Вращаем мотор убитого жесткого диска
Сломался у меня винчестер от ноута. Хотел его сегодня выкинуть, покрутил в руках и в голове промелькнула идея оживить моторчик привода диска. Вспомнил теорию по двигателям, которую получил ещё в студенческие годы, прикинул, что там стоит обычный фазный синхронный двигатель. Гуглить и искать в интернете специально ничего не стал — решил запустить его сам.
Раскрутив винт по винтикам обнаружил четыре контакта, идущие к мотору. Прозвонив эти контакты я обнаружил, что мотор содержит три обмотки, подключенные по схеме "звезда" с выводом от общей точки. То есть получается три фазы и общий выход. Фазы смещены на 60 градусов. Сопротивление обмоток низкое, в районе пары Ом.
Чтоб запустить моторчик нужно по очереди подавать импульсы на эти три обмотки. Быстро накидав текст программы для микроконтроллера и спаяв на коленках схему получил результат формы сигнала:
С микроконтроллера сигнал поступает на мосфеты Т1 — Т3, далее с мосфетов импульсы подаются на обмотки А B и C. Общий вывод N подключен к плюсу через токоограничивающий резистор. Чтобы мотор хорошо работал, нужно подбирать оптимальное соотношение скважности импульсов.
Запускаем мотор от hdd.
Спустя 40 с лишним дней мне наконец-то прислали драйвер. За это время я успел найти пару моторчиков от жёстких дисков, и сейчас расскажу как же запустить его. В комплекте к моему драйверу шел "сервотестер", правда на корпусе написано "сервер тестер".
Это устройство генерирует шим сигнал, необходимый для управления драйвером. Имеет три режима:
1)ручной
2) половина газа
3)периодично повышать и понижать обороты.
Цена всего этого комплекта 300 рублей.
На вход подаем 12 вольт, на выходе имеем 3 провода, которые подключаем к двигателю.
Итак, берем мотор, паяем к нему три провода, учтите, что мотор хорошо крутится только против часовой стрелки, это обусловлено строением системы подшипников.
В позапозапрошлом посте я писал, для того чтобы изменить направление вращения BDLC мотора достаточно поменять местами два провода идущие к обмоткам.
Схема готова, подаем питание 11-12 вольт и смотрим:)
Мотор запускается, вы имеете возможность регулировать обороты) Токопотребление в районе 1 ампера.
Таким образом вы можете запустить любой мотор от hdd или dvd прикрепить наждачный круг и пользоваться наждаком.
Всем спасибо, хорошего дня:)
Супер, ставим пропеллер на мотор ДВД, раскручиваем на 26000 оборотов и получаем пулемет, стрелявший лопостями!
А как же ссылка на устройство?)
А к вот такому движку от диска куда цеплять?
а если использовать в квадракоптерах получиться?
Первые диски Western Digital Raptor WD360
В моей сфере работы возникают такие моменты, когда кроме ремонта тебе привозят старую списанную технику просто так, не прося ни копейки денег.
Итак до меня сначала доехала лишь часть списанного сервера на базе Intel Xeon (какого именно пока не знаю, знаю что Socket 603) и это была корзина с жесткими дисками и SATA контроллером. Дисков в сумме было 6 штук. Все одинакового объема и одной даты производства.
Представляю вашему вниманию Western Digital Raptor, первый «гражданский» жесткий диск с интерфейсом SATA на 10000 RPM.
Объем диска всего 36 гигабайт.
Если вы обратили внимание по левой грани диска есть так называемое оребрение. Оно сделано для лучшего охлаждения накопителя, ведь во время работы диск может нагреваться больше 60 градусов.
Дату производства мы можем наблюдать 13 июля 2003 года, целых 20 лет назад. Из 6 дисков к сожалению выжили не все, два диска сразу стучат головами, два диска находятся в удовлетворительном состояний и два в идеальном (по тестам поверхности и механики).
Диск имеет двойное питание. Старого вида Molex и более современный SATA. Но одновременно их подключать нельзя, что указано на наклейке самого накопителя.
Помимо двойного питания мы так же можем наблюдать 4 колодки перемычек для настройки работы накопителя.
Описание перемычек со стороны платы.
Если обратиться к официальной документации мы узнаем лишь значение перемычек 1-2 и 3-4. Остальные перемычки в документации не указаны и скорее всего, относятся к служебным (к примеру для подключения к PC3000)
1-2 перемычка – так же что и работа без перемычки, обычная работа жесткого диска
3-4 перемычка – активирует специальную настройку управления питания диска
Посмотрим на обратную сторону диска и взглянем на контроллер поближе.
Первое что бросается в глаза это одинокий чип стоящий этой стороне платы. Это конвертор интерфейса с IDE на SATA Marvell 88i8030-TBC.
То есть по сути в руках мы держим IDE диск на 10000 RPM который был сконвертирован в SATA. Кстати данной конвертацией пользовались еще и диски Samsung линейки SpinPoint, контроллер был только современнее, да и диски свежее (если не ошибаюсь 2005 год)
На обратной стороне платы тут очень много всего. Давайте разберем по порядку.
Главный контроллер коммутации. Грубо говоря сигналы от него идут к конвертеру IDE>SATA.
Драйвер питания двигателя
Процессор жесткого диска
Кеш память на 8 мегабайт
Чип флеш памяти на 128 килобайт куда записана часть микропрограммы диска
На минуточку прервемся. Я не зря сфотографировал этот чип. В случае если будет необходима смена платы на диске (не только на этом) данную микросхему необходимо перенести со старой мертвой платы на новую, иначе жесткий диск просто не запустится.
Регулятор напряжения. Скорее всего за его работу отвечают перемычки 3-4.
А теперь посмотрим на скорость диска
При проверке программой Victoria 3.5 под DOS мы действительно можем увидеть что двигатель действительно крутится на 10000 RPM
Прошу прощения за полосы на мониторе, но в мастерской обычно используют то что уже людям не надо)
Скорость линейного чтения\записи составляет почти 60 мегабайт в секунду, что для 2003 года очень хороший показатель. К примеру диск seagate 7200.7 на 40 Gb с интерфейсом IDE (PATA) показывает результат почти вдвое меньше — 37 мегабайт в секунду
А время доступа к данным при нелинейном чтении составляет 8-10 Миллисекунд
Статья близится к логическому завершению. Один из дисков я определил в старый внешний бокс для служебных целей где его работа не будет столь продолжительной для его критичного нагрева в тесном корпусе. Что делать с остальными сказать затрудняюсь, можно конечно собрать с ними компьютер, но 36 Gb в 2023 году когда уже в телефонах в среднем 32-64 гигабайта это смешно. Ну разве что собрать на той плате которая умеет Raid и сделать из них что то около 80 Gb.
В конце вам ролик со звуком работы данного диска
Ответ astrobeglec в «Что надёжнее, SSD или HDD? Холивар продолжается…»
Для рядовых пользователей, у которых есть домашний ПК, ноутбук, а возможно, еще ПК у родителей есть хорошее решение, которое хоть и не заменит полноценный бэкап, но текущие документы может помочь сохранить в ситуации, когда SSD в один миг превратился в тыкву..
Решение это — синхронизация. Если у вас есть аккаунт в облаке и вы готовы доверить свои данные всяким "корпорациям" — пользуйтесь ими.
Для тех, кто не готов делиться своими файлами, но имеет несколько компов с достаточным объёмом памяти — используйте Syncthing.
Настраивается все достаточно просто.
1. Устанавливаете клиент на все свои компы.
2. Связываете компьютеры (или мобильный телефон) через ID или QR код.
3. Выбираете какую папку на диске синхронизировать.
4. Выбираете клиентов, с которыми этой папкой поделиться.
5. На клиентах подтверждаете синхру.
Я таким образом синхронизирую все основные папки пользователя: рабочий стол, документы, музыка, видео и т.д. плюс с телефоном синхрится папка камеры.
У меня есть сервер дома и сервер у родителей. Там стоит по 2Тб HDD под всякие фильмы, dlna, transmission. Они же включены 24/7 и принимают файлы пользователей как мои, так и всех моих домочадцев. Древнего i3 хватает с головой.
P.S. это НЕ ЗАМЕНА полноценным бекапам. Но это хорошая возможность резервирования своих файлов + отсутствие необходимости их переноса между компьютерами. Сохранил на ноуте на рабочий стол — сел за десктоп, а файл уже там.
Надеюсь ком-то поможет.
А вы видели как информацию на дисках уничтожают?
Ну и диски заодно?
Ну тогда смотрите:
Громкий щелчок, после которого диск вылетел из кармана, это сильный электромагнитный импульс. Далее, пока пищит, наводится электромагнитное поле.
Удаляется вся информация с любых магнитных носителей. Диски после такого только в помойку. Точнее так: неисправный диск, перед тем как отправится в мусор, проходит через уничтожалку.
Наклеечки наклеил чтобы контору не палить. Незачем СБ возбуждать лишний раз.
Кстати, после долгой работы с прибором, лично у меня, начинает болеть голова. Наверное, какое то излучение от него всетаки есть.
Вот, как то так.
Показали образец взаправду российского NVME SSD
Отличная новость! Kraftway показали NVME SSD на базе контроллера собственной разработки и чипов пямяти, производимых GS Nanotech: https://servernews.ru/1069610/
Этот контроллер – действительно российская разработка, хотя знаю о нём не много. Больше знаю о контроллерах, разработанных DSOL, у них и для флешек и для МicroSD и для SSD есть.
А память действительно производится GS Nanotech, не перемаркировка. Они получают готовые пластины, затем режут и корпусируют их на собственной линии. Это не какая-то «отвёрточная сборка». Лично видел, там всё круто и очень серьёзно.
В GS Nanotech сейчас производство продолжается на основе складских запасов, идёт восстановление цепочек поставок. Ожидается, что реализация запланированных проектов и производство будут продолжаться и дальше.
Как дела с выпеканием чипов в Kraftway — не знаю, но по аналогии с ситуацией в некоторых других российских компаниях могу предположить что решить проблему смогут.
Дополню, в каментах вижу что многим людям непонятно, почему это круто:
— Основной технологический секрет производителей SSD — это прошивка и контроллер. Здесь они российской разработки.
— Невозможно воспроизвести сразу весь технологический цикл. Только постепенно, по частям. Освоена важная часть.
Также поясню, что я не имею отношения к госсектору или компаниям, упомянутым в новости. Работаю в организации, которая специализируется на восстановлении данных, много общаюсь с людьми, которые изучают носители информации. Поэтому хорошо представляю себе на сколько важной частью является написание прошивки и дизайн контроллера.
Как устроен жёсткий диск и принцип работы HDD и SSHD
Жёсткий диск может хранить в себе большое количество данных, но знаете ли вы как он устроен внутри или принцип его работы?
Так вот я вам наглядно покажу. HDD состоит из двух частей. Корпус, чёрного цвета и прикрытый крышкой, это гермоблок. Плата на обратной стороне, это контроллер. О нём я расскажу чуть позже. А сейчас посмотрим что внутри гермоблока.
Открыв крышку, сразу бросается в глаза большая блестящая пластина, занимающая большую часть корпуса и зажатая шайбой. Это и есть сам жесткий диск, их кстати может быть несколько расположенных один над другим.
Пластины крепятся на шпиндель электромотора, который заставляют их вращаться со скоростью 7200 об/мин, а контроллер поддерживает постоянную скорость вращения при помощи контактов на обратной стороне корпуса, через них же и осуществляется питание. Именно на пластинах хранятся все данные, причём не только пользовательские, но и служебные необходимые самому устройству.
Чем больше пластин, тем больше информации может вместить устройство, а выполнены они обычно из металлических сплавов (хотя были попытки делать их из пластика и даже стекла, но они были не долговечны, встречаются даже керамические диски).
Покрыты пластины ферромагнитным слоем, который и хранит всю информацию. Этот слой разбивается на сотни тысяч узких дорожек, каждая из дорожек разделена на секторы это позволяет определять, куда записывать и где считывать информацию. А вся карта о секторах и дорожках находится в памяти контроллера.
Ну а чтобы записать данные, над диском с большой скоростью движется металлический кронштейн, который называется коромысло, на его конце находятся слайдеры с магнитными головками.
Головка проходя над дорожкой намагничивает микроскопическую область на ферромагнитном слое, устанавливая магнитный момент такой ячейки в одно из состояний «0» или «1», а с помощью улавливания магнитного потока происходит считывание информации, когда головка проходит над областью с измененной полярностью, она фиксирует импульс напряжения, этот импульс считывается как единица, а его отсутствие как 0,(каждый такой 0 и 1 называется «бит»). Считываемые головкой сигналы очень слабы и перед отправкой на контроллер должны проходить через усилитель. Отвечающий за это чип находится с боку коромысла (preamplifier).
Вся эта конструкция приводится в движение при помощи привода основанном на электромагнетизме. Который называется сервопривод. Вот он позиционирует коромысло в то место, куда нужно записать или откуда считать информацию и управляется интегральной микросхемой. Внутри он состоит из двух мощных неодимовых магнитов, катушки и фиксатора. Фиксатор предотвращает какие-либо движения головок в отключенном состоянии и пока шпиндель не наберёт обороты. Всё это важно, потому что от этой конструкции зависит долговечность головок, а от скорости и точности перемещения коромысла зависит время поиска данных на поверхности пластин. Интересно ещё то что головка коромысла обычно не соприкасается с дисками, а парит над ними при помощи восходящих воздушных потоков на расстоянии примерно 10 нм от крутящейся пластины благодаря аэродинамической форме слайдера.
А так как это очень маленькие расстояния, и все детали движутся на огромных скоростях. Внутри корпуса есть циркуляционный фильтр (recirculation filter), он находится на пути потоков воздуха, создаваемый вращением пластин, этот фильтр постоянно собирает и задерживает мельчайшие частицы которые могли бы повредить пластины и хранящуюся на них информацию или вывести из строя магнитную головку. Кроме него, на обратной стороне корпуса и на крышке имеются маленькие, почти незаметное отверстия (breath hole). Они служит для выравнивания давления и прикрыты фильтром (breath filter), которые так же задерживают частицы пыли и влаги.
Внутренности гермоблока мы рассмотрели, давайте теперь вернёмся к контроллеру, так как очень сложная и важная часть жёсткого диска. Эта плата с разъёмами представляет собой интегральную схему, которая синхронизирует работу диска с компьютером и управляет всеми всеми процессами внутри hdd. Перевернув плату, можно увидеть что это целый микрокомпьютер со своим процессором, оперативной и постоянной памятью и есть своя система ввода/вывода.
Чип с большим количеством ножек это MCU — контроллер который занимается всеми расчётами и преобразует аналоговый сигнал с головки в цифровой и наоборот. Для ускорения этих операций рядом распаян чип с памятью DDR SDRAM. Который служит в роли буфера для хранения промежуточных данных, которые уже считаны с жесткого диска, но еще не были переданы для дальнейшей обработки, а также для хранения данных, к которым система обращается довольно часто.
А вот два других крупных чипа это Flash память и её контроллер. Они действует как большой кэш для часто используемых данных, для повышения производительности. Но эти чипы устанавливаются только в гибридных HDD и в большенстве дисков их нет.
(по сути это ssd внутри hdd=SSHD).
Так же, важным чипом является контроллер управления двигателем и головками VCM controller, так как, он управляет питанием MCU, Блоком магнитных головок внутри гермозоны и двигателем hdd.
Так же на плату устанавливаются датчики вибрации (shock sensor) которые определяет уровень тряски и в случаи высокой интенсивности отправляют сигнал VCM контролеру на корректировку движения головок или на их парковку и выключение hdd. В действительности, эти датчики плохо работают, так что лучше не трясти и не ронять жёсткий.
Компоненты hdd мы рассмотрели, давайте теперь свяжем всё это вместе чтобы был понятен сам принцип работы жесткого диска.
При подаче питания на Жёсткий диск, двигатель расположенный внутри корпуса начинает раскручивать шпиндель на котором закреплены магнитные пластины. И пока пластины ещё не набрали обороты, чтобы между головкой коромысла и диском образовалась воздушная подушка, головки запаркованы у шпинделя у центра, чтобы не навредить секторам с информацией и самой головке. Как только обороты достигают нужного уровня, сервопривод (электромагнитный двигатель) приводит в движение коромысло, которое уже позиционируется в то место, откуда нужно считать служебную информацию о состоянии жесткого диска и других необходимых сведениях о нем, эта область со служебной информацией называется нулевой дорожкой. После неё уже считываются все остальные данные хранящиеся на диске.
Ну а в случае когда питание, резко прекращается, двигатель переходит в режим генератора, и энергия от вращения шпинделей превращается в электрическую энергию, благодаря которой, головки безопасно паркуются и не повреждаются.
Как вы видите, жёсткий диск удивительное и сложное инженерное устройство. Надеюсь, что я смог достаточно понятно и подробно представить для вас базовую информацию об его устройстве.
Запуск старых HDD для прикладных применений
При использовании старых HDD приводов в прикладных целях иногда возникает проблема с тем, что шпиндельный двигатель останавливается через некоторое время после запуска. Есть у них такая «фишка» — если с блока головок не поступают сигналы на микросхему-контроллер, то она запрещает микросхеме-драйверу вращать двигатель. На примере несколько моделей приводов попробуем разобраться, как это исправить.
Всё началось с того, что привезли несколько старых винчестеров (рис.1) и сказали, что здесь рабочие вперемешку с «убитыми», хочешь – выбирай, не хочешь – делай что хочешь. Но если разберёшься, как их использовать в качестве небольшого наждака для правки инструмента, расскажи. Ну, вот – рассказываю…
Первый HDD – «Quantum» семейства «Fireball TM» с микросхемой привода TDA5147AK (рис.2). Посмотрим, что он из себя представляет.
Верхняя крышка крепится 4-мя винтами по углам и одним винтом и гайкой, находящимися сверху, под наклейками. После снятия крышки видны сам жёсткий диск, считывающие головки и магнитная система управления положением головок (рис.3). Шлейф отсоединяем, магнитную систему откручиваем (здесь понадобиться специально заточенный шестигранный ключ «звёздочка»). При желании диск тоже можно снять, если открутить три винта на шпинделе двигателя (также нужен шестигранник).
Теперь ставим крышку на место для того, чтобы можно было перевернуть HDD для экспериментов с электроникой и подаём в разъём питания напряжения +5 В и +12В. Двигатель разгоняется, работает примерно 30 секунд, а затем останавливается (на печатной плате есть зелёный светодиод – он горит при вращении двигателя и мигает при его остановке).
В сети легко находится даташит на микросхему TDA5147K, но по нему не удалось разобраться с сигналом разрешения/запрета вращения. При «подтягивании» сигналов POR к шинам питания добиться нужной реакции не удалось, но при просмотре сигналов осциллографом выяснилось, что при касании щупом 7-го вывода микросхемы TDA5147АK происходит её сброс и перезапуск двигателя. Таким образом, собрав простейший генератор коротких импульсов (рис.4, нижнее фото) с периодом в несколько секунд (или десятков секунд), можно заставить двигатель вращаться более-менее постоянно. Возникающие паузы в подаче питания длятся около 0,5 секунды и это не критично, если двигатель используется с небольшой нагрузкой на валу, но в других случаях это может быть неприемлемо. Поэтому, способ хоть и действенный, но не совсем правильный. А «правильно» запустить его так и не удалось.
Следующий HDD – «Quantum» семейства «Trailblazer» (рис.5).
При подаче напряжений питания привод никаких признаков жизни не подаёт и на плате электроники начинает сильно греться микросхема 14-107540-03. В середине корпуса микросхемы заметна выпуклость (рис.6), что говорит о её явной неработоспособности. Обидно, но не страшно.
Смотрим микросхему управления вращением двигателя (рис.7) — HA13555. Она при подаче питания не греется и видимых повреждений на ней нет. Прозвонка тестером элементов «обвязки» ничего особенного не выявила – остаётся только разобраться со схемой «включения».
Поисковики даташит на неё не находят, но есть описание на HA13561F. Она выполнена в таком же корпусе, совпадает по ножкам питания и по «выходным» выводам с HA13555 (у последней к проводникам питания двигателя подпаяны диоды – защита от противо-ЭДС). Попробуем определиться с необходимыми выводами управления. Из даташита на HA13561F (рис.8) следует, что на вывод 42 (CLOCK) должна подаваться тактовая частота 5 МГц с уровнем TTL-логики и что сигналом, разрешающим запуск двигателя, является высокий уровень на выводе 44 (SPNENAB).
Так как микросхема 14-107540-03 нерабочая, то отрезаем питание +5 В от неё и от всех остальных микросхем, кроме HA13555 (рис.9). Тестером проверяем правильность «порезов» по отсутствию соединений.
На нижнем фото рисунка 9 красными точками показаны места подпайки напряжения +5 В для HA13555 и резистора «подтяжки к плюсу» её 44 вывода. Если же резистор от вывода 45 снять с родного места (это R105 по рисунку 8) и поставить его вертикально с некоторым наклоном к микросхеме, то дополнительный резистор для подтяжки к «плюсу» вывода 44 можно припаять к переходному отверстию и к висящему выводу первого резистора (рис.10) и тогда питание +5 В можно подавать в место их соединения.
На обратной стороне платы следует перерезать дорожки, как показано на рисунке 11. Это «бывшие» сигналы, приходящие от сгоревшей микросхемы 14-107540-03 и старая «подтяжка» резистора R105.
Организовать подачу «новых» тактовых сигналов на вывод 42 (CLOCK) можно с помощью дополнительного внешнего генератора, собранного на любой подходящей микросхеме. В данном случае была использована К555ЛН1 и получившаяся схема показана на рисунке 12.
После «прокидывания» проводом МГТФ напряжения питания +5 В прямо от разъёма к выводу 36 (Vss) и других требуемых соединений (рис.13), привод запускается и работает безостановочно. Естественно, если бы микросхема 14-107540-03 была исправна, вся доработка заключалась бы только в «перетяжке» 44-го вывода к шине +5 В.
На этом «винте» была проверена его работоспособность при других тактовых частотах. Сигнал подавался с внешнего генератора прямоугольных импульсов и минимальная частота, с которой привод работал устойчиво — 2,4 МГц. На более низких частотах циклично происходил разгон и остановка. Максимальная частота – около 7,6 МГц, при дальнейшем её увеличении количество оборотов оставалось прежним.
Количество оборотов также зависит и от уровня напряжения на выводе 41 (CNTSEL). В даташите на микросхему HA13561F есть таблица и она соответствует значениям, получаемым у HA13555. В результате всех манипуляций удалось получить минимальную скорость вращения двигателя около 1800 об/мин, максимальную – 6864 об/мин. Контроль проводился с помощью программы SpectraPLUS, оптопары с усилителем и кусочка изоленты, приклеенного к диску так, чтобы он при вращении диска перекрывал окно оптопары (в окне анализатора спектра определялась частота следования импульсов и затем умножалась на 60).
Третий привод – «SAMSUNG WN310820A».
При подаче питания микросхема-драйвер – HA13561 начинает сильно греться, двигатель не вращается. На корпусе микросхемы заметна выпуклость (рис.14), как и в предыдущем случае. Проводить какие-либо эксперименты не получится, но можно попробовать запитать двигатель от платы с микросхемой HA13555. Длинные тонкие проводники были подпаяны к шлейфу двигателя и к выходным контактам разъёма платы электроники – всё запустилось и работало без проблем. Если бы HA13561 была целой, доработка для запуска была бы такой же, как и для «Quantum Trailblazer» (44-й вывод к шине +5 В).
Четвёртый привод — «Quantum» семейства «Fireball SE» с микросхемой привода AN8426FBP (рис.15).
Если отключить шлейф блока головок и подать питание на HDD, то двигатель набирает обороты и, естественно, через некоторое время останавливается. Даташит на микросхему AN8426FBP есть в сети и по нему можно разобраться, что за запуск отвечает вывод 44 (SIPWM) (рис.16). И если теперь перерезать дорожку, идущую от микросхемы 14-108417-02 и «подтянуть» вывод 44 через резистор 4,7 кОм к шине +5 В, то двигатель не будет останавливается.
И напоследок, вернувшись немного назад, были сняты формы сигналов на выводах W и V микросхемы HA13555 относительно общего провода (рис. 17).
Самое простое прикладное применение старого HDD – небольшой наждак для правки свёрл, ножей, отвёрток (рис.18). Для этого достаточно наклеить на магнитный диск наждачную бумагу. Если «винт» был с несколькими «блинами», то можно сделать сменные диски разной зернистости. И здесь хорошо бы иметь возможность переключения скорости вращения шпиндельного двигателя, так как при большом количестве оборотов очень легко перегреть затачиваемую поверхность.
Наждак, конечно, не единственное применение для старого HDD. В сети легко находятся конструкции пылесосов и даже аппарата для приготовления сладкой ваты…
В дополнении к тексту находятся упомянутые даташиты и файлы печатных плат внешних генераторов импульсов в формате программы Sprint-Layout 5-ой версии (вид со стороны печати, микросхемы устанавливаются как smd, т.е. без сверловки отверстий).
Arduino.ru
Как запустить мотор от жесткого диска с тремя пинами без драйвера юзая только ардуинку да транзисторы?
Облазил все, везде говорят мол шим, или у них мотор с 4-мя контактами, у меня то с тремя.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Там стоит трёхфазный бесколлекторный мотор (BLDC). Работает путём переключения фаз по очереди, ищи в гугле.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Искал, и много. Почти везде мотор с 4-мя контактами, или драйвер.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Я конечно могу запустить мотор на очень низких оборотов от самой ардуинки, и запускал. Но это не дело. 2-3 оборота в секунду это мало. Мотор то 7200
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Искал, и много. Почти везде мотор с 4-мя контактами, или драйвер.
В жёстких дисках обычно такие и стоят. Там обмотка по схеме звезда (рис.1): один вывод общий и по одному выводу на каждую обмотку (всего четрые контакта). Есть ещё по схеме треугольник (рис.2), без общего вывода (всего три контакта)
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Я конечно могу запустить мотор на очень низких оборотов от самой ардуинки, и запускал. Но это не дело. 2-3 оборота в секунду это мало. Мотор то 7200
Ищи как подключать и управлять бесколлектроными моторами по схеме треугольник, если только три вывода.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Походу я ошибся. В моторе с тремя выводами обмотка также по схеме звезда, просто общий не выведен наружу.
Нужно шесть транзисторов, чтобы менять полярность на каждом выводе.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
. я пробовал, однако жд на полные обороты не выходил. Пробовал в тч и управлением напрямую портом. При этом не оставалось ничего для выполнения еще чего либо еще.
оптимальным стало приобретение самого дешевого регулятора для модельного бесколлекторника и управление им шимом, аналогично сервам. Типа этого
ЗЫ. Работает только для трехпиновых движков от НЖМД. Для четырехпинового непрокатилло. Пытался игнорировать средний пин , предполагая звезду. Непрокатилло.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Чтобы мотор вышел на полные обороты и стабильно работал, обязательно должна быть обратная связь (для считывания положения ротора). Иначе на больших оборотах или при резком разгоне мотор может «срываться». Особенно если приложить усилие к ротору, т.к. слабый крутящий момент.
ЗЫ. Работает только для трехпиновых движков от НЖМД. Для четырехпинового непрокатилло. Пытался игнорировать средний пин , предполагая звезду. Непрокатилло.
Странно конечно. По идее должно было заработать.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Ясно, а как дела обстоят с моторами от DVD ромов? На одном три пина, на другом 6, на третьем вообще пять. Через несколько дней будет l293d шилд. Им можно запустить? Или нафиг все это?
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Да почти так же. Я встречал те же трехфазные бесколлекторные моторы. Кто-то говорил, что видел шаговый двигатель. Но там вроде датчики холла на плате уже стоят для обратной связи. Можно ещё глянуть мотор от флоппика.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
От флоппика тоже есть, копил годами). Один совсем старый 5,25. А один 3.5. Сколько пинов не вспомню, но пять или больше, на 5,25 есть датчики
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Через несколько дней будет l293d шилд. Им можно запустить?
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Это я видел. Просто думал можно без контроллера как-нибудь, через транзисторы. Например мосфеты, у меня их 50 штук.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Ну можно, шесть мосфетов надо (три N-канальных + три P-канальных). Порядок переключения обмоток из поста #6, вторая ссылка.
И ещё про Dead time не забыть, чтобы не оказалось два одновременно включенных транзистора на одну обмотку. Иначе сквозной ток и транзисторы погорят.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Я выводил на полные обороты драйвером бесколлекторника, под нагрузкой обороты держало.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Я выводил на полные обороты драйвером бесколлекторника, под нагрузкой обороты держало.
Это ECS контроллером? Возможно потому что там обратная связь реализована.
Если я правильно помню, обратную связь можно сделать так: вывод обмотки, которая в данный момент времени не задействована подключается на АЦП и считывается наведённое напряжение на эту обмотку. И по нужному значению осуществляется переключение обмоток. Как-то так.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- Войдите на сайт для отправки комментариев
В жестких дисках, как правило, применяются трехфазные бесколлекторные двигатели. Обмотки двигателя соединены звездой, то есть получаем 3 вывода (3 фазы). Некоторые двигатели имеют 4 вывода, в них дополнительно выведена средняя точка соединения всех обмоток.
Чтобы раскрутить бесколлекторный двигатель, нужно в правильном порядке и в определенные моменты времени, в зависимости от положения ротора, подавать напряжение на обмотки. Для определения момента переключения на двигатель устанавливают датчики холла, которые играют роль обратной связи.