Как подключить гребенку к автоматам и провод
Перейти к содержимому

Как подключить гребенку к автоматам и провод

  • автор:

Зачем подключать автоматы через гребенку и как это сделать правильно?

Различия в исполнениях электрических гребенок связаны со следующими особенностями их устройства:

  • Количество изолированных пластин в гребенчатой шине равно числу ее полюсов.
  • Каждая разновидность соединительной гребенки используется только для определенных целей.
  • Однополюсные соединители применяются исключительно для однофазных автоматов, а 4-х полюсные – для коммутации 3 фаз и нуля, например.

Известные образцы гребенок имеют два исполнения, отличающиеся своим шагом (18 мм и 27 мм). Первое предназначено для подключения одномодульных автоматов, заявленная ширина которых как раз равна 18-ти мм. Гребенки с шагом 27 мм позволяют объединять приборы с шириной корпуса в 1,5 модуля (18х1,5 = 27 мм).

Конструкция соединительных приспособлений рассчитана на монтаж большого количества автоматов с суммарным числом выводов от 12 до 60-ти. Этим объясняется, почему использовать их для установки 2-х или 3-х приборов, например, нецелесообразно. Традиционно эти вспомогательные изделия применяются для сборки распределительных щитов со значительным числом коммутационных устройств.

Как выполнялось подключение раньше?

При выполнении сборочных и монтажных работ в распредщитках часто возникают сложные ситуации, тем более, если речь ведется о подключении защитных приборов и их групп автоматов. Для упрощения и ускорения этих работ было придумано множество различных приспособлений. До относительно недавних пор при подключении множества автоматов к единой линии требовалось создавать несколько перемычек из провода с изоляцией требуемого сечения.

Шина для автоматов с перемычками из изолированного кабеля требуемого сечения

Этот метод соединения автоматов один к другому обладает весьма значительным минусом — при неисправности перемычки не будут обеспечены питанием и последующие автовыключатели. Такая проблема может возникнуть по причине недостаточно хорошо выполненного контакта перемычки и ее последующего перегорания.

К недостаткам соединений, выполненных при помощи самодельных перемычек, также следует отнести:

  • значительные временные затраты на монтаж, связанные с необходимостью замеров длины каждого отрезка кабеля, зачистке изоляции, опрессовывания концов;
  • неэстетичный вид щитка из-за слишком большого числа размещенных проводов;
  • помехи для монтажа приборов, крепящихся на DIN-рейке выше автоматов.

Возникновение подобных ситуаций можно исключить при помощи шин, созданных для соединения нескольких параллельно подключенных приборов УЗО либо автовыключателей.

Характеристики

Сейчас установлены очень чёткие требования к выбору нулевых шин

Самое важное правило — это не превышение сечения провода аналогичного показателя в ГЗШ. Чтобы вы понимали, существует возможность ввода в ящик от одного и до четырёх десятков проводов

К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков.

Что касается технических характеристик, некоторые из параметров мы предоставили в таблице ниже. У каждого производителя свои конструктивные особенности и характеристики нулевых шин. Для примера мы взяли продукцию компании IEK:

Характеристики

Выбирая необходимые нулевые шины, стоит предъявлять четкие требования к конструкции. Главное — это сечение провода. Руководствуясь четким правилом «сечение провода не превышает сечение в главной заземляющей шины», можно выполнить качественное обеспечение электросети и сэкономить средства на обслуживании в дальнейшем.

Характеристики нулевой шины разнятся, в зависимости от типа ее установки. Разделяют два вида устройств по схеме распределения, отвечающим требованиям ПУЭ:

В первом случае шина с заземлением, которая являет собой заземленную наглухо нейтраль, в которой соединение с защитной землей обеспечивается исключительно в данной точке. Далее по проводникам с изоляцией уже в щиток заводятся только две шины. Такая схема считается наиболее безопасной, поскольку нулевая и заземляющая шина отделены непосредственно на вводе устройства в помещение.

Во втором варианте представлена устаревшая, но популярная схема по типу TN-C. В данном случае заземление не представлено отдельным проводником, а в самом в щитке есть исключительно нулевая шина. Здесь также соединять землю и ноль нельзя. Поэтому здесь понятия «земля» в его привычном представлении нет.

Маркировка при переменном трехфазном токе

Определить элементы электроустановок помогут «подсказки», которые выражаются в цветовом и буквенном обозначении шин и проводов. Они выбираются неслучайно. Их регламентируют стандарты.

Существует два способа цветового обозначения шин. Первый подразумевает, что маркировка электрических шин наносится на этапе изготовления. Производитель использует изоляцию разных цветов. Второй подойдет в тех случаях, когда изделие имеет один цвет. В таких ситуациях используют цветную изоленту, с помощью которой отмечают разные фазы.

В случае с трехфазным током маркировка будет выглядеть так:

Фаза «А» окрашивается в желтый цвет.

Фаза «В» окрашивается зеленым цветом.

Фаза «С» окрашивается красным цветом.

Производители гребенок

В продаже представлено множество гребенчатых шин от разных заводов изготовителей. Как правило, выпуском этих изделий занимаются те же компании, что производят автоматические выключатели. Из наиболее известных брендов выделяются следующие:

  • ABB;
  • Schneider Electric;
  • EKF;
  • Legrand;
  • WAGO;
  • отечественный IEK.

Шина гребенка для дифавтоматов Schneider Electric

Гребенчатые соединители заметно упрощают электромонтаж. Вместе с тем сокращается и обще время сборки щита. Однако за такое удовольствие нужно платить. Здесь каждый решает сам, нужно оно ему или нет.

Если выбор сделан в пользу гребенок, то необходимо задуматься об их технических характеристиках. Гребенка должна соответствовать суммарной мощности всех потребителей, которые через нее будут питаться

Не менее важно разобраться и с конструктивными особенностями. Ведь есть модели на 1, 2, 3 и 4 полюса, и каждая уместна в своей ситуации

Типичные ошибки при монтаже

Наиболее часто при монтаже электропроводки, а в частности подключении автомата, допускаются следующие ошибки:

  1. Питающий провод заводится снизу. Несмотря на то, что правилами ПУЭ такой вариант электромонтажа не запрещен, мы все же не рекомендуем осуществлять подключение автоматического выключателя снизу, тем более что даже на передней панели корпуса указана схема, на которой место установки неподвижного контакта – сверху (как показано на фото ниже).
  2. Контакты слишком сильно зажимаются фиксирующим винтом. Не нужно этого допускать, ведь в результате Вы можете не только повредить жилу кабеля, но и деформировать корпус изделия.
  3. Проводники неправильно соединяются. Обязательное условие – фазу нужно подключить под фазой, ноль под нулем (если используется двухполюсный выключатель). Сразу же рекомендуем ознакомиться с материалом: цветовая маркировка проводов.
  4. Вместо одного двухполюсного автомата используются два однополюсных. Это категорически запрещено, т.к. фаза и ноль должны разъединяться одновременно.
  5. При фиксации жилы в посадочное место попадает изоляция. Обязательно зачищайте провод настолько, насколько требует паспорт модели. Если вы придавите винтом изоляцию, контакт проводника ослабнет, вследствие чего будет происходить нагревание жилы и дальнейшие неблагоприятные последствия. Для данного мероприятия рекомендуем использовать специальный инструмент для снятия изоляции.
  6. Неправильно осуществляется выбор автоматического выключателя, в частности изделие не способно выдержать поступаемые нагрузки. В этом случае для начала необходимо правильно рассчитать сечение кабеля и согласно расчетным характеристикам выбрать подходящую модель.
  7. При расчете подходящего автоматического выключателя значение округляется в большую сторону. К примеру, Вы посчитали, что токовая нагрузка на изделие составляет 19 Ампер. По простейшей логики электрики-новички идут в магазин и приобретают для подключения аппарат ближайшего значения — на 20 Ампер. Это огромная ошибка, т.к. рассчитанное значение является номинальным, и получается, что срабатывание защиты будет осуществляться при небольшой перегрузке проводки. Лучше приобретать выключатель с показателем в 16 Ампер, так электропроводка прослужит дольше.

Еще один важный момент, на тему которого ведется множество дискуссий — можно ли подключить автомат перед счетчиком электроэнергии или делается это только после него? Ответ — можно, и даже нужно, главное купить специальный бокс, который пломбируется представителями энергосбыта. Установка вводного автомата перед электросчетчиком позволит производить безопасную замену устройства контроля электричества как в частном доме, так и квартире.

Вот, собственно, и есть правила установки и подключения электрического автомата своими руками. Теперь перейдем к основной теме статьи.

Конструктивные особенности

При детальном рассмотрении конструкции, можно заметить, что она представляет собой токопроводящую жилу и основание, изготовленное из пластика, которое предназначено для установки на DIN рейку.

На фото внешний вид НШ:

Токопроводящая жила содержит в себе отверстия и зажимные болты, для фиксации проводников в ней, а также аккуратной и безопасной разводки внутри распределительного устройства проводников N. Различаются между собой НШ как способом монтажа (корпусом), так и количеством монтажных отверстий, соответственно длиной.

Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.

Различают НШ в корпусе и шины заземления без корпуса, внешне токопроводящие элементы идентичны. Нулевую шину изготавливают в корпусе или устанавливают изолятор. Для правильного функционирования устройств дифференциальной защиты необходимо правильно произвести их подключение, а в распределительном щите разделить проводники N от PE. В случае металлического щита, это можно произвести только изолировав нулевой проводник от корпуса.

Особенности и правила монтажа

Согласно требованиям нормативных документов, фазная шина размещается только на верхних контактах автоматов, объединяемых в одну линейку.

Особенности подключения шины под гребенку также проявляются в следующих тонкостях:

Поскольку ее проводящая часть при монтаже попадает между нижней прижимной пластиной и самой гребенкой, имеющийся на ней пластиковый изолирующий выступ должен быть обращен в сторону винтового крепления.
При нарушении этого требования не удается получить эстетичное соединение, которое лишено изгиба пластины.
При монтаже гребенки 3-х фазного типа важно следить за правильностью расположения изоляторов, что исключит возможность межфазного замыкания.

Обычно такие гребенки продаются уже отмеренными стандартными линейками, число монтажных контактов на которых бывает разным. Поэтому перед подключением подсчитывается общее количество соединяемых автоматов и с учетом их толщины отрезается ненужная часть шины.

Буквенная маркировка

Правильно прочитать схему, определить тип шины или провода поможет буквенное обозначение. Как и цвета, буквы имеют свою расшифровку.

Провода и шины электрические при переменном токе расшифровываются следующим образом:

L – проводник однофазной сети.

L с цифрами 1, 2 или 3 – проводник в трехфазной сети.

N – нулевой проводник (или нейтральный).

М – средний проводник.

РЕ – заземляющий проводник (защитный).

PEN – совмещенные нулевые проводники (защитный и рабочий).

При постоянном токе обозначения будут иметь следующий вид:

L+ – проводник плюсовой (или положительный).

L- – проводник минусовой (или отрицательный).

Все эти маркировки и обозначения носят обязательный характер. Они регулируются принятыми регламентами.

Запомнить все это сразу сложно. Но опытный электрик знает все это. Такая маркировка позволит определить, где и что подключено. А простому человеку этого будет достаточно, чтобы понять, к примеру, какая необходима шина для автоматов электрических. Она может понадобиться при ремонте электрической проводки в доме. К ней позже легко подключить дополнительные источники.

Наперекор всем стереотипам: девушка с редким генетическим расстройством покоряет мир моды Эту девушку зовут Мелани Гайдос, и она ворвалась в мир моды стремительно, эпатируя, воодушевляя и разрушая глупые стереотипы.

Каково быть девственницей в 30 лет? Каково, интересно, женщинам, которые не занимались сексом практически до достижения среднего возраста.

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Подключение УЗО и дифавтоматов

Такие защитные приборы можно легко подключить с использованием гребенок. Но процесс подключения несколько отличается от монтажа автовыключателей.

При установке УЗО посредством шин-соединителей гребенка при однофазном защитном приборе обязательно должна быть как минимум 2-полюсной. Такое требование связано с тем, что для питания УЗО необходимо подвести ноль и фазу.

Подключение УЗО посредством соединительной шины (гребенки) несколько сложнее, чем подключение дифавтомата

Применение в таких случаях шины 1-фазной невозможно, так как она не подходит по причине того, что не сможет замкнуть одновременно ноль и фазу всех защитных приборов, расположенных в одном ряду. Отходящие зубья у таких гребенок должны располагаться через один, то есть шаг между гребенками должен равняться ширине автомата (одного модуля).

Подключение УЗО к соединительной шине осуществляется достаточно быстро и просто

Такое подключение очень удобно, потому как происходит быстрое соединение защитных устройств между собой. Для подключения нет необходимости изготавливать множество самодельных перемычек с обязательным соблюдением маркировки по цвету проводов.

Требования безопасности ПУЭ

Система электропитания в идеале составляется по схемам, которые рекомендованы правилами устройства электроустановок (ПУЭ). В жилое помещение или на отдельный объект подключается силовой кабель, а уже последующая его разводка внутри здания обеспечивается с помощью распределительного щитка.

Для удобства такой разводки и применяется нулевая шина. Проще говоря, такое устройство представляет собой усиленный проводник в контактной зоне по открытому типу. К нему подключаются нулевые проводники при помощи винтовых соединителей.

Распространенная конструкция шины — брусок прямоугольной формы, произведенный из прочного металла с характерной проводимостью: латунь, сплавы с медью.

Гребенки соединительные шины для автоматов в Москве

Шина соединительная (гребенка) 1-полюсная 63А 53 модуля.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 4-фазная 100А (1м).

Шина соединительная типа PIN для диф. автоматов 63A 108.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 1P до 63А (длина=0.

IEK Шина соединительная типа PIN (штырь) 2Р 63А (дл.1м).

IEK Шина соединительная типа PIN (штырь) 3Р 100А(дл. 1м.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 1Р 63А (дл.1м) ИЭК

Шина соединительная двухрядная до 63 А (PIN- штырь) дли.

IEK Шина соединительная типа PIN (12 штырей) 3Р 63А 22.

Шина соединительная 3П 63А PIN (штырь) 12PIN (инд. упак.

Шина соединительная типа PIN 63A 54 мод. для диф. автом.

Шина соединительная (гребенка) PIN 1-фазная 63А ( 1м ).

Шина соединительная (гребенка) PIN 3-фазная 63А ( 1м ).

Шина соединительная трехфазная 100А 1метр PIN (Штырь) (.

Шина-гребенка 12 модулей Светозар 49802

YNS21-3-063 IEK Шина соединительная типа PIN (штырь) 3Р.

Шина-гребенка типа PIN (штырь), 12 модулей, серый, 1P.

Шина IEK соединительная, типа PIN (штырь), 1Р, 63А, дли.

Шина соединительная (гребенка) Legrand 1 фазная на 12 а.

Шина соединительная для автоматов ( гребенка ) 220в 54.

Шина соединительная (гребенка) PIN 1P 63A IEK

Шина соединительная (гребенка) 1Р на 12 модулей(22 см.).

Шина соединительная OBI тип pin трехфазная

Шина соединительная типа PIN (штырь) 3Р 63А (дл.1м) ИЭК.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 3-фазная 100А (1м).

IEK Шина соединительная типа PIN (штырь) 2Р 100А(дл. 1м.

Шина соединительная 2П 100A PIN (штырь) 1м. TDM

Шина соединительная (гребенка) PIN 3-фазная 63А ( 1м ).

Шина-гребенка 12 модулей Светозар 49803

Шина-гребенка для автоматических выключателей, одинарна.

Iek YNS21-2-063 Шина соединительная типа PIN (штырь) 2Р.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 3P до 63А (длина=1.

Шина соединительная 1П 100A PIN (штырь) 1м. TDM

Шина соединительная (гребенка) Legrand PIN 1p 63А 13 мо.

Шина соединительная (гребенка) PIN 2-полюсная 63А ( 1м.

PSH 2/12 ABB Шина соединительная для дифф. автоматов 2P

Шина соединительная (гребенка) PIN 2P 63A IEK

Шина соединительная (гребенка) 3Р на 12 модулей(22 см.).

Шина соединительная типа PIN (штырь) 3-фазная 100А (1м).

Шина соединительная трехрядная до 63 А (PIN- штырь) дли.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 1P до 63 А на 12 а.

Шина-гребенка 12 модулей Светозар 49803

Шина-гребенка 12 модулей Светозар 49802

Гребенчатая шина PS3/12 3-полюсная 12мод. 63А ABB (2CDL.

IEK Шина соединительная типа PIN (штырь) 4Р 63А (дл.1м).

IEK Шина соединительная типа PIN (штырь) 1Р 63А (дл.1м).

Шина соединительная типа PIN 63A 108 мод. для диф. авто.

Шина соединительная (гребенка) 3-полюсная 63А 12 модуле.

Шина соединительная однорядная до 63 А (PIN- штырь) дли.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 1Р 63А (дл.1м) ИЭК.

Шина соединительная 1П 63А PIN (штырь) 1 м. TDM

Шина-гребенка для автоматических выключателей, одинарна.

Шинная разводка 2-фазн. 56мод 10мм2 BML11256 для автома.

Шинная разводка 2-фазн. 12мод. 63А PS2/12 для автоматов.

Шина-гребенка типа PIN (штырь), 12 модулей, белый, 1P.

Шина соединительная Iek PIN 3ф 63А 12 мод. (дл.22см)

Шина соединительная ABB тип PIN штырь 3-рядная до 63А н.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 2Р 63А (дл.1м) ИЭК

Шина соединительная 1 фазная гребенка на 6 модулей медн.

Шина соединительная “IEK”, PIN 1ф 100А, длина.

Соединительная шина тип PIN (штырь), 1-фазная, 63А (SQ0.

Шина соединительная (гребенка) 3-полюсная 63А 54 модуля.

Шина соединительная типа PIN (штырь) 3P до 63А (длина=1.

Шина соединительная 1П 63А PIN (штырь) 12PIN (инд. упак.

Целесообразность применения с учетом достоинств и недостатков

В первую очередь рассмотрим плюсы от применения гребенки:

  1. Бесспорное качество коммутации, контакт с ответвлением жилы намного надежней, чем при использовании моножильного провода в качестве перемычки. Соответственно, практически исключается перегрев контактной площадки и связанные с этим многочисленные проблемы.
  2. В большинстве случаев шины гребенки на шесть модулей и более рассчитаны на нагрузку 63А (ГОСТ Р 50030.5.1-99). Чтобы провод выдерживал такую нагрузку, у него должно быть сечение не менее 16мм 2 , что существенно усложняет работу с ним.
  3. В щитке сокращается количество проводов, это отражается на аккуратности разводки и ее наглядности. Соответственно, при необходимости, разобраться с ней не составит труда. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на рисунок 7.

Безусловно, любое решение имеет свои слабые стороны, в рассматриваем случае к ним относятся следующие особенности:

  1. Часто возникают проблемы, при попытке установки защитных устройств разных брендов. Это может быть связано с габаритами приборов, разным уровнем расположения контактных площадок и другими различиями в конструкциях. В результате, соединить между собой разнотипные АВ не представляется возможным.
  2. Проблемы в случае ремонта. Если требуется заменить вышедшее из строя устройство, понадобиться ослабить крепление на всех отводах, в противном случае снять гребенку для демонтажа не получится.
  3. С модернизацией щитка также возникают проблемы. Например, когда возникнет необходимость поставить дополнительно еще один однополюсный прибор, потребуется замена шины, либо устанавливается переходная перемычка, что негативно отразится на качестве контакта.
  4. При ремонтных работах или модернизации возникает необходимость обесточивать все подключенные к гребенке устройства, в некоторых случаях это может вызвать проблемы.
  5. Стоимость такого решения значительно выше, чем использование перемычки из моножильного провода, особенно если речь идет о брендовой продукции.

Говоря о целесообразности применения, то следует заметить, что для подключения двух-пяти устройств применять гребенку не имеет смысла, Поскольку большинство производителей практически не выпускают шины рассчитанные менее, чем на 6 модулей, они придерживаются того же мнения.

Назначение

Применение нулевой шины даёт возможность решать несколько очень важных проблем:

Прежде всего, можно создать сразу несколько точек для осуществления подключения нагрузок от общего ввода к проводнику нулевого типа.
Провести заземление видимого типа, устройством с крышкой, выполненной из прозрачного материала, которая закрывает клеммы.
Значительно повысить эффективное использование защитных автоматических устройств.
Обеспечить неразрывность цепи на участке от заземления до конкретной нагрузки.
Выполнить важное условие, которое предусматривает раздел проводов нулевого (защитного) и рабочего типов. О том, как разделить PEN проводник

мы рассказывали в отдельной статье.

Как правильно установить гребенку

Алгоритм действий довольно простой:

  1. Если подключаемых модулей меньше, чем отводов у приобретенной гребенки, необходимо отрезать лишнюю часть. Сделать это можно используя обычную ножовку по металлу. Шина и изолятор лучше отрезать отдельно, поскольку последний должен быть длиннее примерно на один-два сантиметра. Это позволит предотвратить КЗ. С этой же целью рекомендуется заглушки на края, если они входят в комплект. В противном случае, используем всеми любимую синюю изоленту.
  2. Сам процесс подключения, также не вызывает трудностей. Для крепления гребенка вставляется сверху аппаратов, при этом, каждый отвод должен попасть в соответствующую контактную площадку, после чего производится затягивание винтов.
  3. К крайней правой или левой (в зависимости от разводки) контактной площадке подключается ввод питания.

После этого подключаем провода, ведущие к потребителям электроэнергии. На завершающем этапе останется подсоединить питание (эту работу выполняют сотрудники электрокомпании) и распределительная коробка (щиток) готов к эксплуатации.

Подведем итог, использование гребенки для автоматических выключателей существенно упрощает монтаж.

Правила установки

Монтаж НШ возможен как на специальную рейку, так и в электрический щиток. Предусмотрены варианты установки как закрытым, так и открытым способом. Открытый способ прекрасно подходит для шкафа, который будет закрытым для доступа посторонних лиц. Закрытый вариант используется в ситуациях, когда применяется оборудование, подключаемое к очень важным элементам. В качестве примера можно привести розетку силового типа для различного электрического инструмента.

На видео ниже наглядно показывается, как установить НШ на DIN-рейку и как ее можно надежнее зафиксировать:

Вот мы и рассмотрели устройство и назначение нулевой шины. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!

Электрический щиток в частном доме, на даче, в квартире выполняет двойную функцию: обеспечивает ввод и распределение электричества и создает безопасные условия эксплуатации. Если есть желание разобраться в не самом простом вопросе, можно собрать электрощиток своими руками. Вводной автомат и счетчик должны ставить представители электроснабжающей организации, а вот дальше, после счетчика, собирать схему можете сами (хотя они не любят терять деньги). Правда перед вводом в эксплуатацию дома вам нужно будет их пригласить, чтобы они присутствовали при пуске, все проверили и измерили контур заземления. Все это — платные услуги, но стоят они намного меньше, чем полная сборка щитка. Если делать все правильно и по нормам, самостоятельно получится даже лучше: для себя ведь делаете.

Алгоритм подключения автоматических шин

Для подключения автоматических шин нужно:

  1. взять гребенку и извлечь из нее красновато-желтую шину;
  2. если для подключения требуется меньше автоматических выключателей, нежели существует отводов у монтажной шины гребенки, то следует отрезать нужное количество зубьев (три, пять или семь зубьев — зависит от вашего случая). Эту операцию можно выполнить любым инструментом, подходящим для ситуации, например, ножовкой по металлу. Части лучше разрезать по отдельности: изолятор отдельно, шины отдельно;
  3. затем, следует отрезать пластмассовый блок-корпус согласно протяженности медной пластины, желательно чуть больше, чем нужно, чтобы с краев гребенки не торчали детали. Также это поможет предотвратить короткое замыкание. На обрезанные стороны изолятора следует поставить специализированные заглушки, которые, как правило, продаются в комплекте с соединительной шиной. Но если таковые отсутствуют, то можно использовать изоленту;
  4. шину следует вставлять сверху подсоединенных приборов (каждый отвод должен присоединяться в соответствующее контактное гнездо). Далее следует завинтить гребенку под весь ряд нужных автоматов и подключить питание. Именно в этом месте выполняется совместное подключение провода с шиной в автомате.

Разновидности гребенок

Не существует универсальной соединительной шины, подходящей под любые автоматические выключатели. Автоматы обладают отличающимися габаритами, количеством выводов и прочими характеристиками. Поэтому и гребенки бывают самыми разнообразными.

По форме контактов выделяются 2 вида гребенчатых шин:

  1. Штыревой (зубчатый). Универсальный контакт, подходящий к любым автоматам.
  2. Вилкообразный. Используется там, где шину необходимо зажимать под винты.

Гребенки отличаются по длине, то есть по количеству автоматов, которые к ним возможно подключить. При необходимости слишком длинную шину допустимо укоротить ножовкой. Но предпочтительней использовать изделия на стандартное количество автоматов:

  • 12;
  • 24;
  • 36;
  • 48.

Есть отличия и в количестве подключаемых фаз. С этой точки зрения соединительные шины бывают следующих типов:

  1. На 1 полюс (1P). Используется для подключения однофазных групповых автоматов.
  2. На 2 полюса (2P). УЗО, дифавтоматы и любые другие устройства, требующие подключение фазы и нуля.
  3. На 3 полюса (3P). Используются для подключения трехфазных групповых автоматов.
  4. На 4 полюса (4P+N). Трехфазные автоматы и устройства, для работы которых необходим нулевой провод (трехфазные УЗО).

Штыревая соединительная шина для трехфазной сети

Важно! Если пришлось пилить одну большую шину на несколько маленьких, то необходимо обратить внимание на полученный спил. Отдельные проводники не должны быть гнутыми или замыкаться между собой. После резки нужно удалить из гребенки медную пыль

После резки нужно удалить из гребенки медную пыль.

Правила монтажа

При установке соединителей необходимо руководствоваться правилами по электромонтажу, касающимися подобных устройств. За счет этого повышается безопасность и надежность электрооборудования. Основные принципы монтажа таковы:

Шина гребенка для автоматов

Добрый день уважаемые посетители сайта «Электрик в доме» сегодня предлагаю вам на рассмотрение один из способов аккуратного подключение модульной аппаратуры в электрических щитках.

Данный метод мне посоветовал один мой хороший товарищ, который занимается электромонтажом. Суть нашей с ним дискуссии заключалась в том, как лучше, или даже как правильнее подводить питание и подключать шлейфом несколько автоматических выключателей или УЗО.

На сегодняшний день многое усовершенствовано. И мой товарищ в этом плане немного эволюционировал и продвинулся вперед, так как использует для этой цели особые гребенки. Потому рассмотрим данный вопрос подробно. Именно о том, что такое гребенка для автоматов, как с ними работать и как подключать пойдет речь в данной статье.

гребенка для автоматов

У вас когда-нибудь возникали такие ситуации, при которых определённое количество УЗО или автоматических выключателей необходимо подключить к одному питанию (к одному питающему проводу)? Как правило, это относится к однофазным щиткам, хотя если щит трехфазный и нагрузка разбивается на три группы, там тоже такое встречается.

Например, в щите на одной дин рейке размещены три дифавтомата на розеточную группу, два автомата на сеть освещения, одно УЗО на электрическую плиту. Как подключить все эти устройства?

Для запитывания можно сделать между ними перемычку. Для этого берётся мягкий ПВ-3, а также наконечники НШВИ (2), подключаем один элемент, затем от него второй, третий и так далее. Пока не подключим все автоматы. Такое подключение называется шлейфом и если все правильно и качественно сделать будет очень надежным. Я всегда так делал.

Единственным недостатком такого способа подключения являются торчащие провода. Изгибы проводов из-за торчащих перемычек, мешающих осуществлять подводку проводов к автоматам, в металлических щитах лицевая панель для автоматов не станет на свое место. В конечном итоге получается сплошное нагромождение проводов, с которым сложно разобраться. Избавиться от этих перемычек при данном способе подключения невозможно единственное, что их можно посоветовать, не делать перемычки длинными, тогда получится более компактно.

Соединительная шина гребенка для автоматов

Автоматические выключатели, УЗО, дифавтоматы все эти модульные аппараты защиты используются сегодня в комплекте современных щитов распределения. Такие защитные устройства должны быть правильно, надёжно и безопасно подключены. Как большинство людей это делает?

В настоящее время люди чаще всего объединяют группы автоматов самодельными кабельными перемычками, как было описано выше. При аккуратной и достаточно качественной работе такие перемычки прослужат длительное время.

Но мастерство многих людей оставляет желать лучшего. Хочу привести реальный пример подключения автоматов в щите при помощи перемычек.

В одном из домов, где я делал электромонтаж (а точнее в квартире) как то решил заглянуть в электрощиток который был установлен на лестничной клетке.

Увиденное меня ужаснуло, так как перемычка между автоматами была сделана оголенным проводом. Смотрите сами:

подключение автоматов перемычкой

Причем такое ощущение, что все работы в этом доме делал один и тот же человек (подозреваю, что электрик из ЖЭКа), этажом выше и этажом ниже точно такая же картина, все сделано аналогично. Обычным людям это вовсе не интересно, да и ничего они в этом не понимают. Что мешало этому электрику сделать перемычку изолированным проводом, я уже молчу про использование здесь соединительной шины гребенки для автоматов. Вот почему нужно обращать внимание на электриков, которые выполняют работы.

Итак, это мы рассмотрели халтурщиков и то как не нужно делать, сейчас рассмотрим как это делается правильно.

Если профессионально собирать щиты, то здесь многие используют штатное решение. Называется оно соединительная шина гребенка для автоматов. Электрики называют ее просто – гребенка. Что из себя представляет эта гребенка? Это цельная медная пластинка, которая помещена в пластиковый изолятор.

Суть всей конструкции заключается в том, что от пластины, которая находится в пластмассовом корпусе, отходят штыри – зубья. Пластина и зубья представляют собой одну цельную конструкцию, литую, без соединений. Зубья, оголенные, так как вставляются в контакты для подключения защитной модульки. Форма зубьев может быть различной г — образной, v – образной (чаще г- образной). Медная пластина свободно двигается в корпусе ее легко можно оттуда вынуть и рассмотреть.

Такая шина соединительная для автоматов очень компактная, позволяет красиво и надежно подключить автоматические устройства, размещенные в один ряд. Также как и автоматические выключатели гребенки по количеству полюсов выпускаются производителями однополюсными, двухполюсными, трехполюсными и четырёхполюсными.

Конструкция соединительных шин

Давайте более подробно рассмотрим, как выглядит соединительная шина гребенка для автоматов. Однополюсная гребенка имеет форму прямоугольной медной пластины, которая расположена в корпусе. Корпус изготавливается из огнеупорного пластика. Вдоль пластины с определенным шагом расположены ответвления — зубьями, к которым подключаются электрические автоматы, УЗО, дифавтоматы.

шина гребенка

шина для автоматов

Если речь идет о двухполюсной гребенке, то здесь в пластиковом корпусе размещены две шины. Примечательно, что на одной шине зубья будут изогнутыми. В качестве примера рассмотрим гребенку для автоматов hager на 12 модулей.

изогнутые зубья

У двухполюсной гребенки на каждой шине расстояние между зубьями будет больше, нежели у однополюсной. Это связано с тем, для подключения к этим гребенкам подводится два питающих провода, фаза — нуль (L+N) или фаза — фаза (L1+ L2) и зубья на каждой шине должны идти как бы через один.

двухполюсная гребенка фаза-ноль (L+N)

В трехполюсной гребёнке находятся три медные шины, которые расположены в едином корпусе. Каждая шинка вставлена в свою направляющую с наличием между ней изоляции в виде пластиковой перегородки. Как правило, такие гребенки используются редко.

С количеством полюсов разобрались, теперь что касается модулей (зубьев). Гребенки в электротехнических магазинах продаются стандартной длины. Число модулей может быть: 12,24,36,48,60. Скорее всего, могут быть и больше, но мне они не встречались. Расстояние между контактами на гребенке составляет 17.5 сантиметров.

Контакты бывают штыревые и вилкообразные. В Европе именуются как PIN (штырь) и FORK (вилка) .

штыревая гребенка schneider electric

Вилкообразные контакты гребенки hager KDN163A-AC230-400V:

гребенка hager - вилка

А так выглядит двухполюсная шина hager KDN263A-AC230-400V с типом контактов FORK (вилка):

шина медная для автоматов

hager-KDN263A-AC230-400V

Самый ходовой вариант – это штыревой контакт. В отличие от вилкообразного контакта, штыревой подходит для всех защитных аппаратов не зависимо от фирм производителей.

Шины соединительные для автоматов с контактами вилкообразного типа подходят не для всех защитных устройств, а только для защитной аппаратуры брендовых фирм таких как ABB, hager и т.п.

Такие шины выпускаются, как правило, брендовыми фирмами у которых контакты автоматов, УЗО, АВДТ заточены (предназначены) под них. Например, автоматы фирмы hager имеют специальный зажим — затягиваемый винт, которой как раз предназначен под FORK (вилку). В любой другой автомат, у которого имеется обычный зажим, такую шину просто не засунешь.

шина для автоматов электрических

Как быть если длина гребенки большая (даже если взять наименьшую на 12 модулей шину). Понятно, что для подключения трех или четырех автоматов всю шину целиком не нужно запихивать в щиток. Ее нужно как то отрезать. Как это можно сделать? Все очень просто. Вытаскиваем из пластикового корпуса шину, берем обычные ножницы по металлу, ножовку (у кого что есть) и отрезаем такой длины которая нам нужна. Затем берем пластиковый корпус и отрезаем его по длине на 1.5 – 2 см больше чем сама шина. Это для того чтобы оголенные части гребенки были скрыты и не торчали по краям. Можно для защиты краев использовать специальные заглушки.

Схема подключения автоматов через соединительную гребенку

Итак, мы подошли к главному разделу данной статьи применение гребенок на практике и в качестве примера рассмотрим, как подключить группу автоматов соединительной шиной гребенкой. Для того чтобы подключить целую группу автоматов, я использую однополюсные гребенки.

шина 1Р штыревая гребенка

соединение автоматов шиной

силовая шина медная для автоматов

В качестве примера рассмотрим подключение автоматов фирмы Schneider Electric. Берем гребенку, вытаскиваем из нее медную шину, отрезаем три, пять, семь зубьев, в общем столько, сколько нам нужно. Затем уже по длине медной шины отрезаем пластиковый корпус с запасом так, чтобы с краёв гребёнки не торчат различные детали.

соединительная шина гребенка для автоматов

Затем закручиваем гребенку под весь ряд установленных автоматов и подсовываем питающий провод к одному из зажимов. В этом месте будет выполнено совместное подключение провода с шиной в автомате. В итоге будет получена красивая разводка. Забыл упомянуть, что медная шина способна выдержать нагрузку в 63 Ампера.

схема подключения автоматов через соединительную гребенку

Если вы внимательно читали статью, то уже знаете, что вилочные контакты подходят не для всех автоматических выключателей. Все дело в том, что определенные фирмы выпускают автоматические устройства защиты с двойным зажимом. Одна из таких фирм hager.

Как видно из фото в автоматические выключатели хагер шина с вилкообразными контактами не входит в обычные зажимы (ровно как и в любой автомат другой фирмы). Вот незадача, шина и автоматы одной фирмы, а контакты не подходят, почему? Вопрос на засыпку! 🙂

гребенка однофазная хагер FORK

Можно рассмотреть поближе контакты:

маленький зажим на автомате

Но здесь нет ни какой магии и все довольно просто и на мой взгляд гениально придумано. На самом деле шина с вилкообразным контактом должна входить в специальный зажим на автомате (который как раз есть не на всех экземплярах).

дополнительный зажим на автомате hager

У Hager есть два контакта один для гребенки второй для провода.

зажим под винт

Один зажим выглядит как обычно в виде прижимной площадки, второй под винт. Именно под этот винтовой зажим и предназначены вилочные контакты.

соединение автоматов hager гребенкой

Так, у автомата хагер в один зажим вставляется питающий провод, а во втором располагается соединительная шина гребенка для автоматов, имеющая вилкообразный контакт, что очень удобно.

Как подключить вводной провод к гребенке и перейти на следующую гребенку?

В однорядном щите с рубильником проблема и одинаковыми автоматами решается тривиально путем ликвидации самой проблемы. А как быть если 2 ряда? Допустим в одном ряду только дифы, в другом ряду только однополюсники. Ввод 1ф 10 мм^2. Нейтраль (только для второго ряда) и земля идет на шины щитка. А как подключать к гребенками фазу? Ее ж надо еще распараллелить на 2 ряда. Ну и нейтраль надо подключить с общей шины ко второй гребенке (которая с двуполюсниками). Знаю что под гребенку просто подпихивают провод, но мне такое не нравится. Должен же быть нормальный способ с клеммой? И еще, почему у нейтрали и у земли есть свои шины в щитке, а у фазы не делаются? Из-за безопасности?

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

genuimous , схематичный рисунок значительно облегчил бы понимание Вашей проблемы.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Вот схема ввода

Непонятные мне соединения обведены зелеными кругами.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

А что тут непонятного? Соединяется перемычками из ПуГВ обжатого НШВИ, ну или из моножилы.

Грубый, но справедливый

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Чем соединяются — понятно. Как- непонятно. Вот нашел картинку автоматов Хагер, а них якобы в одном автомате есть комплект разъемов и для гребенки и для питающего кабеля, и оба можно использовать сразу:

У какого производителя есть похожее, либо иное решение той же задачи?

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

genuimous , у хагера есть, у иека есть, у многих есть. Чем вам хагер не нра?

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Не знаю, я пока не покупал комплектующие, я просто собрался монтировать щит и первый раз вижу это в глаза. Знакомых и электриков поспрашивал, у них квалификация от моей не далеко ушла, предлагают тоже совать провод под гребенку, а я нахожу это извращением. Хагер в принципе может и пойдет, но он малопопулярен и я его не видел в продаже. В нашем колхозе пользуют иек, легранд, шнайдер.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

genuimous , варианта два: Хагер или АББ . Как вариант используя корпуса от
шин с помощью напильника вырезать подобие Хагера из листа меди, либо
склепать (спаять) существующие шины. Только шина больше места занимает. Ещё вариантиспользовать
серии АВ с двумя клеммами. Как отметил Radio

Цена вопроса — если согласны заплатить за промсерию.

Сделал дело — главное увернуться от благодарности.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

genuimous , Или такую штуку или аналог от Шнайдера,ТДМ

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Может и согласен, пока нет понимания.

megrad написал:
варианта два: Хагер ссылка или АББ ссылка.

не решают проблемы подвода питания, только переход на следующий ряд, к первой шине все равно надо как-то провод приколхозить.

В целом понятно, спасибо за наводку, пойду изучать ассортимент комплектующих.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

ebf написал:
genuimous, Или такую штуку ссылка или аналог от Шнайдера,ТДМ

О! Примерно так я себе и представлял. А куда она вставляется? Тоже под зуб гребенки? И влезет ли если 2 клеммы (для двуполюсного автомата)?

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

genuimous написал:
к первой шине все равно надо как-то провод приколхозить.

АВ с двойными клеммами.

Сделал дело — главное увернуться от благодарности.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

genuimous написал:
В нашем колхозе пользуют иек, легранд, шнайдер.

Иек имеет место под вилку сверху. У дешевых шнайдырев и леграндов такого нет.

И да, с каких пор Ленинград это колхоз? Раньше был культурной столицей мира.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

genuimous написал:
Может и согласен, пока нет понимания.

megrad написал:
варианта два: Хагер ссылка или АББ ссылка.

не решают проблемы подвода питания, только переход на следующий ряд, к первой шине все равно надо как-то провод приколхозить.

В целом понятно, спасибо за наводку, пойду изучать ассортимент комплектующих.

genuimous , видимо, НЕпонятно. К одной клемме — подвод питания И переход на следующий ряд (двойные НШВИ в помощь). Ко второй — гребенка.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

ebf написал:
genuimous, Или такую штуку ссылка или аналог от Шнайдера,ТДМ

О! Примерно так я себе и представлял. А куда она вставляется? Тоже под зуб гребенки? И влезет ли если 2 клеммы (для двуполюсного автомата)?

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

genuimous , Что тут непонятного? В один АВ подключаете питающий провод, с клемм соседнего — вторым проводом на следующей ряд. У Хагера есть вильчатая гребенки для таких задач и соответствующие АВ. Не хотите так, то подумаете кабельные вводы.

Проектирование и сборка электрощитов.
Разработка монтажных схем для самостоятельной сборки щитов.
Библиотека автоматики для Visio.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

genuimous написал:
О! Примерно так я себе и представлял. А куда она вставляется? Тоже под зуб гребенки? И влезет ли если 2 клеммы (для двуполюсного автомата)?

Если это двухмодульные автоматы, с двухполюсными шинами — проблем не должно быть. Рядом на одном автомате, может быть неудобно, но тогда подключаете фазу на одном автомате, нуль — на другом, и все. Вы все равно их к шине подключаете, а не непосредственно к автомату.

Но у Легранда, скажем, есть одномодульные двухполюсные (вернее, 1p+N) автоматы. С ними применяются однополюсные шины и есть нюанс: у Легранда есть два варианта этой клеммы, один пошире, до 35 квадрат, — 404906, другой поуже, до 25 квадрат, 404905, вот с 1p+N только она подойдет, иначе соседняя шина мешать будет.

В общем, конкретно можно говорить, только когда о конкретной модульке речь идет.

Подключение автоматов в щитке перемчками и гребенкой

В процессе капитального ремонта помещений или строительства промышленных, административных и жилых объектов, прокладывается новая электропроводка. В распределительных щитах устанавливаются автоматы защиты на линии отдельных приборов большой мощности, группы розеток и освещения. Мощность автоматов и сечение проводов зависит от величины токов предполагаемой нагрузки при эксплуатации каждой группы или отдельной линии. Так как от одной фазы может быть запитано несколько групп или отдельных линий, на входе автоматы соединяются в одну линию. От качественного соединения группы автоматов зависит надежное функционирование всей системы электроснабжения здания, помещения или отдельной группы потребителей в РЩ.

Классификация соединений автоматов защиты

В зависимости от схемы питания объекта соединения автоматов разделяют на два варианта:

  • По схеме для однофазной сети;
  • По схеме для трехфазной сети.

С учетом элементов, которые используются, соединения делят на три вида:

  • Шинные соединения иногда этот элемент, пластина с отходящими контактами для автоматов называют гребенка;
  • Соединения по средствам многожильных гибких проводов;
  • Соединения одножильным жестким проводом.

Какой выбрать способ соединения зависит от многих факторов, рассмотрим основные из них.

Читайте так же статью ⇒ Соединительная шина для автоматов.

Критерии выбора, способа соединения автоматов защиты

В первую очередь, исходят из проектной документации, определяют какие характеристики цепи, сколько автоматов планируется установить в РЩ на каждой фазе, электрические параметры этих автоматов.

На промышленных объектах, где в распределительных щитах на одной дин – рейке к одной фазе подключается много автоматических выключателей. Особенно когда расключения осуществляется с трех фаз по разным группам потребителей электроэнергии. Рационально устанавливать соединительные шины фабричного производства, это значительно сократит большой объем работ, повысит надежность соединений и стабильность работы производственных электроустановок.

На распределительных щитах в жилых помещениях автоматы, подключенные к мощным электроприборам, нагревательному котлу, электроплитам, сплит системам, для подогрева пола. Тоже рекомендуется ставить заводские соединительные шины.

На осветительные и розеточные группы, где потребляемые мощности значительно меньше, можно поставить перемычки многожильным или одинарным медным проводом соответствующего сечения. При установке соединительных перемычек особое внимание надо уделять сечению шин и проводов на отдельных участках.

Особенности монтажа

Сечение перемычек или шин между защитными автоматами подключенных к одной фазе делается из расчетов относительно переключателя, через который проходит самый большой ток нагрузки. Эту ошибку часто допускают не опытные монтажники, если поставить перемычки в цепи из расчета на токи автомата рассчитанного на 10А, а в цепи будет нагрузка в 25А, то контакты на этом автомате обязательно будут выгорать. Фабричные шины делаются одним сечением по всей длине, соблюдая правило установки исходя из максимального тока нагрузки, в цепи автоматов сборка будет функционировать долго.

 Расстояние между штыревыми отводами на шинах

Расстояние между штыревыми отводами на шинах

В некоторых случаях, когда автоматические выключатели на одной рейке надо подключить к одной фазе, а формы и габариты их отличаются. Появляются проблемы, контакты шины могут не совпадать с клеммами автоматов, в этом случае соединения делаются многожильными или одиночными проводами. В данной ситуации допускается использовать перемычки различного сечения с учетом последовательности подключения защитных автоматов. В первую очередь подключается автомат самой большой мощности, потом меньше и последним в цепи автомат с минимальным значением токовых нагрузок. По мере снижения номинала автоматов, уменьшается допустимое сечение проводов на перемычках.

Совет №1 Опытные электрики рекомендуют не испытывать судьбу и по возможности если позволяет размер отверстия клемм на автоматах ставить перемычки максимального сечения. Вообще сечение определяется исходя из максимального тока на шине, чтобы не считать создали таблицы.

ток (А) Мощность в 1 фазе (кВт) Мощность 3- фазной сети (кВт) Необходимое сечение проводов (мм 2 )
медных
1 0,21 0,51 1.1
2 0,41 1,1 1,1
3 0,71 1,6 1,1
4 0,91 2,1 1,1
5 1,1 2,5 1,1
6 1,4 3,3 1
8 1,6 5,2 1,5
10 2,3 5,4 1,5
16 3,4 8,5 1,5
20 4,5 10,4 2,5
25 5,4 13,2 4.1
32 7,1 16,7 6,1
40 8,7 21,2 10
50 11,1 26,4 10
63 14 33,3 16
80 17,5 52,6 25
100 22,1 65, 35

Монтаж перемычек в однофазных сетях не значительно отличается от установки перемычек в трехфазных цепях. Однофазные линии разделяют на группы подключением одиночных автоматов к одной фазе. В случае с трехфазными цепями, подключаются тройные, комбинированные автоматы, в то же время допускается возможность подключения одиночных автоматов защиты на каждую фазу в отдельности.

Виды конструкции и монтаж шин для соединения защитных автоматов

Большое количество производителей делают шины для соединения автоматов в РЩ, все модели имеют общие стандарты, по сечениям шин, расстоянию между отводами на гребенке. Эти стандарты привязаны к габаритным размерам различных серий автоматических выключателей и допустимой величине токовых нагрузок.

Конструкции шин делят на несколько категорий:

Соединение автоматов в щитке гребенкой и перемычками

  • Для однофазных цепей однополюсные и двухполюсные шины;
  • Для трехфазных цепей однополюсные и четырехполюсные шины, для того чтобы отводные контакты шин были расположены на одной линии в двух и более полюсных вариантах контакты загибаются на соответствующие расстояния;

По форме отводимых контактов:

  • Штыревые шины универсальные они подходят к любой марке автоматических выключателей;

штырьевая шина

  • Шины с отводами формы FORK можно подключить только к автоматам, имеющим соответствующие разъемы, производства брендов АВВ, hager, АВДТ и другие.

Соединение автоматов в щитке гребенкой и перемычками

Эти автоматы имеют разъемы с затягивающим винтом разъема FORK вилки.

Соединение автоматов в щитке гребенкой и перемычками

Преимущество таких автоматов в том, что разъемы обеспечивают крепление шин любой марки.

Технические характеристики некоторых видов шин

Марка Кол-во полюсов (пластин) Рабочий ток, A Габаритные размеры
B,Общая высота с штырями контактов мм C,(ширина с пластиковым корпусом) мм D,(толщина пластины) мм Общая длина (м)
РИН1полюсная 40A 1 40 25 2.8 0.8 1
1полюсная 63A 1 63 25 3.2 1 1
ПИН 3полюса 40A 3 40 25 12 0.8 1
PIN 3полюса 63A 3 63 31 14 1 1
PIN 3полюса 100A 3 100 38 17 2 1
U (FORK) 1полюс 40A 1 40 25 2.8 0.8 1
U (FORK) 3полюса 40A 3 40 31 14 0.8 1

Монтаж шины на автоматы

После установки автоматов в РЩ на дин-рейку для всех групп шина просто вставляется выведенными контактами в верхние разъемы выключателей, после чего винты клемм затягиваются.

На шинах может быть отведено 12-16 контактов, если необходимо соединить всего восемь автоматических выключателей, шина легко пилится ножовкой по металлу. Для этого лучше вытащить металлическую пластину отпилит необходимый отрезок, вставить в пластиковый корпус и отпилить его на 5 мм больше. Это исключит выступание оголенной пластины наружу. Иногда для этих целей используют боковые диэлектрические заглушки.

После установки шины, в тестовом режиме, не подавая напряжения, можно проверить правильность подключения:

  • Для однофазной цепи включите все автоматы и проверьте линию фазы мультиместром в режиме прозвонки.

Щупы подсоедините к входу первого и последовательно к выходу каждого в цепи подключенной к шине. Если контакт в наличии, значит, все отводы гребенки вошли в клеммные отверстия соответствующих выключателей и цепь работает нормально. После проверки можно подключать линии нагрузки к выходу автоматов.

Соединение автоматов в щитке гребенкой и перемычками

  • В трехфазной цепи проводится аналогичные действия с установкой трехполюсной шины.

В этом случае автоматы в линии будут чередоваться по фазам 1-2-3, каждый четвертый выключатель будет подключен к фазе 1, пятый к фазе 2, шестой к фазе 3 и так далее в этой последовательности.

Соединение автоматов в щитке гребенкой и перемычками

Поэтому тестовую прозвонку надо проводить с учетом этой последовательности.

  • Двухполюсные и четырехполюсные шины используются, когда через выключатели походят не только линии фаз, но и линии нейтрального провода.

Основные схемы соединения автоматических выключателей в РЩ

Соединение автоматов в щитке гребенкой и перемычками

На данной схеме показано соединение автоматов в однофазной сети, автоматические выключатели 4-7-8-9-10-11 логично соединить однополюсной шиной.

Шина гребенка 1-фазная 63А ( 1м )

Шина медная 3-фазная 100А ( 1м )

Одним из недостатков шинного соединения считается высокая цена, надо учитывать, что надежность соединений обеспечивает долговременную безаварийную эксплуатацию, что вполне окупает эту стоимость.

Соединение автоматов в щитке гребенкой и перемычками

В данной схеме УЗО и защитные автоматы рекомендуется разместить на одной дин-рейке и соединить на входе четырехполюсной шиной.

Читайте также статью ⇒ УЗО электронное или электромеханическое.

Соединение автоматических выключателей в РЩ перемычками из проводов

Соединения выключателей проводами более трудоемкий, но дешевый процесс, есть два эффективных способа установки перемычек:

  • Провода соответствующего сечения нарезаются на отрезки достаточной длины для соединения двух рядом расположенных автоматов. Изоляция с концов отрезков снимается на 8 – 10 мм, этого вполне достаточно для обеспечения надежного контакта, оголенная часть провода не должна выступать за пределы корпуса автоматического выключателя.
  • Второй способ, когда проводник не режется на отрезки, в местах соединения снимается изоляция 1.5 – 2 см складывается пополам. В таком виде зачищенный участок вставляется в клеммное отверстие и зажимается винтом.

Соединение автоматов в щитке гребенкой и перемычками

Совет №2 Есть специализированные наконечники для опрессовки концов многожильных перемычек, которые легко обжимаются специальными клещами, в крайнем случае можно зажать пассатижами.

Характерные ошибки при соединении автоматических выключателей

  • При установке перемычек из проводов между автоматическими выключателями рекомендуется использовать провода одного сечения, особенно когда используются жесткие одиночные проводники. Это связанно с тем, что проводник меньшего сечения может, не достаточно прижат болтами к планкам клеммы.

Пример выгорания автомата при плохом контакте на перемычках с проводами разного сечения:

Соединение автоматов в щитке гребенкой и перемычками

Основное усилие приходится на проводник большего сечения, тонкий провод остается болтаться в отверстии клеммы. В результате этой ошибки, слабый контакт приводит к увеличенному нагреву и выгоранию автомата защиты. Если и делать соединения с разным сечением то с учетом мощности нагрузок и многожильными проводами, они равномерно прижимаются в соединительных клеммах.

Соединение автоматов в щитке гребенкой и перемычками

  • При покупке автоматических выключателей и шин обязательно проверяйте их соответствие. Помните, что штыревые гребенки универсальны, а FORK вилки подходят только для автоматов определенных видов, указаны выше по тексту.

Часто задаваемые вопросы

  1. Какие гребенки лучше поставить на выключатели, если предусмотрены разъемы для штыревых конструкций и FORK вилок?

Оба варианта конструкций обеспечивают надежный контакт, некоторые считают, что площадь соединения вилочных контактов больше чем штыревых. Такие сравнения не отмечаются в технических параметрах.

  1. Как определить сечение контактов шины, чтобы узнать допустимое напряжение и токи нагрузки?

Эти параметры указываются в паспорте на изделия при покупке и отмечаются маркировкой на корпусе и теснением на медной шине.

Соединение автоматов в щитке гребенкой и перемычками

Устанавливайте шины в соответствии с максимальными по току параметрами автомата в ряду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *