятия заинтересованных в проекте потенциальных инвесторов.
— Кем, где и как планируется обучать циклолетчиков?
— Методики обучения пилотов-диспетчеров беспилотных систем планируется отработать в ходе опытного применения циклодронов в Томском опытном районе применения беспилотных авиационных систем, который организуется в настоящее время на территории Томской области. Для этого готовится к запуску специальный проект ФПИ, цель которого — отработать технические детали и обеспечение полетов новой беспилотной циклолетной системы, а в будущем и опционально пилотируемого циклокара. Вопрос штатного обучения управлению циклолетами будет решаться по итогам данного проекта.
Циклолетчиком сможет стать каждый из нас, поскольку и циклодроны и, главное, циклокары имеют систему автоматического управления с режимом директорного управления. По аналогии с потребительскими и коммерческими дронами вы просто задаете направление и скорость полета, занимая место оператора циклодрона или сидя в комфортабельном кресле циклокара. Управлять циклокаром будет проще, чем автомобилем.
— Как видится организация небесной циклоинспекции (или как это называется) для безопасности движения?
— В ближайшее время апробация и развитие организации воздушного движения беспилотников массой более 30 кг планируется в уже упомянутом Томском опытном районе применения беспилотных авиационных систем в рамках реализации «регуляторной песочницы» — экспериментального правового района — в соответствии с федеральным законом №258-ФЗ от 31 июля 2020 года. При этом должен быть отработан режим совместного использования воздушного пространства беспилотниками, самолетами и вертолетами авиации общего назначения, санитарной авиации. Фондом перспективных исследований организована и финансируется работа по созданию системы управления воздушным движением дронов в Томском опытном районе.
На стадии развитого рынка аэромобильности безопасность движения тысяч циклодронов, циклокаров и циклотраков в небе над мегаполисами Земли должна будет обеспечиваться с использованием технологий искусственного интеллекта. Это будет осуществляться посредством контроля воздушного движения с непосредственным использованием автоматических систем управления его участников. Подобная система контроля движения исключит фактор человеческой ошибки управления. Такой подход предоставит более детерминированные условия для безопасного скоростного передвижения, чем существующая автомобильная инфраструктура.
Что за летательный аппарат циклолёт разработан в России?
Как сообщил изданию «Наука в Сибири» директор Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН академик Дмитрий Маркович, завершена работа по созданию демонстратора летательного аппарата на альтернативных принципах: циклолёта. Она проводилась совместно с Фондом перспективных исследований (ФПИ).
Идея летательного аппарата с пропеллером, напоминающим гребное колесо на пароходе, родилась ещё в начале ХХ века. Первое упоминание такой машины датируется 1909 годом: она была построена российским военным инженером Евгением Сверчковым. Тяга и подъёмная сила в конструкции создаются циклическими движителями — вращающимися роторами, на которых установлены несколько лопастей. Они «загребают» воздух и отбрасывают его назад, при этом можно менять установочный угол лопастей, тем самым меняя направление силы тяги.
Подобный аппарат принято называть циклокоптером (или цикложиром). Несмотря на то, что его схема известна более ста лет, первые полноценные полёты удалось совершить только в XXI веке.
В 2017 году Фонд перспективных исследований организовал конкурс «Свободный взлёт», целью которого был поиск новых решений для обеспечения аэромобильности и возможного создания летающих автомобилей. В конкурсе приняли участие специалисты Института теплофизики Сибирского отделения РАН. Они показали результаты своей многолетней работы и предложили создать новый тип летательного аппарата: циклолёт. С 2018 года в рамках проекта «Циклон» (общее название для циклолётов вертикального взлёта), организованного ФПИ, началась работа над его образцом. Спустя два года он был представлен на Международном форуме «Армия-2020», а прошлым летом — на форуме «Технопром-2021» в Новосибирске.
«Сейчас это 60-килограммовый аппарат. В отличие от вертолёта, он не обладает открытыми лопастями, может подходить близко к домам, — рассказал посетителям форума директор Института теплофизики СО РАН академик Дмитрий Маркович. — За два года мы сделали первый дрон. Сейчас мы завершили проект, прошли испытания, подтверждён его принцип. Следующая задача — через 4 года — двухтонный аппарат с человеком на борту».
Циклолёт сделан из карбона и имеет гибридную силовую установку. В движение его приводят бензиновый двигатель с генератором и электродвигатели с аккумуляторами. Одно из важнейших достоинств машины — низкий уровень шума. Он достигается благодаря тому, что в конструкции нет открытых лопастей. Другие его преимущества — малые габариты и возможность посадки на неподготовленные наклонные площадки. Циклолёт даже способен «причаливать» к вертикальным поверхностям.
Теперь учёные начинают работать над созданием более крупного аппарата массой 2,5 тонны. Он сможет нести полезную нагрузку около 600 килограмм. Как утверждают авторы проекта, его можно будет использовать для нужд МЧС и скорой помощи, а в перспективе — и как городское аэротакси.
«К циклолёту есть интерес со стороны как государственных, так и коммерческих структур. Если мы доведём его до уровня аэротакси, скорой помощи или аппаратов для МЧС, то, конечно, спрос будет, — убеждён Дмитрий Маркович. — Другое дело, что параллельно придётся трансформировать законодательство. У нас ещё нет таких документов, которые регламентировали бы полёты подобных аппаратов в рамках городских образований. Сейчас в России разрешены полёты дронов до 30 килограмм, даже 60-килограммовый аппарат может испытываться только на отдельных полигонах. А двухтонный демонстратор, в соответствии с нашим предварительным графиком, должен быть готов в течение ближайших 4 лет».
Директор института подчёркивает, что аналогичные аппараты сейчас разрабатывают как минимум в 5-6 странах. Чтобы довести российский проект до ума (и до потребителя), необходимо организовать трансфер этой технологии в промышленное использование, то есть просчитать экономику, найти инвесторов и создать индустрию.