Что является задачей функции регулирования
Перейти к содержимому

Что является задачей функции регулирования

  • автор:

Регулирование как функция менеджмента

Со всеми рассмотренными выше функциями управления связана функция регулирования. Данная функция обеспечивает соответствие системы параметрам, заданным в планах. В процессе контроля обнаруживается некоторая степень несоответствия между целями, намеченными в планах, и реальным ходом хозяйственных процессов в организации. Устранение этих несоответствий осуществляется с помощью функции регулирования. При ликвидации указанных отклонений могут выявиться следующие ситуации.

  • 1. Существенное влияние на деятельность организации оказывали факторы внешней среды, их динамизм и изменчивость. Как правило, на эти факторы организация не может воздействовать непосредственно, она может только учитывать их динамику в своей дальнейшей деятельности. В этом случае требуется откорректировать целевые показатели, а иногда даже поменять стратегию.
  • 2. Допущены ошибки при реализации функции организации, вследствие чего запланированные цели не достигнуты. В таком случае в процессе регулирования требуется пересмотреть все параметры организационной структуры производства и управления, выявить неэффективно работающие звенья, наладить их работу.

В сфере производства это будет означать более рациональный выбор оборудования, пересмотр организации рабочих мест, выбор технологии и т.д. В сфере управления регулирование включает пересмотр и совершенствование подбора и расстановки персонала, уточнение видов работ, прав и обязанностей должностных лиц, ответственности, полномочий, а также пересмотр организационной структуры.

3. Допущены ошибки при определении показателей плана. Это может быть связано с недостаточным навыком персонала, плохой организацией работы плановых служб. В этом случае регулирующая функция будет заключаться в корректировке плановых заданий.

Дадим определение функции регулирования.

Регулирование — это функция управления, которая учитывает изменения факторов внешней и внутренней среды организации, оказывающих влияние на эффективность ее функционирования, и включает в себя принятие мер по приведению в соответствие всех параметров организации этим требованиям.

Регулирование есть деятельность по поддержанию в динамической системе управления производством заданных параметров. Она определяется задачей сохранять состояние упорядоченности в подсистеме как производства, так и управления.

Под регулированием понимается процесс, обеспечивающий поддержание требуемого соответствия между элементами системы, а также внешней средой в соответствии с целями системы и ликвидация возможных отклонений в функционировании управляемой системы.

Регулирование основано на информации (чаще всего об отклонениях), поступающей от управляющего объекта, и используется в целях устранения отклонений, компенсации возмущающих воздействий. С помощью регулирования возможно также предупредить отклонения.

Как правило, не бывает таких ситуаций, что нельзя отклоняться от заданных параметров ни на сколько, какие-то допустимые отклонения всегда возможны. И только выход за рамки допустимых отклонений является основанием для включения регулирующих рычагов.

Такая сложная система, как организация, находится в ситуации постоянной изменчивости внешней и внутренней среды. Изменения внутри производственной системы диагностируются и корректируются в нужном направлении путем системы оперативного управления и диспетчирования. В производственных цехах создаются оборудованные современной техникой диспетчерские пункты, которые регулярно фиксируют всю информацию о ходе производственного процесса, и по выявленным отклонениям менеджеры принимают оперативные решения по их устранению. Однако надо иметь в виду, что «скачкообразное» устранение отклонений от плановых показателей за очень короткий интервал времени, близкий к нулю, практически невозможно. В реальности существование такой возможности означало бы сокрытие огромных производственных резервов, сырья, рабочей силы, денежных ресурсов или искажение отчетной документации.

Возмущающие воздействия внешней среды имеют место при нарушении договоров поставщиками: недопоставки продукции в нужном объеме, несоответствие качеству, срыв сроков поставок. В этом случае регулирующим воздействия менеджерам службы логистики требуется принять регулирующие воздействия, которые заключаются либо в быстром поиске других поставщиков, либо в принятии штрафных санкций к существующим поставщикам, если это предусмотрено договором. Возмущающие воздействия внешней среды имеют место также при взаимоотношении с потребителями продукции фирмы. Часто наблюдаются случаи нарушения договоров. В этих ситуациях менеджеры, реализуя функцию регулирования, должны обеспечить уменьшение воздействия этих факторов, чтобы добиться осуществления поставленных целей. Регулирование направлено на устранение не только возникающих, но и потенциальных отклонений от намеченных целей организации, поэтому оно имеет прогностический характер. В основе реализации функции регулирования лежит использование системы материальных и моральных стимулов и антистимулов (например, санкций, штрафов за нарушения контрактов и т.д.). Принимая регулирующее решение, менеджер должен уметь оценить все возможные их последствия как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе. Ведь результатами регулирующих воздействий могут быть не только нормализация протекания хозяйственной деятельности в организации, но и временный успех, и возможная впоследствии дестабилизация или даже разрушение системы. Реализация функции регулирования требует не только большого практического опыта, знаний, но и развитых прогностических качеств руководителя.

Таким образом, функция регулирования связана с прогнозированием результатов вмешательства в ход деятельности организации, а также со стратегическим и оперативным планированием.

РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ОБЩАЯ ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Понятие регулирования и его место в системе управления.

2. Функция менеджмента «оперативное регулирование».

Понятие регулирования и его место в системе управления

Выявленные на основе контроля проблемы и нарушения процесса производственно-хозяйственной деятельности, а также негативные его результаты требуют осуществления регулирования.

Регулирование — вид управленческой деятельности, направленный на устранение недостатков, сбоев, недостатков и т.п. в управляемой системе путем разработки и внедрения управляющей системой соответствующих мероприятий.

Регулирование призвано устранить все недостатки, отклонения, сбои, выявленные в процессе контроля. При этом регулирующие меры могут применяться на всех предыдущих этапах технологии менеджмента (планирование, организования, мотивации). Для этого прибегают к корректирующих действий, основанных на выборе следующих решений:

— Пересмотр стандартов и критериев;

— Устранение отклонений с просмотром стандартов и отклонений [11,16,18].

Выделяют ряд принципов функции регулирования [18,20].

Принцип директивности определяет приемы и способы осуществления регулирующих воздействий на управляемый объект. Это наиболее жесткая форма регулирования, требует обязательного и своевременного выполнения принятого решения. Это активная форма регулирования процессов, протекающих на предприятии, побуждает к действию исполнителей того или иного решения.

Основным требованием этого принципа является своевременность регулирующего воздействия. Это требование нужно рассматривать с двух сторон: во-первых, своевременность регулирующего воздействия, то есть принятие решения ситуации с ситуацией, которая возникла; во-вторых, своевременность реакции управляемого объекта на регулирующее воздействие, то есть выполнение решения. Директивность также определяет неизбежность наступления санкций в случае несвоевременного выполнения регулирующего воздействия или его неадекватного исполнения.

Принцип соблюдения регламентов определяет соблюдение установленного заранее порядке выполнения управленческой и производственно хозяйственной деятельности предприятия. Это способ косвенного регулирующего воздействия на деятельность человека (в том числе руководителя), что распорядительную силу. Например, должностная инструкция регламентирует обязанности, ответственность и права конкретного должностного лица и тем самым регулирует сферу его деятельности. Этот принцип проявляется через регулирования границ (воли выбора поведения) деятельности того или иного должностного лица на предприятии. Особенностью этого принципа является обязательность соблюдения установленных регламентов. Нарушение устанавливаемых регламентов снижает организованность процессов, протекающих на предприятии, а также приводит к наступлению соответствующих санкций.

Принцип нормативности. Понятие «нормы» характеризует зависимость между различными элементами предприятия. Соблюдение принципа нормативности регулирования направлены на установление определенных границ в деятельности людей. Это способствует стабильности данного процесса, протекание которого основано на обязательном соблюдении людьми общих условий деятельности.

Принцип нормативности обусловливает правила регулирования условий осуществления процессов с помощью организационно-методических, технических, технико-экономических, экономических, социальных норм и нормативов (стандартов). Они обеспечивают соблюдение определенных границ управленческих действий и границ их возможных отклонений.

Особенность регулирования заключается в том, что, в отличие от функций планирования, организования и мотивации, которые совершенствуются непосредственно в управляющей системе организации, регулирования, как и контроль, совершенствуется в управляющей и управляемой системах. На рис. 10.1 изображена графическую модель процесса регулирования под влиянием различных факторов, которые требуют изменений в планировании, организования, мотивировке.

Регулирования деятельности организации

Рис. 10.1. Регулирования деятельности организации

В зависимости от характера препятствий или недостатков, выявленных в процессе контроля в управляемой системе, регулирование может направляться на конкретный блок (планирование, организования или мотивации).

Если проблемы возникли в блоке «Планирование», разработаны мероприятия относятся к совершенствованию экономического, социального или технологического планирования;

возникновения их в организационной структуре обусловит необходимость реализации мероприятий в блоке «Организация» по структуре управления организацией, коммуникационных систем и тому подобное;

недостатки по материальному стимулированию работников управляемой системы нужно будет устранять в блоке «Мотивация», совершенствуя систему премирования, дивидендной политики и тому подобное.

В табл. 10.1 охарактеризованы процессы регулирования в организации на конкретных примерах.

Характеристика процессов регулирования

Управленческое решение (принимается в управляющей системе)

Выполнение управленческого решения в управляемой системе

Контроля (обнаружения недостатков, отклонений, неточностей и т.п.)

Регулирования (устранение недостатков, отклонений, неточностей и т.п.)

1 .

технологической линии для производства хлебных изделий

Согласно разработанному в управляющей системе

Во время контроля в управляемой системе выявлен высокий процент брака, сверхурочное использование сырья (муки, яиц)

Каналами обратной связи информация о нехватке и пере использования сырья поступает в управляющую систему, где обрабатывается и анализируется. Управляющая система готовит новое управленческое решение относительно совершенствования отдельных технологических процессов на новой технологической линии, которое направляется в управляемую систему

2. Заключение соглашения с новым партнером по

В процессе осуществления контроля выявлено, что полученные материальные ресурсы не соответствуют установленным критериям качества

Информация о несоответствии материальных ресурсов обусловленным в договоре стандартам качества поступает диванами обратной связи в управляющую систему, где обрабатывается и анализируется, а также принимается решение о выдвижению поставщику претензий с целью компенсации потерь

Основные рабочие получают информацию о новой системе материального стимулирования на предприятии

Контролируются результаты работы рабочих, производительность их труда, выполнения запланированных задач, количество прогулов. Выявлено, что производительность труда снизилась, а плановые задания недовыполнены

Информация о снижении производительности труда и невыполнение плановых заданий поступает по каналам обратной связи в управляющую систему, где обрабатывается и анализируется. На основе результатов анализа принимается управленческое решение о внесении отдельных изменений в систему материального стимулирования основных рабочих

Успешная деятельность предприятия в значительной степени зависит от эффективности регулирующих мер, которые призваны устранить недостатки в работе и предотвратить потенциальные потери. Выявление в процессе контроля недостатков, отклонений, сбоев является необходимым, но не достаточным условием стабилизации деятельности предприятия. Ведь без разработки действенных мер по их устранению и принятия соответствующих управленческих решений ситуация в организации не может улучшиться.

Виды регулирования [13, 16]

Неотъемлемым элементом функции регулирования являются люди. Поэтому регулирование представляет собой коммуникационный процесс между руководителем и подчиненным. Так как менеджеры осуществляют функцию регулирования, то они должны уметь объективно оценивать ситуацию, чтобы производить правильные подходы к поведению человека, на которого направлены его влияния.

В процессе регулирования осуществляется не только влияние на человека, а прямой или косвенный (через документ, норматив и т.д.) влияние, побуждающее его к действию. Регулирование должно быть ориентировано на поведение человека, а она зависит от таких характеристик, как восприятие регулирующего воздействия и ожидания последствий выполнения этого действия. Поэтому содержательная часть регулирующих воздействий должна иметь мотивирующие элементы.

Регулирования выступает основной функцией, так как ни одна другая функция не может быть направлено в управляемого объекта, пройдя функцию регулирования. Только через выполнение функции регулирования может быть осуществлен связь субъекта управления с управляемым объектом. В связи с этим очень важно знать виды регулирования и их роль в процессе управления.

ФУНКЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Функция регулирования — важная и непременная стадия управленческого цикла. Задача этой функции состоит в сохране­нии, поддержании и совершенствовании состояния упорядочен­ности, организации управляемой и управляющей систем.

На всякую самоуправляемую систему, в том числе и на физкультурное движение, действуют различные внешние факторы, приводящие к возникновению новых задач, наруше­нию управленческих отношений. Поэтому именно регулиро­вание призвано постоянно уменьшать влияние нежелательных факторов, а координация — обеспечивать правильное соот­ношение разных звеньев, участков.

Конкретные формы регулирования весьма разнообразны и определяются, прежде всего, спецификой управляемого объекта. Формы регулирования зависят и от субъекта, органа управления. Они могут быть административно-правовыми, экономическими, социальными. Большое значение на практи­ке придается оперативно-техническому регулированию, то есть повседневному регулированию текущего характера.

2.5. ФУНКЦИЯ МОТИВАЦИИ

Как известно, одним из направлений развития менедж­мента является «школа человеческих отношений». Родона­чальником этого направления является Э. Мэйо, который в результате специальных исследований зависимости произво­дительности труда от различных факторов производственной среды сделал вывод о том, что жесткая иерархия подчинен­ности, формализация организационных процессов несовме­стимы с природой человека, а потому не могут способствовать раскрытию его способностей и полной отдаче в работе.

Наибольший выигрыш от исполнителей организация может получить, если будет удовлетворять их человеческие потреб­ности, учитывать их психологические особенности.

В этом отношении исключительно важный вклад и понима­ние того, что лежит в основе стремления людей к работе, внесла теория мотивации, разработанная в 1940-е годы А. Маслоу. Он связывал мотивацию с удовлетворением по­требностей человека. Пока какая-либо потребность не удов­летворена, она побуждает к совершению действий, акти­визирует деятельность человека. А. Маслоу связывал мотива­цию с удовлетворением потребностей человека. Различные по­требности обладают разной мотивирующей силой и А. Маслоу выделил относительные приоритеты, строя иерархическую дифференциацию основных потребностей человека. В соот­ветствии с такой дифференциацией автор данной теории вы­делил пять групп потребностей: физиологические, без­опасности, принадлежности и причастности, признание и са­моутверждения, самовыражения — см. рис. 12.

По мнению А. Маслоу, существуют так называемые базис­ные потребности, которые связаны с обеспечением выжива­ния человека. Эти потребности удовлетворяются человеком в первую очередь, и только потом ведущее значение приобре­тают потребности следующего уровня. К ним относятся по­требности безопасности и потребности в социальных связях, затем уже потребности самоуважения и, наконец, самореали­зации.

Поскольку любая ситуация или действие полимотивирова-ны, каждому руководителю необходимо знать, что входит в структуру основных мотивов человека, работающего в физ­культурной организации. В таблице 2 приведены связь по­требностей и средств их удовлетворения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

36.Сущность и основные задачи функций координации и регулирования.

Координация — это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача функции — достижение согласованных действий во времени и пространстве всех органов управления и должностных лиц, а также между системой в целом и внешней средой путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

Эта функция в управлении как бы дирижирует другими функциями, обеспечивает динамизм в работе, создает гармонию взаимосвязей между звеньями организации. Характер содержания этих связей может быть самым различным и зависит от координируемых процессов и поступающей информации.

Для реализации этой функции могут использоваться информация в виде отчетов, докладных записок, аналитических материалов, а также принимаемых решений на совещаниях по возникающим проблемам.

На базе принятых форм связи устанавливается взаимодействие между подразделениями организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всего процесса управления (планирование, организация, мотивация и контроль), а также действия всех уровней управленцев. Частью текущего координирования является регулирование. Содержание которого направлено на поддержание требуемого соответствия между различными элементами системы, ликвидацию возможных отклонений от установленных норм, графиков и плановых заданий.

Сегодняшнее развитие производства связано с непрерывными изменениями ситуации, порождаемые как движением самой системы, так и окружающей средой. Возникающие изменения в производственном процессе устанавливаются на базе поступающей информации с помощью диспетчирования, что является формой оперативного регулирования.Все виды информационных операций автоматизированы, осуществляются на базе информационных технологий и подвергаются оперативной обработке. Результаты которой направляются руководителю, принимающему решение по возникшей ситуации.

37.Понятие и содержание функции мотивации.

Поведение человека всегда мотивировано и побуждает его к активным действиям удовлетворения различных потребностей, под которыми понимается как нехватка чего-то, вызывающая состояние дискомфорта.

Считается, что потребности могут быть естественными (в пище, воде и т. п.) и социальные (в признании, славе); врожденными (в общении) и приобретенными (обучении); первичными (в факторах, обеспечивающих выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности); материальными и нематериальными.

При этом выделяют три уровня удовлетворения потребностей: минимальный обеспечивает выживание; нормальный вызывает способность трудиться эффективно; уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения.

Когда появляются потребности у людей, то возникает и желание их удовлетворить, появляется интерес к тому, что позволит это сделать. Практика показывает, что побудительным мотивом, который управляет поступками людей, являются мотивы.

Мотивацияэто процесс, с помощью которого побуждается деятельность людей для достижения личностных целей и целей организации.

Мотивация может быть внутренней и внешней. Достижение внутренних мотивов людей производится посредством их личных качеств: отношение их к делу, моральные обязательства и пр. Зная, какие мотиваторы побуждают человека к тем или иным действиям, можно с их помощью попытаться управлять поведением человека. Мотиваторами могут служить различные типы поощрения, наказания, принуждения. В зависимости от характера людей мотиватор может быть применен к человеку до начала и после завершения действия.

Рычагами внешней мотивации выступают стимулы, которые обеспечивают поведение человека путем расширения или ограничения его возможностей удовлетворять потребности.

Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования, которое по содержанию бывает экономическим и неэкономическим. Сущность экономических стимулов сводится к тому, что при выполнении поставленных требований, человек получает выгоды, повышает свое благосостояние. Неэкономические стимулы делятся на организационные и моральные. При этом мотиваторами выступают планирование профессионального развития и карьера, продвижение по службе, информация об достижении и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *