Расчет объема электроэнергии на общедомовые нужды
В площадь общедомового имущества при расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ. Узнаем, в чью пользу разрешился спор в рамках рассмотрения судьями дела № А31-1084/2018.
Суть разногласий.
Разногласия между РСО и УК возникли относительно включения истцом (РСО) при расчете платы за электрическую энергию в площадь общего имущества в МКД площади чердаков, в которых отсутствует какое-либо электропотребляющее оборудование.
РСО (истец) исходила из того, что площадь любых чердаков МКД, вне зависимости от их оснащенности электроприборами и эксплуатации, подлежит включению в состав общего имущества в МКД и должна учитываться при расчете платы за электроэнергию, поставленную на содержание общего имущества в доме.
УК (ответчик) с таким подходом не согласилась. В отсутствие сведений о площади чердаков в технической документации на МКД эта площадь не учитывается при расчете платы за предоставленный КР на СОИ.
Установленные правила расчета.
Как известно, в отсутствие установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета объем электрической энергии, подлежащий оплате на общедомовые нужды, определяется расчетным методом – с использованием норматива потребления.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления) и требования к их формированию предусмотрены Правилами установления и определения нормативов потребления[1].
На основании п. 37 приложения 1 к этим правилам величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в МКД (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме) определяется по формуле 34:
__________
12 x S ои
Wобщ. i – суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в МКД;
S ои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (кв. м);
12 – количество месяцев в году.
Каким образом следует определять общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, в комментариях к формуле 34 не указано (в отличие, например, от формулы 26, по которой рассчитываются нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, а также норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды).
В формуле 26 общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в МКД (согласно сведениям, указанным в паспорте дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.
Разъяснения Минстроя.
Министерство в Письме от 11.04.2017 № 12368-АЧ/04 пояснило: при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД по формуле 34 учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.
В силу обозначенных норм Жилищного кодекса собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности следующее общее имущество в доме:
помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения дома, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование, обслуживающее более одного помещения дома (технические подвалы);
иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и других подобных мероприятий.
Вывод
Расчет платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в МКД (по формулам 26 и 34) предусматривает включение разной площади общего имущества для различных коммунальных ресурсов, а именно по ГВС, ХВС и электроснабжению.
В связи с этим, к примеру, судьи согласились с позицией контролирующего органа, исключившего из расчета платы за ГВС и ХВС площадь чердаков и подвалов. Включение УК в состав общего имущества МКД данных помещений противоречит нормам Правил установления и определения нормативов потребления и приводит к неправильному определению платы за коммунальный ресурс по ГВС и ХВС, использованный для содержания общего имущества МКД. Об этом – Постановление АС ПО от 31.07.2018 № Ф06-34699/2018 по делу № А12-29389/2017[2].
Изыскания судей.
В рамках рассмотрения дела № А31-1084/2018 судьи заявили: вопрос о том, относятся ли чердаки к общему имуществу МКД для исчисления платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, должен решаться в соответствии со ст. 36 ЖК РФ. Кроме того, следует выяснить, учтена ли площадь чердаков органом тарифного регулирования при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Какие сведения учел орган тарифного регулирования?
Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в письме от 30.10.2018 указал, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД им были направлены в ОМСУ и управляющие компании запросы о предоставлении сведений о площадях помещений МКД, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ. Расчет нормативов коммунальных услуг по электроснабжению выполнен по представленной информации муниципальными образованиями и управляющими компаниями.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 27.02.2017 общество (ответчик) в целях определения нормативов потребления коммунальной услуги направило в департамент сведения об общих площадях помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (согласно установленной форме), исходя из сведений, указанных в паспорте МКД. В форме, по которой общество представило в департамент сведения, отраженные в технических паспортах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, отсутствуют отдельные графы, содержащие данные о площади чердаков. Данный факт, по мнению АС ВВО, не свидетельствует об исключении площади чердаков из состава общей площади помещений.
Важно ли освещение чердаков?
Наличие чердаков подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами и актами обследования чердачных помещений в спорных МКД и обществом не оспаривалось. Отсутствие осветительных приборов, как и неэксплуатация указанных мест общего пользования (чердаков), не исключает техническую возможность использования чердаков и установления в них освещения.
Какую информацию УК предоставила РСО?
Общество в письме от 28.06.2017 предоставило РСО (истцу) сведения о площадях мест общего пользования в МКД, в том числе чердаков, которые впоследствии были учтены организацией при расчете стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.
Вывод судей
Общество, добровольно принявшее на себя обязательства по управлению жилыми домами, обязано обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению актуальной технической документации на спорные дома, в том числе сведений о площади помещений, входящих в состав общего имущества, и его составе по видам помещений. Невыполнение обществом возложенных на него обязанностей не может служить основанием для освобождения его от оплаты поставленного ресурса.
Следовательно, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадей чердаков для целей определения объема электроэнергии на общедомовые нужды в домах, не оборудованных ОПУ, не имеется (Постановление АС ВВО от 31.05.2019 № Ф01-1362/2019 по делу № А31-1084/2018[3]).
При расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ, должна учитываться площадь общедомового имущества, включающая в себя в том числе площадь чердаков. Причем при установлении норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды орган тарифного регулирования также должен учесть эту площадь. Соответствующую информацию он может получить, в частности, от УК, которые должны учитывать, что площадь чердаков включается в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (но только в целях определения норматива потребления электрической энергии на ОДН).
Кстати, Минстрой отмечает, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН с нарушениями в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в МКД. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам ГЖН в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.
[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.
[2] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 23.11.2018 № 306-КГ18-18936.
[3] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.08.2019 № 301-ЭС19-12546.
Электроэнергия для содержания общего имущества в многоквартирном доме
Поставка электрической энергии для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется ресурсоснабжающей организацией.
Такой ресурсоснабжающей организацией на территории Калужской области является гарантирующий поставщик электроэнергии ПАО «Калужская сбытовая компания».
Постановлением Правительства РФ № 1498 от 26.12.2016 г. внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые применяются с 1 января 2017 года.
1. Если многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива:
Управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы покупают у ресурсоснабжающей организации электрическую энергию, используемую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, а расходы на оплату этой электрической энергии, включают в размер платы за содержание жилого помещения.
2. Если в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован:
Расходы на оплату электрической энергии, потребленной при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее — использованной на общедомовые нужды), включаются ресурсоснабжающей организацией в состав платы за коммунальную услугу «электроснабжение».
В таких случаях в ежемесячных счетах ПАО «Калужская сбытовая компания», направляемых гражданам-потребителям при расчетах за электрическую энергию, указывается стоимость электрической энергии, потребленной потребителем в жилом помещении, и отдельной строкой указывается стоимость электроэнергии, использованной на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
При этом подлежащий оплате гражданами-потребителями объем электрической энергии, использованной на общедомовые нужды многоквартирного дома, рассчитывается на основании Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Оплата электрической энергии, использованной на общедомовые нужды, производится по установленным государством тарифам.
При этом п. 88 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлено, что размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении.
Применяемый порядок определения объема электрической энергии, использованной на общедомовые нужды, зависит от того оборудован или нет многоквартирный дом общедомовым прибором учета электроэнергии. Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено требование оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электрической энергии. В случае отсутствия данных приборов учета – объем электрической энергии, использованной на общедомовые нужды, определяется по установленным нормативам.
Порядок определения объема электрической энергии, израсходованной на общедомовые нужды, в многоквартирных домах, где в качестве способа управления выбрано непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, оборудованных общедомовым прибором учета
В многоквартирных домах, оборудованных «общедомовыми» приборами учета, объем электрической энергии, использованной всем домом, определяется по его показаниям. Объем потребленной домом электроэнергии определяется как разница показаний прибора учета на начало и конец расчетного периода умноженная на коэффициент трансформации трансформаторов тока. Для определения объема электроэнергии, использованной домом в расчетном периоде на общедомовые нужды, из объема потребленной домом электроэнергии исключается, во-первых, расход электроэнергии собственниками нежилых помещений многоквартирного дома, например, расположенными в доме магазинами и, во-вторых, суммарный объем потребления электрической энергии в квартирах дома.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлено, что плата за электрическую энергию, использованную на общедомовые нужды, потребителям не начисляется в следующих случаях:
— если за расчетный период объем электрической энергии, использованной на общедомовые нужды, составит ноль,
— если за расчетный период объем электрической энергии, определенный по показаниям общедомового прибора учета, меньше суммарного объема энергопотребления во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома за этот же расчетный период.
Величина внутриквартирного потребления определяется по показаниям индивидуальных электросчетчиков, а в случае отсутствия приборов учета — по нормативам, утвержденным Приказом Министерства тарифного регулирования Калужской области от 29.09.2015 г. № 166. Объем потребления электроэнергии в квартирах, оборудованных приборами учета, но жильцы которых не предоставляют соответствующих показаний, определяется следующим образом: в течение 3 месяцев начисляется среднемесячный объем энергопотребления, определенный расчетным способом по показаниям индивидуального прибора учета за предшествующие 6 месяцев (если период работы электросчетчика составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев), а по истечении 3 месяцев — норматив, который рассчитывается для каждой квартиры индивидуально, исходя из количества комнат, количества проживающих в квартире, и иных данных, определенных в Приказе Министерства тарифного регулирования Калужской области от 29.09.2015 г. № 166.
Распределение объема электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, производится между жителями дома и собственниками нежилых помещений пропорционально площади занимаемого помещения.
Порядок определения объема электрической энергии, израсходованной на общедомовые нужды, в многоквартирных домах, где в качестве способа управления выбрано непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, не оборудованных общедомовым прибором учета
В тех многоквартирных домах, где пока еще не установлены «общедомовые» приборы учета, расчет подлежащего оплате гражданами — потребителями объема электрической энергии, используемой на «общедомовые» нужды, производится с применением нормативов, утвержденных Приказом Министерства конкурентной политики Калужской области от 30.03.2017г. № 46 ТД. Данные нормативы применяются отдельно для каждого дома с целью определения объема электроэнергии, использованной в нем на общедомовые нужды, в зависимости от площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома; наличия либо отсутствия: лифтов, электроотопительных и электронагревательных установок для целей горячего водоснабжения, осветительных установок, насосов холодного водоснабжения, циркуляционных насосов системы горячего водоснабжения, насосов отопления.
Распределение определенного с помощью нормативов объема электроэнергии, израсходованной на общедомовые нужды, производится между жителями дома и собственниками нежилых помещений пропорционально площади занимаемого помещения.
Факторы, оказывающие влияние на объем электроэнергии, израсходованной на содержание общего имущества в многоквартирном доме и способы его уменьшения
Факторы, оказывающие влияние на объем электроэнергии, израсходованной на содержание общего имущества в многоквартирном доме
Способы снижения величины электрической энергии, израсходованной на содержание общего имущества в многоквартирном доме
Неодновременное снятие показаний общедомовых и индивидуальных (квартирных) приборов учета.
Одним из факторов существенным образом влияющих на определение величины расхода электроэнергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме является сопоставимость периодов снятия показаний общедомового и индивидуальных приборов учета. Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлены сроки снятия показаний общедомовых приборов учета электроэнергии – это 23-25 число каждого месяца. При этом даты снятия показаний индивидуальных приборов учета, законодательством не регламентированы. Вместе с тем одновременность и точность снятия показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета – одно из необходимых условий корректного определения объема электроэнергии, израсходованной на содержание общего имущества. Поэтому жителям многоквартирных домов, уже оборудованных общедомовыми приборами учета, также целесообразно передавать показания электросчетчиков на 23-25 число.
Предоставление отдельными потребителями (соседями по многоквартирному дому) заниженных показаний индивидуальных счетчиков.
Для защиты интересов добросовестных потребителей, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, управляющей организацией должны регулярно (не реже 1 раза в 6 месяцев) осуществляться снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений и проверки состояния и исправности таких приборов учета, а также проверяться состояние внутридомовых сетей и отсутствие незаконных подключений к ним. При этом законодательством общему собранию жильцов многоквартирного дома предоставлено право принятия иного порядка снятия показаний таких приборов учета.
Безучетное потребление (хищение) электроэнергии.
Нарушения работы электросчетчиков.
Отсутствие электросчетчиков в ряде квартир.
В случае отсутствия в квартире индивидуального прибора учета для определения энергопотребления применяются утвержденные Министерством тарифного регулирования Калужской области Приказом № 166 от 29.09.2015г. нормативы потребления. Однако фактическое потребление электрической энергии может отличаться от определенного с помощью нормативов. Поэтому для исключения подобной ситуации жильцам таким квартир следует установить приборы учета электрической энергии.
Использование для определения объема электроэнергии, потребленной в жилых помещениях индивидуальных приборов учета ненадлежащего класса точности.
К сожалению, у большинства жителей установлены уже устаревшие счетчики класса точности 2,5, у которых зачастую истек не только срок поверки, но и эксплуатации. Они по своим техническим характеристикам не могут учитывать нагрузки малых токов и, следовательно, не фиксируют электроэнергию, потребляемую включенными в розетки телефонными зарядками, электронными часами, электроприборами, работающими в режиме «ожидания». Применение таких приборов учета может приводить к искажениям сведений об электропотреблении в квартирах более, чем на 10 процентов. Поэтому устаревшие приборы учета класса точности 2,5 подлежат замене на более современные класса точности 2,0.
Ненадлежащее состояние внутридомовых сетей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 установлен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. В перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме включены:
проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводов и восстановление цепей заземления по результатам проверки;
проверка и обеспечение работоспособности устройств защитного отключения;
техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования;
контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации.
При обращении жителей дома к исполнителю коммунальной услуги о необходимости приведения внутридомовых сетей в надлежащее состояние, он обязан устранить все имеющиеся нарушения (при их наличии), что приведет, в частности, к снижению технических потерь при передаче электрической энергии и исключению случаев безучетного потребления электроэнергии, а соответственно сокращению расходов жильцов на электроэнергию, использованную на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Нерациональное использование освещения и электрооборудования, являющегося общей собственностью дома.
Многое в решение данного вопроса зависит от сознательности самих потребителей. В частности жители дома также могут осуществлять контроль за эффективностью использования общедомового оборудования и освещения мест общего пользования, а также заменить, в случае наличия неисправностей, электросчетчики, установленные в квартирах, или установить приборы учета, если они отсутствуют.
Общим собранием жильцов дома может быть также принято обращение к исполнителю коммунальных услуг о необходимости рассмотрения возможности установки или замены приборов учета (или установке системы АИИС КУЭ – автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии) во всех квартирах дома, в том числе за счет средств предназначенных на капитальный ремонт дома, а также установке энергосберегающего оборудования и освещения.
Экономии электрической энергии, расходуемой для общедомовых нужд, способствует также реализация мероприятий, разрабатываемых в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 394.
Контроль за начислением электроэнергии, израсходованной на содержание общего имущества в многоквартирном доме
В соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при наличии общедомового прибора учета исполнитель коммунальных услуг обязан ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число месяца и заносить их в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также предоставлять потребителям по их требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет. Поэтому потребители могут обращаться в управляющую организацию с запросом о показаниях общедомового счетчика за интересующий их период времени.
Информацию о коэффициентах трансформации трансформаторов тока, которые являются постоянными, можно узнать в организации, обслуживающей многоквартирный дом.
Важнейшим условием оперативного решения вопросов, связанных с расходом электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирного дома является активная и принципиальная позиция самих жителей. Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации в каждом многоквартирном доме, в котором отсутствует товарищество собственников жилья (ТСЖ) и не осуществляется управление жилищным кооперативом, должен быть создан совет многоквартирного дома. Создание такого совета позволит эффективно решить ряд вопросов по управлению многоквартирным домом, взаимодействию с управляющей компанией и ресурсоснабжающими организациями. В частности, члены такого совета могут принимать участие в снятии показаний общедомовых приборов учета, принимать решение о порядке снятия контрольных показаний квартирных приборов учета.
Санкции за неоплату электрической энергии, израсходованной на общедомовые нужды
Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг установлена обязанность потребителя по своевременной и полной оплате предоставляемых коммунальных услуг. В случае неполной оплаты коммунальной услуги по электроснабжению, в том числе неоплате электроэнергии, израсходованной для общедомовых нужд, превышающей сумму 2 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления электроэнергии (независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета) и действующих тарифов, потребителю будет приостановлена подача электроэнергии.
В случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электроэнергии начисляется пени с 1-го по 30-й день просрочки — 0; — с 31-го по 90-й день просрочки — 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на день фактической оплаты; — с 91-го дня просрочки — 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы.
Содержание электрических сетей многоквартирного дома
В соответствии с действующим законодательством обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляется коммунальная услуга по электроснабжению, является обязанностью исполнителя коммунальных услуг. Поэтому по вопросам, связанным с содержанием внутридомовых электросетей, необходимо, по-прежнему, обращаться в организацию, обслуживающую многоквартирный дом.
Что такое содержание общего имущества
Радость от приобретения новой квартиры будет неполной, если не знать, что в довесок к ней вы сразу покупаете землю и часть здания. Расскажем про содержание общего имущества.
Содержание МКД
Общедомовое имущество в многоквартирном доме — это все, что находится за пределами вашей жилплощади: чердак, подвал, фасады, детские площадки, лифты, лестницы, коридор и т.д. Также в него включены инженерные коммуникации и системы безопасности. Например, противопожарная и видеонаблюдение.
Покупать свое жилье лучше с поддержкой государства — это выгодно. Проверьте, под какую программу вы подходите, и оформите ипотеку в Совкомбанке.
Если вы до сих пор на распутье, то подумайте о господдержке. Может быть, вы подходите под одну из программ? Приобретать жилплощадь с финансовой поддержкой государства — это надежно и стабильно.
Отказаться от общего имущества нельзя, так же, как и продать его или, например, подарить. А вот поддерживать его в исправном состоянии нужно обязательно.
Узнайте, как оплачивать и экономить на оплате услуг ЖКХ
Что входит в содержание общего имущества:
- Поддержание всех коммуникаций в технически исправном состоянии. Провода не должны искрить, а трубы — течь.
- Вывоз мусора. Все бытовые отходы должны регулярно вывозиться. Нельзя допускать скопление мусора — крысам и тараканам вряд ли кто-то будет рад.
- Уборка помещений, лифтов, придомовой территории. Как известно, чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. К сожалению, соседи могут попасться недобросовестные. Например, оставляют мусор в подъезде. Да и влажную уборку необходимо периодически проводить.
- Освещение подъезда и двора. Это вопрос не только комфорта, но и безопасности. Мало приятного в падении с лестницы из-за неисправной лампочки.
- Поддержание оптимальной температуры внутри здания. Если в подъезде слишком холодно, то и квартира начнет промерзать. Поэтому отопление необходимо и в подъезде.
- Благоустройство двора. Поддержание дорожек и лавок в исправном состоянии — это опять же вопрос элементарной безопасности. Ну, и эстетики, разумеется.
- Обеспечение норм безопасности. Дом должен быть безопасным для жителей. Например, перила не должны ходить ходуном.
Здесь указаны только основные требования. А вообще список работ, которые должны проводиться для нормального содержания МКД, очень большой. С ним можно ознакомиться самостоятельно в статье 154 Жилищного кодекса РФ .
При этом владельцы квартир могут дополнять перечень работ. Для этого организуют общее собрание собственников и представителей управляющей компании. На нем проводят голосование на внесение дополнительных работ.
После одобрения протокол собрания подписывается собственниками и представителями управляющей компании. Затем работы включают в список обязательных.
Какие именно работы должны проводиться
Работы могут быть сезонными или не зависеть от времени года. К сезонным относят, например, удаление сосулек или чистку крыши от снега. Летние работы — покраска, обработка придомового участка от насекомых, обработка деревьев.
Работы, которые не зависят от сезона:
- Косметический ремонт . Хорошая управляющая компания устраняет дефекты сразу после их обнаружения. При этом жители могут и должны сообщать УК о выявленных проблемах. Например, о неприличном слове, написанном маркером на стене.
- Замена электрики . Если недобросовестные соседи «приделали» лампочке ноги, то УК должна вкрутить новую. Это же относится и к замене перегоревшей лампы или к сломанному выключателю.
- Ремонт дорожек к подъезду . Каким бы хорошим дорожное покрытие не было, рано или поздно оно начнет разрушаться. А там и споткнуться недолго. Жильцы не должны ходить как по минному полю. Поэтому все повреждения должны оперативно устраняться.
- Ремонт частей здания . Повреждения фасада это не только проблема с поддержанием нормальной температуры, но и риск падения элементов стены на головы прохожих.
Плановые ремонтные работы снизят вероятность повреждения фасада. А срочный ремонт устранит повреждения при их появлении. Относится это не только к фасаду, но и к другим элементам здания: крыша, слив, козырьки перед подъездами, двери и т. д. - Обслуживание инженерных сетей . Сюда же относят и подготовку к включению отопления.
- Уборка . Например, мытье пола в лифте и подъезде до второго этажа должно проводиться каждый день. А вот подметать влажным веником пол и лестницы УК должна не реже одного раза в неделю. Мытье окон и стен разрешается проводить один раз в год или чаще.
- Устранение аварийных ситуаций . Если прорвало трубу, то УК должна оперативно устранить течь, а также все последствия — отштукатурить стену, откачать воду и т. д. Если же проблемы с газом, то управляющая компания обязана вызвать службу горгаза.
При этом существуют нормы сроков для устранения аварий. Так, повреждения электрического кабеля должны устраняться в течение двух часов. На ремонт крыши отводятся сутки. А вот разбитое в подъезде окно УК должна заменить в течение трех дней летом или пяти — зимой.
Содержание общего имущества включено в квартплату. В квитанции оно прямо так и указывается — содержание и ремонт ОИ.
Содержание жилья: что входит в эту оплату
Единого тарифа на содержание имущества нет. Поэтому в двух соседних домах этот пункт в квитанции будет с разными суммами. Зависит это от многих факторов. Например, от количества этажей, вида отделки фасада, площади придомовой территории и т. д.
Обычно УК рассчитывает общую сумму содержания имущества за год. После этого получившийся результат делят на количество всех собственников в доме. А затем полученную сумму еще раз делят на 12.
Удобнее всего платить за ЖКХ с картой «Халва». Халва — это не только платежный инструмент, но и рассрочка, процент на остаток на счете и выгодный кешбэк у магазинов-партнеров.
В Совкомбанке вы можете оформить карту « Халва» на платежной системе « Мир». Все соцвыплаты будут автоматически поступать на вашу карту. Кроме того, вы получите массу преимуществ — повышенный кешбэк, процент на остаток и беспроцентную рассрочку!
В результате получают сумму, которая будет вписана в квитанции в графе «ремонт и содержание общедомового имущества». За этой графой скрываются все работы, которые проводит управляющая компания.
Стоит отметить, что добавлять строки с услугами, которые и так входят в содержание общего имущества, нельзя. Например, если в квитанции появилась графа «ремонт лестницы между третьим и четвертым этажом», то это значит, что УК пытается незаконно получить с жильцов двойную плату за одну и ту же услугу. В этом случае собственники имеют право на перерасчет платежей.
На сумму влияет и площадь квартиры: чем она больше, тем больше будет доля в общедомовом имуществе. Соответственно, плата за содержание будет выше.
У Игоря небольшая «однушка» площадью 33 кв. метра. А у Максима — большая четырехкомнатная квартира с двумя санузлами общей площадью 100 кв. метров. Оба соседа — единственные собственники жилья. Поэтому плата за содержание общедомового имущества у Максима будет в три раза больше, чем у Игоря.
Как можно уменьшить платеж за содержание общего имущества
Чтобы меньше платить за содержание общедомового имущества, жильцы имеют право отказаться от некоторых работ. Например, от мытья полов. Правда, в этом случае уборкой придется заниматься самостоятельно. К примеру, составить график дежурных по подъезду.
Однако просто так отказаться от работ нельзя. Нужно будет провести собрание всех собственников и голосование. Если предложение будет принято единогласно, то УК перестанет проводить работы и сделает перерасчет платежей.
Как вернуть деньги за переплату ЖКХ
Если же жильцам кажется, что стоимость работ завышена, то можно обратиться к управляющей компании, чтобы ее представители подробно изложили, из чего складывается сумма. Если она слишком высока, то можно написать коллективную жалобу и попросить УК найти других подрядчиков.
От оплаты содержания общедомового имущества увильнуть никак нельзя. Зато можно оптимизировать расходы. Но для этого нужно будет договориться с другими собственниками жилья.
Как сейчас оплачивается содержание общего имущества многоквартирного дома?
Нет, такой перерасчет законодательством не предусмотрен.
Нет, не зависит, зависит только от площади помещения.
КРСОИ рассчитывается в соответствии с порядком, установленным Постановлением правительства РФ № 354. Поскольку КРСОИ относится к услуге по содержанию общего имущества, то зависит от площади помещения.
Соответственно, владелец однокомнатной квартиры платит меньше, чем владелец трехкомнатной.
Разъяснение о порядке определения размера расходов электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, дано в письме Минстроя России от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04.
В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, а также отведения сточных вод их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
По мнению Минстроя России (исходя из буквального толкования данной нормы), размер расходов на оплату КРСОИ может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов КРСОИ осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг.
В свою очередь фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг.
Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.