Как подобрать питание для автозвука
Перейти к содержимому

Как подобрать питание для автозвука

  • автор:

полу F.A.Q. ПРОпитание. Аккум+генератор Что?Где?Когда?

Всем привет. Одним из самых частых вопросов автозвука в интернете возникает вопрос питалова.Собсна уже раньше обсуждали и как кормить усилки и как оценить питалово и прочее. Но я уделяя внимание толковой организации стокового питалова особо не вникал до недавнего времени в вопросы замены аккума, генератора, вопросу установки 2го акб и тд. В общем то хотел поделиться с вами некоторыми наблюдениями и соображениями по этому поводу. Выводы мои больше основаны на практических наблюдениях чем на теории и вполне возможно что что-то упустил или не учел. По этому как всегда хочу уточнить что мое мнение стоит рассматривать лишь как пищу для размышления а не как прямое руководство к действию либо же как истину в последней инстанции. )
В общем щас обмозгуем несколько распространенных вопросов по порядку.

1) "Хватит ли заводского питалова для моей системы?"

Фото в бортжурнале LADA 2112

В общем то вопрос несколько не точный. Точнее спросить на сколько его хватит? ) Я уже писал, что аккум и генератор это грубо говоря "замкнутая энергетическая система". То есть разряд аккума компенсируется зарядкой его генератором.Баланс этой системы заключается в том, чтобы зарядка генератором обеспечивалась как можно более стабильно а разряд аккумулятора не был настолько глубоким, что генератор не будет успевать его восстанавливать. Немножко заумно завернул. Попытаюсь объяснить. К примерумы знаем что под капотом стоит стоковый обычный аккум и генератор и мы ничего не можем с этим поделать. Это вовсе не означает, что с музыкой можно попрощаться до организации толкового питалова. Слушать можно и можно слушать громко. Главное не увлекаться и знать меру. Если покатались гдето, послушали музыку то потом какое то время вам придется покататься в тишине, для того, чтобы генератор смог восстановить подсаженый аккум. Тревожным звонком можно считать снижение скорости вращение стартера. Если стартер начинает чуть более вяло крутить двиг то нужно дать достаточно времени аккуму восстановиться. Время восстановления аккума будет зависеть от степени его износа и от напряжения дающего генератором. Именно по этому я всегда говорил что любой автозвук начинается с питалова. Ваш генератор должен смело давать 13.8-14.2 вольта хотя бы при работе на штатную бортсеть.Только в этом случае зарядка аккума будет правильной и эффективной.Даже если ваше питалово не справляется с вашей музыкой и просаживается, чередуя прокачки с тишиной вы вполне можете найти тот баланс, при котором ваша бортсеть будет вполне жизнеспособной длительное время. В этом вопросе остается только предостеречь от раскачки изношеного акума и от глубокого разряда кислоты. Если ваш аккум уже устал то не стоит всеже на него валить злое потребление усилков. Такой аккум может умереть безвозвратно за очень короткий промежуток времени.Также периодический глубокий разряд аккума(когда не хватает напруги чтоб даже стартер провернуть) может убить даже бодрую кислоту.Ну и слабое питание это конечно полумера никто не даст гарантии что выбраный вами режим пракачки-отдыха оптимален и что когда нибудь вы не останетесь посреди улицы с мертвым аккумом. Ну и конечно со слабым питаловом о максимальных мощностях усилителя можно не мечтать.
Кстати по моим прикидкам стоковая бортсеть современных авто вполне вывозит ампер под 100 нагрузки музла. Дальше сами можете прикинуть. Если борт сеть не просаживается сильно под вашей нагрузкой то мудрить с заменой питалова нет никакого смысла.

2) "У меня стоковое питание но заменить генератор проблемно. Поможет ли мне установка более мощного аккумулятора?"

Фото в бортжурнале LADA 2112

Тут тоже многие попадаются на замеры пиписьками в виде ампер-часов. ампер часы это не мощность аккума а его емкость. Если вы вместо унылой кислоты в 45ач поставите унылую кислоту 65ач это по сути ничего не даст разве что 65ка погибнет чуть попозже. Если уж менять аккум то на гель или лучше агм аккумы. Главное приемущество агм это скорострельность а также спокойное отношение к глубокому разряду.Скорострельность таких аккумов обусловлено низким внутренним сопротивлением. Это грубо говоря значит что аккум и стреляет сильнее током и заряжается интенсивнее от генератора и главное быстрее. То есть восстанавливаться такой аккум будет гораздо быстрее кислоты. По этому если хотите поправить питание то не скупитесь и пилите агм.Даже бюджетный агм будет лучше крутяцткой кислоты. Упомянуть тут остается разве что о том что GEL и AGM это разные вещи. В инете можете почитать в чем плюсы, минусы и отличия.Также обратите внимание на то что агм боится больших напряжений заряда и в гаражных условиях требует автоматических зарядных устройств. Кривыми руками агм убить проще чем кислоту.И опять же аккум не панацея. аккум это только 12.5 вольт из возможных 14.4 для усилка.На максимум способностей железа вы и в этом случае не выйдете.Есть конечно усилки со стабилизированым питаловом но это совсем другая не бюджетная история.

3) "Хочу поставить аккум мощнее но хватит ли моего генератора заряжать такой аккум?"

Фото в бортжурнале LADA 2112

Опять же вопрос о емкостях и мощностях.Если теоретически взять 2 одинаковых аккума разной емкости но одинакового внутреннего сопротивления(одинакового пускового тока и т.д.) то при зарядке они с генератора потребят одинаковый ток.Кроме того ток заряда будет изменяться в зависимости от степени зарядки аккума. Более скорострельные агм кушают больше тока когда заряжаются но в любом случае там речь вовсе не идет о многих десятках ампер. Однозначных цифр я в интернете не нашел для примера но лично по моим прикидкам даже мощная кислота не потребляет больше 10-15 ампер. Могу тут быть не точным если у кого есть инфа достовернее поделитесь. Добавлю ) А это значит что исправный стоковый генератор вполне будет справляться с зарядкой мощного аккума. Если вы конечно не будете его постоянно просаживать музлом. Если напряжение генератора меньше 12.6в то аккум не заряжается вообще. А если такой просад появляется изза музла то вы не только не заряжаете аккум а еще и сажаете и вопрос дохлого аккума эт будет делом времени. Короче тут тоже надо давать аккуму приходить в себя и подзаряжаться. Не стоит считать мощные аккумы бесконечными источниками питания. )

4) "Музлу не хватает питания, как мне поставить второй аккум?"

Фото в бортжурнале LADA 2112 Фото в бортжурнале LADA 2112

Вообще второй аккум эта тема будоражащая ум каждого второго новичка автозвука. Перед тем как ставить 2й аккум нужно четко разобраться сперва как ставят 2й аккум, когда, в каких системах и для каких целей. Лепить 2й аккум просто потому что "вон на бассклубе все так делают" нет никакого смысла. Особо если 2й аккум это такая же уставшая кислота как и первый под капотом.Во первых не стоит забывать что кислота при работе выделяет пары всякой гадости которая весьма вредна для организма и понюхав зиму в салоне кислоту вы реально рискуете нажить себе хронических болячек. Особо если навертели генератор вольт до 15 и заставляете кислоту кипеть почти постоянно. Во вторых всегда 1 мощный аккум лучше чем 2 слабых под капотом и в багажнике. В третьих если ставить 2 аккума то наиболее эффективно они будут работать если стоят рядом или под капотом или в багажнике. Любой провод прокинутый между ними обладает своими потерями и всегда генератор будет заряжать охотнее подкапотный а музло будет охотнее жрать багажный. А ночью когда машина стоит аккумы будут пытаться выровнять свой потенциал и хорошо если они одинаковы и одинаково бодры а если у вас в багажнике окажется подсевший агм то он запросто за ночь подсадит подкапотную кислоту а утром попытаясь завести машину вы просто выпалите пред между аккумами поскольку стартер попытается запитаться с багажного более скорострельного аккума.Да и вообще кислота слабенький помощник хорошему агм. Эт я перечислил только верхушку айсберга. При работе двух различных батарей в общей цепи будет возникать еще куча всяких процессов которые в большенстве своем будут снижать эффективность работы питалова. Для повседневной системы всегда предпочтительнее иметь 1 толковый аккум.Чем 2 сомнительных.Если ставить пару то хотя бы одинаковой конструкции. В багажнике же спецы ставят аккумы либо когда для их мощностей одного просто мало аккума а более мощный поставить уже нет места. Либо когда выкатывают стрелять на замере. Тут уже главная суть сократить длину силовых проводов увеличив при этом скорость нарастания тока а стало быть и результат. А ведь если провод силы короткий то вовсе не обязательно делать его конского сечения а значит проще будет обвязать злой усь.По этому стоит задуматься перед тем как ставить 2й аккум. Нужен ли он вашей системе вообще, если да то какой именно нужен и как его поставить.Не лепите бездумно. Если вам ну очень хочется аккум в багажнике иметь то может есть смысл просто перенести агм в багажник а под капот кинуть силу квадратов 25-35. В этом раскладе возможно даже сэкономите на проводах и эстетике.

5) "как мне выбрать генератор для системы?"

Фото в бортжурнале LADA 2112

Интересный вопрос которым задаются многие. Сложность его состоит в том, что достаточно сложно узнать способностипо мощности отдельно взятой модели генератора. В заявках часто врут. Тем более трудно предугадать какая будет отдача у генератора в условиях взаимодействия с вашим движком. Генератор вовсе не отдает весь свой максимум как только вы завели двиг. У генераторов есть характеристики зависимости отдачи от оборотов. Вполне возможно что нужный вам ток генератор отдаст лишь на больших оборотах движка а на малых будет не эффективен. Но это вовсе не значит что нужно ставить целую подстанцию под капот.Чем мощнее генератор тем дольше он будет удерживать 14вольт на аккуме и на клеммах усилка а значит и аккуму будет комфортнее и мощности больше усилители отдадут.Если в вашей системе просадка напряжения не идет ниже 12.5 вольт а между ударами баса напруга успевает восстанавливаться до 13.5-14.2в то в принципе можно не волноваться это вполне приемлимое питание. В такой системе и на заглушеную качнуть можно и при езде послушать музыку безбоязненно. С хорошим питанием аккум восстанавливается достаточно быстро стоит только снизить громкость звука. Полностью питалово системы обеспечивать генераторами необходимо лишь спортсменам у которых каждый вольт это серьезный + к результату. Что касается подбора генератора то я обычно выбираю заявку тока генератора приблизительно схожей с суммой предов аппаратуры+20а на бортсеть. Учитывая что в заявке врут в итоге получается нормальный подбор для повседнева. Но это конечно малообъективный метод и рекомендовать его я не могу.))

6) "Я поставил мощный аккум и генератор. Какой мне провод положить от аккума до генератора?"

Фото в бортжурнале LADA 2112 Фото в бортжурнале LADA 2112

Вопрос очень логичный и правильный. Если токи вашей бортсети возрасли то и провод от генератора придется поменять. Единственное что я посоветую так это не впадать в маразм на этом процессе и не кидать толстенные шланги силы. Генератор при всем своем желании не сможет отдать больше чем в него заложил производитель. По этому на генератор в 100ампер совершенно нет необходимости пилить провод в 50 квадратов даже если у вас мощная система и сила на музыку идет 50м сечением. В таком раскладе вполне хватит 16-25мм2.Да ине стоит забывать что большое сечение силы помимо прочего обусловлена и длиной провода, которая на этом участке совсем не велика. Также не стоит забывать о массе между движком и аккумом. Часто запилив шланг на + от генератора люди имеют 4 штатных квадрата массы. Соответсна толку от их силы никакой не будет.Еще советую учесть аспекты безопасности. Скорострельный аккум и мощный генератор в случае короткого замыкания или дтп(ни дай бог) гораздо быстрее воспламенят провода. Учитывая, что провод между генератором и аккумом не имеет предохранителей а провод проходит как правило через всю морду авто, советую продумать трассу его прокладки и дополнительно защитить провод гофрой. Лично я поставил предохранитель около аккума на провод генератора. Не стал испытывать судьбу. Для скептиков могу померять потери которые возникли в результате этого маневра. В общем питалово это хорошо но безопасность прежде всего.

В заключение сего опуса могу еще посоветовать: Если у вас система достаточно прожорлива и есть свободные средства то не скупитесь, уделите внимание питалову. Хорошее питание заметно сказывается как на качестве так и на громкости звука да и для бортсети авто хорошее питание всегда приятно. Сидухи греют лучше, лампочки светят ярче, печка дует лучше))).Начинать строить систему с покупки мощного железа бессмысленно если вам нечем его кормить. Отдельно стоит упомянуть наш автопром. У подавляющего большенства отечественных моделей питалово даже без музла нуждается в доработке по этому даже бюджетный повседнев в тазике потребует уделить внимание питалову.

Правила хорошего автозвука

Как правило, в масс-маркете автопроизводители подбирают аудиосистемы, ориентируясь на среднего потребителя: главное, чтобы можно было слушать радио, иногда подключить телефон через Bluetooth или флешку через USB. Инженеры не рассчитывают, что вы будете слушать музыку на максимальной громкости и что у вас исключительный музыкальный слух.

Правила хорошего автозвука

Даже если производитель ставит пару дополнительных динамиков, это не приводит к существенному улучшению качества звучания. И установка владельцем купленного в ближайшем супермаркете сабвуфера тоже не решит проблемы. Ездить, дребезжа багажником и мигая фарами от просадок напряжения в бортовой сети, совсем не круто. Аудиоподготовка в автомобиле — процесс последовательный. Сначала делают виброизоляцию, потом меняют динамики, а после добавляют сабвуфер. Если этапы поменять местами, например, поставить хорошую акустику, но не подготовить двери, эффект только ухудшится.

Правила хорошего автозвукаПравила хорошего автозвука

ВИБРОИЗОЛЯЦИЯ

Первое, с чего стоит начинать, — это демпфирование и виброизоляция дверей, а также установка штатных динамиков на жесткие кольца из фанеры или МДФ. При этом остаются штатные динамики и головное устройство. Эти несложные манипуляции позволяют добавить «глубины» звучания. В среднем такая работа в мастерской обойдется в 15 000 рублей, а можно и сэкономить, сделав все самостоятельно. Потратив еще пару тысяч, можно добавить шумоизоляции: в салоне станет заметно тише.

Если планируется замена динамиков и установка сабвуфера, то виброизоляцией только дверей не отделаешься, придется «укатывать» всю машину. Для дверей будет достаточно виброизоляции толщиной 2 мм, а для потолка, пола и крышки багажника желательно уже 4 мм. Такая прослойка позволит повысить жесткость поверхностей и избавиться от дребезжания металла, пластика и обшивок.

Правила хорошего автозвукаПравила хорошего автозвука

Громкая музыка сломала зеркала.

ЗАМЕНА АУДИОСИСТЕМЫ

Чтобы добиться улучшения качества и громкости звука и при этом обеспечить безопасную работу всей системы, требуется минимальный набор комплектующих. В него входят хорошие динамики, усилитель и три вида проводки — силовая, акустическая и межблочные кабели. Конечно, лучше будет еще и поменять «голову» — передаваемый сигнал станет чище, а более продвинутое устройство поможет точнее настроить систему под себя.

Кажется, что динамики заменить легко – выкрутил старые, поставил новые. Однако не все так просто. Чтобы заменить динамики, необходим целый комплекс работ: провести силовые кабели («+» и «–») от аккумулятора до усилителя, который, скорее всего, будет установлен в багажнике. Если в будущем планируется установка сабвуфера, то лучше взять провода сечением минимум 35 мм 2 , а лучше с запасом — 50 мм 2 , и обязательно медные — они лучше проводят ток. К нему от «магнитолы» нужно провести межблочные кабели и уже от усилителя к динамикам акустические провода. Силовые и акустические провода можно проложить рядом, а вот межблочные кабели прокладываются отдельно — либо по другой стороне автомобиля, либо по центральному тоннелю. Можно еще провести через потолок. Это делается, чтобы избежать «наводок» — когда через динамики слышна работа генератора. Чем дальше межблочные кабели от силовых и акустических, тем лучше.

Правила хорошего автозвукаПравила хорошего автозвука

Ниша под запасное колесо.

Чтобы обезопасить себя от возможного короткого замыкания, ставится предохранитель на плюсовой провод не дальше 40 см от аккумулятора. С обратной стороны, в усилителе, уже есть свой предохранитель.

Динамики лучше выбирать эстрадные. Они обладают большим запасом громкости, при этом достаточно качественно играют. Диаметр динамиков будет зависеть от возможности установки в вашем автомобиле: 16 либо 20 см. Рассчитывать стоит на сумму от 20 000 рублей, и это без учета стоимости установки.

Эстрадные динамики — это акустика, в которой все нацелено на максимальную чувствительность и, стало быть, громкость. «Эстраде» требуется относительно немного мощности, при этом вы добьетесь абсолютно недосягаемых для обычной акустики децибел. Правильно настроенные эстрадные динамики играют четко и сочно, разницы по качеству с коаксиальной акустикой вы не заметите.

ВЫБИРАЕМ САБВУФЕР

Сабвуферы бывают для разных целей и задач. Но никогда не стоит покупать готовые варианты со встроенным усилителем. Вы, мягко говоря, расстроитесь. Если хочется больше низких частот, можно обратить внимание на бюджетные модели размером 12 дюймов и номинальной мощностью до 1000 ватт. Усилитель к «сабу» необходимо подбирать с 1,5-кратным запасом мощности, что поможет избежать «клипа» — искаженного сигнала, который получается при работе устройства на максимуме. В специализированной мастерской вам сделают корпус для сабвуфера исходя из ваших музыкальных предпочтений. «Под ключ» с установкой выйдет еще около 30 000 рублей.

Правила хорошего автозвука

В бюджетном и среднем ценовом сегменте (когда, например, стоимость сабвуфера не более 20 000 рублей) не стоит обращать внимания на указанную максимальную мощность динамика – это маркетинговый ход для привлечения покупателей. При такой мощности он способен проработать всего пару секунд.

Очень рекомендуем установку вольтметра на видном месте в салоне автомобиля — это позволит следить за просадками напряжения в сети. Подключать необходимо на самый большой потребитель — усилитель для сабвуфера. Усилители работают правильно только при напряжении не менее 12 вольт. Если штатного аккумулятора не хватает, то лучше заменить на AGM. Этот тип аккумуляторов способен отдавать больший ток, и, соответственно, будет меньше просадок при нагрузке.

Правила хорошего автозвука

AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология изготовления свинцово-кислотных аккумуляторов. Отличие батарей AGM от классических в том, что в них содержится абсорбированный электролит, а не жидкий, что дает ряд преимуществ в их работе. Минусы такого типа аккумуляторов — это цена и большой вес. Но плюсов больше: высокая отдача, очень быстрый заряд (для полной подзарядки им достаточно выходного напряжения бортовой сети 13,8–14,5 В), выносливость, способность нормально работать до –30 градусов, герметичность (можно положить на бок и не переживать о вредоносных парах кислоты, что важно при установке аккумулятора в багажнике).

Общий бюджет переделок на текущий момент составит порядка 80 000 рублей. За эти деньги вы получите очень хороший, детальный звук. Двери больше не будут подыгрывать в такт музыке. В багажнике будет установлено два усилителя — один для акустики, другой для сабвуфера. Запас громкости позволит озвучивать небольшой пляж летом, а в салоне от низких частот будет трястись зеркало заднего вида. Но если этого мало, посмотрите до чего можно дойти в поисках идеального автозвука на примере моего личного автомобиля.

OPEL ASTRA: НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ, ИЛИ ЗВУК ЦЕНОЙ С АВТОМОБИЛЬ

Правила хорошего автозвукаПравила хорошего автозвука

Основа всего в автозвуке — правильное питание. Большая потребляемая мощность (в этой машине суммарно около 7 кВт) требует особых условий эксплуатации. Под капотом установлен генератор повышенной производительности на 270 А (штатный выдавал всего 120 А). Заряжает он три AGM-аккумулятора суммарной емкостью 250 Ач, один под капотом и два вместо запасного колеса. На подключение аккумуляторов, генератора и усилителя ушло около 40 метров провода 50 мм 2 — толщина каждого с большой палец.

Пожертвовать пришлось не только «запаской», но и целым багажником. В нем установили двойной пол. На первом «этаже» разместились усилители. Их, как аккумуляторов, три шутки — каждый на свой тип динамиков. Поверх уже установлены сабвуферы. Их два, 15 дюймов каждый.

Изначально тут стояли другие сабвуферы, менее мощные, и более слабый усилитель. Позже я заменил сабвуферы, а усилителей сменил уже три штуки. Первый был мощностью 2 кВт, теперь уже на 5,5 кВт. Сейчас звуковое давление в салоне моего автомобиля достигает 151 дБ. При таких цифрах прирост каждого децибела на слух — повышение громкости в два раза, а по деньгам сумма увеличивается в геометрической прогрессии. Например, смена усилителя на более мощный с улучшением результата на 1,5 дБ обошлась мне в 70 000 рублей.

Правила хорошего автозвука

В дверях установлена эстрадная акустика: по два среднечастотных динамика и один рупорный — отыгрывает верхние частоты. Под установку такого количества динамиков были вручную изготовлены дверные карты и обтянуты кожзамом.

Штатное головное устройство точно бы не справилось, поэтому его заменили магнитолой с процессором: он позволяет отправлять на каждый динамик тот диапазон частот, на который они рассчитаны. Система отбалансирована так, как мне нравится. Но есть специальный регулятор под рукой, позволяющий добавить низких частот, когда их не хватает.

Бюджет такой конфигурации совсем не низок. Много ручной работы, установленных профессиональных компонентов. Стоимость доработок на этот момент составила уже порядка 270 000 рублей, фактически сравнявшись с ценой самого автомобиля. Но меня эта сумма не смущает, я уже заказал другие аккумуляторы, чтобы прибавить пару десятых децибел. И пока вы читаете, сумма уже могла сильно измениться.

5 скрытых затрат в Автозвуке

Практически всегда при постройке аудиосистемы в автомобиле затраты сильно превышают план. И итоговая сумма для новичка может очень существенно увеличиться и стать большим сюрпризом. Это может затянуть установку или заставить неправильно сэкономить на в процессе, что может негативно сказаться на общем результате.

автозвук для новичков

Именно поэтому сегодня я разберем неочевидные на первый взгляд вещи, которые требуют вложений. Чтобы вы были готовы и заранее правильно распределяли имеющийся бюджет при проектировании своей будущей аудио системы.

Не нужно четко принимать суммы, которые будут в этом материале. Цены очень условные и служат только для общего понимания соотношения затрат, а каждый частный случай, разумеется, может сильно отличаться.

Выбор компонентов

В самом начале нужно подобрать динамики, усилитель и сабвуфер в машину. Пусть это будет самый тривиальный набор.

В большинстве случаев ответственный процесс проектирования начинается примерно – «Так, нужен сабвуфер чтобы бас был, акустика, чтобы хорошо играла, ну и усилитель на все это».

Давайте допустим, что акустика будет стоить 5 000, Сабвуфер тоже 5 000 и усилитель для всего этого 10 000. Итого получилось 20 000 ₽. Ок, вроде не сильно дорого и сумма приемлемая, можно потянуть.

После этого покупаются или заказываются вышеуказанные компоненты и остается только все это поставить.

Доставка

Вот появляется первый звоночек, ведь если заказывать через интернет из другого города, то скорее всего придется оплатить доставку. Конечно стоимость зависит от расстояния и количества «железа», но даже стандартный набор (усилители, сабвуфер, динамики) будет обладать габаритами и весом не маленькой посылки. По этому стоимость транспортировки может быть ощутимой.

Но так как это очень большой разброс в зависимости от ситуации, да и оплата доставки вещь в принципе очевидная, по этому эти траты опустим. Просто имейте ввиду возможное их наличие.

Шумоизоляция

Давайте перейдем к первым дополнительным вложениям. Пожалуй, один из основополагающих моментов! Если вы решили менять акустику, то провести аудиоподготовку дверей, то есть сделать шумоизоляцию это просто-таки необходимая процедура.

шумоизоляция дверей

В случае же, если у вас на это не хватает средств, но вы покупаете новые динамики, то лучше поступите наоборот – сделайте шумоизоляцию, а уже потом думайте про замену акустики. Так как это разительно увеличит качество даже штатной аудиосистемы, а также подготовит фундамент для любых будущих апгрейдов.

Математика довольно простая. В данном примере это около 20% процентов от стоимости компонентов, а если этого не делать, то вы в потенциале теряете больше 50 % качества!

Итак, шумоизоляция хотя бы передних дверей– «мастхэв»!

При максимальной экономии и проведении этих работ самостоятельно, затраты на материалы для передних дверей составят около 3 000 ₽. Благо, что видео инструкций и гайдов по разборке дверей в сети с избытком.

Питание аудиосистемы

Усилитель нужно будет подключить к аккумулятору, для чего потребуется проводка для подачи питания, как правило до багажника.

Для этого можно приобрести установочный набор. Он подойдет для небольших мощностей, и будет стоить около 2000 ₽ за хороший. Ну а если система помощнее и требует сечения проводов от 35 квадратных миллиметров, то такой набор найти достаточно сложно. И все придется покупать отдельно. Здесь мы рассмотрим именно этот пример.

По длине это как правило 5 метров плюсового провода от аккумулятора до усилителя в багажнике и 1 метр минуса, но лучше взять 2 — обрезки подойдут для дубляжа минуса под капотом и для генератора, если это потребуется. К проводам понадобится предохранитель (лучше с запасным) и держатель для него.

Держатель предохранителя

Держатель с предохранителем

Кабели питания бывают так называемые Брендовые (под этим названием объединяются специализированные кабели для прокладки в автомобиле) и индустриальные — различные аналоги КГ или ПВ, прямое назначение которых далеко от автозвука.

Каждый решает сам, что выбрать. К сожалению, цена на брендовые провода кусается, хотя взамен вы получаете приятный внешний вид, удобство монтажа в труднодоступных или ограниченных пространствах. Эти кабели в свою очередь также подразделяются на луженую медь, медь, обмененный алюминий, алюминий. Обращайте на это внимание при покупке.

Ну а индустриальные провода — это сердито, очень неудобно, но на порядок дешевле.

кабели автозвук

Так примерная цена за метр медного брендового кабеля с мягкой качественной изоляцией сечением 50 квадратных миллиметров будет около 1000 ₽, в то время как какой-нибудь хороший КГ обойдется в до 500. Как видите разница существенная.

В итоге стоимость легко посчитать умножив цену на длину. Давайте возьмем вариант с КГ Всего 7 метров , плюс держатель и предохранители пусть грубо это будет 4000 ₽.

Еще нужны наконечники под обжим, либо специализированные клеммы на аккумулятор, чтобы все это присоединить. Что именно выбрать решает каждый сам исходя из визуальных, бюджетных и других предпочтений. Но наконечники в данном случае будут дешевле.

предохранитель под капотом

Так же для безопасности понадобится гофра для защиты проводки под капотом и в местах, где есть опасность перетирания изоляции. Берите черную и не берите светлую, она менее гибкая и трескается на морозе. Еще понадобится изолента и термоусадка для приличия.

Ну а если хочется это сделать максимально по фэншую, то тут уже добавляется змеиная оплетка, и термоусадка клеевая.

Давайте здесь тоже возьмем все самое простое и отрядим для этого рублей 500.

Это что касается минимума по силовой проводке. Ну а если у вас несколько усилителей, то тут дополнительно понадобятся дистрибьютеры или делители с предохранителями в случае, если сечение кабеля меняется. Про дополнительное питание мы тут, разумеется, не говорим.

Акустическая проводка

Дальше идет акустическая проводка. В случае, если у вас простая двухкомпонентная акустика с кроссоверами, рассчитывайте примерно 12 метров кабеля для мидбасов и около 2х метров для твиттеров, в зависимости от расположения, конечно. Если усиление планируется поканальное или динамиков у вас будет больше, то отталкивайтесь от их расположения и способа подключения.

В качестве акустического провода можно взять специализированный, а можно сэкономить и взять технический (например ПВС), соответствующего сечения. Возможно, он будет не так удобен в прокладке, но это не сравнится с возней с КГ, при этом разницы в звучании не будет. Скажу даже, есть вариант, что меди в таких будет больше.

Возьмем что-то среднее, пусть это будет около 1000 ₽.

Межблочные провода (RCA)

Также нужно передать сигнал от магнитолы до усилителя. Если у вас на магнитоле есть достаточное количество линейных выходов, то вам понадобятся межблочные кабели, в количестве равном количеству каналов, которые вам нужны. Допустим это 2 (левый правый) для фронта, который будет работать с кроссовером и два для сабвуфера.

Подключение усилителя

Тут для нашего простенького примера давайте возьмем бюджетный вариант и заложим 1500 на обе пары межблоков.

О том, что делать если нет линейных выходов будет отдельный материал.

Корпус для сабвуфера

Для нашего низкочастотного динамика нужен корпус, если конечно это не фриэйр. Его можно приобрести уже готовый, универсальный. Допустим, что средний корпус для 12 дюймового сабвуфера обойдется в 4000 ₽.

Также его можно сделать самостоятельно. Так вы сможете сделать корпус с учетом ваших музыкальных предпочтений и параметров самого динамика. Это выгодно отразится на звучании баса. К тому же, даже при простой, но аккуратной сборке по материалам и конструкции такой корпус скорее всего, будет лучше покупного.

В этом случае понадобится чертеж корпуса для сабвуфера. Вы можете попробовать сделать расчет самостоятельно, эта статья может помочь вам в этом — Как рассчитать корпус для сабвуфера.

Ну а если у вас нет времени, или какие-то другие причины, то чертёж можно заказать. Вот страничка для этого — Заказать расчет корпуса для сабвуфера

Для изготовления вам понадобится материал (фанера или необработанный МДФ), как правило от 18 миллиметров, а еще саморезы, клей (например ПВА), терминал для подключения проводов или что-то, что его заменит. На сайте есть хорошая статься о том как сделать корпус самостоятельно — Корпус для сабвуфера своими руками

Но просто для удобства подсчетов давайте примем сумму 4000 ₽.

Итоги

Ну вот мы и подошли финишу. Давайте подытожим.

  • Компоненты: 20 000 ₽
  • Шумоизоляция: + 3000
  • Силовая проводка: + 4 500
  • Акустическая проводка: + 1000
  • Межблочные кабели: + 1500
  • Корпус для сабвуфера: + 4000

Итого: 34 000 ₽

И это при самом простом варианте. Как видите бюджет оказался гораздо больше, чем предполагалось вначале.

Это, кстати, без учета мелких клемм, болтиков для возможного крепления усилителя, держателей, хомутов и свёрл, змеиной оплетки, возможных услуг, например по распилу фанеры или обжиму наконечников, дополнительного питания при необходимости ну и так далее.

Держите в голове этим моменты, если собираетесь строить свою первую систему и тогда вам удастся правильнее распределить свой бюджет, и конечная сумма не станет для вас сюрпризом.

Как видите, если сообщить человеку не знакомому с автозвуком стоимость только аудиотехники в своей системе, то он будет знать только о части всех затрат.

Правильное питание от LOUD SOUND

1. Главное — питание. С него надо начинать аудиосистему.

2. Лучшее питание должно быть у самого мощного усилителя — как правило у усилителя сабвуфера

3. Как выбрать толщину провода?
Очень просто — прочитайте 100500 статей про выбор толщины провода, закончите курсы «школоты автозвука», сделайте сложные расчеты на логарифмической линейке и обязательно закончите курс «теоретические основы электротехники» в каком-нибудь вузе.

  • до 800 Ватт — 4Ga (25кв),
  • 800+ Вт — 2 Ga (35кв),
  • 1,5 кВт и больше — 0ga (50 кв)

Для наглядности — если запитать усилитель тонкой проволокой — она накалится до красна. Если при этом она будет в силиконовой оплетке. ну вы поняли.

  • под капотом
  • и на самом большом потребителе (как правило моноблоке) —

5. Забудьте про конденсаторы (накопители).
Единственная польза от конденсатора — это вольтметр, если он на нем есть, если же нет — польза от конденсатора только продавцу конденсаторов. Конденсатор стоит не дешево — купите лучше провод потолще или дополнительный АКБ

6. Как выбрать дополнительный АКБ?

В идеале — он должен быть точно такой же как и под капотом, еще лучше — если они будут оба новые.акб_группа.jpg

  • оба АГМ,
  • либо оба литий.

7. Как подключать доп АКБ? Реле, переходники — на. все это — просто соедините плюс с плюсом и минус с минусом.

8. Помимо сильных потребителей — не забывайте про самый слабый — ГУ (магнитолу) — не запитывайте ее от прикуривателя или от рандомной проводки, на которой найдете плюс и минус.

Не ленитесь — тащите и плюс и минус от туда же, откуда взяли питание на усилки. Так будет ниже риск получить наводки и магнитола не будет выключаться, когда вы заводите автомобиль.

9. Генератор очень важен. Если опустить кучу теории — генератор нужно выбирать так — на каждый киловатт мощности нужен генератор 80 А + АКБ 69-70 Ач.
генераторы_группа.jpg
Это конечно идеальная картина и часто в системах потребляющих 4 кВт стоят штатные гены на 100А и пара АКБ.
Но если генератора будет не достаточно — АКБ будут постоянно разряжаться, пока играет музыка и в конце концов вольтаж начнет падать.

Короче, что бы не париться — люксовая приора с родным геной и родным не дохлым АКБ может иметь стабильную аудиосистему около 2 кВт. Еще проще — кикс тысячник и пару сабов в 1Ом = гена 115-120 А + АКБ 70 Ач. Играть будет 🙂

10. Никогда не покупайте алюминиевый провод. Даже объяснять не буду — просто не покупайте! Только медь!

11. Чем промышленный кабель отличается от брендовых автомобильных?

Во-первых сечением — он будет тоньше, но благодаря цене — выгоднее будет купить две протяжки промышленного, чем одну автомобильного и в итоге получить большее сечение за меньшие деньги.
Во-вторых — гибкостью — автомобильный будет более гибкий, с ним будет проще работать.
В третьих — презентабельностью.
В четвертых — лужением. Автомобильные луженые провода дольше не окисляются. На что это влияет? Ни на что 🙂

12. Предохранители. Выбрать предохранитель очень просто — прилагаю таблицу выбора предохранителей

номиналы предохранителей.jpg

13. Минус нужно тянуть от АКБ, не тащить одну протяжку плюса, а минус брать с кузова, а тащить ОБА провода от АКБ. Если система не мощная — можно и с кузова, но лучше делать все по уму, ведь если система не мощная, то и провода не дорогие, а значит не нужно экономить пять метров провода — лучше сразу сделать как надо.

Минус должен быть такого же или большего сечения чем плюс, не меньше!

14. Где располагать предохранители?

Предохранитель должен стоять на каждом плюсовом силовом проводе как можно ближе к плюсовой клемме АКБ.
дистры_колбы_группа.png
Если АКБ два — то на проводе должно быть два предохранителя — возле каждой плюсовой клеммы.

Не ставьте преды возле усилителей — это бесполезно. Предохранитель в случае короткого замыкания (КЗ) должен обесточивать весь провод. Пример — произошло КЗ где то по центру кузова, предохранитель возле усилителя сгорел и усилитель и кусок провода от него до преда — обесточен, но весь остальной провод под напряжением! Если пред сгорает возле АКБ — провод по всей длине кузова обесточен!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *